Первобытные и национальные религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – используя различные источники информации, изучить некоторые вопросы курса «Религиоведение».
Объект исследования – религиоведение.
Предмет исследования – первобытные и национальные религии.
Для достижения поставленной цели, определены задачи:
1. Рассмотреть структуру первобытных религий.
2. Раскрыть национальные религии.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………….3
1 . Первобытные религии ……………………………………………………………..4
2. Национальные религии …………………………………………………………….9
Заключение ……………………………………………………………………………22
Список литературы …………………………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Контр религоведению.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с оформлением  индуизма возрастает роль брахманов как служителей культа, как один из обязательных элементов почитания богов и выполнения домашних и храмовых пудж (богослужений). Для религиозного человека вся его повседневная жизнь должна иметь целью получения милости от бога. Причем важным элементом индуизма стала бхакти – эмоциональная благосклонность, преданность конкретному богу, который выступает часто в роли спасителя, защитника.

В индуистском культе большую роль играют музыка, пение  и танец. Исполнением танцев сопровождаются праздничные церемонии, домашние обряды, почитание богов в храмах, танцевальные упражнения входили в обязанность дэвадаси (рабынь бога) – девушек, которые после ритуальной свадьбы с самим Шивой до конца жизни оставались при храме. Дэвадаси должны были служить богу и «искусству любви», которое связанно с древним культом плодородия и представлениями о плодоносящей силе бога Шивы. Для каст, которые относятся к трем варнам дважды рожденных, большое значение имеет церемониальная инициация мальчиков - их второе рождение. Немаловажными в культе являются также погребальные и поминальные церемонии. Все домашние и храмовые церемонии основаны на лунном календаре. От положения луны и планет зависят пророчества астрологов, к которым и сейчас обращается большинство индусов.

Религиозная обрядность продолжает оказывать значительное влияние на быт большинства индусов, но все чаще происходят уступки кастовым ограничениям в общении между людьми, упрощение некоторых ритуалов [2, 127].

Для индуизма свойственно  оказания почестей не только богам, но и рекам, в особенности Гангу, присутствует также и культ растений. Все это говорит о тесной связи индуизма как национальной религии с древнейшими религиозными представлениями, в основе которых – синкретичность мышления, то есть восприятие человеком себя в природе как определенной ее части, такой же, как и все другие живые существа.

Иудаизм. Одной из древнейших и исторически первой религией, которая  начала использовать Откровение, предоставленное  Богом, стал иудаизм. В иудаизме утверждается, что есть только один Бог – Ягве (Яхве, иногда Иегова). «Отцом верующих» считается патриарх Авраам, вождь пастушеского семитского племени, которое кочевало на Ближнем Востоке на территории между современными государствами Ирака и Египта около XIX столетия до н.э.

Сейчас, разбросанные по различным континентам еврейские  общины, хранят приверженность к своему Закону, своей земле и к своему религиозному языку – ивриту, который  в настоящее время является государственным  языком Израиля.

Главным источником сведений о религии евреев признается Библия (слово «Библия» происходит от названия финикийского города Библос, где впервые предприняли попытку делать бумагу и писать книги – библы или библии). В иудаизме практикуется не только изучение Торы, но и комментирование Писания. В результате появилась так называемая «устная Тора», которая является частью собственно иудаизма в противоположность «письменной Торе», то есть пяти первым книгам Библии, которые составляют часть священной книги для христиан и в некоторой степени  признаются мусульманами. С течением времени комментарии к устной Торе стали столь многочисленными, что во II в. н.э. раввин (служитель культа в иудаизме) Иэгуда с целью их сохранения совершил труд по сохранению их в письменном виде. Эта устная Тора, которая стала с тех пор письменной, называется Мишна: в ней рассматриваются конкретные вопросы, такие, как сельское хозяйство, семейная жизнь, уголовное и гражданское право, а также и религиозные темы: молитвы, праздники, храмовые службы и условия ритуальной чистоты. В то же время Мишна сама носила синтетический характер, и раввины дополнили ее множеством иных комментариев, так называемых «Гемарра». Совокупность Мишны и комментариев к ней получила название Талмуд [2, 129].

В вопросе о возникновении  иудаизма существуют различные предположения. Некоторые мыслители считают, что в Ветхом Завете, который был целиком дан Моисею Богом в виде заповедей и детально разработанного ритуала, религия евреев возникает как этническое явление [2, 133]. Заповеди эти были простые и общедоступные, но преисполненные глубокого значения. Они легли в основу этнической нравственности и Моисеева законодательства, что получило название Десятислова (Исход, ХХ) –  знаменитые десять заповедей, в каждой из которых открывалась религиозная истина.

В первой из них открывался народу сам Ягве, как Бог, чудесное предводительство которого израильтяне уже знали и могущество которого выявлено было ради них: это Он вывел их из Египта, отворил им дорогу по морю и снял могущество фараона и его воинства.

В противоположность идолопоклонничеству египтян, к которому привыкли и израильтяне, это определение высказано (вторая заповедь) с особой выразительностью. Народ не должен создавать Бога себе как кумира – ни под видом небесных тел, что было распространенно в языческом мире, ни под видом животных, как в Египте, ни под видом рыб, как было в Палестине и Ассирии. Имя Яхве воспринимается как праздник и это значит, что его нельзя произносить напрасно, а тем более произносить его напрасно при земных делах, как имена призрачных идолов или языческих богов, так как в сравнении с Ним все иные боги суть простое ничтожество (третья заповедь).

