Основные направления в Иудаизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 14:18, реферат

Описание работы

Иудеи — этнорелигиозная группа включающая тех, кто был рождён евреем, и тех, кто обратился в иудаизм. В 2010 году численность иудеев во всём мире оценивалась в 13,4 миллиона, или около 0,2 % от всего населения Земли. Около 42 % всех иудеев проживает в Израиле и около 42 % проживает в США и Канаде, большинство остальных проживает в Европе.
Иудаизм заявляет об исторической преемственности охватывающей более чем 3000 лет. Иудаизм — одна из старейших монотеистических религий, и самая древняя из существующих по настоящее время.

Файлы: 1 файл

Реферат направления в Иудаизме.docx

— 62.72 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

Иудаи́зм, иуде́йство (др.-греч. Ἰουδαϊσμός), «иудейская религия» (от названия колена Иуды, давшего название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма (516 до н. э. — 70 н. э.), ставшего общим названием еврейского народа — ивр. יהודה‎) — религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества.

В большинстве языков понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним термином и не разграничиваются при разговоре, что соответствует трактовке еврейства самим иудаизмом.

В современном русском языке существует разделение понятий «еврей» и «иудей», обозначающих соответственно этническую принадлежность евреев и религиозную составляющую иудаизма, берущее начало из греческого языка и культуры. В английском языке существует слово judaic (иудаический, еврейский), происходящее от греческого Ioudaios — более широкого понятия, чем евреи

Иудеи — этнорелигиозная группа включающая тех, кто был рождён евреем, и тех, кто обратился в иудаизм. В 2010 году численность иудеев во всём мире оценивалась в 13,4 миллиона, или около 0,2 % от всего населения Земли. Около 42 % всех иудеев проживает в Израиле и около 42 % проживает в США и Канаде, большинство остальных проживает в Европе.

Иудаизм заявляет об исторической преемственности охватывающей более чем 3000 лет. Иудаизм — одна из старейших монотеистических религий, и самая древняя из существующих по настоящее время.

 

Основные направления в иудаизме

В иудаизме, как и в других религиях, существовали и существуют разные направления. Основные направления древности: саддукеи, фарисеи и ессеи.

 

Саддукеи

Считается, что свое название эта партия получила от имени своего основателя - первосвященника Цадока.

Саддукеи представляли, главным образом, высшие слои еврейского общества и были настроены проэллинистически. Многие из них были священниками. И хотя они были в меньшинстве, благодаря своему общественному положению и богатству, имели значительное влияние на жизнь еврейской Палестины в период Второго Храма. Они считали, что евреи должны следовать лишь законам Священного Писания, а устные законы и народные обычаи для них не обязательны. Они отвергали веру в загробное воздаяние, потому что в Торе об этом ничего ясно не сказано. Их правилом были слова Торы - не прибавлять ничего к библейским законам и не убавлять от них ничего (даже если условия жизни этого требовали). Они считали, что законоучителями и духовными лидерами народа могут быть только коэны (священники).

Основной заповедью они считали жертвоприношения в Храме и когда Храм был разрушен, исчезла и партия саддукеев.

 

Фарисеи

 Фарисеи - («пэруш» - толкование, комментарий; «паруш» - фарисей, отшельник, аскет).Фарисеи были преемниками хасидеев - праведников (не путать с хасидами)Они отличались глубокой религиозностью и нравственными добродетелями, проповедовали скромность и воздержание в жизни, помогали слабым и бедным. Но со временем это слово приобрело иное, уничижительное значение и в большинстве языков стало синонимом «лицемера».

Фарисеи были убеждены, что, когда Бог дал Моше Тору, он сообщил ему устно, как следует выполнять ее законы. Они считали, что Устная Тора позволяет вносить необходимые толкования в еврейское право и трактовать его в определенных обстоятельствах. Отсюда и само название: фарисеи - толкователи.

В отличие от саддукеев, фарисеи верили в загробную жизнь, в которой Бог вознаграждает праведных и наказывает нечестивых. Они были выразителями широких народных масс и пользовались значительным влиянием у большинства нации, видевшего в них своих учителей и руководителей.

Фарисеи утверждали, что каждый желающий может учить Тору, и если он умен и благочестив, то может учить и других. Во главе фарисеев стояли выдающиеся знатоки Торы. Они провозгласили авторитет Устного Учения, т.е. толкования написанных законов, содержащихся в Торе, и прилагали все усилия к тому, чтобы ее изучение стало достоянием народных масс, а ее заветы определяли весь уклад жизни еврейского народа.

Так сложился раввинский иудаизм - та религия, по законам которой живут и сегодня верующие евреи, т.к. именно их религиозная практика стала общееврейской нормой.

