Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 23:15, реферат
Османская империя на протяжении 6 столетий развила достаточно сложное государственное устройство. В годы правления Османа (1288 – 1326) формируется могущественное военное государство, абсолютистское, по сути, хотя полководцы, которым султан давал разные области в управление, часто оказывались самостоятельными и неохотно признавали верховную власть султана. Этот период обозначен созданием Османской системы государственного управления, которая оставалась практически неизменной на протяжении четырёх столетий. Преимущественно по практическим причинам (торговля, налоги), Османское государство относительно терпимо относилось к немусульманам, в частности не практиковалось принудительное обращение в ислам.
Под наблюдением военных Консультативным меджлисом была разработана ныне действующая Конституция Турецкой Республики 1982 г., принятая в результате референдума 7 ноября. В ней подобно тому, что имелось в двух предыдущих, важна специальная статья 4 о «неизменных постановлениях», в которой говорится о том, что не могут быть изменены, а также не могут вноситься предложения об изменении статей: 1-й – Турецкое государство – республика; 2-й – Турецкая Республика является демократическим лаицистским и социально-правовым государством…, исповедующим национализм Ататюрка…; 3-й – Турецкое государство, страна и нация – единое целое. Его язык – турецкий….
В конституции нашло отражение беспокойство усилением влияния исламистских кругов. Уже в Преамбуле Конституции раскрываются включенные еще в 1937 г. в Закон об основах организации (конституцию) 1924 г. 6 основных принципов развития общества, говорится, что никакие взгляды и соображения, в том числе религиозные верования, не могут противопоставляться турецким национальным интересам…, принцип лаицизма не может допускать вмешательства священных религиозных чувств в государственные дела и политику. На лаицистский характер государства указывается и в ряде статей и, естественно, во 2-й статье Конституции. Что касается религии, то в Конституции признается право граждан на свободу совести, религиозной веры и убеждений. Но особое внимание отводится запрету на вмешательство религии в дела государства.
По сравнению с предыдущей Конституцией нынешняя в большей мере детализирует все сферы государственной жизни, в которые вмешательство религии не допускается. В статье 24 говорится: «Никому не может быть разрешено эксплуатировать религию или злоупотреблять ею или религиозными чувствами или тем, что освящено религией, любым образом для целей личного или политического влияния или для установления, даже частичного, фундаментального социального, экономического, политического или правового порядка в стране на религиозных догмах».
Таким образом, в Турции четко запрещается использование религии в целях изменения государственного строя. После принятия Конституции в 1983 г. было разрешено создание политических партий, что осуществлялось путем воссоздания партий, бывших до военного переворота, в том числе происламских.
Положения Конституции, запрещающие антилаицистскую антигосударственную деятельность, и законы, принимавшиеся в развитие соответствующих положений Конституции, использовались для прекращения деятельности исламистских партий, нарушавших лаицистский фундамент государственного устройства Турции, провозглашавших прямо или косвенно цель – установление в Турции правления на основе шариата. Конституционный суд (статья 149 Конституции) по предложению Совета национальной безопасности (статья 118), в котором определяющую роль играют военные, запрещал происламские партии за деятельность, противоречащую Конституции.
В апреле 1983 г. была создана происламская Партия благоденствия (ПБ). Она заменила, по существу, ПНС и выступала за «сохранение исламских ценностей». ПБ считала, что лаицизм не противоречит свободе совести и религии. Однако она по-своему понимала свободу совести и религии. Ее политика выходила за рамки конституционного определения. Одним из средств укрепления ее позиций было обращение к религиозному образованию в обычных учебных заведениях. На парламентских выборах 1991 г. ПБ добилась значительного успеха, получив 16,8% голосов избирателей. А на выборах 1995 г. ПБ получила уже наибольшее число голосов – 21,3%. Такой успех ПБ объяснялся рядом факторов: возросшим влиянием в стране исламистов, к тому же исповедовавших национализм, острым социально-экономическим кризисом, ростом безработицы, очень высокой инфляцией. Перед выборами 1995 г. генеральный председатель ПБ Н.Эрбакан во имя привлечения голосов исповедующей ислам подавляющей части населения страны выступил против статей 2 и 24 Конституции, в которых говорится о светском характере государства и о запрете использования религии в антигосударственных целях. После выборов, произнося присягу, он вынужден был сказать, что Турция – светское государство. Политика ПБ и ее представителей в образованном в 1996 г. коалиционном правительстве свидетельствовала о том, что партия считала ее основой «сохранение исламских ценностей», что находило отражение в ее деятельности.
