Проблемы религиозного экстремизма и терроризма в ЦА и Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 14:16, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлено возрастанием роли религии в современном мире и влиянием многочисленных религиозных объединений (мусульманских и христианских) на национальную безопасность и религиозную ситуацию в Республике Казахстан.
Со дня получения независимости Казахстан установил со многими государствами дипломатические отношения.

Файлы: 1 файл

СРС9 РЕЛИГИЯ.docx

— 37.46 Кб (Скачать файл)

Проблемы религиозного экстремизма и терроризма в ЦА и Казахстане

Актуальность темы исследования обусловлено возрастанием роли религии в современном мире и влиянием многочисленных религиозных объединений (мусульманских и христианских) на национальную безопасность и религиозную ситуацию в Республике Казахстан.

Со дня получения независимости Казахстан установил со многими государствами дипломатические отношения. В республике открыто более 50 посольств и представительств международных организаций, а дипломатические миссии Казахстана работают в 30 странах мира. Кроме того, Казахстан принят в ООН, ОБСЕ, ОИКО, Совет Сотрудничества НАТО, Всемирный банк, МВФ, Европейский банк реконструкции и развития, ОЭС и другие международные организации. Однако, на наш взгляд, установление национальной государственности ещё не означает отсутствие угрозы её безопасности, как извне, так и внутри. Неслучайно подчёркивается в стратегическом документе "Казахстан 2030" то, что "изначальным из всех необходимых условий, в рамках которых осуществляется поступательный и устойчивый рост государства, является безопасность его нации и сохранения государственности".

Угрозы мирной жизни и безопасности различных стран, ещё сохраняются. Продолжается распространения оружия массового поражения. Во многих регионах мира наблюдается возрождение воинствующего национализма, а также возникновение конфликтов на этнической и религиозной основе.

 

События показывают, что в регионе Центральной Азии главными источниками угроз, определяющими необходимость военно-политической интеграции Центральной Евразии стали национальный сепаратизм, экстремизм и международный терроризм, представляющие собой угрозу конституционному строю и территориальной целостности государств

В региональной плоскости дестабилизирующим фактором стала социально-политическая и социально-экономическая ситуация, а также осознание частью населения и деструктивными силами того факта, что с помощью оружия можно добиться определенных целей, как это было в Таджикистане, где оппозиционерам удалось добиться права участвовать в управлении страной [1, с. 87]. Это, вероятно, и вдохновило лидеров Исламского движения Узбекистана (ИДУ) на аналогичные действия против официальных узбекских властей, результатом которых стало вторжение незаконных вооруженных формирований в 1999 и 2000 гг. на территорию Киргизии и Узбекистана. Обнищание основной массы населения явилось одной из основных причин активизации деятельности экстремистских и террористических организаций.

 

Партия «Хизб ут-Тахрир», выступающая за воссоздание халифата, распространила ее на всю территорию Киргизии и активно «осваивает» Казахстан. По имеющимся сведениям под крышей партии нашли прибежище представители радикальных религиозных организаций, ставящих во главу угла насильственные методы завоевания власти. Попытки властей противодействовать распространению экстремистских идей запретительными и силовыми мерами только умножает число их сторонников. Происходит усиленное накопление «критической» массы, о чем свидетельствуют андижанские события в мае 2005 г.

Угрозу военного характера региональной безопасности может представлять и уйгурский сепаратизм. Получение независимости государствами Центральной Евразии способствовало усилению борьбы за восстановление независимого уйгурского государства на территории СУАР Китая.

Религиозные экстремисты и уйгурские сепаратисты для достижения своих целей широко используют террор, который воспринимается как способ борьбы с противником, обладающим подавляющим превосходством.

Терроризм - сложное, многогранное явление, и однобокость трактовки мешает осмыслить его суть. При том, если раньше под террором подразумевались действия против отдельных личностей или групп, то теперь наблюдается терроризм против целых народов, государств, осуществляемый хорошо организованными и технически оснащенными корпорациями государственного и даже межгосударственного масштаба.