 

Ессеи

Третью партию, стоящую в стороне от государственных и общественных дел, составляли ессеи. Они заботились в основном о личном усовершенствовании. Считая городскую жизнь растлевающей, они удалялись в пустыню и жили небольшими общинами, похожими на монашеские, с суровой дисциплиной и строгим соблюдением правил ритуальной чистоты. У них не было личного имущества и денег. Они вместе работали, вместе учились и молились, вместе питались (в основном хлебом и овощами). Во главе общины стоял Учитель Праведности («Морэ-цедек»), которого они сами и выбирали. Именно он учил и вел общину. Они считали его Пророком.

В простонародье ессеи считались святыми и чудотворцами. К ним приходили гадать о будущем и лечиться, поэтому их еще называли «терапевтами». Хотя есть мнение, что терапевты и ессеи были похожими, но разными общинами.

Находка кумранских рукописей и дальнейшее исследование этого района Иудейской пустыни помогли открыть местопребывание общины ессеев, о которой писал Иосиф Флавий, а археологические находки в этом месте пролили свет на жизнь и деятельность этой общины.

 

 

Некоторые направления современного Иудаизма

  1. Ортодоксальный иудаизм
  2. Хасидизм
  3. Реформизм
  4. Консервативный иудаизм
  5. Натурей карта
  6. Караимы
  7. Шомроним - самаритяне
  8. Каббала

 

Ортодоксальный иудаизм.

Это раввинский иудаизм, основанный, в основном, на талмудических толкованиях законов Торы, записанных в Галахе - еврейском религиозном законодательстве. Слово «ортодоксальный» означает «правоверный». Ортодоксы - это те, кто неуклонно придерживаются законов Галахи и считают, что «Шульхан Арух» - самая важная книга и руководство к действию.

Непререкаемость законов Галахи и право раввинов трактовать их мудрецы основывают на словах Торы «И поступи по слову, какое они скажут тебе... по закону, которому они научат тебя и по определению, какое они скажут тебе, поступи» (Второзак.17:10-11).

«Они» - это мудрецы, толкователи, утверждают ортодоксы, полностью игнорируя предыдущие слова Торы: «И приди к священникам, левитам и судье...» (Второзак.17:9)

Если уж следовать Торе, так до конца. Но фарисеи, которые враждовали с саддукеями, в основном представителями колена Леви, отобрали у них это право и присвоили себе. Возможно, поначалу это и было благом, ведь фарисеи несли этические законы Торы в массы. Но со временем, как это всегда бывает в религии, доброе начало извратилось, превратившись в систему часто нелепых догм и правил.

У любого Священного Писания существует несколько уровней понимания. По мере расширения сознания человека, ему, порой в одних и тех же словах, открывается новый, более глубокий смысл. Конечно, в 90-томном Талмуде можно найти удивительные жемчужины мудрости, но нелепого мудрствования в нем тоже хватает. И нередко именно мудрствование возведено в закон, ярким примером чего служат «отцы работ» и их «потомки» в правилах шаббата. Но и пример мудрости Талмуда мне тоже хочется привести. Есть там удивительно мудрые притчи. Вот одна из них.

«Порочить чужое имя равносильно убийству, - говорит Талмуд, - и как убийство это непростительно». И как невозможность возместить ущерб от вредной сплетни приводит хасидскую притчу. - Один человек ходил по общине и позорил ребе (учителя). Однажды, ощутив угрызения совести, он попросил у ребе прощения и заявил, что согласен на любое наказание. Ребе велел ему взять несколько пуховых подушек, распороть их и пустить пух по ветру. Человек сделал это. Тогда ребе велел: «А теперь иди и собери пух». «Но это невозможно», - запротестовал человек. «Конечно, - ответил ребе. - И хотя ты можешь искренне сожалеть о причиненном тобою зле и желать его исправить, невозможно исправить зло, причиненное словами, как и собрать весь пух, пущенный по ветру».

Отобрав права левитов еще в древности, раввины-ортодоксы не желают делиться ими ни с кем и по сей день. Это выражается в жесткой борьбе с теми, кто думает и поступает иначе. Но, несмотря на это, в иудаизме существуют различные направления, в которых молитвы, службы, обычаи отличаются друг от друга.

 

Хасидизм.

Хасидизм возник в 18 веке в Восточной Европе. Его основателем был Исраэль Бааль-Шэм-Тов, или сокращенно Бешт (1700-1760).

Ничем не примечательный помощник школьного учителя, женившись, поселился в далекой карпатской деревушке. Зарабатывал на жизнь, копая глину и известь, которую его жена продавала на рынке. Работая в лесу в одиночестве, он много размышлял и вскоре стал известен как духовный учитель и целитель. В 1740 году переехал в небольшой украинский городок Меджибож и основал Йешиву (религиозную школу), но его уроки резко отличались от традиционных. Больше внимания он уделял не тонкостям религиозного права, а личным контактам человека с Богом и своими близкими. В то время это учение воспринималось как революционное.

