Оглавление
Введение
Объект и предмет иследования.
Объектом иследования данной работы является
феномен отпадения Римской Церкви от Кафолической
Вселеской Церкви. Предметом иследования
является научно-исторические, социалогические
и богословско-канонические аспекты отпадения
Римской Церкви.
Актуальность работы. Сегодня,
когда в Россию настойчиво проникают западные
ценности, необходимо понять истоки этих
ценностей, которые все же возникли на
основе христианских. Но возникает вопрос,
что же нас разделило и почему нравственные,
культурные, этические, христианские ценности
запада и востока так разнятся.
Цели и задачи работы. Цель определить
и систематизировать возможные предпосылки
отпадения Римской Церкви. Задачами является
проведение обзора литературы по заданной
теме, рассмотрение известных мнений богословов
на причину раскола, систематизация и
комментирование существующих мнений.
Определение понятия:
предпосылки отпадения Римской Церкви
По Ожегову “предпосылка: 1.
Предварительное условие чего-нибудь
2. Исходный пункт како-нибудь рассуждения.”1
В данном случае подходит первое
определение что предпосылка это предварительное
условие.
Слесарев А.В. пишет что отпадение
от Церкви “…это всякая форма разрыва
христиан с традиционным христианским
вероучением, естественным следствием
которых является невозможность для них
дальнейшего самоотождествления с кафолической
Церковью…”2 В отличие от раскола, в основе
которого не лежит конфликт религиозных
ценностей (доктринальных разногласий).
Возникновение раскола в Церкви является
итогом предельного развития конфликта
интересов и (или) конфликта нерелигиозных
ценностей.
Тот же Слесарев А.В. пишет, что
“… понятие церковного расколола, включает
в себя всякое отпадение от единства с
кафолической Церковью церковных областей,
епархий, приходов, священнослужителей,
монашествующих и мирян, в основе которого
не лежит конфликт религиозных ценностей
(фундаментальных доктринальных разногласий).
Возникновение раскола в Церкви является
итогом предельного развития конфликта
интересов и/или конфликта нерелигиозных
ценностей, что может быть связано с неканоничным
провозглашением автокефалии, этнополитическим
противостоянием церковной области и
кириархальной Церкви, разностью позиций
духовенства и мирян по вопросу отношения
к государству (конформизм и нонконформизм),
инспирацией церковного раскола со стороны
политической партии/ государства, несогласием
духовенства или мирян с общим курсом
церковной политики, церковной жизни или
церковными реформами. Существенное значение
в возникновении церковных расколов могут
иметь внутрицерковные конфликты и личные
амбиции…”3
Римская Церковь (католическая)
по определению самих католиков это “…Церковь,
основанная и возглавляемая→ Иисусом
Христом, которую он предназначил всему
человечеству ради его… Иисус Христос
управляет Церковью через→ Папу Римского
и →епископов4
В википедии можно найти такое
определение: Ри́мско-католи́ческая
це́рковь (лат. Ecclesia Catholica Romana) — самая крупная церковь в католицизме, отличающаяся организационной
централизацией и наибольшим числом приверженцев.
Римско-католическая церковь, придерживающаяся западных
литургических обрядов, вместе с 23-мя восточнокатолическими
церквями, составляет единую Католическую церковь (Ecclesia Catholica), которая
полагает лишь себя Церковью в подлинном
смысле слова.5
Можно сделать вывод что, предпосылки
отпадения Римской Церкви это те условия,
которые стали причиной отделения западной
церкви во главе с папой Римским от восточной
Церквей состоящей из Автокефальных Церквей.
Предпосылки отпадения можно,
условно, разделить на догматическо причиные
и событийные.
Догматическо-причиные
предпосылки отпадения Римской Церкви
Римская империя и в дохристианский
и в христианский период резко разделялась
на две половины восточную и западную.
Причиной этого разделения, в том числе,
было и заселение половин разным народами
с разновидной культурой. В восточной
Церкви преобладало греческое население,
в западной латинское и олатинившиеся.
В каждой половине был особый характер
и направление в жизни и деятельности.
В чем же было различие послужившее
разделению Церквей? По мнению Е.И. Смирнова
из особенностей можно выделить разность
в направлении церковного просвещения.
