Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:45, реферат
Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения тех ученых, которые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: ‘’Вера в Бога.’’
Введение
1. Основные подходы к изучению религии: теологический, философский, научный……………………………………………………………………
2. Почему религия называется религией?...............................................
3. Религия как предмет научного исследования……………………….
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………….
Право на существование научное религиоведение подтвердило значимостью и ценностью своих результатов: добытые с помощью научных методов знания о религии дают чрезвычайно много для понимания ее как реально существующего в человеческой жизни явления, и шире -- проблем культуры в целом.
Изучение религии, начавшееся в прошлом столетии, находилось в русле общего интереса к культуре, расширяло знания европейцев об иных культурах, человеческой истории в целом.
Таким образом, предпосылкой
развития науки о религии стало
убеждение в том, что религию
можно и нужно изучать как
некоторую человеческую реальность,
доступную эмпирическому
Другое дело, что развитие религиоведения связано не только с открытием новых фактов, но и с изменением самих представлений о религии. Конечно, на ученого, изучающего религию, влияют не только его собственные мысли и опыт и не только уже сложившиеся в науке представления, но и представления о религии того общества, той эпохи, в которую он живет. И развитие религиоведения является одним из факторов, в результате действия которых в обществе изменяются представления о самой религии. Одно из следствий заключается в том, что религия лишается ореола «вечной истины», тайны. Поэтому, особенно на первых порах, развитие религиоведения встречало сопротивление со стороны тех, кто усматривал в нем опасность для религии. Но наряду с этим предпринимались и предпринимаются также попытки использовать данные религиоведения в интересах религии.
На науку о религии, так же как на любую другую общественную науку, идеология оказывает влияние главным образом через разработку методологии религиоведения. Это влияние подчас противоположных направлений, взглядов теологического и философского, религиозного и антирелигиозного. Но, в конечном счете, результаты исследований и в этой области оцениваются и получают признание на основе их соответствия научным критериям, а не идеологическим.
Религия - явление сложное, многообразное. Поэтому религиоведение характеризует не только разнообразие подходов, методов, точек зрения, но и многодисциплинарностью. Развитие религиоведения в XIX в. шло путем разработки целой совокупности дисциплин, каждая из которых рассматривает религию в одном из ее аспектов.
Заключение
Вера в Бога, в Добро, Любовь, Красоту, Свободу есть всегда чья-то вера. Каждый человек (или каждый конкретный социум) знает и ценит своего Бога, свое Добро, свою Красоту, свою Свободу. И чем сильнее и страстнее эта вера, тем она обычно и нетерпимее. Тем больше она в оппозиции к другой вере и к неверию, тем она требовательнее, тем больше может превращать ценности своей веры в их противоположность для других. И тогда моя свобода то и дело оборачивается чьим-то рабством, мое Добро Злом для кого-то. И если бы только в мыслях и чувствах, но ведь и в действиях.
Сейчас, когда в нашей стране на всех уровнях происходит отказ от фальшивых идеалов, наблюдается движение к возрождению религиозной веры и ее ценностей. И такое возрождение начало казаться чуть ли не панацеей от массового нравственного оскудения. И вот уже появились первые, пока еще слабые, симптомы активного насаждения религиозности. Введение Закона Божьего в некоторых школах, в качестве пока необязательного предмета, уже настораживает. Настораживает и попытка (в том числе и через средства массовой информации) установить тесную связь религии и нравственности как прямую зависимость, в том смысле, что религиозность влияет на нравственность именно и только положительно, а отказ от веры в Бога якобы неизбежно ведет к безнравственности. Если это так, то выбор между верой и неверием должен быть сделан обязательно и конечно, в пользу веры в Бога.
Список литературы
1.Введение в культурологию. Под ред. В.А. Сапрыкина. - М., Просвещение, 1995.
2.Культурология / Под ред. Радугина А.С. - М.: Просвещение, 2001.
3.Культурология / Под ред. Олейникова А.С. - М.: Наука, 2000
4.Культурология: учебное пособие для Вузов / Под ред. В.А.Сапрыкина. - М.: Знание, 2001
5.Розанов В.В. Религия, философия, культура. - М., Просвещение, 1982.
6.Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. - 1990. - № 8.
7.Франк С. Культура и религия // Философские науки. - 1991. - № 7.