Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 17:58, доклад
Время Великого поста специально дается Церковью, чтобы мы могли собраться, сосредоточиться и подготовиться к встрече пасхальных дней.
Великим постом нужно постараться наверстать упущенное, заполнить пробелы в нашей духовной жизни, которая так пострадала от жизненных неурядиц, рассеянности, лености и прочего.
Рассмотрим общие правила.
Из проповеди на Прощеное воскресенье.
О МОЛИТВЕ СВ. ЕФРЕМА СИРИНА
Каждый день Великого поста,
кроме субботы и воскресенья, читается
молитва: «Господи и Владыко живота моего».
Молитва эта написана, по преданию, в IV
веке в Сирии подвижником Мар-Афремом,
или, как мы привыкли его называть, Ефремом
Сирином — сирианином. Это был монах, поэт,
богослов, один из славных сынов сирийской
Церкви, вошедший в мировую литературу
как знаменитый писатель.
Слова молитвы, довольно точно переданные
стихами Александра Сергеевича [Пушкина],
в переводе с сирийского звучат так на
церковно-славянском: «Господи и Владыко
живота моего», то есть: Властелин моей
жизни, Тот, Кто дал мне жизнь, Тот, Кто
является центром и средоточием моей жизни.
«Не дай мне духа праздности», то есть
лености, которая, по старинной пословице,
— мать всех пороков. Невинная вроде вещь
— леность, но она порождает очень много
темного, черного.
«Уныние»... Христианство — радостное
учение, и тот, кто унывает, — тот от него
отходит. Преподобный Серафим Саровский,
великий русский святой начала XIX века,
говорил: «Нет нам дороги унывать, ибо
Христос всех спас».
«Любоначалие» — это значит властолюбие.
Это есть у каждого; не думайте, что такие
вещи, как культ личности, — это только
в политике: это может быть и в семье, и
в любом малом сообществе. Каждый человек
несет в себе зерна вот этих стремлений:
подавить волю другого, задушить ее, подчинить
себе.
«Празднословие»... Я исключаю детей: дети
имеют право болтать, но до 15—16 лет. Когда
дети болтают, они учатся общению, они
упражняют свой язык; но когда этим «детям»
уже больше двадцати, а иногда — больше
сорока... Это значит: быть беспощадным
к своей жизни. Подумайте (давайте будем
честными перед собой): сколько нам осталось
жить всем? Совсем немного. Поэтому, я повторяю,
мы должны ценить жизнь, любить тот дар,
который Бог дал нам, и помнить, что в вечность
мы унесем только то, что у нас будет в
сердце. А празднословие, болтовня — это
страшное слово, это значит убивать время.
Далее в молитве сказано: «Дух же целомудрия...
терпения и любви даруй мне, рабу Твоему».
Целомудрие — это чистота отношений к
миру и людям, цельность души, без раздвоенности,
без того, чтобы страсти тобою овладели.
«Смиренномудрие» — это значит мудрость
здравого человека. Смирение здесь, в данном
случае — это знать, чего ты сто'ишь на
фоне вечности. Не раздувать себя, как
лягушка в басне Крылова, — она же лопнула.
Не надо раздувать, а надо знать свою цену.
Мудрость скромности — она необычайна,
она прекрасна. Мудрость скромности —
это не уничижение паче гордости, а это
здравость души. Вот вам пример. Когда
человек начинает воображать о себе то,
чего в нем нет, несколько движений вперед
— и уже мания величия. Мания величия —
это патологическое состояние, гордыня.
Как только кто-нибудь заявит, что он председатель
Совета министров или Наполеон, то его
кладут в психиатрическую больницу, а
тот кто так не заявляет, он не в больнице,
но в душе-то думает, что он выше всех.
«Терпение и любовь». Что такое терпение?
Формулирую кратко, чтобы вы запомнили.
Терпение — это вовсе не состояние скота,
который все терпит. Это не унижение человека
— совсем нет. Это не компромисс со злом
— ни в коем случае. Терпение — это есть
умение сохранять невозмутимость духа
в тех обстоятельствах, которые этой невозмутимости
препятствуют. Терпение — это есть умение
идти к цели, когда встречаются на пути
различные преграды. Терпение — это умение
сохранять радостный дух, когда слишком
много печали. Терпение есть победа и преодоление,
терпение есть форма мужества — вот что
такое настоящее терпение.
И наконец «любовь». Любовь — это высшее
счастье человека, это способность нашей
души быть открытой, имманентной, как говорят
философы, внутренне открытой для другого
человека. Когда вы едете в метро на эскалаторе,
проверьте себя, способны вы любить или
нет. Когда вы смотрите на тех, кто едет
по другую сторону, и вам противно смотреть
на эти физиономии — значит, все поры вашей
души забиты и чувство любви у вас находится
в эмбриональном состоянии.
