Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 05:51, контрольная работа
Мусульманское право имеет возможность широкого действия в современной исторической обстановке.
Актуальность изучения данного вопроса заключается и в сложности современных международных отношений. Не остается без пристального внимания вражда народов, причиной которых выступают этнические и религиозные разногласия, поэтому особый интерес вызывает значение мусульманского права.
Введение…………………………………………………………….……….….....…3
1. Общая характеристика и отличительные черты мусульманского права...…...4
2. Источники мусульманского права.……………………………….…………..…7
3. Классификация современных правовых систем стран Востока….………….11
4. Тенденции развития современного мусульманского права……….………....15
Заключение………………………………………………………………………….17
Список использованных источников и литературы…………………………..….19
Признание в качестве источника мусульманского права (хоть и второстепенного) обычая (урф, адат) способствовало экспансии ислама, поскольку нередко исламизированные народы, приняв ислам, продолжали во многом следовать своим доисламским обычаям (Тропическая Африка, Средняя Азия и т. д.)4.
3. Классификация современных правовых систем стран Востока
Правовые системы
Можно предложить следующую классификацию современных правовых систем стран Востока, взяв за основу масштабы применения норм мусульманского права и степень их влияния на действующие законодательства.
1. Первая группа – правовые системы Саудовской Аравии и Ирана. В этих странах мусульманское право и по сей день применяется максимально широко. В первую очередь, его нормы и принципы влияют на конституционное законодательство и действующую здесь форму правления. К примеру, конституция Ирана, закрепляет положение об обязательном соответствии шариату (шариат – предписание верующим: чего они должны и чего они не должны делать) всех принимаемых законов. Для исполнения данного положения в этом государстве изданы законы, которые закрепляют в своих статьях общие принципы и конкретные нормы той или иной школы мусульманского права.
Более того, следует отметить, что в Иране и Саудовской Аравии действуют специальные учреждения мусульманского контроля и инспекции, которые могут наложить мусульманское наказание за отклонение от правил торговли, общественного порядка или норм морали.
2. Следующую группу составляют правовые системы Ливии, Пакистана и Судана. Хотя сфера действия мусульманского права здесь не столь широка как в первой группе, но все же остается весьма значимой, в последние годы даже набирает силу тенденция к расширению.
В первую очередь, нормы и принципы мусульманского права заметно влияют на основные акты конституционного характера, а также на деятельность государственного механизма рассматриваемых стран. Например, военный режим Пакистана оправдывал отказ от всеобщих выборов тем, что они "не соответствуют принципам ислама". В Ливии в 1977 году Коран был объявлен «законом общества» и заменил обычную конституцию.
Во всех перечисленных странах данной группы, мусульманское право и по сей день продолжает регулировать отношения личного статуса, здесь сохранились мусульманские суды.
3. Еще одна многочисленная группа – это правовые системы следующих арабских стран: Египта, Сирии, Ирака, Ливана и ряда стран Африки (Сомали, Мавритании) и Азии (Афганистан).
Конституционное право рассматриваемых государств закрепляет особые положения мусульманского права и ислама. А конституции многих из них говорят, что только мусульманин может стать главой государства, а мусульманское право выступает источником законодательства. Но в некоторых из этих стран (Ирак, Сирия) расширяется определенная демократизация мусульманско-правовых положений в части семейного законодательства.
4. Особое положение
занимают правовые положения
Народно-Демократической
Далее рассмотрим мусульманское право Дальнего Востока и Африки.
Индусское право – древнейшее право в мире.
Одно из убеждений индуизма – разделение людей с момента рождения на социальные и иерархические категории, каждая категорий имеет свою систему прав и обязанностей, а также мораль.
Каждая каста (подкаста) придерживается своих собственных обычаев. Собрание касты голосованием решает все споры, при этом опираясь на мнение общества. Оно располагает эффективными средствами принуждения. Наиболее строгое наказание – это отлучение от той или иной группы. Если же нет определенной правовой нормы по отдельному вопросу, то судьи решают его по совести, по справедливости.
Правительству разрешено законодательствовать. Судебные прецеденты и законодательство – это не источники права. Даже если имеется закон, судья может не применять его по всей строгости. Ему предоставлено широкое усмотрение, для того, чтобы всевозможными способами примерить власть и справедливость.
Что касается мусульманского права Дальнего Востока, здесь совершенно иная картина.6
Здесь под сомнением стоит сама ценность права. На западе, в странах ислама, в Индии право рассматривается как к опора социального строя, необходимое средство его охраны. Люди обязаны жить в соответствии с мусульманским правом. Власти тоже должны следовать нормам права, а суды обязаны обеспечивать уважение к праву. Право есть отражение справедливости. А его отсутствие неизбежно приведет к произволу, анархии и господству силы.
Однако странам Дальнего Востока несвойственно такое видение. По мнению китайцев, право не только далеко функций фактора порядка и символа справедливости; право – это орудие произвола, а также фактор, способный нарушить нормальный порядок вещей.
