Письменность и патристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 12:00, контрольная работа

Описание работы

Василий Великий против создания огромных монашеских поселений, которые он видел в Египте, (до 5.000 человек), он предпочитает монастыри с небольшим количеством насельников, в которых каждый монах знает своего игумена, игумен знает каждого монаха. Он категорически настаивает не необходимости напряженного физического труда, который должен прерываться для трапезы и общей молитвы в определенные часы. Василием Великим даны указания, преисполненные большой мудростью, знанием жизни - наставления на те случаи, которые часто случались в древнем обществе в его время, которые случаются и в наше время, поэтому правила полезно изучать и в ХХI веке.

Содержание работы

1.Василий Великий……………………………………………………………….....3
1.1.Биография Святого Василия Великого………………………………………...3
1.2.Труды Василия Великого……………………………………………………….6
2.Григорий Богослов……………………………………………………………….13
2.1.Биография Григория Богослова……………………………………………….13
2.2.Труды Григория Богослова……………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

480 Письменность и патристика.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

После обвинений, выдвинутых против него в Константинополе, Григорий вернулся в родной Назианз, где вновь  возглавил епархию, не переставая просить  митрополита Тианского снять  с него эту обязанность, которую  он считал для себя бременем. Он перестал ездить на церковные соборы, говоря «соборам и собеседованиям кланяюсь издали с тех пор, как испытал много дурного». После назначения на Назианзскую кафедру епископом пресвитера Евлалия Григорий смог удалится на покой и посвятить себя литературному труду. В этот период Григорий кроме богословских сочинений пишет свою подробную автобиографию.

Он много путешествовал  по обителям, жил в Ламисе, Сакнавадаике и Карвалах; лечился теплыми водами в Ксанксариде.

Скончался Григорий 25 января 389 года в Назианзе, где и был похоронен. В 950 году при императоре Константине Багрянородном мощи Григория были перенесены в Константинополь и положены в церкви Святых Апостолов. При разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 году мощи святителя Григория были вывезены в Рим.

После постройки собора святого Петра в Риме там была устроена гробница для мощей святителя. 26 ноября 2004 года мощи, по решению папы Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской  церкви вместе с мощами Иоанна Златоуста. В настоящее время мощи Григория Богослова хранятся в церкви святого Георгия в Стамбуле.

 

2.2.Труды Григория Богослова

 

Сочинения святителя  Григория - слова, письма, стихи, показывают, что он стремился быть проповедником  достойным истины Христовой. Ему был ниспослан дар слова, и святой хотел принести его в дар Богу - Слову: «Сей дар приношу я Богу моему, сей дар посвящаю Ему: - это одно, что осталось у меня и чем богат я; от всего прочего отказался я по заповеди Духа; всё, что ни имел, променял за драгоценную жемчужину. Только словом владею я, как служитель Слова; никогда добровольно не хотел бы пренебрегать этим богатством, я уважаю его, дорожу им, утешаюсь им более, чем другие утешаются всеми сокровищами мира.

Сочинения его состоят  из 243 писем, 507 стихотворений и 45 речей, между которыми самые важные — пять слов о богословии, в защиту никейского православия против ариан.

свт. Мысли, писанные четверостишиями

Я труд Григориев, и в  духовных изречениях сохраняю четверостишный памятник мудрости:

 Чему отдашь предпочтение - деятельной или созерцательной жизни? В созерцании могут упражняться совершенные, а в деятельности - многие. Правда, что то и другое и хорошо и вожделенно; но ты к чему способен, к тому и простирайся особенно.

Некто просил у меня решения на вопрос о чем-то духовном. Готов, отвечал я, если ты смыл с себя скверну. Но ты уже имеешь целомудренный ум. - Если смыл с себя прежнюю скверну; нужно и теперь очищение. В смрадный сосуд не кладут на сбережение благовонной масти.

Не всякому слову  противься, не всякому и следуй; но знай, какому и когда противиться или следовать. Более будь привязан к Богу, чем стой за учение о Боге. Всякое слово можно оспаривать словом; но жизнь чем оспоришь?

Или вовсе не учи, или  учи доброю жизнию. Иначе будешь одною рукою притягивать, а другою отталкивать. Меньше потребуется слов, если делаешь, что должно. Живописец больше учит своими картинами.

Особенно вам, служители  алтаря, советую не быть оком, исполненным  тьмы, чтобы не оказаться первыми  в порочной жизни. Ибо если свет темен; чем будет самая тьма?

Безгласное дело лучше  неисполнимого слова. Никто никогда  не стал высоким без добрых дел, а  многие прославились без красного слова. Благодать дается не тому, кто говорит, но тому, кто хорошо живет.

Наилучший дар Богу - добрые нравы. Хотя бы ты все принес Ему; однако не принесешь ничего достойного. Приноси то, что дает и бедный. Чистый не берет себе доли из цены блудницы.

Ничего не обещай Богу, даже и малости; потому что все  Божие, прежде нежели принято от тебя. И что еще скажу? Не отдав обещанного, ты крадешь это сам у себя. Какой же необычайный примешь на себя долг? Да уверят тебя в этом Анания и Сапфира.

