Обычаи и традиции древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 10:08, реферат

Описание работы

Хотя и считалось, что убийство это было лишь символическим, однако в начале IV в. н. э. в Дуросторуме (Силистрии), в Нижней Мезии, зафиксирован случай реального убийства царя Сатурналий; роль эту исполнял некий молодой христианин, по имени Дазий, которого праздновавшие легионеры убили, руководствуясь при этом, видимо, двумя ритуалами христианской Пасхи и греко- римских Кроний-Сатурналий. Рудименты обряда человеческих жертвоприношений в римском культе связаны с религиозной церемонией «Аргеи» (т. е. «греки»), соответственно которой с pons Sublicius в Риме бросались в воду Тибра соломенные куклы, долженствовавшие замещать греческих мужчин и женщин, некогда, видимо, совершенно реально приносимых в жертву божеству.

Файлы: 1 файл

Обычаи и традиции древнего Рима.docx

— 20.00 Кб (Скачать файл)

Обычаи и традиции древнего Рима

Так же как и Сатурналии, Компиталии знают и обычай принесения к алтарю и вывешивания на дверях домов человеческих изображений в виде кукол, изготовленных из шерсти (Fest., р. 121, 17). Некоторые из этих кукол составляли предмет ночных жертвоприношений, вследствие чего в этом обычае справедливо видели замещение обряда человеческих жертвоприношений, сохранившегося хотя бы формально в Сатурналиях, когда в конце празднества раба, изображавшего царя Сатурналий, разоблачали и убивали.

 

 
Хотя и считалось, что убийство это было лишь символическим, однако в начале IV в. н. э. в Дуросторуме (Силистрии), в Нижней Мезии, зафиксирован случай реального убийства царя Сатурналий; роль эту исполнял некий молодой христианин, по имени Дазий, которого праздновавшие легионеры убили, руководствуясь при этом, видимо, двумя ритуалами христианской Пасхи и греко- римских Кроний-Сатурналий. Рудименты обряда человеческих жертвоприношений в римском культе связаны с религиозной церемонией «Аргеи» (т. е. «греки»), соответственно которой с pons Sublicius в Риме бросались в воду Тибра соломенные куклы, долженствовавшие замещать греческих мужчин и женщин, некогда, видимо, совершенно реально приносимых в жертву божеству.

 

 
Разумеется, все это могло лишь напоминать о реальных обычаях, относившихся к той же эпохе, что и ритуальные захоронения на форуме, о которых  шла речь в первой главе. Так же указаны и этнографические параллели  подобных обрядов, к которым можно  еще присовокупить обычай, засвидетельствованный  у американских тлинкитов, приносить в жертву рабов на прибрежных камнях, имевших священное значение и служивших местом совершения ритуальных действий. 
Описанные культовые факты заставляют предположить участие рабов в почитании родовых божеств с начала патриархального рабства, когда посредством этих обрядов чужеродный пленник приобщался к жизни завладевшего им родового коллектива.

 

 
Культ этот на той стадии, на которой  нам сообщают о нем Катон и Дионисий Галикарнасский претерпел уже весьма значительные трансформации, утратил многие архаические черты (в частности обряд человеческих жертвоприношений принял в нем чисто символическую форму) и приспособился к новым историческим условиям, выступая в качестве средства для поддержания социального равновесия и сглаживания остроты социальных противоречий. В этом смысле эволюция его продолжалась и далее, когда в эпоху Августа компитальные коллегии наряду с почитанием ларов приняли на себя также и отправление культа гения императора.

Культура Древнего Рима связана  с завершением истории античного  общества. Она продолжала эллинистическую  традицию и в то же время выступала  как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии и свойствами характера римлян. Для культуры Древнего Рима характерно усиление индивидуализма. Личность всё больше начинает противопоставлять  себя государству, переосмысляются  и критикуются традиционные античные идеалы, общество становится более  открытым внешним влияниям.

Для мировосприятия римлянина раннего  периода были характерны ощущение себя как свободного гражданина, сознательно  выбирающего и совершающего свои поступки; чувство коллективизма, принадлежности к гражданской общине, приоритета государственных интересов над личными; консерватизм, следование нравам и обычаям предков (аскетические идеалы бережливости, трудолюбия, патриотизма); стремление к общинной замкнутости и обособленности от внешнего мира. От греков римляне отличались большей трезвостью и практичностью.

Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наиболее развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее влияние на формирование древнеримской культуры.

Этруски населяли эти земли с I тысячелетия  до н. э. и создали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные металлурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этруски плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя культурные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, технологию изготовления железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некоторые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима — волчицу, вскормившую, по легенде, близнецов Ромула и Рема — потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н. э. вдень празднования пастушеской богини Палее (21 апреля).

Жившие на западе латиняне постепенно достигают высокого уровня развития, завоевывают соседние территории и народы н позже формируют одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили европейские страны, северное побережье Африки и часть Азии.

В хронологии истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных  периода:

1) монархия — 753 — 509 гг. до  н. э.;  
2) республика — 509 — 29 гг. до н. э.;  
3) империя — 29 г. до н. э. — 476 г. н. э.

Древнего Рима

1 августа 2011 | Рубрика: Интересное 
Метки: Древний мир, Европа, История, Общество, Обычаи, Рим, Традиции, Факты

Древний Рим, наравне с Древней  Грецией, считается колыбелью европейской  культуры. Однако, некоторые традиции того времени даже нам, которые видели все или почти все, кажутся  странными.

10 место: Улицы Рима часто назывались по тем ремесленникам или торговцам, которые там обосновались. Например, была в городе «Сандальная» улица – улица специалистов по выделке сандалий (vicus Sandalarius). На этой улице Август поставил знаменитую статую Аполлона, которая и стала именоваться по улице – Apollo Sandalarius.

9 место: На римских улицах не сажали ни цветов, ни деревьев: для этого просто не было места. Пробки на дорогах римляне узнали задолго до Рождества Христова. Если по улице проезжал конный военный отряд, он мог безнаказанно оттеснять пешеходов и даже бить их.

8 место: Стены многих домов были украшены откровенными изображениями сексуальных сцен. Это считалось не порнографией, а объектом поклонения и восхищения. Художники особо ценились за умение донести до зрителей весь накал таких сцен.

7 место: Рим вообще знаменит своими свободными нравами. Педофилия, однополые связи и групповой секс были в порядке вещей. Но знатным богатым римлянам предлагалось избегать секса на стороне с женщинами из высшего общества, так как если в результате появлялся незаконнорожденный ребенок, то возникали большие проблемы с дележом наследства.

6 место: Римские пиры были не очень красивым зрелищем. Независимо от размеров помещения и числа обедающих, стол был очень маленьким. Одного сотрапезника от другого отделяли подушками и тканями. Скученные люди, разогретые вином и едой, непрестанно потели и, чтобы не простужаться, укрывались специальными накидками.

5 место: Гладиаторские бои римляне переняли у греков. Стать гладиатором мог не только военнопленный, но и любой свободный гражданин, желающий заработать. Для того, чтобы стать гладиатором, необходимо было принять присягу и объявить себя «юридически мёртвым».

4 место: «К арене» могли приговорить и гражданских преступников. Как, например, одного ювелира, который обманывал покупателей.

3 место: Было у римлян и что-то вроде кино. Во время наумахий во всех подробностях разыгрывались исторические баталии. Для инсценировки одной битвы было выкопано огромное искусственное озеро. В представлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2 тысячи солдат-гладиаторов.

2 место: Проституция цвела в Риме пышным цветом. Проститутки работали практически везде и различались не только по стоимости, но и по характеру оказываемых услуг. Например бустуариями ("Bustuariae") назывались проститутки, что по ночам бродили около могил (busta) и костров на кладбищах. Часто именно они исполняли роль плакальщиц во время погребальных обрядов.

1 место: Римские туалеты (по-латыни они назывались «latrina» или «forica») были достаточно вместительны – в самых больших могло одновременно «заседать» порядка 50 человек. Пол туалетов был выложен мозаикой, обычно изображавшей дельфинов, а в центре бил фонтан. В фориках часто играли музыканты, а собравшиеся вели беседы и делились новостями. Часто там можно было услышать и политические остроты и стихи.


Информация о работе Обычаи и традиции древнего Рима