Более высокий уровень активности
и организованности свойствен милленаристским движениям и хилиастическим
сектам. Для первых тысячелетнее царство
божие на земле является ближайшей, реально
достижимой перспективой. Для вторых эта
заветная мечта уже осуществлена в узком
кругу избранных, примеру которых должно
последовать все человечество. К этому
подтипу новых религиозных движений принадлежит
секта “Дети Бога” (в первые годы её активности
в США), у нас — “Богородичный центр” и
“Церковь Последнего Завета” Христа-Виссариона.
Лидеры религиозных объединений,
принадлежащих ко второму типу альтернативных
новаций, провозглашают необходимость ухода в некий потусторонний сакральный
мир. Нередко их призывы реализуются, и
десятки, а то и сотни сектантов совершают
самоубийства. В сущности, это всегда акт
отчаяния и безрассудного фанатизма, тем
не менее религиозные лидеры санкционируют
и оправдывают его как решительный и достойный
шаг к полному освобождению и окончательному
спасению.
Нетрадиционные религиозные объединения
этого типа обнаруживают два разных
уровня активности. В первом случае чрезвычайно
накаленные религиозные настроения выливаются
в своеобразную эсхатологическую панику: люди бросают
свои дома, имущество, родных и близких
и отправляются в условленное место, где
исступленно ждут наступления с минуты
на минуту конца света или появления космических
кораблей спасителей-инопланетян, на которых
они смогут покинуть обреченную на гибель
Землю.
Во втором случае приверженцы альтернативной
религии моделируют апокалиптическую катастрофу: община
совершает коллективное самоубийство
(массовое отравление членов “Народного
храма” в Гайане, самосожжение адептов
“Храма Солнца” в Швейцарии и Франции).
Следует подчеркнуть, что рассмотренные
типы религиозных новаций представляют
собой только абстракции и идеальные
модели реальных религиозных явлений,
как правило, весьма неоднородных и противоречивых.
При эмпирическом анализе конкретного
религиозного движения обычно обнаруживаются
(в форме тенденций) различные типологические
особенности, прежде всего в том случае,
если оно на протяжении истории своего
существования подвергалось воздействию
различных социокультурных условий и
претерпело определенные эволюционные
изменения. Эта типологическая неоднозначность
нового религиозного объединения обычно
связана также с разнородностью ее контингента,
вследствие чего различные группы верующих
в пределах одной религиозной организации
(новички, рядовые верующие, монахи, иерархи)
обладают довольно разными новационными
ориентациями. К тому же эти ориентации
обычно не остаются постоянными, а порой
претерпевают глубокие изменения. Благодаря
этому одни настроения ослабевают в религиозной
организации и уходят на задний план, а
другие усиливаются и начинают доминировать.
Типологическая неоднозначность
нетрадиционных религий наглядно проявляется
при рассмотрении новых религий, особенно в тех случаях,
когда речь идет о бывших новых религиозных
движениях, находящихся в процессе адаптации
к окружающему их обществу.