Понятие духовной культуры. Критерии духовности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:09, реферат

Описание работы

Культура -- область духовной деятельности человека, объек-тивируемая в материальных действиях, знаках и символах; ее сущность выявляется в противопоставлении с природой (как со-вокупностью естественных условий существования человека) и цивилизацией (уровнем материального развития того или иного общества).
Первичная сфера духовной деятельности человека -- мифо-логия, которая включала в себя знания из различных областей, проявления художественного освоения мира, моральные регулятивы, религиозные и мировоззренческие представления.

Содержание работы

Введение
1. Понятие духовной культуры. Критерии духовности
2. Право и наука в системе духовной культуры
3. Религия в системе духовной культуры
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

культура.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Основой изучения окружающего  мира учеными с любым мировоззрением является принцип системного подхода

 

  1. Религия в системе духовной культуры

 

Роль религии в истории человечества, в целом весьма значи-тельная, не может быть оценена однозначно. Выделяются два век-тора влияния религии на общественное развитие: религия в каче-стве стабилизирующего фактора и религия как фактор перемен.

Анализ роли религии  в системе культуры должен произво-диться с учетом следующих факторов:

· влияние религии  может осуществляться только в опосре-дованном виде (через деятельность религиозных  индиви-дов, групп, сообществ);

· характер и степень  воздействия различны для той  или иной религии, для той или иной исторической эпохи.

Статус религии на различных этапах развития общества:

· религиозное сознание "является доминирующим, происхо-дит  сращение религиозной и этнической общности. Рели-гиозные институты  наделены светской властью;

· религиозное сознание существует наряду со светским, про-исходит выделение и дифференциация других сфер и ин-ститутов общественной жизни;

· религиозное сознание отодвинуто на второй план; этниче-ская общность уже не совпадает с религиозной; осуществля-ется и закрепляется разделение светской и духовной властей. Рогалевич Н. Религиоведение. - Мн.:, 2005. - С.27

Культура Беларуси не была монолитной; в ней содержались  различные мировоззренческие тенденции, обусловленные уровнем социального  и духовного развития общества, различием потребностей разных социальных слоев в тех или иных формах культурной деятельности. В течение длительного периода в Беларуси господствовала религиозная культура - совокупность форм, проявлений, элементов духовной деятельности (искусства, литературы, архитектуры, публицистики, права, морали, философии и пр.), функционирующих в рамках религиозного мировоззрения и выполняющих задачу религиозного проповедничества. Специфически религиозной является сакральная культура - священные книги, вероучение, таинства, обряды, а также предметы, здания, входящие в сферу религиозного культа. Это стержень, ядро религиозной культуры.

Под светской культурой  как правило разумеют нецерковную, мирскую (секулярную) культуру, нередко - внерелигиозное состояние духа, девальвацию священных понятий, культуру, освободившуюся от религиозного влияния. Эти определения в принципе можно принять, имея в виду, что в светской культуре можно выделить по крайней мере три направления: безразличная к религии культура, претендующая на автономное внерелигиозное развитие; вольнодумная культура, направленная на критику религии и ее институтов; продукты светской культуры, содержащие религиозно-мистические настроения и идеи. Религиозные культурологи неоднозначно решают вопрос о соотношении светской культуры и религиозной культуры, чаще всего рассматривая его в плане соотношения религии и культуры: одни отождествляют религию и культуру, придавая религиозный смысл продуктам культурного творчества; другие считают религию и культуру разными планами бытия (сакральное и профанное); третьи воспринимают религию как «закваску» культуры, долженствующую внутренне преобразовать человека.

В действительности между  автономной светской культурой и  культурой сакральной, церковной, существует множество переходных форм, которые иногда трудно идентифицировать с религиозной или светской культурой. Использование религиозных сюжетов в культурном творчестве далеко не всегда свидетельствует о религиозном характере последнего: внерелигиозная культура в течение долгого времени может сохранять традиционные религиозные термины и образы, наполняя их светским содержанием. Т.е., светское осмысление мира может осуществляться в старой знаковой системе, будучи при этом индифферентным или критичным по отношению к религии (так, библейские, коранические и древние мифологические образы использовались А.С.Пушкиным как средства художественной выразительности). Надо иметь также в виду, что некоторые представители духовенства при анализе тех или иных проблем ( в том числе религиозного характера) использовали объективные, научные методы исследования.

