Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 11:18, реферат
На примере римского права можно проследить, как устанавливается единый политический и правовой порядок, какими механизмами право связывается с реальностью, каково соотношение между правом и хозяйством и т.д. Римское право – это эксперимент, который поставила сама жизнь.
Исключительность римского права – результат интенсивного развития общества, его культуры, а также товарно-денежных отношений, имевших в Римской империи международный характер.
Введение 3
1. Понятие и система римского права ...................................................................4
2. Источники римского права ..............................................................................11
Заключение ............................................................................................................23
Список литературы 24
Содержание
Введение 3
1. Понятие и система римского
права ........................
2. Источники
римского права ........................
Заключение ...................
Список литературы 24
Введение
Римское право, как и
римская республиканская
Эти особенности римского права способствовали его рецепции в Средние века и в Новое время, с тем, чтобы спустя столетия пронизать последующие кодификации средневековой Европы, сделаться основой десятков буржуазных кодификаций гражданского права, бесконечным терминологическим источником, собранием понятий и определений, сохранившим свой авторитет до наших дней.
Действительно, римское
право пережило своего создателя
– античное рабовладельческое общество.
Оно непосредственно или
Римское право становится предметом изучения: оно начинает применяться в судах, переходит в местные и национальные законодательства. Совершается то, что носит название рецепции. Слово receptio (лат.) означает «восприятие, усвоение, заимствование», имеется в виду заимствование положений римского права другими государствами более позднего периода, в основном – западноевропейскими, когда не только романо-германская, англо-саксонская, позже – российская, но что парадоксально – и современная китайская правовые системы впитали в себя основные положения римско-правового юридического искусства, того юридического тезауруса, значение которого не может умалить даже время.
Все правовое развитие Западной Европы вплоть до настоящего времени идет под знаком римского права, его материальное действие не исчезло и теперь: все самое ценное из него перелито в параграфы и статьи современных кодексов многих государств мира и действует под именем этих последних.
Россия же получила римское правовое наследие, если можно так выразиться, из вторых рук – из Византии. Изучая римское право, различая особенности Востока и Запада, мы не можем не задумываться об истоках, состоянии и судьбах российского права. Проходившая в нашей стране в течение длительного времени и по разным каналам рецепция римского права, была прорывом западной цивилизации на просторы российской государственности. Хотя в России и не было рецепции римского права в западном варианте, но все, же имел место тонкий, неуловимый процесс культурного заимствования. Римское право постепенно становилось элементом русской культуры.
1. Понятие и система римского права
Римское государство существовало полных 13 веков (от VIII в. до н.э. до VI в. н.э.). Право римского государства из небольшой, неразвитой скотоводческо-аграрной общины трансформировалось в правовой порядок Римской империи, основывающийся на «чистой частной собственности» (Ф. Энгельс).
Предмет римского права. Исходя из принципов исторического материализма в качестве предмета римского права, системно рассматриваются элементы истории римского государства, источников римского права и элементы институтов римского права (правовые установления частного права во время существованиям Рима). Таким образом, на основе конкретного исторического материала и в зависимости от общественно-экономических отношений в Риме рассматриваются сферы государственного устройства, источников права, развития правовых отношений и все другие сферы правовой жизни.
Программа преподавания не охватывает философские объяснения и идеологические положения римских юристов о государстве и праве. Древние римские юристы определяли государство как «res publica» – организацию, существующую для защиты всех жителей, а право - как «ars boni et aequi» (Д.1.1.1.1) – искусство добра и спреведливости. Так, Ульпиан приводит три основных требования права: «живи честно, не вреди другому, воздай каждому свое». По этому поводу некоторые пишут, что достаточно ввести в жизнь содержание этого отрывка, и жизнь отдельных людей и целых народов будет счастливой под господством такого права, как римское. Но возникает вопрос: кто, же и когда воплотит в жизнь данную формулу? Такая позиция римских юристов не означала, что римское государство и римское право не были классовыми категориями. Напротив, они отвечали моральным представлениям господствующего класса и защищали его интересы. Мораль и устремления подчиненного класса были противоположны морали и устремлениям господствующего класса. Поэтому в глазах подчиненного класса и некоторых рабовладельцев наивысшее право нередко является наивысшей несправедливостью, точнее, инструментом классового насилия. Очевиден крайне сложный и противоречивый характер прогресса права. Изложение нашего материала охватывает вопросы, касающиеся источников римского права, на основе фактов общественно-экономического развития Рима. Именно в таком ключе и предстаёт материя, которую римские юристы обозначили как jus publicum (публичное право) и jus privatum (частное право). Классическое разграничение публичного и частного права, перешедшее в века, дает выдающийся юрист своего времени Ульпиан: «Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное – которое относится к пользе отдельных лиц». Западноевропейские и русские романисты (специалисты в области римского права) истолковывают классификацию Ульпиана в том смысле, что в ее основание положено разграничение интересов
Публичное право (jus publicum) включало в себя «святыни, служение жрецов и положение магистров» и непосредственно охраняло интересы государства и его органов. Оно определяло компетенцию учреждений и должностных лиц, регулировало при помощи императивных норм взимание налогов, определяло, какие деяния являются преступными и какие наказания полагаются за них. К публичному праву, исходя из современной правовой систематики, принято относить государственное, административное, финансовое, земельное, уголовное, судебное, военное, а также международное право.