Но сила благодати Христовой способна
человека перестраивать таким образом,
чтобы он видел людей совершенно иначе,
чтобы у него первой реакцией была доброжелательность,
чтобы он сразу видел красивое — в красивой
женщине или мужчине, одухотворенное —
даже там, где другие не замечают; чтобы,
видя страдающее лицо, он чувствовал сострадание,
чтобы он был открыт. Вот такой человек
счастлив всегда, потому что он в единстве
с людьми, он живет любовью.
И в конце молитвы сказано: «Ей, Господи
Царю (в переводе: Да, Господь мой и Царь),
даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати
брата моего». Это вам понятно. Великое
исцеление от осуждения — это уметь критиковать
самого себя. Мы часто исключительно внимательны,
я бы сказал, наблюдательны, и я бы еще
сказал — психологически изощренны, когда
речь идет о грехах соседа, о грехах другого
человека. Здесь мы проявляем максимальное
знание всех моральных заповедей и всех
тонкостей. Но мы выступаем здесь в виде
строгого судьи, не имея на то права, ибо
то, в чем мы других людей осуждаем, — в
том виноваты и мы.
Вы меня спросите: а может, в этом есть
примиренчество, компромисс со злом? Ни
в коем случае, никогда. Мы всегда должны
называть зло своим именем. Но человеку,
впавшему в этот грех, мы должны сострадать.
Вот суть этой молитвы, которая читается
каждодневно Великим постом с земными
поклонами.
Из лекции «Великий Пост», прочитанной 1 апреля 1989 г. в клубе «Красная Пресня»
Благодарение
ОБ УТРЕННЕЙ МОЛИТВЕ
Утром, найдя хотя бы одну минуту
среди обычных, повседневных дел и встав
перед Его Ликом, ты почувствуешь, как
Он на тебя взирает с любовью и призывает
тебя к труду. Благословение Божие с тобой
в труде, каждую минуту жизни. Царство
Божие, которое приходит в силе, водворяется
в сердце, ибо Христос сказал: «Царство
Божие внутри нас есть — возьми, пойди
и пей живую воду Царства Божия» [ср. Лк
17, 21; Ин 4, 10—14]. А мы стоим, как древние
израильтяне, у этого источника, и вода
нам кажется горькой, ибо нет у нас силы
веры, которая бы превратила эту воду из
горькой в живую. Горькая вода унылой,
однообразной, полной монотонных трудов
жизни течет и уходит в песок, и нет надежды,
и нет проблеска, и нет спасения — уныние,
болезни, немощи, огорчения, ожесточение,
холодность сердца, бессмысленность жизни
— мерра (евр.), горькая вода нашего бытия
без Креста Христова.
Но если есть у нас Крест и если есть у
нас вера, тогда все меняется, тогда каждый
миг мы перед Лицом Его, и Он касается нашего
сердца. Только тогда зазвучит молитва,
безмолвная или словесная — любая; она
рвется из сердца благодарением, восхищением
любовью Божией, потому что с нами Господь.
Он к нам пришел и нас наполнил Своею благодатью
— нас, непригодных, немощных и недостойных,
посетил.
Живая вода Слова Божия, Креста Христова
течет к нам, чтобы нас восстановить, нас
оживотворить и дать нам силы идти в дальнейший
путь.
Из проповеди на Крестопоклонную неделю.
О ЕВХАРИСТИИ
Мы называем главное наше богослужение
Евхаристией, благодарением. Благодарение
— святое слово. И каждый человек с благородной
душой не может не чувствовать этого. Один
французский писатель, атеист, незадолго
до смерти говорил: «Я прожил прекрасную
жизнь, я не знаю, кого благодарить, но
я благодарю от всей души».
Для нас, христиан, это есть благодарение
Богу. Это самая благородная, самая возвышенная
молитва, когда человек исполнен высоких
чувств и понимает, насколько незаслуженно
он получил удивительный дар жизни, любви,
дружбы, красоты, труда, разума — всего
того, что делает жизнь насыщенной и великолепной.
Даже (дар) испытаний, даже трудностей,
которые есть в жизни, потому что они закаляют
подлинно крепкую душу. Помните, у Пушкина:
«Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат»?
Так вот, благодарение — за все, а прежде
всего — за то, что вечное, непостижимое,
безмерное вошло в нашу жизнь.
