Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:33, реферат
Феномен нетрадиционной религиозности.
Религиозно-философские учения и духовные движения второй половины XIX - XX столетия.
Особенности и классификация новых религиозных движений и культов.
Движение Нью-Эйдж и духовные лидеры нашего времени.
Феномен нетрадиционной
религиозности.
Религиозно-философские
учения и духовные движения второй половины
XIX - XX столетия.
Особенности и классификация
новых религиозных движений и культов.
Движение Нью-Эйдж и
духовные лидеры нашего времени.
Нетрадиционная религиозность - новое духовное явление XX века. Возникновение «новых сект», «новых религий» зафиксировано в США в 50- 60-х годах XX в. Новые духовные объединения известны под разными названиями: «новые религиозные движения», «религии Нового века», «тоталитарные секты», «деструктивные секты», «внеконфессиональные религии» и т.д. Для обозначения новых религий широко употребляется и термин «Нью – Эйдж» - «Религии Нового Века».
В то же
время можно сказать, что ни одно
из вышеуказанных названий не отражает
адекватно природу новой
В зависимости
от степени влияния культ
Нетрадиционная религиозность - это духовное явление достаточно сложное и трудно поддающееся религиоведческому осмыслению, поскольку в этом феномене отражены сложные процессы духовно-нравственного состояния современного мира.
Новые религиозные движения - это новые конфессии, религиозные группы, течения, в появлении которых отразились процессы модернизации в религиозной сфере. Обусловленные изменением мировоззренческих парадигм, кризисом традиционных религий, взаимовлиянием различных культур в условиях нарастающей глобализации, новые религиозные движения выступают результатом религиозной инициативы отдельных личностей, которые, базируясь на определенной вероисповедной традиции или синкретизме нескольких, создают новое вероучение, культ, организацию.
Комплекс социальных причин, породивший ощущение бесперспективности жизни, невозможности установления гармоничных отношений в обществе, осуществления гуманных идеалов, создал благоприятные условия для распространения новых религиозных движений, обещающих каждому личное спасение, безграничные возможности нравственного самосовершенствования, самовыражения.
Кроме того, появление и распространение новых религиозных движений связано с массовой секуляризацией и глобальными информационными обменами, расколом традиционных религий и внутренними распрями, что порождает недоверие и разочарование простых верующих, пытающихся найти ответы на сложные вопросы и утешение вне традиционных религий.
Появление новых нетрадиционных религиозных движений и культов связывается с крупными социально-политическими и культурными переменами в современном мире, ослаблением позиций традиционных религий. Разочарование в официальных ценностях потребительского общества, чувство одиночества и потеря смысла – все это явилось социально-психологическим фактором поиска новой системы ценностей, новой науки жизни.
Американскому футурологу А.Тоффлеру принадлежит очень точная метафора для характеристики рассматриваемой тенденции: «рынок спиритуальных товаров». Фактически он описал стихийно формирующийся в современном мире религиозный плюрализм, религиозный рынок со всеми его позитивными и негативными чертами. Речь идет о неограниченном предложении вероучений и религиозно-мистических практик для удовлетворения широкого спектра индивидуальных и общественных потребностей человека современного общества: от экстатических переживаний до самых причудливых мировоззрений, от экзотических восточных монашеских объединений до тайных религиозных орденов и полувоенных организаций. Тоффлер предвидел возможность использования подобных «спиритуальных товаров» в качестве средств террористической и антигосударственной деятельности.
Согласно концепции Тоффлера, массовое появление новых религий, сект и культов - следствие крупнейшего цивилизационного сдвига, означающего вступление западных стран в постиндустриальную (информационную) фазу общественного развития.
Можно
сослаться также на мнение американского
социолога Д.Белла, считавшего, что
социокультурные перемены будущего непременно
породят новые религии. Укажем и на известного
религиоведа М.Элиаде, который анализировал
современные религиозные новации в контексте
общекультурных сдвигов, принимающих,
по его словам, форму своеобразных «мод
культуры». К ним, помимо нетрадиционных
религиозных представлений, он относил
новые литературные и художественные
мировоззренческие и эстетические идеи.
В целом все это составляет,
согласно его выводу, новую парадигму
общественного сознания и духовно-практической
деятельности в эпоху постмодерна.
Таким
образом, Белл, Тоффлер и Элиаде говорят,
в сущности, об одном и том же,
хотя каждый по-своему в силу разных
исследовательских подходов и задач:
о возникновении новой
Последователями «нетрадиционных религий» является преимущественно молодежь, поскольку именно ей присущ обостренный поиск смысложизненных ориентаций, и именно молодежь тяготеет в силу ей присущих социально-психологических особенностей ко всему новому, таинственному, непознанному.
Конечно, необходимо иметь в виду, что истоки нетрадиционной религиозности коренятся во многом в религиозно-философских учениях и духовных практиках прошлого и, прежде всего, второй половины XIX и XX веков, в которых отразились духовные искания человечества. Эти духовные искания имели свою своеобразную эволюцию и трансформировались в различные религиозные и псевдорелигиозные идеи, течения, организации, а также духовные практики. Ниже в нашей лекции мы поясним эту эволюцию некоторыми условными вехами:
Теософия - система оккультных учений о скрытых возможностях человека, предлагающая путь к достижению абсолютного знания, абсолютной власти и бессмертия. При обладании этими возможностями человек проникает в сокровенные области природы и человеческой психики, овладевает законами духовной и материальной природы и устанавливает свою власть над миром. В 1875 г. в Нью-Йорке возникло общество, каких история мировых религий ещё не знала, — Теософское.
