Неоязычество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:36, реферат

Описание работы

Неоязычество -- новые или реконструированные древние языческие учения и духовные практики, тип новых религиозных движений. Неоязычество необходимо отличать от непрерывавшихся языческих традиций, таких как классический шаманизм.
Этимологически термин «неоязычество» происходит от церковнославянского понятия «язычество», которое долгое время носило уничижительный характер, поэтому сами сторонники этого течения относятся к термину «неоязычество» зачастую с неприязнью, предпочитая называть себя (в случае со славянским неоязычеством) «родноверами», «православнымиволхвами» «славяно-ариями», «родичами» и др.

Файлы: 1 файл

Копир.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Иными словами, одним из важнейших путей к  достижению поставленной цели русское  неоязычество считает искусственное  расширение рамок русской истории, как во времени, так и в пространстве. Это делается для того, чтобы обосновать идею естественности едва ли не вечного существования Советского, или Российского, государства в его сугубо шовинистическом имперском варианте. Фактически речь идет о некоей "русской предыстории", уходящей глубоко за рамки известной письменной истории. В этом и состоит своеобразие русского неоязычества.

Оно представляет определенное идеологическое течение  нашего времени, способное создавать  специфическое мироощущение по крайней  мере у части населения, побуждающее его к особого рода политической активности. Русское неоязычество ставит одной из своих главных задач трансформацию поведенческих стереотипов и выработку более активного агрессивного отношения к действительности, о чем свидетельствуют те языческие ценности, которое оно в особенности превозносит. И это является еще одной существенной характеристикой рассматриваемой идеологии. Неоязычники обвиняют христианство в том, что оно формирует у людей пассивное покорное поведение, призывает их к смирению и взаимопониманию. Им такой стиль поведения не подходит. Они видят себя людьми активного действия, не спускающими обид и достигающими гармонии путем героической борьбы. Одной из их основных ценностей является понятие справедливости, которое оно понимают по-язычески, т.е. как неотъемлемое право на мщение обидчику. В противовес христианскому всепрощению они отстаивают идею активной борьбы с любым злом путем насилия, называют воинскую культуру важнейшей частью любой этнической культуры и связывают именно с ней такие понятия как доблесть, мужество и честь.

Тем самым, неоязычество по сути своей нуждается в образе врага и активно готовит своих  адептов к грядущим битвам не на жизнь, а на смерть. Поэтому, далеко не случайно, что отдельные группы неоязычников в последние годы активно участвовали в политических баталиях, в том числе, с оружием в руках.

До недавнего  времени неоязыческие "доисторические" мифы занимали свою нишу в национально-патриотических средствах массовой информации, художественной и научно-фантастической литературе. Похоже, что сейчас наступает новый этап, когда их авторам хотелось бы завоевать более широкое признание. Недавно один из создателей неоязыческого мифа писатель В.И.Щербаков добился публикации в издательстве "Просвещение" книги, предназначенной для старшеклассников, в которой он развивает свои фантастические идеи о родстве русских с этрусками и фракийцами, об обитании скандинавов в Парфии, о славянах-венедах, якобы живших некогда от Индии до Западной Европы и давших местным народам письменность и государственность. Мало того, в книге в завуалированном виде присутствует и характерная антисемитская версия истории, говорящая о том, что будто бы "ваны-венеды" создали древнейшую государственность в "Ванаане (Ханаане)". В настоящее время все эти идеи вошли уже в "золотой фонд" русской псевдонаучной историографии, и отдельные авторы ссылаются на них как на неопровержимую истину.

Становление русского неоязычества происходило в 1970-1980-е  гг., когда в стране, как грибы, росли многочисленные новые "постатеистические" секты и религиозные направления. Есть веские основания говорить о влиянии кришнаизма на сложение неоязыческой "национал-патриотической" идеологии, настаивающей на арийстве славян и бесценной роли их "ведических" знаний. Ведь появившееся в России в 1971 г. Общество сознания Кришны вполне целенаправленно занималось поиском общих корней и концепций древнеиндийской религии и славянского язычества.