Настоящую жизнь почитай  торжищем. Если пустишься в торговлю; то останешься с прибылью: потому что  за малое получишь в обмен великое и за скоропреходящее - вечное. А если пропустишь случай; другого времени для такого обмена уже не будет.

Тебе предлежит длинный  путь, но еще большая награда. Представляя  себе вдруг весь труд, не откажись от всего. И море переплывешь не все  вдруг. А и это нередко бывает искушением неприязненного.

Не слишком себя обнадеживай  и не вовсе теряй надежду. Одно ослабляет, другое низлагает. В чем-нибудь преуспевай, другого держись сколько  ни есть, а к иному не будь завистлив; недовершенное не сделает бесполезным труд совершенного тобою пути.

Не берись за все горячо, но держись того, что избрал. Лучше  прибавлять доброго, нежели убавлять у  него что-нибудь. Не тех называем худыми, которые стоят низко, но тех, которые, поднявшись высоко, низко падают.

И от малой искры возгорается великий пламень; и семя ехидны бывало нередко пагубным. Видя сие, уклоняйся и того, что производит малый вред. Теперь вред невелик, но со временем сделается он большим.

Разбирай больше сам  себя, нежели дела ближних: одно доставляет пользу тебе, другое -ближним. Лучше вести счет делам своим, нежели деньгам; последние текут, а первые постоянны.

Пусть непрестанно трудится твой ум, напечатлевая в себе божественные мысли и глаголы жизни. А на язык будь скуп; потому что он весьма способен делать вред, и чем скорее движется, тем меньше приносит пользы.

Меня обольщало зрение, однако же я удержался, не поставил в себе кумира греху. И кумир был  поставлен; но мы избежали искушения. Все  это степени борения с неприязненным  врагом.

Залепляй воском уши от гнилого слова и от неблагоприличных извитий усладительного пения, но отверзай слух для всего доброго и прекрасного. Между словом, слышанием и делом расстояния невелики.

Не обольщайся чрез меру приятностями запахов, мягкостию осязания и вкусом. Уступив им над собою верх, произведешь ли что мужественное? Различны между собою услаждения, приличные женам и мужам.

Чрево говорит: дай. Охотно дам, если, получив просимое, сохранишь  целомудрие. А если жертвуешь сим  дольнему; то получи от меня грязь, да и  ту не в избытке. Когда же сделаешься воздержным; тогда дам и в избытке.

Для людей здравомыслящих достоин смеха как вообще всякий смех, так еще более смех блуднический. Неумеренный смех бывает и до слез. Лучше быть угрюмым, нежели рассеянным.

Красотою почитай благолепие души; не то, что могут написать руки, а время разрушить, но то, что усматривается  взором целомудренного ума. А подобно  сему и безобразием признавай  душевную гнусность.

Тебе предстоят скорби, удовольствия, надежды, опасения, богатство, нищета, слава, бесславие, престолы; пусть течет все это, как хочет. До человека, утвердившегося на добром основании, не касается ничто непостоянное.

Возвышайся более жизнию, нежели мыслию. Жизнь может сделать  тебя богоподобным, а мысль доведет  до великого падения. И жизнь устрояй не по малой мерке. Как бы ни высоко взошел ты, все будешь еще стоять ниже заповеди.

Не за всякою славою гонись и гонись не слишком; лучше быть, нежели считаться добрым. А если не можешь себя умерить; лови славу, но не суетную и не новую. Что пользы обезьяне, если примут ее за льва?

Хвали другого, но не думай  высоко о себе, когда тебя хвалят; ибо опасно, чтобы не оказаться  тебе ниже похвал. И другого хвали  не торопясь, но прежде дознай опытно, чтобы не понести тебе стыда, когда окажется он худым.

Лучше о себе слышать  худое, нежели говорить худо о другом. Ежели кто, желая позабавить тебя, выставляет ближнего на посмешище; то воображай себе, что предметом  смеха служишь ты сам; в таком  случае слова его всего более  огорчат тебя.

Не хвались добрым плаванием, пока корабль твой не привязан к берегу. У многих счастливо плывшая ладья разбивалась у пристани. Многих уносил девятый вал. Одно безопасно - не слагать вины на счастие.

Тому лучше возыметь некоторое дерзновение пред Владыкою, кто живет хорошо и потрудился, нежели тому вызывать Его на суд, кто не отличается добрыми делами, хотя и все у него идет с рассуждением.

Откажись от всего  и стяжи единого Бога, потому что  ты раздаятель чужого имущества. А если не хочешь оставить все, то отдай большую часть. Если же и того не хочешь; по крайней мере, излишки употребляй благочестно.

Хорошо уберечь что-нибудь от моли и от зависти. Лучше иметь  должником Христа, нежели всем обладать. Христос за один кусок хлеба дарует Царство; а питая нищего, ты питаешь и одеваешь Христа.