Слово «теософия» происходит от греческих слов и буквально означает «божественная мудрость».
Самые
ранние элементы теософии прослеживаются
ещё в Древней Индии, где термин
«теософия» даже имеет свой аналог
— «брахмавидья» (санскр. «
Теософское учение с самого начала формировалось как синтез философских идей и религиозных воззрений различных эпох и народов и современных научных представлений. Фактически теософию можно считать одной из первых попыток создать новый способ мышления через соединение научного и религиозного взглядов на мир.
Теософы никогда не отрицали позитивной роли науки, однако подчеркивали ее ограниченность — ведь она имеет дело лишь с физическими явлениями этого мира. А Вселенная, согласно теософским представлениям, не исчерпывается только ими, существуют и явления более высоких ступеней бытия.
В основе теософского учения лежит идея всеобъемлющего Божественного начала, из которого всё выходит и к которому все вновь возвращается в великом круговороте жизни. Бог для теософов — это вездесущий, вечный, безграничный и неизменный первоисточник, существующий вне времени и пространства.
Мир, согласно теософам, это активное проявление Бога. Бог воплощается в бесконечном множестве форм. Мельчайшая пылинка не могла бы существовать, если бы Бог покинул ее.
Согласно теософскому учению, человек представляет собой духовную сущность, облаченную в тело. Он является частицей Бога, искрой Божественного огня и потому потенциально содержит в себе совершенство и добро Бога. Человек — высшее из всех существ физического мира, и он отвечает за порядок, мир и благоденствие на Земле.
Из опыта всех религий для теософии приемлемы только те методы, которые помогают человеку войти в состояние измененного сознания: гипноз, медитация, транс, озарение, ясновидение и т.п. оккультные феномены.
Антропософия (от греч. аnthropos - человек и sophiа – мудрость) - оккультно-мистическое учение о человеке. Согласно антропософии, человек обретает наиболее полное знание и могущество не с помощью разума и чувств, а благодаря развитию скрытых в нем таинственных духовных сил. Указанное развитие достигается путем усвоения предложенных основателем антропософии немецким оккультистом Рудольфом Штайнером (1861-1925) системы воспитания, эстетического образования, медитирования. Основные труды Штайнера: «Философия свободы» (1893), «Теософия» (1904), «Очерк тайноведения» (1910), «Путь к самопознанию человека» (1912), «Тезисы антропософии» (1925).
Человек рассматривается в антропософии как гражданин трех миров - физического, душевного и духовного. Душевное существо человека отличается от его телесности, оно представляет собой самостоятельный внутренний мир, противопоставляет себя внешнему миру. Душа проявляет себя в ощущениях, чувствах и воле. Еще более сложным образованием является дух человека. Душевное есть основа для духовного так же, как телесное - основа для душевного.
Штайнер
и его последователи
Идеями антропософия увлекались в России А.Белый, В.Кандинский и др.
Согласно учению Живой Этики (основатели Н.К.Рерих, Е.И.Рерих), незнание — главный враг человека и источник многих его страданий. Большинство людей живут в космосе в полном неведении относительно цели и смысла своего существования, космических законов, нарушая их на каждом шагу: каждым своим поступком, словом и мыслью. А космические законы вечны, и никто не в силах их устранить.
В наступающую эпоху необходимо знание, способное осветить космические законы как видимого, так и невидимого мира. Новая эпоха требует признания невидимого мира. И это должно в корне изменить основы существующего материалистического мировоззрения, все общепринятые понятия и верования. Принятие невидимого мира, по мнению Рерихов, означает, что этот мир должен войти в наше сознание настолько, чтобы стать для нас такой же реальностью, как мир физический. Тогда мы сможем принимать в жизни этого мира такое же участие, как в обычной жизни.
Человек должен познать истинные основы бытия и законы космоса, высшего духовного мира. Знание космических законов, по словам Рерихов, — первое условие выживаемости и развития человека в наше сложное время. Вторым условием является «оздоровление и обновление жизни», всех её сторон. Люди должны взяться за переустройство жизни немедленно, пока не поздно, потому что иначе придётся «испить всю чашу страданий».
Жизнь сама укажет на то, что устарело и требует замены. Каждый человек знает свои недостатки и может приступить к их устранению. Изменения, писали Рерихи, нужно начинать с мелочей повседневной жизни, со своего характера и, постоянно, день за днем, час за часом, работая над собой, заменять все негативное позитивным, все отрицательное — положительным, несовершенное — совершенным. Рерихи подчеркивали, что абсолютно недопустимыми являются «невежество, страх, ложь, лицемерие, своекорыстие, присвоение, пьянство, курение и сквернословие». Но к чистому делу созидания новой жизни нужно, по мнению Рерихов, подходить добровольно, с чистыми мыслями и открытым сердцем, без сожаления о прошлом и без страха за будущее.
Информация о работе Новые нетрадиционные религиозные движения и культы