По свидетельству  экспертов, ранний этап существования  общества "Память", т.е. первая половина 1980-х гг., был окрашен неоязычеством. Это подтверждает и один из организаторов движения, В.Емельянов, говоря о том, что "Память" была задумана как языческая, антихристианская организация. В июне 1983 г. "Память" провела специальное заседание, посвященное поддельной "Влесовой книге", которую высоко чтут почти все русские неоязыческие движения. Среди руководителей Общества, дороживших как своим членством в КПСС, так и единством Советской Империи, не было ни верующих христиан, ни монархистов. А неоязычество было представлено неким сплавом из обрывков славянского язычества с вульгаризированным индуистским учением в интерпретации "гуру Вар Авера" (Валерия Аверьянова). Среди других "классических произведений" почетом пользовались "Десионизация" Валерия Емельянова и "Христианская чума" Анатолия М.Иванова (Скуратова).

В настоящее  время русское неоязычество представлено тремя группами. Первая - это небольшие  общины, которые селятся подальше от города, живут обособленно своей  жизнью и регулярно исполняют языческие ритуалы и моления. Примером является семья А.Добровольского (Доброслава), поселившаяся в небольшом поселке в Кировской области. Вторая - это представители городской интеллигенции, которые живут нормальной городской жизнью, но время от времени, чаще всего по языческим праздникам, собираются вместе для исполнения языческих ритуалов. Наконец, третья группа - это "идеологические язычники", для которых язычество - это определенное мировоззрение, способ выразить свое отношение к окружающему миру. Поэтому для них язычество представляет не столько религию, сколько идеологию, и сводится к ряду мифологем, в которых немалую роль играют антисемитские мотивы. В последнее время в этой группе распространяется идея о том, что язычество - это вовсе не религия, а система научных ведических знаний, которые имелись у древнейших славянских предков, но затем были почти полностью уничтожены христианами. Раздается призыв к их возрождению, разработке и широкому распространению на пользу человечеству. Среди таких идей растет роль расового подхода и расизма, все больше говорится о необходимости спасения Белого Человека.

Первая группа невелика по размерам. Неизвестно число  таких общин. Возможно, их - несколько  десятков по несколько десятков человек  в каждой. Вторая группа крупнее - в каждой из городских языческих общин, видимо, не менее сотни человек. Эти общины имеются в нескольких десятках городов России, причем в больших городах, таких как Москва, встречается до трех-четырех общин. Самой крупной группой является третья. Именно эти люди более всего участвуют в политических движениях, консолидирующихся на основе неоязыческих идей.

Языческие общины, просветительские, оздоровительные  и политические движения начали оформляться  в течение 1980-х гг. Одним из первых стало "Общество волхвов", созданное по инициативе В.Н.Безверхого в Ленинграде. Вначале оно старалось себя широко не рекламировать, но в 1986 г. было зарегистрировано и получило официальный статус. Летом 1990 г. было учреждено историко-культурное просветительское общество "Союз Венедов" во главе с Константином В.Сидаруком, бывшим членом Ленинградского отделения Национально-патриотического фронта "Память". У Союза есть своя газета "Родные просторы" с приложением - журналом "Волхв", которые издает кооператив "Веды", возглавляемый Безверхим. В 1990-е гг. Союз пережил несколько реорганизаций и изменений в своей идеологической платформе.

Последние из них  произошли в начале 1997 г. Теперь "Союз Венедов" объявил себя "Общественным институтом охраны культуры (конфессиональным союзом потомков хлеборобов)". Его возглавляет Совет волхвов "Твердыня здравомыслия", в который вошли председатель Союза (Е.В.Соколов), руководители его печатных органов (журнала "Волхв" и газеты "Родные просторы") и региональных отделений. Составители "концепции истории и культуры" (11 человек) были выделены в особый Совет во главе с "дедом Венедов" Виктором К.Федосовым. Еще перед одним подразделением, состоявшим из 11 человек, была поставлена практическая задача "внедрения концепции". Кроме того, был организован институт "почетных венедов" из шести человек, среди которых значился и В.Н.Безверхий. О внешних связях венедов говорит наличие отделений Союза в "Малой России", "Белой России", Обнинске и Астрахани, Рыбинске, Пскове и Владивостоке. Кроме того, венеды отмечают свое тесное сотрудничество с одноименными организациями в Омске, Самаре, Коломне, Краснодаре, Железногорске, а также в Германии, Великобритании, Польше и США. Любопытно, что Москва в этом списке опущена.

