Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 10:08, реферат
Хотя и считалось, что убийство это было лишь символическим, однако в начале IV в. н. э. в Дуросторуме (Силистрии), в Нижней Мезии, зафиксирован случай реального убийства царя Сатурналий; роль эту исполнял некий молодой христианин, по имени Дазий, которого праздновавшие легионеры убили, руководствуясь при этом, видимо, двумя ритуалами христианской Пасхи и греко- римских Кроний-Сатурналий. Рудименты обряда человеческих жертвоприношений в римском культе связаны с религиозной церемонией «Аргеи» (т. е. «греки»), соответственно которой с pons Sublicius в Риме бросались в воду Тибра соломенные куклы, долженствовавшие замещать греческих мужчин и женщин, некогда, видимо, совершенно реально приносимых в жертву божеству.
Обычаи и традиции древнего Рима
Так же как и Сатурналии, Компиталии знают и обычай принесения к алтарю и вывешивания на дверях домов человеческих изображений в виде кукол, изготовленных из шерсти (Fest., р. 121, 17). Некоторые из этих кукол составляли предмет ночных жертвоприношений, вследствие чего в этом обычае справедливо видели замещение обряда человеческих жертвоприношений, сохранившегося хотя бы формально в Сатурналиях, когда в конце празднества раба, изображавшего царя Сатурналий, разоблачали и убивали.
Хотя и считалось, что убийство
это было лишь символическим, однако
в начале IV в. н. э. в Дуросторуме (Силистрии),
в Нижней Мезии, зафиксирован случай реального
убийства царя Сатурналий; роль эту исполнял
некий молодой христианин, по имени Дазий,
которого праздновавшие легионеры убили,
руководствуясь при этом, видимо, двумя
ритуалами христианской Пасхи и греко-
римских Кроний-Сатурналий. Рудименты
обряда человеческих жертвоприношений
в римском культе связаны с религиозной
церемонией «Аргеи» (т. е. «греки»), соответственно
которой с pons Sublicius в Риме бросались в воду
Тибра соломенные куклы, долженствовавшие
замещать греческих мужчин и женщин, некогда,
видимо, совершенно реально приносимых
в жертву божеству.
Разумеется, все это могло лишь
напоминать о реальных обычаях, относившихся
к той же эпохе, что и ритуальные
захоронения на форуме, о которых
шла речь в первой главе. Так же
указаны и этнографические
Описанные культовые факты заставляют
предположить участие рабов в почитании
родовых божеств с начала патриархального
рабства, когда посредством этих обрядов
чужеродный пленник приобщался к жизни
завладевшего им родового коллектива.
Культ этот на той стадии, на которой
нам сообщают о нем Катон и Дионисий
Галикарнасский претерпел уже весьма
значительные трансформации, утратил
многие архаические черты (в частности
обряд человеческих жертвоприношений
принял в нем чисто символическую форму)
и приспособился к новым историческим
условиям, выступая в качестве средства
для поддержания социального равновесия
и сглаживания остроты социальных противоречий.
В этом смысле эволюция его продолжалась
и далее, когда в эпоху Августа компитальные
коллегии наряду с почитанием ларов приняли
на себя также и отправление культа гения
императора.
Культура Древнего Рима связана
с завершением истории
Для мировосприятия римлянина раннего периода были характерны ощущение себя как свободного гражданина, сознательно выбирающего и совершающего свои поступки; чувство коллективизма, принадлежности к гражданской общине, приоритета государственных интересов над личными; консерватизм, следование нравам и обычаям предков (аскетические идеалы бережливости, трудолюбия, патриотизма); стремление к общинной замкнутости и обособленности от внешнего мира. От греков римляне отличались большей трезвостью и практичностью.
Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наиболее развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее влияние на формирование древнеримской культуры.
Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и создали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные металлурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этруски плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя культурные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, технологию изготовления железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некоторые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима — волчицу, вскормившую, по легенде, близнецов Ромула и Рема — потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н. э. вдень празднования пастушеской богини Палее (21 апреля).
Жившие на западе латиняне постепенно достигают высокого уровня развития, завоевывают соседние территории и народы н позже формируют одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили европейские страны, северное побережье Африки и часть Азии.
В хронологии истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:
1) монархия — 753 — 509 гг. до
н. э.;
2) республика — 509 — 29 гг. до н. э.;
3) империя — 29 г. до н. э. — 476 г. н. э.
1 августа 2011 |
Рубрика: Интересное
Метки: Древний мир, Европа, История, Общество, Обычаи, Рим, Традиции, Факты
Древний Рим, наравне с Древней
Грецией, считается колыбелью
10 место: Улицы Рима часто назывались по тем ремесленникам или торговцам, которые там обосновались. Например, была в городе «Сандальная» улица – улица специалистов по выделке сандалий (vicus Sandalarius). На этой улице Август поставил знаменитую статую Аполлона, которая и стала именоваться по улице – Apollo Sandalarius.
9 место: На римских улицах не сажали ни цветов, ни деревьев: для этого просто не было места. Пробки на дорогах римляне узнали задолго до Рождества Христова. Если по улице проезжал конный военный отряд, он мог безнаказанно оттеснять пешеходов и даже бить их.
8 место: Стены многих домов были украшены откровенными изображениями сексуальных сцен. Это считалось не порнографией, а объектом поклонения и восхищения. Художники особо ценились за умение донести до зрителей весь накал таких сцен.
7 место: Рим вообще знаменит своими свободными нравами. Педофилия, однополые связи и групповой секс были в порядке вещей. Но знатным богатым римлянам предлагалось избегать секса на стороне с женщинами из высшего общества, так как если в результате появлялся незаконнорожденный ребенок, то возникали большие проблемы с дележом наследства.
6 место: Римские пиры были не очень красивым зрелищем. Независимо от размеров помещения и числа обедающих, стол был очень маленьким. Одного сотрапезника от другого отделяли подушками и тканями. Скученные люди, разогретые вином и едой, непрестанно потели и, чтобы не простужаться, укрывались специальными накидками.
5 место: Гладиаторские бои римляне переняли у греков. Стать гладиатором мог не только военнопленный, но и любой свободный гражданин, желающий заработать. Для того, чтобы стать гладиатором, необходимо было принять присягу и объявить себя «юридически мёртвым».
4 место: «К арене» могли приговорить и гражданских преступников. Как, например, одного ювелира, который обманывал покупателей.
3 место: Было у римлян и что-то вроде кино. Во время наумахий во всех подробностях разыгрывались исторические баталии. Для инсценировки одной битвы было выкопано огромное искусственное озеро. В представлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2 тысячи солдат-гладиаторов.
2 место: Проституция цвела в Риме пышным цветом. Проститутки работали практически везде и различались не только по стоимости, но и по характеру оказываемых услуг. Например бустуариями ("Bustuariae") назывались проститутки, что по ночам бродили около могил (busta) и костров на кладбищах. Часто именно они исполняли роль плакальщиц во время погребальных обрядов.
1 место: Римские туалеты (по-латыни они назывались «latrina» или «forica») были достаточно вместительны – в самых больших могло одновременно «заседать» порядка 50 человек. Пол туалетов был выложен мозаикой, обычно изображавшей дельфинов, а в центре бил фонтан. В фориках часто играли музыканты, а собравшиеся вели беседы и делились новостями. Часто там можно было услышать и политические остроты и стихи.