Времена, когда Казахстан называли оазисом спокойствия и стабильности канули в лета. Знакомясь с передаваемыми по СМИ материалами об очередных громких преступлениях, невольно содрогаешься. Население устало постоянно бояться сексуальных маньяков, разбойников и рэкетиров. 
Сегодня, такие привычные слова как «бандит», «убийца» и «преступник» потеснили новые, более современные термины - «шахиды», «моджахеды», «террористы» и «экстремисты». 
По официальным данным, в Казахстане функционируют около 3,5 тыс. религиозных объединений, представляющих более 46 конфессий и течений. По стране зарегистрировано 2182 культовых сооружения. При этом реальный показатель намного превышает сведения властей. 
На сегодняшний день в стране официально запрещена деятельность таких экстремистских и террористических организаций как «Аль-Каида», «Исламское движение Узбекистана», «Исламская партия Восточного Туркестана», «Курдский народный конгресс», «Асбат-аль-Ансар», «Братья мусульмане», движения «Талибан», «Боз Гурд», «Джамаат моджахедов Центральной Азии», «Лашкар-е Тайиба», «Общество социальных реформ», «Организация освобождения Восточного Туркестана», «АУМ Синрикё» и «Хизбут-Тахрир». 
Однако, в стремлении любыми средствами придать существующему режиму некий «демократический оттенок» руководство государства ограничивается половинчатыми мерами в этом направлении, а если точнее оставляет все на самотек. 
А тем временем на сегодняшний день в Казахстане наиболее активно действующей экстремистской организацией (РЭО) является «Хизбут-Тахрир». При этом, если до 2004 года зоной ее основного влияния были преимущественно южные регионы, то с 2005 года наблюдается интенсивное распространение экстремистской идеологии по всей республике. Сторонники религиозно-экстремистской партии все больше вовлекают граждан нашей страны в свои ряды. Участились факты распространения литературы экстремистского содержания. Наблюдаются попытки проведения «даватов» (проповедей) лидерами религиозно-экстремистской партии, в среде лиц, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях страны, которые после выхода на свободу пополняют ряды сторонников этих организаций. 
К числу распространенных в стране РЭО можно причислить также «Таблиг-е Джамаат». В последнее время как следствие равнодушия со стороны властей наблюдается стремительный рост численности адептов данной организации. В работе по расширению своих рядов главари этой структуры делают ставку на мигрантов, прибывающих в Казахстан. Указанной категории лиц даются обещания о более выгодных условиях трудоустройства, защита от произвола местных оргпреступных группировок и коррумпированных сотрудников правоохранительных органов. 
Одновременно «таблиговские» агитаторы при выборе «объектов влияния» уделяют повышенное внимание госструктурам с большим количеством работников, в т.ч. образовательным учреждениям, заводам и фабрикам, в которые целенаправленно внедряются их наиболее опытные идеологи. 
Так, в мечетях или иных временно арендуемых помещениях г.Актау на периодической основе организуются месячные курсы обучения догмам РЭО «Таблиг», по окончанию которых «выпускники» направляются в города и населенные пункты Мангистауской области для последующего распространения «таблиговской» идеологии. 
 
 
 
Тревожно то, что экстремисты от религии вовлекают под зеленое знамя ислама представителей власти. К примеру, в последнее время заметно активизировалась деятельность медресе «Убай ибн Кааб» в н.п. Ынтымак Сарыагашского района Южно-Казахстанской области страны. 
Специалисты, исходя из того, что весь процесс обучения воспитанников осуществляется бесплатно, не исключают осуществление финансирования деятельности медресе со стороны реакционных сил КСА, АРЕ и других арабских стран. 
Примечательно то, что в данном медресе наравне с теологическими предметами особое внимание уделяется обучению воспитанников боевым и восточным единоборствам. На регулярной основе проводятся состязания по боевому самбо и вольной борьбе. 
Проверить же свои сомнения правоохранительные органы не могут, в силу того, что руководителям медресе братьям Исматовым свое покровительство оказывает Кайрат Назарбаев, близкий родственник президента страны. Несмотря на то, что в прошлом он занимал одну из ключевых должностей в системе КНБ Казахстана, сегодня К.Назарбаев, как не странно, прослыл среди местного населения как человек с резкими религиозными взглядами, в силу чего неоднократно подвергался критике СМИ за распространение религиозных идей на территории страны. 
Днем сегодняшним Казахстан представился эдакой тихой гаванью, где экстремисты без каких-либо стеснений развернули свою деятельность. К примеру, на территории Жамбылской области экстремизм помимо «Хизбут-Тахрира» проявляется в деятельности таких религиозных течений, как ваххабиты, Свидетели Иеговы, Совет церквей евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), пятидесятники, саентологи. 
На юге страны образованы группы последователей религиозного течения «Тарих-атышлар», проповедующего идеи построения исламского государства, отличающегося нетерпимостью к иноверцам. Вольготно чувствуют себя и другие сторонники радикального ислама. 
Аналогичная ситуация наблюдается и в Атырауской области – экстремисты от религии открыто призывают правоверных встать под зеленое знамя ислама и принять участие в джихаде. 
 