Из лекции «Храмовое действо как синтез искусств», прочитанной 19 декабря 1989 г. в клубе «Красная Пресня»
О БЕСКОРЫСТНОЙ МОЛИТВЕ
Каждый из вас знает, что, когда
у нас нет особой нужды, когда у нас все
спокойно, молитва наша начинает охладевать,
она еле теплится, нам надо понуждать себя
встать на молитву. И наоборот: в отчаянных
обстоятельствах, в болезнях, в трудностях,
в испытаниях — вот тут-то, когда гром
грянул, мужик и перекрестится. Значит,
нас только нужда, как оказывается, побуждает
к молитве. Значит, если бы у нас было все
благополучно, если бы Господь дал нам
все дары, о которых обычно мечтают люди:
здоровье, успех, благополучие в семейной
жизни, в работе — мы, может быть, тогда
и молиться бы не стали? Мы бы, поблагодарив
Его холодно, рассеянно, быстро бы забыли
об этом? Да, так бывает, и все мы знаем
это по своему горькому опыту. Так бывает...
Но вот в псалме 26-м, который часто повторяем
— «Господь просвещение и Спаситель мой:
кого убоюсь я?» [ср. Пс 27 (26), 1] — сказано
о людях, которые искали Самого Господа,
потому что им уже ничего не нужно на земле.
Вот самое главное — возлюбить Господа
Бога всем сердцем своим, всем помышлением
своим, всею крепостию своею. «Взыщите
Лица Моего», — говорит Господь через
Псалмопевца [ср. Пс 27 (26), 8]. Значит, «взыщите
не только даров Моих, которые Я даю вам,
а взыщите Самого Меня». Любовь ко Христу
есть основа нашей духовной жизни. Если
этого не будет, мы будем, как язычники,
которые приходят получить у своих богов
то, что им сегодня нужно.
Наша молитва должна очиститься от корысти.
То, что мы просим, как дитя просит у матери,
— так и нужно делать, но ведь дитя любит
свою мать. Оно же не только тянется к руке,
которая дает подарок или что-нибудь нужное.
Дитя тянется к самой матери, потому что
она любит его и потому что у него есть
любовь к той, которая его родила и носила
на руках.
И наша молитва должна быть именно такой!
Не только дающую руку Господню видеть
и тянуться к ней, но и Самого Господа видеть,
Который всегда должен быть перед нами,
— как бы распятый перед нашим лицом.
Из проповеди на неделю преподобной Марии Египетской.
Прошение
О ВНУТРЕННЕЙ ТИШИНЕ
Второе воскресенье Великого
поста Церковь посвящает памяти святителя
Григория Паламы, покровителя христианских
молчальников и молитвенников, которых
называли в старину безмолвниками, подвижниками.
Они старались сохранять тишину в сердце,
скрываясь в далеких обителях на горе
Афон, отрезанные от всего мира морем,
скалами. В пещерах, где они жили, многие
живут и до сих пор. Почему же именно этого
святого, покровителя молчальников, мы
прославляем во дни Великого поста? Потому,
что именно в это время нам важно узнать
и напомнить себе о молчании и безмолвии.
Какова наша жизнь? Она проходит в бесконечном
шуме и суете. Весь быт современного человека
сопровождается массой звуков окружающей
жизни. Человек, особенно живущий в городе,
постоянно слышит шум: ревут автомобили,
идут толпы... Врачи говорят, что это разрушает
здоровье. Но мы с вами будем говорить
о другом. Это прежде всего рассеивает
наше душевное сосредоточение. Многие
из нас, оказавшись на мгновение в тишине,
уже чувствуют себя неловко и неспокойно:
мы уже отвыкли от тишины, и вместе мы не
можем спокойно помолчать. А сколько лишних
слов!.. И вся эта сумятица и суета, пожирающая
нашу жизнь, не дает человеку обратиться
к себе, вспомнить самое главное. И это
продолжается до последнего нашего издыхания...
Иногда, когда болезнь жестко остановит
наш бег, прикует к постели и мы вдруг окажемся
оторванными от всеобщего бега, нам удается
побыть наедине с собой. В такие минуты
мы начинаем думать: «А для чего же мы жили?
Куда бежали, чего ради торопились?»
Голос Божий звучит всегда в тишине. Если
вы хотите его услышать, постарайтесь
вырвать из суток хотя бы несколько мгновений.
Для этого нам Церковь дает правило: несколько
минут почитать молитвы, прийти в себя
и подумать, каков был мой прошедший день,
каков будет мой следующий день. Это важно,
так важно...
Кто хочет узнать волю Божию, ищите тишины.
Кто хочет собрать свои мысли и чувства,
ищите тишины, потому что наши мысли и
чувства разбегаются, не подчиняются нам.