Соблюдение субботы  с прекращением всякой работы в седьмой  день. было древним обычаем, который имел свое происхождение от Адама. Но в данное время он подтвержден был законодательной силой, как необходимый для усиления религиозного чувства, периодического восстановления сил и предоставления необходимого отдыха человеку и животным (четвертая заповедь).

Уважение к родителям  издавна также считалась моральной обязанностью детей, но это природное чувство не имело еще высшей законодательной санкции. Поэтому у большинства народов преобладало вопиющее варварство. У некоторых народов древности был обычай предавать смерти своих старых родителей или оставлять их беспомощными. Среди древних народов мать вообще занимала низшее положение. Но новый закон не только осуждал внешнее злое дело, то есть действие, но и проникал глубже и осудил саму злую мысль, то есть мотивы, интересы, завещал «не пожелай» ничего такого, что противно основным законам нравственности (десятая заповедь).

Синайское законодательство (десять заповедей) в своих главных  положениях давалось на будущие времена, оно заложило основу искренней нравственности и человеческого достоинства  в мире. Простые, но глубокие и вечные истины о духовности и личности Бога, об уважении к родителям, о целомудрии, о святости человеческой жизни и собственности, о чистоте совести – все эти истины были открыты и утверждены на горе Синай в наследство для всех последующих в веках.

В древности были и  другие моральные учения, но они  обычно оставались достоянием только некоторых высших слоев и никогда  не достигали народа, не становились  требованием, нормой их образа жизни, так  как провозглашались или в  форме пространных малодоступных положений, которые не имеют божественной санкции, или несовершенных правовых норм. Десятислов же провозглашался самим Богом.

Монотеистическое представление  о Боге, является первой чертой иудаизма. Если Бог един, то и религиозная  сила народа вся без остатка направлена к нему. Бог един и внимание уже не рассеивается по сторонам, не разбивается на различные посторонние объекты и это делает дух человека единым, не раздробленным, собранным, сильным. Отсюда то суровое осуждение не только предательства перед Богом, но осуждается и всякое духовное шатание.

Вторая черта еврейской  религиозности состоит в остром национальном самосознании и национальной самостоятельности.

Важное место в иудаизме занимает религиозный материализм, который определен в Завете, который Бог заключил с Израилем, это находит отражение в идеях, что благоденствие здесь, на земле: плодородие, благосостояние плодов земных, телесное здоровье – вот что обещает Бог за выполнение своих заповедей для израильского народа. Еврей всеми своими чувствами привязан к земной жизни во всех его аспектах, он с глубоким благоговением относится к своему хозяйству, дому, пищи, браку, детям. Высшее счастье для еврея – жизнь в благосостоянии, долголетие и, главное, – иметь как можно больше детей. Поэтому брак для еврея – предмет особого беспокойства и часть особого благословения Божьего.

Религиозные праздники  и обряды в иудаизме посвящены  определенным событиям, происшедшим  в истории еврейского народа и  изменениям годового и календарного цикла. Иудейские праздники сопровождаются особыми богослужениями и обрядами.

Таким образом, национальные религии имеют следующие особенности:

- главными объектами поклонения становятся боги, а не духи, как это было в первобытных религиях;

- боги наделяются властью над миром сверхъестественным и над человеческим обществом;

- боги гарантируют порядок на земле, в человеческом сообществе, поддерживают законы и неравенство среди людей;

- появление церкви как особого идеологического аппарата,   который отстаивает интересы господствующих слоев в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, подводя  итог всему выше изложенному, отметим, что древнейшие формы религии заметно отличались от современных нам религиозных проявлений по характеру вероучения, культа и организации. Единственное, что объединяет их, - это наличие веры.

Вопрос о том, какие  из известных верований, обрядов  и культов, зародившихся за несколько  десятков тысяч лет до н. э., следует  считать отдельными, самостоятельными первобытными формами религии, пока не нашел общепринятого решения в религиоведческой литературе. Безусловной формой примитивных религий признается только тотемизм. Проблема заключается в том, что в реальных первобытных верованиях разнородные представления и культы сосуществовали и переплетались в самых причудливых комбинациях. В то же время они были настолько распространенными и универсальными, что встречались практически во всех конкретных религиозных проявлениях древнего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Горелов, А. А. История мировых религий: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Флинта, 2011. - 180 с.
  2. Писманик,  М. Г. Религиоведение: Учебное пособие / М.Г. Писманик. – М.: Юнити-Дана, 2009. - 280 c.
  3. Религиоведение: Учебное пособие / под ред. М. М. Шахнович. – М.: Питер, 2009.-431 с
  4. Тощенко, Ж.Т. Социология. Общий курс / Ж.Т. Тощенко – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. – 511 с.
  5. Эволюция религии в современном мире: Учебно-методический комплекс для спец. 031801- Религиоведение / АмГУ, ФСН; сост. Е.А. Капранова. – Благовещенск: Изд-во Амур. гос. ун-та, 2007. - 74 с.
  6. Образовательные ресурсы Интернета — Религиоведение: [Электронный ресурс]. URL: http://www.alleng.ru/edu/relig3.htm

 


Информация о работе Первобытные и национальные религии