В Беларуси, как и в  других странах, уже в древности  обнаруживается наличие двух сфер культуры - религиозной и светской. Праславянские  племена наряду со сложной системой политеистических верований обладали рациональными знаниями о природе, навыками в строительном деле, в ремеслах, в изготовлении орудий труда, металлических украшений, в военном искусстве и т.д., что фиксировалось в развивающемся языке. Введение христианства в его православной форме на Руси было связано с разрушением дохристианской - «языческой» культуры, как религиозной, так и мирской. Отдельные элементы «языческой» религии были ассимилированы христианством. В рамках православной культуры на протяжении веков создавались великолепные здания храмов, одно из достояний мирового изобразительного искусства - иконопись, самобытная агиографическая литература, учебные заведения, дающие религиозное образование и воспитание. Привлекались лучшие строители, зодчие, ремесленники, художники, знатоки церковной литературы. Деятельность творцов религиозной культуры ограничивалась церковными канонами, которые, впрочем, не всегда ими соблюдались. Догматизация языка, понятий и образов, связанная с особенностями монотеистических религий ( христианства, ислама, иудаизма), несколько сдерживала создание новых фор культуры, более глубоко и всесторонне отражающих мир.

Элементы светской и  религиозной культуры содержались  в народном творчестве. Народная религиозность  отразилась в духовных стихах, легендах (напр., в духовных стихах «Про Христа милостива», «Никола-святитель», «Про Марию Египетскую»), устных поверьях, пословицах (напр., «Жить - Богу служить», «От Бога отказаться - к сатане пристать», «Ум - в смирении»). Существовал и богатый внерелигиозный фольклор, содержавший социальные и антиклерикальные мотивы (напр., в пословицах типа «Хвали рожь в стогу, а барина в гробу», «Нам паны на горе даны», «Мир нечестив, а им сыт монастырь благочестив»). Народная мирская культура воплощалась также в скоморошестве, в исторических песнях, в былинном эпосе, где поэтизировался крестьянский труд, отражались представления о народной этике, воспитывалась воинская доблесть, служение Родине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

· Духовная культура - это  совокупность нематериальных элементов  культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

· Духовная культура возникает  из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке.

· Истинная духовность есть "триединство истины, добра и  красоты".

· Наука и право  являются частью культуры, поэтому  любая научная картина отражает взаимное влияние всех элементов  культуры в ту или иную эпоху. В системе культуры человечества, состоящей из материальной, социальной и духовной культуры, наука включена в систему духовной культуры человечества. Ниже приводятся определения системы культуры и ее элементов.

· Наука - это система  сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно истинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации. Науку можно подразделить на несколько основных видов наук: гуманитарные, антропологические, технические, обществознание и естествознание.

· Роль религии в истории  человечества, в целом весьма значи-тельная, не может быть оценена однозначно. Выделяются два век-тора влияния  религии на общественное развитие: религия в каче-стве стабилизирующего фактора и религия как фактор перемен.

· Под светской культурой  как правило разумеют нецерковную, мирскую (секулярную) культуру, нередко - внерелигиозное состояние духа, девальвацию  священных понятий, культуру, освободившуюся от религиозного влияния.

· Религиозные культурологи неоднозначно решают вопрос о соотношении светской культуры и религиозной культуры, чаще всего рассматривая его в плане соотношения религии и культуры: одни отождествляют религию и культуру, придавая религиозный смысл продуктам культурного творчества; другие считают религию и культуру разными планами бытия (сакральное и профанное); третьи воспринимают религию как «закваску» культуры, долженствующую внутренне преобразовать человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Бердяев Н.А. Экзистенциальная  диалектика божественного и человеческого //Бердяев Н.А. О назначении человека. - М: Республика, 1993. - 458с.

2. Рогалевич Н. Религиоведение. - Мн.: Новое знание, 2005. - 207 с.

3. Пархоменко И.Т., Радугин  А.А. Культурология в вопросах  и ответах.- М.: Центр, 2001. - 368 с.

4. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. - М: Наука, 1992. - 384с.

5. Франкл В. Человек  в поисках смысла. - М: Прогресс, 1990. - 486с.

6. Шелер М. Положение  человека в космосе// Шелер М.  Избранные произведения. - М.: Гнозис, 1994. - 394с.




Информация о работе Понятие духовной культуры. Критерии духовности