Мы живем всегда в рассеянности, но истинная
духовная жизнь человека происходит только
в собранности, внутреннем уединении.
Надо собрать свои мысли и чувства в тихий
очаг в глубине сердца, чтобы там наступило
молчание, в котором Бог произносит Свое
слово, обращенное к тебе. Если мы не будем
заставлять, принуждать себя к молчанию,
если мы останемся подвластными житейскому
шуму, бесконечному бегу, то у нас вся жизнь
пройдет на поверхности, без глубины, без
духовности, без настоящей встречи с Господом.
Вот для чего нам сегодня напоминают о
молчальниках, вот почему сегодня Церковь
призывает нас бороться с пустословием,
празднословием, напрасной болтовней,
употреблением дара языка во зло себе.
«Положи, Господи, хранение устам моим,
и дверь ограждения о устах моих», — говорит
нам Священное Писание [ср. Пс 141(140), 3]. Вот
об этом мы молимся, мы просим Господа,
а Он ждет от нас, чтобы и мы поучаствовали,
чтобы захотели этого, чтобы мы получили
дар Божий — молчание в тишине Его благословения.
Из проповеди на неделю святителя Григория Паламы.
О НИСПОСЛАНИИ СВЯТОГО ДУХА
«Восстань, спящий, и воскресни
из мертвых, и воскресит тебя Христос!»
[ср. Еф 5, 14]. Так пели христиане с первых
дней существования Церкви. Этот призыв
обращен и к нам, потому что душа наша спит
глубоким тяжким сном: сном лености, косности,
греха. И говорит нам Церковь: «Да воскресит
тебя Христос!» Значит, не своей силой
встань, а силой Христовой.
Великий пост есть то самое время, когда
нужно услышать это слово, проснуться
наконец. Может быть, целый год мы спали
— день за днем идут так быстро, и мы не
замечаем проходящего времени. Почему
не замечаем? Потому что дремлем, плывем
по течению, потому что мы ослабели. Но
Церковь говорит нам: «Восстань, спящий,
и воскресни из мертвых!» И душа наша, изъеденная
грехами, мертвая, должна воскреснуть.
Бывает, идешь по полю, видишь — стоит
человек и машет руками. Подходишь ближе
— а это, оказывается, пугало: его поставили,
чтобы отгонять птиц от посева. Мертвая
вещь — шапка, рубаха и палка. Вот и наша
душа, кажется, вроде живет, а присмотришься
поближе — жизни нет: ни мыслей ясных,
ни веры живой, ни чувств добрых — все
оцепенело, все покрылось льдом. Чудесно,
что Великий пост совпадает со временем
весны, когда как бы мертвые деревья начинают
оживать, земля, покрытая снегом, вот-вот
откроется, и слово Церкви звучит нам:
«Встань, спящий, и воскресни из мертвых,
и воскресит тебя Христос».
И вот тут-то мы постигаем самое главное
о вере нашей. Я спросил как-то одну женщину:
«Ты верующая? Православная?» «Да, — она
говорит, — я хожу поминать своих покойников».
Так разве в этом наша вера? Конечно, надо
поминать усопших. Но ведь их поминают
и язычники, и даже совсем неверующие люди.
Когда наступает воскресный или субботний
день, часто на кладбище приходят толпы.
Но все ли они пришли туда помолиться?
Значит, не это главное в нашей вере. А
что же главное? У кого спросить? Кто даст
нам ответ? А ответ ясный, единственный,
исходящий из уст Христовых, другого ответа
нет, все остальное — ложь, человеческие
заблуждения, человеческие предания. Что
же говорит нам Господь? В чем суть веры
нашей, которая может нас поднять, пробудить
и воскресить?
Когда книжник по имени Никодим захотел
узнать, в чем суть веры Христовой, он пришел
к Самому Господу. Никодим стеснялся товарищей,
боялся людских пересудов и потому пришел
к Нему ночью и спросил: «Как же жить?»
И Господь ему ответил: «Чтобы войти в
Царство Божие, надо родиться свыше —
вновь родиться». Никодим сказал: «Как
же я могу родиться? Я старый человек».
Тогда Господь ему ответил, что родиться
нужно от воды и Духа. Вода — это крещение,
вступление в Церковь, а Дух — это вера
наша, которая принимает силу Господа
[см. Ин 3, 3—8].