Изменились  и идеологические установки Союза. Теперь венеды призывают "выбросить на помойку любую религию, любую веру в сверхъестественное". Предметом их веры являются "возможности человеческого разума и науки". Они отмечают, что наша эпоха требует "отвергнуть всяческие религии", и утверждают "культ человеческого разума и знаний", т.е. "Здравомыслие". Тем самым, призывая к "восстановлению народной веры", под верой они понимают "веру в силу способностей разума и познания", что якобы тождественно "ведическому мировоззрению". Иначе говоря, откровенный атеизм петербургских венедов самым непостижимым образом сочетается у них с призывами к возрождению дохристианской веры - язычества. В 1993 г. в "Союз Венедов" входили 43 человека, а число его сторонников к 1995 г. составляло до 200 человек или несколько более. В начале 1997 г. "Союз Венедов" в целом насчитывал 39 человек.

Другой группой, оформившейся в Петербурге в 1992 г. также  на неоязыческой платформе, было Русское  освободительное движение (РОД), которое  сперва боролось за создание "чисто  русского" государства с исключительно русской по крови бюрократией. Своим символом оно избрало "знак Перуна" - изображение трехпалой свастики. Перспективу это движение видело в установлении жесткого диктаторского режима, опирающегося на военную диктатуру внутри страны и ведущего агрессивную внешнюю политику. В соответствии с логикой развития русского неоязычества это движение также стояло на ярко выраженной антисемитской платформе.

В Москве и в  Московской области уже успешно  действуют несколько языческих  общин. Московская славянская языческая община была создана в декабре 1989 г. Она заявляет о своей полной аполитичности и устремленности лишь к древней славянской духовности22. При этом за недостатком знаний о сути славянского язычества "жрецам" приходится прибегать к творческим инновациям и создавать ритуал почти что заново, ибо в живой практике он не сохранился. Имеются лишь книжные описания, да обрывочные воспоминания стариков. В последние годы русские неоязычники отмечают зимнее и летнее солнцестояние, дни весеннего и осеннего равноденствия. Главным считается праздник Купалы, связанный с летним солнцестоянием. Его называют "солнцеворотом", ассоциируют с "русской свастикой", "коловоротом", и посвящают очистительным силам огня и воды, а также плодородию.

Еще одна ведическая община - Центр ратиборств и воинской культуры "Святогор" - возникла в Коломне. Ею руководит А.Егоров (Велигор), уделяющий особое внимание воспитанию уважения к древним воинским искусствам как одному из важнейших элементов славянского культурного наследия.

Среди религиозных групп, представляющих славянское неоязычество, могут быть названы:

· Союз славянских общин славянской родной веры (Россия)

· Круг языческой  традиции (Россия)

· Велесов Круг (Россия)

· «Стрелы Ярилы» под руководством Алексея Добровольского (Россия)

· Схорон Еж Словен (Россия)

· РУН-вера (Украина)

· Великий Огонь (Украина)

· Лига Освобождения Разума (Россия)

Микроскопические  группы поклонников Перуна и Велеса появились в России еще в годы застоя. Среди их идеологов особого  упоминания заслуживают три личности. Это, прежде всего, Валерий Емельянов (Велимир). В конце 70-х годов он написал и распространил в самиздате книгу «Десионизация», в которой реанимировалась идея «жидомасонского» заговора, а христианство оценивалось как «предбанник сионизма». Вскоре Емельянов был исключен из партии и заточен в психиатрическую больницу, из которой вышел лишь после объявления Перестройки.

В психушке и  тюрьме побывал и другой диссидент  от язычества -- Анатолий Иванов, автор  культового среди неоязычников памфлета «Христианская чума». Наконец, нельзя не упомянуть Алексея Добровольского, человека неоднократно судимого за антисоветскую деятельность, после долгих духовных блужданий ставшего убежденным язычником и принявшего языческое имя -- Доброслав. Его перу принадлежит множество опусов по русскому неоязычеству, в том числе программная статья «Стрелы Ярилы».

 

Список использованной литературы

русское неоязычество религия

1. Рыбаков Б., Язычество Древней Руси, Москва 1988; Язычество древних славян, Москва 1997.

2. http://russidea.rchgi.spb.ru Неоязычество

3. Васильев М.  А. Неоязычество на постсоветском  пространстве. Рец. на: Неоязычество  на просторах Евразии. М., 2001 // Славяноведение. 2002. № 4.

4. http://www.kolhida.ru В.А.  Шнирельман Неоязычество и национализм


Информация о работе Неоязычество