Гражданин не обязан уважать право и даже думать о нем: сама образ его жизни должен исключать любые правовые притязания и обращение к правосудию. В своем поведении человек должен взять за основу не юридические мотивы, а стремление к миру и гармонии.
Дальний Восток по традиции придерживается только такого взгляда, выражая его в формуле «право хорошо для варваров».
В Японии действуют кодексы, которые созданы по европейской модели, однако население, почти не обращается к ним, также как и к правосудию. А суды склоняют стороны к мировому соглашению, разработав оригинальную технику применения права.
В настоящее время, пожалуй, лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых арабских стран с некоторыми отступлениями стали строиться по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) — Египет, Сирия, Ливан, и англо-саксонскому — Ирак, Судан.
4. Тенденции развития современного мусульманского права.
Мусульманская правовая система, как уже говорилось, неразрывно связана с религией, оказывающей до сих пор громадное воздействие на народные массы. Из всех современных мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с политикой, государством и правом. Связующим звеном здесь и выступает мусульманское право. При этом оно оказывает воздействие на современное правовое развитие стран Востока прежде всего через правовую идеологию и психологию.
В настоящее время ни в одной из рассматриваемых стран мусульманское право не является единственным действующим правом.
Направление и глубина воздействия мусульманского, права на современное правовое развитие той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития. Нельзя поэтому игнорировать очевидных различий в позициях, которые занимает мусульманское право в правовой надстройке отдельных рассматриваемых стран. Не случайно, например, наиболее широко оно продолжает применяться в странах Аравийского полуострова и Персидского залива, где в значительной мере сохраняются феодальные общественные отношения7.
Принимая во внимание фактор социальной обусловленности, при оценке позиций мусульманского права не следует сбрасывать со счетов и другое важное обстоятельство – не все элементы современных правовых систем стран Востока в равной степени испытывают на себе влияние мусульманского права. Такое положение во многом определяется спецификой самой мусульманско-правовой формы, в частности характером взаимоотношений мусульманского права и государства. Большое значение имеют также особенности нормативного состава и структуры (системы) мусульманского права, для которой характерными являются заметное преобладание частноправовых отраслей и различия в уровнях развития ее отдельных элементов.
Следующая сфера включает такие отрасли, как конституционное, гражданское, уголовное право и т.д., где наблюдаются "вкрапления" исламских норм, институтов и принципов в европейское по форме и содержанию законодательство. Так, почти повсеместно в этих странах конституции закрепляют положения о государственном характере религии ислама, провозглашают шариат (его принципы) основным источником законодательства. В области гражданского права, например институт вакфа.
Уголовное законодательство этих стран допускает в ряде случаев применение наказаний, предусмотренных шариатом (Иран, Ливия, Саудовская Аравия и т.д.).
Наконец, в такой сфере, как авторское, изобретательское, компьютерное право и т.д., влияние мусульманского права, как правило, отсутствует. Поэтому даже в странах, провозгласивших исламский характер действующего в них права (Йемен, Иран, Саудовская Аравия и т. д.), оно представляет в действительности определенное (и не всегда гармоничное) сочетание европейских и мусульманских норм, институтов и принципов.
Кроме того влияние европейского права проявляется в том, что во многих мусульманских странах осуществляется кодификация права. Мусульманское право во многих странах постепенно превращается из господствующей правовой системы в одну из подсистем национального права.
Рационалистически настроенные правоведы мусульманских стран внимательно изучают правовые системы и опыт стран Западной Европы и Америки, проводят работу по совершенствованию своих национальных систем права, опирающихся на идеологию ислама.8
Заключение
Мусульманское право представляет одну из основных правовых систем современности с собственной правовой культурой, правовой идеологией и правовой наукой.
В нашей стране интерес к Исламу вызван еще и тем, что философская и общественно-политическая мысль мусульманских народов России имеет богатые традиции.
Шариат в наше время – наиболее яркий пример слияния религии (ислама) с правом.
Мусульманское право
принадлежит к семье так
Мусульманское право есть система норм, которые выражены в религиозной форме, и основаны на исламе. Оно охватывает все сферы социальной жизни, даже не подлежащие правовому регулированию.
На основании изложенного выделим отличительные черты современного мусульманского права:
Право дано свыше, его нужно соблюдать, оно неизменно. Основной источник права – религиозные нормы (Коран), предписывающие обязанности, а не права.
В целом это весьма гибкая правовая система, способная адаптироваться в самых различных типах общественного устройства. И всё же мусульманское право – это в большей части только орнамент. Большая часть населения живет в соответствии с традициями, при этом не обращая внимания на искусственные своды норм права, в том числе других правовых систем.
Список использованных источников
1 Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. – 2-е изд. – М.: Юриспруденция, 2007 – с. 133-134.
Информация о работе Мусульманское право: возникновение и основные тенденции развития