Частное право (jus privatum) содержало
правовые нормы, регулирующие отношения
между физическими и
Отметим, что деление права на публичное и частное получило широкое признание как в мировой юриспруденции, так явилось основным и в национальных правовых системах современности.
Однако современной юридической наукой выработаны более строгие критерии для разграничения публичного и частного права. Из таких критериев наиболее существенное значение имеют следующие два, выделенные одной из отраслей юридических знаний – аналитической юриспруденцией1.
Во-первых, для публичного права характерны отношения «власть-подчинение», для частного права – отношения юридического равенства субъектов.
Во-вторых, публичное право построено на принципе субординации, частное право – на принципе координации воли и интересов участников отношений.
Итак, частное право (jus privatum) в Древнем Риме состояло из следующих элементов:
Jus civile (цивильное право)
– это собственное право всех
жителей римской общины (по-другому
цивильное право называлось
Jus praetorium (преторское право)
– право, творимое претором
– высшим должностным лицом
– для дополнения и
Jus gentium (право народов)
– служившее для регулирования
отношений между перегринами
(иностранцами), а также перегринами
и римлянами и творимое
В свою очередь, эти три элемента (jus civile, jus praetorium, jus gentium) составляли три исторические правовые системы Древнего Рима.
Таким образом, гражданскому праву в Риме (в современном смысле) более или менее соответствовала совокупность всех трех названных систем – цивильного права, права народов и преторского права. В качестве единого термина для всей этой совокупности более подходящим является jus privatum (частное право).
Между частным и публичным
правом существовала органическая связь:
так как деятельность римских
юристов и магистратов
В заключение о периодизации. История Западной Римской империи насчитывает около 1200 лет. Начальной датой принято считать год основания Рима – 753 год до н.э. Конечной датой – 476 год, когда римская империя была завоевана германскими племенами, или 565 год – дату смерти императора Юстиниана.
С достаточной точностью трудно провести какую-либо одну периодизацию, ведь достоверно известно только, когда было начало, и когда наступил конец, т.е. время возникновения и время исчезновения римского рабовладельческого общества, римского государства и римского права. И все же для удобства пользования и лучшего усвоения можно рассмотреть приведенную ниже периодизацию истории римского государства и римского права.
В истории римского государства различают следующие периоды2: период царей – VIII-VI вв. до н.э., период республики – V-I вв. до н.э. (ранняя республика – V-III вв. до н.э. и поздняя – II-I века до н.э.); период империи – I-V вв. н.э. (в свою очередь, империю подразделяют на принципат – I-III века н.э. и доминат – IV-середина VI века н.э.). История государства древнего Рима имела свою периодизацию, а история римского права - свою, не всегда совпадавшую с периодизацией римского государства.
Историю римского права принято делить на периоды3: древнего римского права – jus civile (от возникновения римского государства до установления магистратуры перегринского претора – 753-242 гг. до н.э.); классического, или преторского римского права (от установления магистратуры перегринских преторов до эдикта императора Каракаллы – от 242 года до н.э. до 212 года н.э.); период постклассического права, или единого императорского римского права (от эдикта Каракаллы до падения Западной римской империи или до смерти Юстиниана – от 212 до 476 или 565 года н.э.). Необходимо подчеркнуть, что указанные выше даты весьма условны. В жизни римское право лишь постепенно переходило из одного состояния в другое.
2. Источники римского права
Римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц «fons omnis publici privatique juris», т.е. источником всего публичного и частного права. Слово "источник" в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права. Термином «источник» Ливий хотел обозначить начало, от которого идет развитие римского права.
Слово «источник» имеет много значений. В нашем случае под ним понимается способ или форма образования, т.е. возникновение норм права. Сюда относятся: обычное право; закон (в республиканский период – постановления народного собрания; в эпоху принципата – сенатусконсульты, или постановления сената, которыми вуалировалась воля принцепса; в период абсолютной монархии – императорские указы); эдикты магистратов; деятельность юристов (юриспруденция); кодификация Юстиниана. Рассмотрим каждый из видов источников римского права.
Обычное право. В Институтах Юстиниана производится различие между правом писаным (jus scriptum) и неписаным (jus non scriptum). Писаное право – это закон и другие нормы, исходящие от органов власти и зафиксированные ими в определенной редакции. Неписаное право – это нормы, складывающиеся в самой практике. Если такие сложившиеся в практике правила поведения не получат признания и защиты от государственной власти, они остаются простыми обычаями (так называемыми бытовыми); если же обычаи признаются и защищаются государством, они становятся юридическими обычаями, составляют обычное право, а иногда даже воспринимаются государственной властью, придающей им форму закона.
Обычное право представляет собой древнейшую форму образования римского права. Нормы обычного права обозначаются в римском праве терминами: mores majorum (обычаи предков) и usus (обычная практика).
Итак, обычай (mores majorum, usus) – древнейший источник права – это правило поведения, которое вырабатывалось путем многократного следования. Это традиция, которая есть одновременно и норма. Обычное право – это обычаи догосударственного периода, санкционированные и поддерживаемые принудительной силой государственной власти, т.е. это юридическая норма, которая основана не на прямом велении или предписании государственной власти, а на долговременном ее применении, на частом повторении.