Особливості мусульманського віровчення і культу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 00:05, реферат

Описание работы

Ислам - третья и последняя из развитых монотеистических религий. Ислам - религиозная система с ее наиболее строгим и завершенным, доведенным до предела монотеизмом сложилась на базе двух ее предшественников, поэтому в исламе наблюдаются заимствования не только в общекультурном, но и теологическом, религиозно-культовом плане. Ими наполнена священная книга мусульман Коран. Они сказываются в символе веры, в принципах культа, в мифологии, заповедях морали и т. п. Но несмотря на это, исламу как мировой религии, присуща самобытность.

Содержание работы

Введение 2

1. Становление ислама как мировой религии 3
2. Роль личности пророка Мухаммеда в становлении догматов ислама 5
3. Распространение ислама. Оформление Корана 12
4.Вероучение и культ ислама, его направления 14
5. Раскол ислама. Шииты. Сунниты. Ваххабиты 19
Выводы 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

ИСЛАМ.docx

— 58.45 Кб (Скачать файл)

4. Мусульманин обязан  платить налоги и творить милостыню  для спасения собственной души (в мечеть, нищему)

5. Каждый мусульманин  должен один раз в жизни  совершить паломничество в Мекку  (хадж) и исполнить там ряд священных  обрядов, включая семикратный  обход Каабы, целование «черного  камня», пробег между священными  холмами, жертвоприношение овец  и т.д. Совершивший все это  получает зеленую чалму (зеленый  - цвет ислама) и титул хаджи.

Священный день мусульман - пятница. Она называется джума (день собраний), то есть день обязательного  полуденного сбора всех здоровых совершеннолетних мусульман в мечети для молитвы и слушания проповеди.

Для общественной молитвы  последователи ислама собираются в  мечети. В отличие от православного  храма мечеть не освещается и не считается особым сакральным (от лат. sacer — священный) сооружением. Она  скорее является молельным домом  и может дополнительно выполнять  функции общественного здания. Мечеть имеет один или несколько минаретов - башен квадратного или круглого сечения, с которых провозглашается  начало молитвы. Внутри большого зала находится михраб - углубление, направленное в сторону Мекки, рядом с ним - специальная кафедра для проповедника. При входе в мечеть мусульмане омываются в специальном водоеме  для того, чтобы обрести ритуальную чистоту (главным образом омывается  лицо, рот и горло). Иногда совершается  и полное омовение (после долгого  пути, особых случаев осквернения). Так как ислам распространен  в южных жарких и засушливых странах, допускается «омовение» песком. Внутри мечети молящиеся пребывают без обуви, которую снимают при входе. Пол мечети устлан коврами. Женщины молятся отдельно от мужчин в отгороженных частях зала либо на верхних галереях. Главная мечеть всех мусульман находится в Мекке (с храмом Кааба посередине).

Священнослужители в исламе не несут на себе особой божественной благодати. Они являются знатоками  Корана, ритуалов, просто хорошо образованными  людьми. В богослужении участвуют  имамы (руководители), хатыбы (проповедники) и мудзины (призывающие к молитве). Мусульманские священнослужители  проходят подготовку в специальных  учебных заведениях – медресе. Глава  большого территориального объединения  мусульман-суннитов и высшее духовное лицо называется муфтий.

Совокупность правил поведения  мусульманина в общественной и личной жизни называется шариат. В исламском  обществе существуют специальные религиозные суды шариата.

Кроме еженедельного празднования пятницы мусульмане отмечают еще  несколько праздников. 27-го числа  месяца рамадана празднуется «Ночь  предопределений». Именно в эту ночь было начато ниспослание Корана Мухаммеду. Все мусульмане проводят ее, бодрствуя  и, как правило, в мечети. Считается, что в эту ночь происходят чудеса. По окончании постного месяца празднуется  ураза-байрам - радостный праздник «разговения», длящийся 3-4 дня и сопровождающийся раздачей милостыни и походами на могилы предков.

Через 70 дней после окончания  поста отмечается самый главный  праздник - курбан-байрам - праздник жертвоприношения животных в память о том, как Ибрахим (Авраам) собирался принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила (Исаака). В  этот день в семье совершается  большая трапеза, люди ходят в  гости друг к другу.