“Восточные Церкви, допуская участие
разума в деле веры, раскрывали и уясняли
основы христианского вероучения путем
научным. Западные, напротив, отрицая участие
разума в деле веры, и вообще не интересовались
отвлеченными богословскими вопросами,
но зато обращали большое внимание на
внешнюю сторону христианства – обряды,
дисциплину, управление, отношение Церкви
к государству и обществу и т.п. В восточных
церквях при разрешении догматических
вопросов явились ереси; на Западе, так
как там богословскими вопросами не интересовались,
ересей почти совсем не было; там при отсутствии
разумного понимания христианства
появлялись только расколы. Восточная
стремилась опровергнуть все ереси и установить
православное вероучение на прочных началах;
западная старалась всевозможными средствами
охранить церковные порядки, поставить
себя в независимое положение от светской
власти и усилить свое влияние на общество
и государство. В, общем в Восточной Церкви
были свои интересы, в Западной свои.”6
Западная Церковь на протяжении
нескольких веков постепенно допускала
у себя искажение православного учения:
нововведения в области канонической,
догматической и обрядовой. Так, в VI-XI в.в.
во всех западных церквах утвердилось
учение об исхождении Святого Духа и от
сына (Filioque). Далее, Западная Церковь допустила
у себя много обрядовых отступлений: пост
в субботу, совершение евхаристии на опресниках,
совершение миропомазания одними епископами,
безбрачие духовенства и т.п. Наконец в
области канонической Западная Церковь
допустила невероятное нововведение,
сделав папу главой и верховным судией
всей Вселенской Церкви.
Архимандрит Владимир (Гете)
главной причиной разделения называет
притязания римских пап на главенство:
“Епископ Римский в течении первых восьми
веков не обладал властью по божественному
праву, которую он захотел пользоваться
впоследствии. Притязания Римского епископа
на властвование по божественному праву
над всей Церковью и суть истеные причины
разделения.”7
Христианская Церковь распространилась
во всей Римской империи и соответственно
впитала в себя разные нравы склонности
характеры воззрений и т.п. и также заметно
разделилась на западную и восточную,
но до отпадения западной от восточной
церкви, они сохраняли общение и относительное
единство веры, таинств и церковного устройства.
Пока это единство было, отделения не происходило.8
Событийные предпосылки
отпадения Римской Церкви
В Риме очень рано появилась
идея, что римский епископ был наследником
св.Петра в особом смысле. “II Вселенский
Собор принял решение, что “епископ константинопольский
да имеет преимущество чести после римского
епископа, т.к. Константинополь есть Новый
Рим” (3-й канон)… Папа Дамас и его окружение
приняли собор в штыки и разорвали общение
с его участниками… Вскоре в Риме появился
так называемый “Декрет Геласия” …в
котором утверждалось, что Римская Церковь
Божественным изволением, а не решением
какого-либо собора…, есть глава всех
Церквей.” 9
В Константинополе неправедно
был низведен с престола патриарх Игнатий.
На патриарший престол возведен был Фотий,
с соблюдением всех правил. Состоялся
собор на который, как обычно, был приглашен
папа Римский – Николай I. Но он на собор
не поехал, а послал своих легатов. Собор
утвердил избрание Фотия, который был
противником главенства Римского папы
над всей Церковью, с чем легаты согласились.
Николай I осудил своих посланников и отверг
решение собора, поставив тем самым себя
выше этого собора. В 862 году папа собрал
собственный собор и предал проклятию
Фотия и продолжил настаивать на восстановлении
Игнатия.
Еще одно противостояние - это
спор из-за Болгарской Церкви, которая
была частью Фессалоникийского патриархата.
Император Юстиниан передает ее в ведение
Константинопольского патриарха. Болгары
с 864 года обращались в христианскую веру
греческими проповедниками, но болгарский
царь, из-за ссоры с Константинополем,
призвал проповедников из Рима. Те сразу
навязали свои обряды: запрещали в служении
женатых священников, вводили пост в субботу,
разрешали есть сыр и яйца в постные дни.
Патриарх Фотий написал послания к Восточным
Церквям в которых обличил притязания
папы и осудил допущенные западной церковью
отступления от норм православия. В 867
году был созван собор в Константинополе,
на котором были подтверждено осуждение
патриархом Фотием латинской практики.
Но, император император Василий,который
захватил престол в Константинополе, нуждался
в поддержке папы Римского и поэтому приказывает
собрать собор епископов на котором папские
легаты становятся руководителями. Фотия
низлагают, а Игнатия восстанавливают
на патриаршей кафедре. Константинопольская
Церковь подчинилась папе. Греческие епископы
после осознали свою ошибку, и в 879 году
Фотий снова занимает патриарший престол,
и снова папа предает его анафеме.
В 1009 году на папскую кафедру
взошел Сергий IV, клюниец. Он пишет
послание извещающее предстоятелей помесных
Церквей и светских властей о своем избрании,
он пишет Символ веры с filioque. Когда в Константинополе
получили послание, имя папы немедленно
было изъято из диптихов.10
В середине XI в. в Константинополе
возмутились отклонением в западной церкви:
употребление на проскомидии не квасного
хлеба, а опресников. Патриарх Михаил обличил
латинянское нововведение в послании
к папе и закрыл в Константинополе латинские
храмы. Это возмутило папу Льва IX, и в ответном
послании, папа написал, что Михаил позволяет
себе неслыханную дерзость, берясь учить
Римскую Церковь – руководительницу всех
других Церквей.
