Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 23:37, реферат
Время императора Константина Великого - один из самых интересных периодов в истории Римской империи и Европы в целом. Именно тогда был дан импульс радикальным переменам в области культуры, политики и во всем мировосприятии античного общества, начали просматриваться контуры новой, средневековой христианской цивилизации, которая шла на смену античной, частью отбрасывая ее наследие, частью воспринимая и перерабатывая его. Это было время, когда давно назревшие масштабные перемены были проведены в исторически кратчайшие сроки, и, учитывая то влияние, которое они оказали на последующее историческое развитие, их можно считать поистине революционными.
Введение…………………………………………………………………...........3
Глава 1. Константин Великий …………………………………………...........5
1.1. Становление Константина.……………………………………..…............5
1.2 Приход к власти……………………….………………………….………...7
1.3. Константин – император Востока и Запада………………………….…..9
Глава 2. Деятельность Константина……………………………………..........11
2.1. Константин и христианство…………………………..…………………....11
2.2. Политическая система Константина……………………………………..13
2.3 Законодательство Константина.…………………………………….........14
2.4 Административное устройство Римской империи при Константине….15
2.5 Государство и церковь…………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………..19
Список используемой литературы………………………………………..….20
2.2. Политическая система Константина. Политическая система Константина явилась конечным результатом процесса, который, хотя и длился, пока существовала империя, принял отчетливую форму при Аврелиане. Именно Аврелиан окружил персону императора восточной пышностью, носил диадему и украшенное драгоценными камнями одеяние, принял сан доминуса (господина) и даже деуса (бога); превратил Италию в подобие провинции и дал официальную дорогу экономическому процессу, замещавшему режим договора на режим статуса. Диоклетиан постарался защитить новую форму деспотии от узурпации со стороны армии, создав хитрую систему совместного правления империей с двумя линиями преемствования власти, носящими имена Юпитера и Геркулеса, но это преемствование осуществлялось не путем наследования, а путем усыновления. Эта искусственная система была разрушена Константином, который установил династический абсолютизм в пользу своей семьи - рода Флавиев, доказательства культа которого найдены и в Италии, и в Африке. Чтобы окружить себя царским двором, он создал официальную аристократию в замену сенаторского ордена, которые "солдатские императоры" 3-го века н.э. практически лишили всякого значения. Эту аристократию он осыпал титулами и особыми привилегиями, так, например, он создал видоизмененное патрицианство, освобожденное от налогового бремени. Так как сенат теперь ничего не значил, Константин смог позволить допустить его членов к карьере провинциальных администраторов, которая со времени правления Галлиена была почти закрыта для них, и даровать им некоторые пустые привилегии, например, свободные выборы квесторов и преторов, а с другой стороны, у сенатора было отнято право быть судимым равными себе, и он перешел под юрисдикцию провинциального губернатора.
2.3. Законодательство Константина. Организация общества по принципу строгой наследственности в корпорациях или профессиях частично, несомненно, уже закончилась перед приходом Константина к власти. Но его законодательство продолжало ковать оковы, привязывавшие каждого человека к той касте, из которой он был выходцем. Такие originales (наследственные сословия) упоминаются в самых первых законах Константина, и в 332 году признается и утверждается в жизни наследственный статус сельскохозяйственного сословия колонов[1;152].
Кроме того, муниципальные декурионы, ответственные за сбор налогов, потеряли все лазейки к отступлению: в 326 году им запретили приобретать неприкосновенность путем вступления в ряды христианских священников. В интересах правительства было такими средствами обеспечить регулярное поступление в казну налогов, тяжелым бременем как в деньгах, так и в натуре ложившихся на население еще при Диоклетиане и, разумеется, оставшихся таким же бременем при Константине. Один из наших древних авторитетов говорит о нем, что десять лет был отличным правителем, двенадцать лет - грабителем и еще десять - расточителем, и ему постоянно приходилось вводить чрезмерные налоги, чтобы обогащать своих фаворитов и осуществлять такие экстравагантные проекты, как строительство новой столицы. Благодаря ему появились налоги на сенаторские поместья, известные как collatio glebalis (поземельный), и на прибыли от торговли - collatio lustralis (откупной).