Празднуется день рождения Мухаммеда, день его путешествия  в Иерусалим. Этот город считается  мусульманами местом вознесения пророка  на небо. У различных направлений в исламе есть свои праздники и памятные даты.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что вероучение мусульман  имеет много общего с христианством, но в то же время огромное количество принципиальных различий. Исследователи  мировых религий объясняют это  явление едиными, хотя и очень  далекими, корнями двух мировых религий. Некоторые христианские богословы  и религиоведы рассматривают  ислам как искаженный и огрубленный  вариант христианства, приспособленный  к более примитивному общественному  укладу. Мнение исламских богословов, естественно, абсолютно противоположно: с их точки зрения христианство есть «недозревший ислам». Спор о преимуществах  той или иной религии, об их основных положениях, законах и порядке  отправления религиозных обрядов  не смолкает и в наше время, принимая все более острые формы. 
          5. Раскол ислама. Шииты. Сунниты. Ваххабиты


Ислам подразделяется на несколько  направлений, ведущими из которых являются шиизм и суннизм, имеющий наибольшее число приверженцев в мусульманском  мире. Их появление связано прежде всего с политическими мотивами и борьбой за власть в мусульманской  общине, которая сопровождалась бурной богословской полемикой.

Халифа Усмана, при котором  в основном сложился Коран, ожидала  весьма символическая смерть. Уже  при его жизни среди последователей Мухаммеда начались раздоры. Многие считали, что Усман чрезмерно  покровительствует близким родственникам  и отступил от идеалов аскетического (строгого) ислама. Те, кто был недоволен  правлением этого халифа, составили  против него заговор. Группу заговорщиков возглавил египетский наместник, а  поддерживала ее любимая жена пророка  — Айша. Сначала делегация египтян, прибыв в Медину, строго потребовала  от Усмана прекратить обогащение его  родни. Усман согласился, но отправил в Египет тайное письмо, призывающее  казнить всех посланцев, когда они  вернутся домой. Египтяне перехватили  письмо и возмущенные ворвались  в дом халифа. Усман вышел к  мятежникам, держа в руках Коран, но был на месте разрублен на куски. Кровь халифа пролилась на священную  книгу. Теперь этот экземпляр Корана свято сохраняется как ценнейшая  реликвия мусульман в Самарканде.

После убийства Усмана началась острая борьба за власть в халифате. Победил в этой борьбе зять Мухаммеда-Али. Началась длительная и кровопролитная гражданская война, расколовшая  единое религиозное течение ислама на два лагеря. Среди противников  Али были так называемые Омейяды (родственники халифа Усмана).

В 661 г. Али был убит. Он признан святым всеми мусульманами, после его смерти ислам раскололся на два направления: шиитов и суннитов.

Одна из ветвей ислама –  шииты, признают законным только четвертого халифа - Али. Они являются сторонниками наследственной духовной власти потомков Али, которых называют имамами. Всего шииты признают 12 имамов после Али, причем 12-й - тайный, скрытый. Сунну шииты признают не целиком, а выборочно.

Али у шиитов почти равен  по значению Мухаммеду. Их культ отличается от культа суннитов, большое значение придается рассказам о мучениках-святых. Авторитетные религиозные деятели  называются аятоллами.

Один из очень почитаемых святых у шиитов - третий имам, сын  Али по имени Хусейн. В память о его трагической гибели и  отмечается этот день. Люди искренне плачут у себя в домах, на улицах и площадях. В городах вывешиваются траурные флаги и транспаранты. Центром  праздника становится процессия, участники  которой в чувствах бьют себя в  грудь кулаками и камнями, а иногда наносят себе кровавые раны. Сцена  смерти Хусейна и эпизоды из его  жизни подробно разыгрываются в  особом представлении.

С VII по XX в. среди шиитов выделилось множество направлений и сект, поэтому шиитское течение иногда сопоставляют с протестантизмом  в христианстве.

Уже в VIII в. сформировались два  направления - умеренные и радикальные  шииты. Изначально шиизм не представлял  собой новую систему религиозного характера и только с течением времени приобрел догматическое  оформление.

Основоположником шиитской религиозной доктрины считается  принявший ислам иудей из Йемена Абдалла ибн Саба. С его именем связывают пропаганду идеи о том, что каждый пророк, в том числе  Мухаммед, имел помощника, или «восприемника  духовного завещания» (васи). Мухаммед, согласно Абдалле ибн Саба, личным распоряжением избрал Али своим  преемником.

Оформление религиозного учения шиизма приходится на период утверждения  династии Аббасидов с конца VII до середины VIII в. Культ мученичества Али, умершего от ран после покушения, и его сына Хусайна, убитого под Кербелой в 680 г., способствовал превращению шиизма в религиозное течение.

Предпосылки для зарождения множества течений шиизма, а также  образования различных догматических  школ и сект, содержались в раннем шиитском движении (вторая половина VII-начало VIII вв.).

Свои священные предания шииты обычно именуют ахбар. Шииты  отвергают те предания, которые восходят к соратникам Мухаммеда - заведомым  противникам Али.

