Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 07:01, реферат
С раннехристианского периода до сегодняшнего дня интерьеры христианских храмов принято украшать иконами и настенной живописью. Храм и его росписи – это книга, предназначенная для того, чтобы ее можно было прочесть. Читать эту книгу нужно сверху вниз, с неба. И верхняя его часть называется «небо», а нижняя – «земля». Небо и земля – составляют космос (это слово по-гречески означает «украшенный»). И действительно, храм внутри расписывали всюду, где только можно, даже в уголках, которые не видны глазу. Роспись выполнена тщательно и красиво, потому что главный зритель всего – Бог, Всевидящий и Всемогущий. Его образ располагается в самом куполе, в наиболее высокой точке храма. Бог в православной традиции изображается в образе Иисуса Христа – Пантократора (Вседержителя). В левой руке Он держит книгу, правой – благословляет Вселенную.
1. Введение.
2. Основная часть.
2.1. Основные принципы византийской храмовой росписи.
2.2. Иконографическое содержание росписи раннехристианских храмов (на примере Киевской Софии).
2.3. Свято-Екатерининский собор.
2.4. Свято-Ильинский храм.
2.5. Свято-Троицкий храм.
2.6. Свято-Георгиевский храм.
3. Заключение.
4. Используемая литература.
В начале 1990 г. Началось восстановление храма, в котором остались только стены и латаная крыша. В день славного пророка Илии, 2 августа 1990 года, Свято-Ильинский храм освятил Его Высокопреосвященство Архиепископ Краснодарский и Кубанский Исидор. Храм отремонтирован и расписан художником В. Толмачевым и другими.
При разработке концепции настенных росписей Свято-Ильинского храма были учтены и особенности его географического положения и его историческая биография. Из всего сонма подвижников выделены и запечатлены те святые, которые имели к истории края непосредственное отношение: здесь можно будет увидеть и просветителя славян равноапостольного Кирилла, когда-то прошедшего по кубанским степям по пути в Хазарию и прп. Никона, игумена Киево-Печерского, угодника Тмутараканского, подвизавшегося на Тамани в XI веке. В этом храме на стене есть фреска «Основание Ильинского храма в Екатеринодаре».
В престольный праздник 2003 года в храме, открытом после ремонта, была совершена Божественная Литургия.
2.5. Свято-Троицкий собор
Этот храм (как и Кафедральный собор) возведен в память о чудесном спасении императора Александра III с августейшей семьей во время крушения царского поезда на станции Борки. Участок под строительство отдала 80-летняя вдова урядника Ефросиния Авраамовна Щербина. 3 октября 1899 г. после поздней Литургии в Войсковом соборе и крестного хода состоялась закладка храма. На доске при закладке храма была выведена следующая надпись: «1899 г., октября 3-го дня в благополучное царствование Его Императорского Величества Государя Императора Николая Второго по благословению Епископа Ставропольского и Екатеринодарского Преосвященного Агафодора при начальнике Кубанской области и наказном атамане кубанского казачьего войска генерал-лейтенанте Якове Дмитриевиче Маламе заложен и начат постройкою сей храм во имя Святой Троицы…», далее – фамилии городских исполнителей.
29 июня 1904 г. были подняты кресты на куполах. В тот же день произошло освящение престола нижнего храма во имя св. прп. Серафима Саровского. В самом же храме строились следующие престолы: средний – во имя Святой Троицы, правый – во имя свт. Василия Великого, левый – во имя прп. Ефросинии Полоцкой. Позднее престол во имя прп. Ефросинии Полоцкой был помещен в нижний храм, а левый стал во имя вмч. Георгия Победоносца (в настоящее время – прп. Серафима Саровского).
Центральный купол:
Св. равноапостольные Константин и Елена; Св. равноапостольные Владимир и Ольга;
Хождение по водам апостола Петра; Мария Магдалина встречает воскресшего Христа.
Храм строился на пожертвования горожан. Дума выделила 15 тыс. руб. на иконостас, который выполнили мастер Н. М. Сафонов (ученик В. М. Васнецова). Все работы были закончены к концу 1909 г. 7 июня 1910 г., во второй день Троицы, произошло торжественное освящение храма. В 1911 – 1912 гг. отремонтировали нижний храм, который заново освятили 1 ноября 1912 г.
Проектировал собор архитектор И. К. Мальгерб при участии петербургского инженера Правдзика, выполнившего необходимые расчеты конструкций. Храм построен в стиле русской архитектуры XVII в., причем использовано все лучшее в стиле московском и других среднерусских городов. Храм венчают 5 луковичных куполов.
В 30-е годы храм подвергся разорению. В августе 1989 года здание церкви было возвращено Краснодарской и Кубанской епархии. Богослужения возобновились 14 января 1990 г. Свято-Троицкому храму благословением Святейшего Патриарха Алексия II определён статус собора.
2.6. Свято-Георгиевский храм
30 ноября 1903 года, в воскресение,
на подворье Балаклавского
Над центральной частью пять классических куполов в виде луковиц, над притвором - колокольня, всего над храмом 11 куполов. Длина храмовой и алтарной части 26 метров, ширина 20 метров. Размер первого яруса колокольни 5,5 м. Фасады решены в одинаковых архитектурно-художественных приёмах и раскрепованы пилястрами с ширинками на первом ярусе, трёхчетвертными пучками колонн на втором и третьем ярусах. Оконные проёмы имеют трёхцентровые перемычки на галерее, двойные полуциркульные — на втором ярусе и прямоугольные с контрналичниками и сандриками в виде кокошников на третьем. Цветовое решение фасада выполнено из лицевого кирпича местного производства и цветных изразцов оригинальным и интересным способом.
На данный момент (январь 2011 года), центральная часть храма не расписана, здесь был произведен ремонт, расписаны только северный и южный приделы. На стенах, украшенных узорами, изображены медальоны со святыми.
После известных исторических событий
октября 1917 года наступили непростые
взаимоотношения между
В 1995 году Свято-Георгиевский храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
3. Заключение
Православный храм можно назвать энциклопедией. В каждом храме присутствует вся история человечества – от грехопадения Адама и Евы до наших дней. Кульминация мировой истории и вершина мироздания – Голгофа, место, где был распят Иисус Христос, совершилась Его Крестная жертва и победа над смертью в акте Воскресения. Все это сосредоточено в восточной части храма, где расположен алтарь. Пролог и эпилог мира – в противоположной части храма, на западной стене: здесь можно увидеть сцены сотворения мира, образ лона Авраамова – рая, где души праведных пребывают в блаженстве. Но чаще всего западную стену занимает изображение Страшного Суда, потому, что, выходя из храма через западные двери, человек должен помнить о том часе, когда закончится его земная жизнь и каждый предстанет на Суд. Однако Страшный Суд должен не столько напугать, сколько напомнить человеку об ответственности за собственную жизнь.
4. Используемая литература