Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 22:57, реферат
Буддизм - религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного.
Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячеления н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века до н.э., он охватил Юго- восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.
Введение…………………………………………………………………………..2
1.Предпосылки возникновения буддизма……………………………………....6
2.Основы буддийского учения……….………………………………………...19
2.1 Первая Благородная Истина…….………………………………………… 21
2.2 Вторая Благородная Истина…….………………………………………… 23
2.3 Третья Благородная Истина…….………………………………………… 30
2.4 Четвертая Благородная Истина.…………………………………………... 32
Заключение……………………………………………………………………….36
Список используемой литературы……………………………………………...40
2.4 Четвертая Благородная Истина
Но как же достичь освобождения, нирваны? Об этом говорит Четвертая Благородная Истина — истина о пути (марга), ведущем к прекращению страданий — то есть о Благородном Восьмеричном Пути (арья аштанга марга).
Весь буддийский путь делится на три большие этапа: этап мудрости (праджня), этап нравственности, или соблюдения обетов (шила), и этап сосредоточения (самадхи), то есть психопрактики. Первый этап включает в себя две ступени, остальные — по три, всего восемь ступеней.
I. Этап мудрости.
1. Правильное воззрение. На этом этапе человек должен усвоить и освоить Четыре Благородные Истины и другие базовые положения буддизма, внутренне пережить их и сделать основой мотиваций своих поступков и всего своего поведения.
2. Правильная решимость. Теперь человек должен решиться раз и навсегда встать на путь, ведущий к освобождению, руководствуясь принципами буддийского учения.
II. Этап нравственности.
3.
Правильная речь. Буддист должен
всячески избегать лжи,
4.
Правильное поведение. Миряне-
а) Ненасилие, непричинение вреда живым существам: «без палки и меча идет он по жизни, исполненный любви и сострадания ко всем живым существам»;
б) Отказ от дурной речи (ложь, клевета и т. п., см. выше);
в) Неприсвоение того, что принадлежит другому; отказ от воровства;
г) Правильная сексуальная жизнь (в том числе, и в смысле «не прелюбодействуй»);
д) Отказ от употребления опьяняющих напитков, делающих сознание мутным, а поведение трудно поддающимся контролю.
У монахов и монахинь обетов гораздо больше (несколько сотен). Они подробно описываются в разделе «Виная» буддийской Трипитаки (особенно важен текст под названием «Пратимокша»/«Патимоккха»). Обеты монахов ориентируют их жизнь уже не на улучшение кармы, а на ее полное исчерпание и достижение нирваны.
5. Правильный образ жизни. Это то же правильное поведение, но взятое как бы в социальном измерении. Буддист (как монах, так и мирянин) должен воздерживаться от занятий любой формой деятельности, несовместимой с правильным поведением.
III. Этап сосредоточения.
6.
Правильное усердие. Данный
7.
Правильное памятование.
8. Правильное сосредоточение, или правильный транс.7 Достижение собственно самадхи, предельной формы созерцания, при которой исчезают различия между созерцающим субъектом, созерцаемым объектом и процессом созерцания. Буддийская традиция описывает многочисленные виды самадхи, некоторые из которых не ведут к нирване. Правильная практика самадхи в конечном итоге приводит монаха к освобождению, и он становится архатом («достойным»; тибетская этимология этого слова «победитель врагов», то есть аффектов — клеш, не является филологически корректной).
На этом мы завершаем наш по необходимости краткий разговор о Четырех Благородных Истинах буддизма.
Заключение
Подводя итог всему сказанному выше, следует сказать, что хотя буддология за последние сто лет проделала огромный путь и о буддизме написано не поддающееся учету множество академических и популярных книг, не сделанного тем не менее остается гораздо больше, чем сделанного. И это не только потому, что до сих пор не изучены и не переведены многие базовые тексты как индийского буддизма, так и тибетской и дальневосточной ветвей этой религии. Главная проблема заключается в том, что мы до сих пор лишены понимания буддизма как единого во всем своем многообразии религиозного и культурного феномена, а мозаика отдельных текстов и направлений заслоняет от нас целостность буддизма, вмещающего в себя все это многообразие и не существующего вне него. А это означает, что поле деятельности для буддолога остается огромным, и особенно важна буддология именно для нашей страны. Во-первых, исторический долг российских востоковедов восстановить историческую справедливость и вернуть отечественной буддологии ее былой блеск и былой авторитет. Во-вторых, буддизм — традиционная религия нескольких народов нашей страны, народов, стремящихся ныне к национально-культурному возрождению. В-третьих, я лично глубоко убежден в том, что богатства буддийской философии и психологии важны для нас здесь и сейчас, но быть востребованы современной российской культурой, философией и интеллектуальной сферой вообще они могут только благодаря посреднической миссии специалиста-буддолога, что, несомненно, накладывает на него и дополнительную ответственность и дополнительные обязательства.