Основные аргументы шиитские теологи черпали из Корана и Сунны. Поскольку в Коране отсутствует  прямое упоминание Али, то шиитские комментаторы прибегли к аллегорическому толкованию отдельных коранических выражений, чтобы обосновать право Алидов на верховное руководство мусульманской  общиной-государством (имамат). Шиитская традиция хранит множество преданий, которые содержат, по мнению шиитов, ясные указания на то, что Мухаммед назначил Али своим преемником, имамом и эмиром правоверных.

Учение об имамате стало  основополагающим в шиизме. Имамы  из рода Али рассматривались как  единственно законные и полномочные  представители Аллаха на земле. Расколы  и разногласия в шиизме вызвали  прежде всего вопрос о передаче права  на имамат тому или иному потомку  Али. Имамат существует только в силу «божественного установления», которое  передается устами Пророка или предшествующего  имама. Если по представлениям суннитов имам не может обладать сакральными  свойствами, то шииты наделяют своих  имамов сверхъестественными качествами. Признание божественной природы  имамата обуславливает веру шиитов в непогрешимость имамов, в авторитет  их учительства и необходимость  безоговорочного им повиновения.

Шииты считают, что имамы  не нуждаются в дополнительных источниках власти, каковой, например, для суннитов является иджма - согласное мнение мусульманской  общины. Шииты умеренного направления  проповедуют веру в «имама данного  времени», без которого невозможно спасение души мусульманина. Наставления и предписания «имама данного времени» должны восприниматься как истина в последней инстанции, поскольку он является носителем сакрального знания, ему ведом скрытый от непосвященных смысл Корана и тайная суть событий человеческой истории вплоть до Судного дня.

Сторонники «крайнего» шиизма в своем большинстве проповедовали  идею обожествления Али и представителей его рода. Мусульманские теологи  и ересиографы различали три  формы обожествления людей: зухур («проявление») - отражение божественной силы в человеке; иттихад («единение») - соединение божественного и человеческого  начала в одной душе и хулулъ («воплощение») - инкарнация божества в человеке, человеческая природа которого при этом изменяется в божественную.

В шиизме, в отличие от суннизма, активно культивируется культ  мученичества. Шиитами придается  исключительное значение идее величия  страданий за веру, воплощенной в  трагической судьбе ряда шиитских имамов, начиная с Али и его сына Хусайна. В практике шиизма нашел  широкое применение принцип такийя - «благоразумное скрывание своей  веры», то есть право говорить и совершать  то, что противоречит вере из соображений  личной безопасности или во имя интересов  общины единоверцев, оставаясь при  этом в душе преданным своей религии.

Пятым халифом стал глава  противников Али - Муавия. Сохранились  воспоминания о том, что пятый  халиф покровительствовал поэтам и  ученым. После него государственная  и религиозная должность халифа передавалась только по наследству - от отца к сыну. Впоследствии власть халифов  постепенно ослабела, и этот титул  вообще перестал существовать.

Признавших Муавию стали  называть суннитами (сунна с ар. образец, пример). Суннит - это тот, кто следует  традиции, Сунне - второму после Корана источнику мусульманского вероучения, содержащему изречения и описания деяний Мухаммеда. Сунниты не признают возможности посредничества между  Аллахом и людьми после смерти Мухаммеда и, следовательно, отрицают особую святость Али.

Суннизм является самым крупным  направлением в исламе, почти 90 % мусульман  в мире исповедуют суннитский ислам. Сунниты составляют большинство  мусульманского населения всех стран  мира ислама, за исключением Ирана  и Ирака, где они уступают по численности  шиитам. Полное наименование суннитов - «люди Сунны и согласия общины» - отражает важные принципы традиционного  ислама - приверженность исламским  ценностям, зафиксированным в священном  предании, и идее руководящей роли общины в решении жизненно важных проблем. К основным формальным признакам  принадлежности к суннизму относятся:

  • признание законной власти четырех «праведных халифов»;
  • отсутствие сомнений в достоверности шести «канонических» сборников хадисов;
  • принадлежность к одной из четырех правовых школ суннизма (маликитской, шафиитской, ханифитской или ханбалитской).
  • в отличие от шиитов сунниты отвергают идею посредничества между

Аллахом и людьми после  смерти пророка Мухаммеда, не приемлют идею о «божественной» природе Али  и праве его потомков на духовное верховенство в мусульманской общине.

Хронологически суннизм  оформился вслед за шиизмом как  негативная реакция на его становление. В X-XI вв. суннизм приобрел контуры  самостоятельного течения, которое  воспринималось, прежде всего, как противопоставление шиитскому исламу.  В конце XX столетия по мере усиления роли «исламского  фактора» с присущей ему ярко выраженной политической окраской суннитско-шиитские разногласия интенсифицировались  как на уровне межгосударственных отношений (военные конфликты Ирака и  Ирана), так и во внутренней жизни  отдельных стран (Ливан, Саудовская Аравия).

Информация о работе Особливості мусульманського віровчення і культу