В общем законодательстве
правление Константина было временем
лихорадочной активности. До нас дошли
около трехсот его законов
в кодексах, особенно в своде Феодосия.
В этих сводах просматриваются искреннее
желание реформ и влияние христианства,
например, в требовании гуманного
отношения к заключенным и
рабам и наказаний за преступления
против морали. Тем не менее они
зачастую грубы по мысли и напыщенны
по стилю изложения и явно составлялись
официальными риториками, а не опытными
законниками. Подобно Диоклетиану,
Константин верил, что пришло время,
когда общество нужно перестраивать
декретами деспотической
2.4 Административное
устройство Римской империи
2.5 Государство и церковь. Тысячелетнее государство и трехсотлетняя Церковь стояли друг перед другом чуждые, не желавшие и не искавшие друг друга.
Константин, как государственный человек и ученик христиан, умел однако понять, что эти две силы не только могут соединиться, но что соединение им обеим одинаково нужно.
В этом и состоит его великая идея, показывающая в Константине одного из тех немногих исторических гениев, которые умеют открыть человечеству новую линию движения и строения.
Церковь для государства
ничем своим не хотела поступиться.
Но в ней не было государственного
элемента, она не могла брать на
себя государственных функций, ибо
по существу имела иные цели и не
имела той принудительной власти,
без которой немыслимо
Да Церковь и не отрицала государственной власти в принципе; напротив, она объявляла власть Божественным установлением. Только она сама по себе не могла брать на себя этой власти, не переставая быть Церковью.
Сверх того, Церковь признавала власть не как самодовлеющее начало, а как Божественное установление, т. е. логически, требовала со стороны государства подчинения высшему началу, другими словами - требовала от власти земной действия по указанию власти Небесной.
Но с государственной точки зрения, это требование не представляло ничего вредного. Напротив - государство не может существовать без какого-либо идеократического элемента, без нравственного смысла. Империя Римская уже утратила свой идеократический элемент и разлагалась именно от того, что не могла его почерпнуть в разлагающемся античном мире. Если бы можно было почерпнуть его в новом мире христианства - это было бы спасением империи, возрождением государственности.
Таким образом, при более
глубоком анализе взаимных нужд, казалось,
Церковь и империя могли
Этот момент соединения сталь
противоположных по существу начал,
как Церковь и государство, поставил
им обоим ряд сложнейших задач, которые,
вероятно, в то время даже не сознавались
во всей своей сложности. Полторы
тысячи лет с тех пор христианский
мир решал их теоретически и практически,
доселе не достигнув решения, которое
бы получило всеобщее признание. Однако,
как бы ни решался этот вопрос о
христианском государстве - повсюду, при
всех постановках, он имел глубочайшее
значение для судеб Церкви и государства.
С религиозной точки зрения в
истории Церкви не было более решающего
момента, как минута, когда Константин,
после глубоких размышлений и
таинственных видений, поднял свой «Лабарум»
с надписью «Сим побеждай». В государственности,
точно так же, в эту минуту зародился
новый принцип Верховной
Вообще характер Церкви,
т. е. вера народа, налагала тот или
иной характер на монархию христианского
мира. Но, должно вспомнить, не одна вера
имеет значение в строении государства.
Она определяла лишь характер Верховной
власти. Строение же государства определялось
у выдвинувшейся верховной
Заключение
В результате проделанной работы, мы проанализировали личность Константина Великого и выделили его основные действия по улучшению Римской Империи .
Государственная идея Константина
Великого состояла в том, чтобы сочетать
Римскую империю с новым
Список используемой литературы
ISBN 5-9524-0395-6
ISBN:5-94004-292-9
ISBN 5-06-002849-6
ISBN 978-5-9692-0061-6