В 1054 году папа посылает легатов
в Константинополь, с письмом на имя императора
и патриарха, в котором было написано требование
подчинения Восточной Церкви папе. Патриарх
на письмо не ответил, на что легаты, дерзко
зайдя во время службы в алтарь Софийского
Собора положили акт отлучения на патриарха,
с обвинениями на него, на престол. Легаты
сразу поспешили уехать из Константинополя.
Патриарх Михаил 20 июня созвал собор, на
котором легаты были отлучены от Церкви.
Это событие условно считается
отпадением Западной Церкви от Вселенской,
Соборной и Апостольской Церкви.11
События предшествующие окончательному
отпадению Римской Церкви, постепенно
“вбивали клин” в единство Церкви. И произошло
то что должно было произойти латиняне
отпали от православия.
Заключение
После периода Вселенских Соборов
отпала от Вселенской Православной Церкви
западная часть ее (римская) и образовала
из себя отдельную римо-католическую церковь. Этому отпадению предшествовали
ряд предпосылок которые были рассмотрены
выше. Все они “подливали масла в огонь”,
но главная причина была притязания пап
на главенство над всей Соборной Церковью.
Можно сказать о католиках словами
апостола Иоанна: “19 Они вышли от нас,
но не были наши: ибо если бы они были наши,
то остались бы с нами; но [они вышли, и]
через то открылось, что не все наши. (1Иоан.2:19)”
и “2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую
плода, Он отсекает; и всякую, приносящую
плод, очищает, чтобы более принесла плода.
(Иоан.15:2)”, а также словами апостола Матфея:
27 и кто хочет между вами быть первым, да
будет вам рабом; (Матф.20:27)12
С годами Римская Церковь вводил
все больше и больше новшеств, и разделение
стало все более и более не преодолимо.
Святые отцы говорят что при отпадении
от Церкви – Тела Христа, как человек так
и собрание теряет благодать и поэтому
совершает больше и больше ошибок т.к.
больше не водительствуется Святым Духом.
Можно надеется, что Римская
Церковь откажется от своих притязаний
и возвратится в лоно Церкви или может
быть часть западного мира, если Господу
будет угодно, примкнет к Православной
Соборной и Апостольской Церкви.
В работе были рассмотрены мнения
богословов на предпосылки отпадения
Римской Церкви и изложены их мнения в
системной последовательности. Конечно,
для более детального и системного исследования
требуется больший объем работы и к сожалению
невозможно вместить всех деталей являющимися
предпосылками отпадения латинян. Но,
возможно проведенная работа станет началом
более глубокого исследования.
Список
источников
Библия. (2004). Новосибирск: День.
Википедия. (б.д.). Получено из https://ru.wikipedia.org/wiki
Владимир (Гете), а. (2007). Папство
как причина разделения церквей, или Рим
в сношениях с Восточной Церковью.
М: ФондИВ.
Дворкин, А. (2003). Очерки по истории Вселенской Православной
Церкви. Нижний Новгород: Братства
во имя св. князя Александра Невского.
Католическая инциклопедия (Т. II).
(2005). М: Францисканцев.
Пивоваров, Б. п. (2015). Закон Божий. Новосибирск: Православная
Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского.
Слесарев, А. (2012). Расколоведение. М: Новоспасский
мужской монастырь.
Смирнов, Е. (2007). История христианской Церкви. М: Храм
святых бессребряников и чудотворцев
Космы и Дамиана на Маросейке.
Яковлев. (2001). Лекции по истории Христианской Церкви.
М: Паломник.
1
С.И. Ожегов, Словарь Русского Языка, стр.
533
2
А.В. Слесарев, Расколоведение, стр. 67
3
А.В. Слесарев, Расколоведение, стр. 66
4
Католическая инциклопедия, стр. 910
5
https://ru.wikipedia.org/wiki
6
Е.В. Смирнов, История Христианской Церкви,
стр. 412
7
Архимандрит Владимир (Гете), Папство как
причина разделения Церквей, стр. 14
8
Е.В. Смирнов, История Христианской Церкви
9
Александр Дворкин, Очерки по истории
Вселенской Православной Церкви, стр.
332
10
Александр Дворкин, Очерки по истории
Вселенской Православной Церкви, стр.
554
11
А. И. Яковлев, Лекции по истории Христианской
Церкви, стр. 248-255
12
Библия