Лидер ПБ Н.Эрбакан, занявший на 2 года пост премьер-министра, отдавал предпочтение происламскому курсу во внешней и внутренней политике, хотя в программе правительства, отразившей позиции других парламентских партий, говорилось о сохранении курса на вступление Турции в Европейский союз, о светском характере страны, о верности военно-политическим союзам.
В феврале 1997 г. Совет национальной безопасности призвал к «обузданию» исламистов. В январе 1998 г. Конституционный суд запретил ПБ по обвинению в том, что она намерена ввести исламское правление в стране.
Премьер-министр, лидер ПБ Н.Эрбакан и четыре его соратника были обвинены в «попытке свергнуть конституционное правительство и заменить его режимом, основанным на религиозных принципах». Эрбакану и ряду парламентариев политическая деятельность была запрещена на пять лет.
В декабре 1997 г. была создана происламская Партия добродетели (ПД), которая была в сущности преемницей ПБ. Она удачно участвовала в парламентских выборах 1999 г. – набрала 15,5% голосов. ПД заменила лозунг прежних происламских партий относительно «исламской миссии» на современные понятия, отражавшие состояние общества: демократия, гуманитарные права, свобода личности. Однако в позиции и поведении ПД наблюдались фундаменталистские традиции. В июне 2001 г. Начальник Генерального штаба Турции выразил беспокойство в связи с угрозой, которую представляет собой политический ислам для лаицистской демократии в Турции, а 23 июня было сообщено, что Конституционный суд запретил ПД за исламистскую деятельность, за подрыв лаицистского строя в стране.
Лидеры пришедшей к власти в 2002 г. происламской умеренной Партии справедливости и развития (ПСР) в отличие от своих предшественников заявляли о том, что партия не ставит под сомнение лаицистский характер государства. Лидер ПСР Эрдоган после победы его партии на выборах даже заявил, что его партия не основана на религии. В Программе Правительства ПСР подчеркивается уважение к Кемалю Ататюрку, отмечается его роль в становлении Республики. Она начинается словами: «Во всех наших усилиях основой будет цель достижения уровня современной цивилизации, на что обращал внимание основатель нашей Республики великий вождь Мустафа Кемаль Ататюрк».
Что касается сохранения лаицистского характера государства, то гарантом этого по-прежнему является армия. В мае 2003 г. начальник генерального штаба Турции генерал Хильми Öзкöк заявил, что правительство привлекает на ответственные посты исламистов, и предупредил, что возможно вмешательство военных, защитников лаицистских принципов. В марте 2004 г. Второй начальник Генерального штаба Турции генерал армии Илькер Башбуг, находясь в США, сказал, что Турция – «лаицистское, демократическое, социальное и правовое государство, как оно характеризуется во 2-й главе Конституции… Лаицистское государство и государство умеренного ислама не могут существовать одновременно. Какой была создана Турция, такой она и будет». Это прозвучало, как предупреждение и совет властям сохранять принципы лаицизма.
ПСР, имеющая определяющие позиции в ВНСТ, стала вносить поправки в Конституцию. Предпосылкой при этом была необходимость гармонизировать ряд статей Конституции с условиями вступления Турции в ЕС, осуществление чего нынешние руководители страны приняли как задачу, унаследованную от предыдущих правительств, в течение десятилетий готовивших страну к ее решению.
Естественно, поправки, вносившиеся в Конституцию, не касались принципов государственного устройства страны, которые по статье 4 Конституции о «неизменных постановлениях» неприкосновенны.
Первая поправка, принятая сразу после парламентских выборов 2002 г., имела особое предназначение. Она была внесена в статью 76 Конституции, в которой говорится о том, кто не может быть избран депутатом ВНСТ. В их числе те, кто имел судимость за различные преступления, в том числе, за участие в идеологических и анархических выступлениях либо за подстрекательство и поощрение к таким действиям, даже если эти лица были амнистированы. Это положение было изъято из статьи 76 Конституции. Поправка была принята для того, чтобы Эрдоган мог бы участвовать в довыборах. В выборах 2002 г. он не мог участвовать, так как был осужден в 1998 г. на 10 месяцев по обвинению в подстрекательстве к религиозной нетерпимости.
Реджеп Эрдоган был избран депутатом ВНСТ. Но существо дела не в этом, а в том, что из Конституции было изъято положение, препятствовавшее разгулу подстрекательства к анархическим, идеологическим, антиконституционным выступлениям. В такой ситуации возможны антилаицистские выступления, пресечение которых без вмешательства армии проблематично. Президент Ахмет Сезер накладывал вето на законопроект. Однако ВНСТ преодолело вето президента.