Бешт не оставил после себя никаких письменных трудов, но у него было много последователей. Секрет его успеха надо искать не столько в его учении, сколько в обаянии его личности.

Главным новшеством в его учении стало то, что идеалом благочестия он называл не аскетизм и отшельничество, а активное участие в общественной жизни. В хасидизме особое значение приобретает единение и сплочение народа под руководством цадика (праведника), который является посредником между народом и Богом и служит примером религиозной жизни.

Отказ от аскетизма и борьба за влияние на массы привели к созданию особых дружеских связей между хасидами. По субботам и праздникам устраивались совместные трапезы, на которых веселились, танцевали, распевали оригинальные хасидские песни. Бешт особенно любил утверждение Талмуда: «Бог вожделеет сердца» и говорил: «Если вы хотите, чтобы молитвы были услышаны, возносите их с радостью и весельем», считая, что для Бога чистый религиозный дух важнее знания Талмуда. Особое значение он придавал прославлению Бога, основываясь на стихе Исайи «Вся земля полна славы Его!» (Ис.6:4) Если весь мир полон Божьей славы, рассуждал Бешт, то митнагдим и аскеты ошибаются, думая, что нужно отворачиваться от радостей мира.

Это учение было серьезным вызовом многим идеям, царившим в те времена среди евреев. Даже само название «хасиды» вызывало неприятие, ведь на иврите «хасид» означает «ревностный», «святой». Своих противников хасиды так и называли «митнагдим» - «противники», а это означало, что хасиды считают себя самой правильной группой.

Обрядовая практика хасидов постепенно отделила их от других евреев. У хасидов другой тип молитвенника - их молитвы отличаются от общепринятых.

Возникнув в Подолии, хасидизм проник на Волынь и в другие районы Украины, в Галицию и в Центральную Польшу. Однако попытка проникновения в Литву и Белоруссию вызвала ожесточенное сопротивление.

Борьбу против хасидизма возглавлял рабби Элияhу Бен Шломо Залман, прозванный Виленский гаон - один из величайших талмудистов всех времен (1720-1797). Титул «гаон», что значит «гений», он получил еще в юном возрасте. Говорят, что в 6 лет он самостоятельно изучал Библию и Талмуд, в 7 произнес великолепную речь о Талмуде в главной синагоге Вильно. К десяти - изучил всю еврейскую религиозную литературу, но продолжал заниматься по 18 часов в сутки до самой смерти.

Основу еврейства он видел в изучении Торы, и предпочтение хасидами радостных молитв занятию Учением казалось ему посягательством на самую сущность иудаизма.

Но приверженцы хасидизма оказались крепко спаянной общиной, которой удалось устоять против преследований своих противников - митнагдим. Хасиды существуют и до сих пор.

В Израиль большая группа литовских хасидов переехала еще в 1777 году из-за преследования хасидизма в Литве. Самой выдающейся личностью в этой группе оказался рабби Шнеур-Залман - цадик из Лиозны, известный талмудист и мистик. Он создал особую систему хасидизма - «хабад» - аббревиатура слов «хохма» (мудрость), «бина» (разум), «даат» (знание) - название сфирот (см. в Каббале), на которые рекомендовал медитировать. Хаббад основывается на логических и теоретических предпосылках и старается свести посредничество цадика между Богом и каждым отдельным хасидом главным образом к вопросам духовной жизни.

С течением времени и хасиды, и митнагдим стали признавать, что различия между ними не столь существенны, особенно после того, как в 19 веке у них появился общий враг - «hаскала» - еврейское просветительство.

Последователи hаскалы - маскилим (просвещенные) призывали евреев отказаться от средневекового мышления и войти в современный мир, изучать и светские науки, а не только Тору и Талмуд.

Основатель этого течения немецкий еврей Моисей Мендельсон (1729-1768) считал, что самые важные истины иудаизма - единственность Бога, Божественное проведение и бессмертие души - это истины общечеловеческие. Не только еврей, но любой человек - творение Божье, ведь Господь - Творец всего сущего. И изучать светские науки совсем не зазорно для еврея, ведь эти занятия тоже от Бога.

Дополнительным фактором ослабления раскола стал интерес хасидов 19-20 веках к изучению Талмуда. С расширением движения оно все меньше внимания стало уделять медитации и единению с Богом, и больше - традиционной еврейской учебе. В результате сегодня хасидизм не считается мятежным течением: фактически он превратился в оплот ортодоксального иудаизма, чьих сторонников легко узнать по черным пальто и старомодным шляпам.

Информация о работе Основные направления в Иудаизме