Каждый из нас должен молиться о том, чтобы
Господь дал нам этот Дух, чтобы дал нам
это рождение. «Кто не родится свыше, —
говорит Господь, — тот не войдет в Царство
Божие» [ср. Ин 3, 3]. Кто не почувствует на
себе Его руку, так и будет мертвым стоять
в храме до конца своих дней и не услышит
голоса Божия: «Встань, пробудись, восстань,
спящий!» Значит, дать нам жизнь может
только один наш Господь Спаситель — силой
Своего Духа. Но кому же Он эту силу пошлет?
Тем, кто хочет, тем, кто просит, тем, кто
молится, тем, кто взывает. Поэтому всех
вас Церковь призывает: «Молитесь, просите»
[см. Мф 7, 7; Мк 11, 24; Лк 11, 13; Ин 15, 7; 1 Ин 5, 15].
Мы повторяем каждый день: «Прииди и вселися
в ны, и очисти ны от всякия скверны». Это
мы просим, чтобы Господь к нам пришел,
и в нас вошел, и очистил нас от зла. Вот
это и есть жизнь христианская, о которой
говорит преподобный Серафим: «Цель нашей
жизни — обрести силу Духа Божия в сердце».
Мы слабые? Да. Плохие? Да. Немощные? Да.
Косные, спящие, мертвые? Да! Но придет
Господь, пробудит спящего и воскресит
умершего.
Из проповеди «Восстань, спящий...».
О БЛИЖНИХ
Ежедневная молитва друг за
друга не должна быть просто перечислением
имен — это мы в церкви перечисляем имена
ваши, мы ведь не знаем, за кого вы здесь
молитесь. А когда вы молитесь сами за
своих близких, друзей, родных, за тех,
кто нуждается, — молитесь по-настоящему,
с такой же настойчивостью, с какой стремились
вот те родственники или друзья расслабленного
попасть в дом к Господу [см. Мк 2, 3—5; Лк
5, 18—20].
Только стремление к Господу, желание
прикоснуться к исцелителю Христу может
победить. Вот сейчас пост, мы стараемся
больше молиться, больше воздерживаться.
Малое воздержание в пище — это крошечная,
микроскопическая жертва Богу. Постараемся
собраться с духом и принести Господу
молитву, на сей раз — друг за друга: не
о себе, не о своем здоровье, успехе, благополучии,
спасении, а о своих сестрах и братьях,
о тех, кто дорог вашему сердцу, — о них
сегодня принесите Господу молитву, как
учит нас Евангелие. О них помолитесь,
чтобы их путь был благословен, чтобы Господь
их поддержал и встретил, — и тогда все
мы, как бы держась за руки этой молитвой
и любовью, будем подниматься все выше
и выше к Господу. Вот главное (а все остальное
приложится), вот самое существенное в
нашей жизни. И тогда Иисус, видя веру нашу,
скажет нам всем — и тем, за которых мы
молились, и нам, за которых они молились,
— скажет нам всем: «Чадо, пробудись от
своего сна и болезни, от расслабленности,
от духовного паралича, встань, тебе прощаются
твои грехи».
Из проповеди на неделю святителя Григория Паламы.
О НЕРАВНОДУШИИ
Господь говорит нам: «Мало произносить
слова “любовь”, “доброта”, “доброжелательство”.
Любовь должна быть действенной, в чем-то
проявляться в жизни». Так и апостол Павел
говорит, что самое главное в нашей жизни
— это вера, движимая любовью [см. Гал 5,
6], вера действующая, неспящая, неравнодушная.
Наверное, тот священник и тот левит, церковнослужитель,
которые в притче о добром Самарянине
шли по дороге и видели лежащего раненого,
считали, что верят в Бога, но они были
черствыми и немилосердными: посмотрели
на человека, который взывал о помощи,
и, не повернувшись к нему, прошли мимо
[см. Лк 10, 31—32]. И это равнодушие Господь
сурово осуждает. А благословляет Он отзывчивость
сердца — вот и весь закон Евангелия.
Поэтому будем просить у Господа, чтобы
Он дал нам сил, чтобы Он дал нам Свою печать
Божественную в сердце, чтобы мы не оставались
равнодушными, как вода, как камень, чтобы
мы были живыми людьми, отзывающимися
на страдания и на нужду тех, кто нас окружает.
И еще одно. В притче люди делятся на «черных»
и «белых», а чаще всего бывает так, что
в нас живет и «черный», и «белый», и равнодушный,
и отзывчивый, поэтому иногда разделение
и борьба происходят в одном сердце человеческом.
Так пусть же победит в нас вот это «белое»,
светлое, доброе, любовное начало, чтобы
мы услышали глас нашего Господа: «Приидите,
благословенные Отца Моего, наследуйте
Царство, уготованное вам от создания
мира» [Мф 25, 34].