Так же, мы видим, что буддийские учения широко распространились во всех наиболее важных регионах Азии. В каждом из этих регионов буддизм
адаптировался к местным обычаям и традициям и, в свою очередь, каждая
культура внесла в его развитие свои характерные черты. Все это находится в
соответствии с основным буддийским методом обучения с помощью "искусных средств". Существует множество техник и методов, используя которые можно помочь людям преодолеть собственные проблемы и ограничения, реализовать возможности с тем, чтобы наиболее эффективно помогать другим. Таким образом, хотя существует много различных форм буддизма, все они, основываясь на учениях Будды, согласуются друг с другом.
Буддизм является в настоящие время одной из основных и самых распространенных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Однако сфера влияния Буддизма выходит за пределы указанного района земного шара: его последователи имеются
и на других континентах, хотя и в меньшем количестве. Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.
В философской мысли Древней Индии большую роль играл мифологический компонент. Как и вообще в мифологии, философии того времени было свойственно наделять явление окружающего мира человеческими свойствами («антропоморфизм»). Однако в индийской философии уже достаточно отчетливо выявились два полюса ее предмета – мир и человек, их соотношение и взаимосвязь, сосуществование. Мироздание рассматривалось как нечто единое, хотя и противоречивое целое. Сильной стороной древнеиндийской философии является также её обращенность к душе человека, к его сложным психическим состояниям. Отсюда и ярко выраженная этическая ориентация и психологизм философской мысли Древней Индии. Индийская философия уже содержала в себе призыв к человеку обрести свободу от слепой власти внешнего мира, раскрыть богатство и возможности своей духовности.
На основе проделанного исследования можно сделать следующие выводы. Буддистская философия берет свои предпосылки в сознании естественного человека древневосточной культуры.
Она реализует следующие принципы методологии естественного реализма:
1)принцип равной
2)принцип равной (не-)реальности разных ипостасей действительности;
3)принцип равной ценности
разных ипостасей
4)принцип взаимной
Кроме этого, философия буддизма опирается и на другие принципы, которые предполагаются методологией естественного реализма, но которые существуют и в других методологических традициях. Это - принцип объективности, который применительно к анализу сознания в буддизме обуславливает его феноменологический характер, принцип историзма, принцип использования философских методов, принцип модельного представления, принцип единства и связи форм духовной культуры.
Все эти принципы характерны для философии буддизма, однако, не все они характерны для других восточных философских учений. Так, например, философия брахманизма, в отличие от буддизма, исходит из абсолютизации вполне определенных теорий и способов познания. Специфика этой абсолютизации обусловил разный характер шести основных доктрин брахманизма - йоги, санкхьи, ньяи, вайшешики, мимансы и веданты.
Характеризуя философию буддизма в данной работе, сделали следующие выводы:
1) Будда обосновывал свое
учение на самоочевидных для
сознания естественного
2) Любые предпосылки, которые не самоочевидны для сознания естественного человека, были отвергнуты буддизмом.
3) Сознание естественного
человека в соответствии с
методологией естественного
4) Проповедь Будды опирается
на принципы методологии
Список используемой литературы:
1.Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. - М.: Акад. проект, 2007.
2.Кеоун Дамьен, Буддизм /Пер. с английского. Н. Л.Некрасова.-2007.-176 с.
3.Дубровская О.Н. Древние Религии Мира.-М.:2005.-448 с.
4.Основы Религиоведения/ Ю.Ф.Ворунков, К.И. Никонов и др.: 5-е издание.-М.:2007-568с.
5.Религиоведение учебное пособие/ М.Я. Ленсу, Я.С.Яскевич, В.В.Кудрявцев и др.; 2007.-421 с.
6.Ильин А.Н.
технических специальностей вузов / А.Н.Ильин. – Альметьевск: АГНИ.
– 2008. – 32 с.
7. Ильин А.Н. Философия в схемах, таблицах и графиках (иллюстративные
материалы и развёрнутые пояснения) Учебное пособие по философии
для студентов всех специальностей и форм обучения / А.Н.Ильин. –
Альметьевск: АГНИ. – 2009. – 208 с.
1 Религиоведение учебное пособие/ М.Я. Ленсу, Я.С.Яскевич, В.В.Кудрявцев и др.; 2007.-421 с.
2 Ильин А.Н. Философия в схемах, таблицах и графиках (иллюстративные материалы и развёрнутые пояснения) Учебное пособие по философии для студентов всех специальностей и форм обучения / А.Н.Ильин. – Альметьевск: АГНИ. – 2009. – 208 с.