Приходил нищий и  ушел, ничего не получив. Боюсь, Христе, чтобы и мне, который имею нужду  в Твоей помощи, по моим же законам, не отойти от Тебя, ничего не получившим. Ибо кто не дал, тот и получить не надейся.

Всего безопаснее человек неимущий. Он обращен к Богу и на Него одного взирает. Укрой же его в своих объятиях. И мощный орел, как говорят, согревает в гнезде своем мелкую птицу.

Нищета лучше неправедного приобретения, равно как и болезнь  лучше худого здоровья. Человек не вдруг умирает с голода; но для порочных худая жизнь есть смерть.

Что значат слова «господин» и «слуга»? Какое дурное деление! У всех один Творец, для всех один закон, один суд. Принимая услугу, смотри на служащего, как на сослуживца; и сподобишься большей чести, когда разрешишься от тела.

Что же должны делать рабы, особливо рабы Божий? Да не отказываются они угождать господам. И в свободные, и в рабы вписывает жизнь. Христос  пришел в образе раба, но Он освободил  нас.

Стыдись наименования порочным, а не низким по происхождению. Знатность рода есть давнишняя гнилость. Лучше начать, нежели заключить собою род, равно как лучше самому быть пригожим, нежели родиться от пригожих.

В рассуждении одного Бога и божественного не знай меры в насыщении. Бог еще в большей  мере дарует Себя тем, которые приемлют Его, Он Сам жаждет жаждущих Его, непрестанно и преизобильно источая Себя им. А если кто богатее тебя в другом чем, терпи сие равнодушно.

Не заботься во всем и  всегда одерживать верх. Лучше уступить над собою победу с пользою, нежели победить со вредом. И у борцов почитается побежденным не всегда тот, кто лежит внизу, но часто и тот, кто остается вверху.

В ином понеси и ущерб: это часто бывает выгодно; как  и растение подрезывают, чтобы больше принесло плодов. А если к тому, что имеешь теперь, присовокупишь что-нибудь недобрым способом; будет значить, что подкладываешь огонь под дрова, или здоровому телу сообщаешь болезнь.

Если ты ни в чем  не виновен пред Богом и ни чем  не заслужил наказания; то не имей сострадания  и к тем, которые виновны пред тобою. А если сознаешь себя виновным пред Богом; то оказывай снисходительность и сам; потому что у Бога милость взвешивается милостию.

Как скоро обида разжигает  твое сердце; вспомни о Христе и  о Его язвах, рассуди, что претерпеваемое тобою весьма маловажно в сравнении со страданиями Владыки: и, как водою, угасишь свою скорбь.

Плотская любовь, пьянство, ревность и бес - равны между собою. К кому пришли они, у того погублен ум. Умерщвление плоти, молитва, слезы - вот целебные пособия! Это составляет врачевство и для моих недугов.

Избегай всякой клятвы. Но чем же уверить других? - Словом и  жизнию, удостоверяющею в слове. Ложная клятва есть отречение от Бога. К  чему тебе призывать в посредники Бога? Сделай, чтобы посредником  твоим были твои добрые нравы.

Что короче сего повеления  о милости: таков будь к друзьям  и ближним, какими желаешь иметь  их к себе? Но есть другое и сего короче - это Христовы страдания.

Ничего не жалей для  верного друга, который показал  себя не за чашей, но в бурное время, который ничего не делает тебе в угождение, кроме полезного. Знай пределы вражде, а не благорасположению.

Глаз другое видит, а  себя не видит; даже и другого не видит, если очень слеп. Посему надобно  во всяком деле иметь советника. И  руке нужна рука, и ноге - нога.

Ежели следуешь советам  добродетельных; то не стыдись, когда  станут осмеивать тебя порочные. А  как скоро приходит тебе на мысль  что-нибудь гнусное, представь, что  многие на тебя смотрят, и устыдись сам себя.

Доброго всегда предпочитай  недоброму. Обращаясь с порочными, и сам непременно сделаешься порочным. От худого человека никогда не принимай милости; потому что он старается чрез это найти у тебя извинение своим делам.

Хочу, чтобы попользовались чем-нибудь и от неприязненного. Ибо  тому, кто избежал его нападений, советую вперед быть осторожнее. И горького лекарства боюсь, и сладкого не одобряю.

Награждай добрых, презирай злых. Но и последним оказывай одну милость, нимало не оскорбляйся их поступками, чтобы великодушием и их со временем сделать добрыми. Прекрасный дар - милость.

Будь милостив ко всем, если это возможно; а еще милостивее - к ближним. Для чего говорю сие? - Кто поверит, что ты добр к чужим, если несправедлив к тем, кому одолжен?

Для чего слагаем во всем вину на бедного врага, когда сами своею жизнию даем ему над собою власть? Укоряй себя самого во всем или в большей части проступков. Огонь зажигаем мы сами, а злой дух раздувает пламень.

Не слишком поддавайся игривым снам. Они не должны как  пугать всем твой ум, так окрылять его  неприятными мечтами. Все это бывает часто сетию неприязненного врага.

Информация о работе Письменность и патристика