Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 21:17, реферат
Праздники занимают важное место в христианской жизни. В церковных календарях нет ни одного дня в году, в который не отмечалось бы то или иное событие, связанное с именем Иисуса Христа, Богородицы, святых, чудотворных икон, креста. Каждое число каждого месяца, каждый день года посвящается или воспоминанию особых событий, или памяти особых лиц, - говорится в одном из православных изданий.
Введение
Праздники занимают важное место в христианской жизни. В церковных календарях нет ни одного дня в году, в который не отмечалось бы то или иное событие, связанное с именем Иисуса Христа, Богородицы, святых, чудотворных икон, креста. Каждое число каждого месяца, каждый день года посвящается или воспоминанию особых событий, или памяти особых лиц, - говорится в одном из православных изданий. - В честь этого события или лица установлены особые песнопения, молитвы и обряды, которые вводят еще новые особенности в неизменный ход ежедневной службы - особенности, изменяющиеся с каждым днем. От этого образуется круг годового богослужения.
У каждого народа существуют свои праздники. У любого праздника – своя красота, свои обычаи, обряды и приметы. Немало их и в христианстве. Многие традиции мы утеряли, но многое сохранили, потому что они основаны на самых светлых, чистых порывах души.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности -- это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений
1.1.Типы праздников.
Разделение церковных праздников
по их предмету. По предмету, в честь которого
они установлены, праздники, разделяются
на:
а) Господни - посвященные Господу
Иисусу Христу и воспоминанию свершения
им нашего Спасения (Рождество, Богоявление,
Пасха, Вознесение и др.), а также почитанию
Честного Креста Господня.
б) Богородичны - посвященные
Пресвятой Богородице, Ее жизни (Рождество
Пресв. Богородицы, Введение во Храм и
др.), явившимся Ее чудотворным иконам
(Владимирской, Иверской, Казанской и др.),
и ее чудесам (Покров Пресвятой Богородицы).
в) Святых - посвященные почитанию
небесных ангельских сил бесплотных (Собор
Архистратига Михаила и др.), святых праотцов,
пророков, апостолов и равноапостольных,
мучеников, святителей, преподобных, праведников.
Одни праздники торжественно
празднуются всею Православной Церковью
или же целыми поместными церквами (так,
праздник Покрова Пресвятой Богородицы
особенно торжественно празднуется в
Русской Церкви), другие составляют предмет
особого празднования в отдельных местностях,
епархиях и храмах. Местными праздниками
являются, например, храмовые праздники
- в честь тех святых, в память которых
освящен храм или приделы во храме. Празднования
храмовых святых бывают в таком случае
более торжественными, чем в остальных
местах и имеют свои особенности. Так,
например, в храмах «Воскресения Словущего»,
посвященных празднику Обновления Храма
Воскресения Господня в Иерусалиме Св.
Равноап. Константином в 335 г., на этот праздник
(13 сентября) по обычаю совершается Пасхальная
Служба. По времени празднования праздники
разделяются на неподвижные и подвижные.
Неподвижные праздники приходятся ежегодно
в одни и те же числа месяцев, но в разные
дни седмицы, а подвижные, хотя и приходятся
в одни и те же дни седмицы, но переходят
на разные числа месяцев. Подвижные праздники,
в отношении времени празднования, находятся
в зависимости от праздника Пасхи, который
ежегодно переходит от одного числа на
другое между 22-м марта и 25-м апреля.
1.2. Степени церковных праздников.
По важности воспоминаемых событий и
лиц и по торжественности Богослужения
праздники разделяются на великие, средние
и малые.
Великие праздники:
а) Наивысший разряд этих праздников составляет
«праздников праздник» Святая Пасха, -
имеющая исключительную по торжественности
службу, которая на утрене состоит почти
исключительно из пения знаменитого Пасхального
Канона Св. Иоанна Дамаскина.
б) За Святой Пасхой в особой торжественности
следуют 12 великих праздников Господних
и Богородичных, называемых двунадесятыми:
Рождество Богородицы
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Благовещение
Рождество Христово
Сретение Господне
Крещение (Богоявление)
Преображение - 6-е августа,
Вход Господень в Иерусалим
Вознесение
Пятидесятница (Троицын день)
Успение Божией Матери
Воздвижение животворящего Креста Господня
в)Затем следуют праздники великие не
двунадесятые: Рождество Иоанна Предтечи,
св. апп. Петра и Павла и Усекновение главы
Иоанна Предтечи; знаком великого праздника
в Уставе отмечены также: Покров Пресвятой
Богородицы и Обрезание.
Средние праздники
а) Этих праздников в уставе церковном
указывается немного:
Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова;
Св. Иоанна Златоуста;
Св. Николая Мирликийского Чудотворца;
Преп. Серафима Саровского;
Трех Святителей и Вселенских Учителей
- Василия Великого, Григория Богослова
и Иоанна Златоуста;
св. Великомученика Георгия.
Другие, менее значительные праздники
посвящены отдельным святым (дате их смерти
или прославления церковью), знаменательным
событиям в истории православия, а также
особо чтимым иконам. В первое воскресенье
после Дня Святой Троицы отмечается День Всех Святых - общий праздник всех святых, чтимых в
православии, а еще через неделю - особый
праздник Всех Святых, в земле Российской
просиявших.
Помимо праздников большую роль в православии
играют посты - периоды воздержания от
животной пиши, чувственных удовольствий
и развлечений - с целью достижения молитвенного
сосредоточения. Главные среди них - четыре
многодневных поста: Великий Пост (семь недель перед Пасхой - духовное
приготовление к празднику Воскресения
Христова);
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства Диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.
Воскресение Христово - это основа и венец христианской веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.
Слово «Пасха» значит с еврейского «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства Диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностью.
Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим зело рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника.
Православные христиане подготавливаются к этому величайшему празднику Великим Постом, который длится 48 дней. Потом есть целая серия праздников связаны с Воскресением Христовым и все они отсчитываются от него.
Праздник Пасхи установлен уже в апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресения и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, или Пасха страданий, и Пасха воскресная, т. е. Пасха Воскресения. После Никейского собора (325 г.) эти наименования считаются вышедшими из употребления и вводится новое название - Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.
В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы не приходилось это число. А Западная Церковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два различных обычая существовали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресение после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.