Под давлением обстоятельств, связанных с требованиями ЕС, приняты поправки в Конституции, которые относятся главным образом к правам человека. Среди принятых в 2004 г. поправка (к статье 10), впервые признавшая равенство прав мужчин и женщин. В статью добавлена фраза: «Мужчины и женщины имеют равные права. Государство обязуется гарантировать эти права». Значение ее трудно переоценить, хотя реальное осуществление прав женщин в Турции – дело не близкого будущего.
Были приняты поправки (статьи 15, 17, 87), в которых речь идет об отмене смертной казни, что требуется в ЕС. В статью 90 внесено весьма важное для Турции положение о преимуществе международных соглашений по правам человека перед национальными законами. Эта поправка уместна, так как с правами человека в Турции большие проблемы.
В поправке к статье 131, где речь идет о формировании Совета по высшему образованию, исключено участие в этом руководства Генерального штаба, что является предметом разногласий между военными и правящей ПСР.
Из Конституции была исключена ст. 143, в соответствии с которой создавались суды государственной безопасности. Функции этих судов заключались в рассмотрении дел, «связанных с преступлениями… против… единства государства и нации, … демократического строя и республики, … затрагивающих внутреннюю и внешнюю безопасность государства».
Суды государственной безопасности рассматривали временами преступления, которые должны были бы рассматриваться обычными судами, и использовались для преследования оппозиции. Их функции были переданы судам по уголовным преступлениям, которые также могут быть использованы против оппозиции. Эта поправка не означает ослабления преследования за преступления против интересов государства и нации и безопасности страны. Но ее принятие отвечает требованиям ЕС.
За время нахождения у власти ПСР внесла в Конституцию большое число поправок, однако, что касается религии, то лишь возникли дискуссии между правительством, с одной стороны, и Генеральным штабом и президентом, с другой, по вопросу о предоставлении прав выпускникам мусульманских школ поступать в любые Высшие учебные заведения и продолжилась дискуссия относительно запрета находиться в тюрбанах (головных платках) в университетах. В дискуссии о тюрбанах принимали участие президент Турции Ахмет Сезер и премьер-министр Реджеп Эрдоган, занимающие противоположные позиции.
Реджеп Эрдоган напоминал, что Мустафа Кемаль ввел «разделение религии и государственных дел» и разъяснял свою позицию: «Мы хотим этого (снятия запрета на появление в тюрбанах в определенных помещениях) не для того, чтобы ослабить принцип разделения религии и государственных дел, мы хотим обеспечить гражданам Турции религиозную свободу».
В связи с 68-летием включения в Конституцию принципа лаицизма (в составе 6 упоминавшихся принципов) влиятельная газета «Джумхуриет» выражала мнение, что «защищать лаицизм, который является наследием Ататюрка, значит защищать демократию». По поводу 68-летия лаицизма Ахмет Сезер сказал: «Лаицизм во имя общечеловеческих интересов обеспечивает верховенство современных принципов общественной жизни и государственного устройства, охраняет общество от людей, имеющих дурные намерения по эксплуатации религии…».
Намаз (молитва) – это повеление Аллаха поклоняться ему. Намаз является первостепенным обязательством для каждого, кто исповедует Ислам. Каждый мусульманин должен совершать намаз пять раз в день. Молиться лучше всего в мечети, однако ежедневное посещение не обязательно. Единственный день, когда каждый мусульманин обязан совершать намаз в мечети, – это пятница. Обувь снимается на входе. Женщины должны находиться в мечети с покрытой головой и в длинных одеждах, прикрывающих ноги.
По мусульманским традициям, брак действителен только в том случае, если были проведены соответствующие обряды. В Исламе религиозный свадебный обряд носит название «никах». Мулла читает четвертую суру Корана («Женщины»), в которой указываются права мужчины и женщины в браке.
Суннат – это мусульманский обряд обрезания крайней плоти у мальчиков 7-10 лет. Как видно по названию, данный обычай предписан сунной, которая разъясняет и дополняет Коран. Считается, что суннат необходим мужчине. К тому же это важная особенность мусульманской истории, так как этот обряд характеризует национально-религиозную принадлежность.
Погребальный обряд в Исламе имеет много общего с доисламскими традициями. Принято хоронить умерших в течение 24 часов после смерти, то есть как можно раньше. Над телом умершего проводят мусульманский обряд омовения и обмывания с использованием благовоний и камфары. Джаназа-намаз (погребальный намаз), как правило, читается несколькими людьми.
Мусульманские истории, традиции и обычаи, конечно же, на этом не ограничиваются. Ведь Ислам – очень богатая религия.