Среди факторов возникновения религиозного экстремизма можно отметить повсеместное нарушение социальной справедливости, коррупцию, низкий жизненный уровень и бедность населения страны. 
 
В качестве причин, способствующих возникновению религиозного экстремизма, указывается деятельность зарубежных миссионеров, отсутствие правовых аспектов урегулирования межрелигиозных конфликтов в Казахстане, полное бездействие действующих властей. Немаловажным фактором приобщения граждан к экстремистским формам вероучения является религиозная безграмотность населения.

Противодействие терроризму является одним из приоритетных направлений в обеспечении национальной безопасности страны.

Казахстан решительно осуждает терроризм во всех его формах и проявлениях и выступает за принятие коллективных усилий мирового сообщества по борьбе с этим явлением.

Казахстан неукоснительно выполняет требования Резолюции СБ ООН и ежегодно представляет Национальный доклад о проделанной работе в Контртеррористический Комитет ООН. Поддержано создание и принято активное участие в деятельности Международной контртеррористической коалиции.

Казахстан присоединился ко всем тринадцати международным универсальным конвенциям о борьбе с терроризмом. В настоящее время Казахстаном проводятся внутригосударственные процедуры по ратификации 3-х протоколов и поправок к ним (Протокол к Протоколу о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 2005 года; Поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала, 2005 года; Протокол к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 2005 года).

Казахстан считает, что международное сотрудничество в борьбе с терроризмом должно осуществляться в полном соответствии с нормами международного права, а также поддерживает дальнейшее совершенствование антитеррористических договорных механизмов, в том числе в отношении принятия Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом.

Казахстаном укрепляется международное сотрудничество по линии борьбы с терроризмом и экстремизмом. Казахстан является членом ряда региональных антитеррористических структур, таких как АТЦ СНГ, РАТС ШОС, ОДКБ. конвенция борьба терроризм экстремизм

В соответствии с решениями Совета безопасности ООН в стране налажена система противодействия отмыванию денег и финансированию террористических организаций.

В декабре 2003 года распоряжением Президента РК создан Антитеррористический центр для более эффективной работы всех силовых структур в борьбе с проявлениями терроризма и религиозного экстремизма.

На АТЦ возложена координация деятельности всех специальных, правоохранительных и иных ведомств по борьбе с терроризмом.

На территории Казахстана запрещены организации, деятельность которых носит террористический характер. Организации признаются террористическими, если их уставные цели и деятельность противоречат Конституции и Законам Республики Казахстан и международным договорам, участником которых является Республика Казахстан; в случае, если существует потенциальная опасность активизации функционирования этих организаций по дестабилизации обстановки в государствах центрально-азиатского региона.

В 2004 году Верховный суд запретил в Казахстане 4 организации, чья причастность к террористическим актам доказана. В 2005 году этот список пополнился ещё 9 организациями («Аль-Каеда», «Асбат аль-Ансар», «Братья-мусульмане», «Боз гурд», «Жамаат моджахедов Центральной Азии», «Исламское движение Узбекистана», «Исламская партия Восточного Туркестана», «Курдский народный конгресс», «Талибан», «Лашкар-и-Тайба», «Хизб-ут-Тахрир», «Таблиги джамаат», и «Общество социальных реформ»).

Понимая, что борьба с международным терроризмом и экстремизмом требует взаимодействия государств на всех уровнях (глобальном, региональном и двустороннем), республикой подписан ряд международных и межгосударственных договоров и соглашений в данной сфере.

Большое значение придается развитию регионального сотрудничества, представленного в настоящее время деятельностью Антитеррористического центра Содружества Независимых Государств, Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества, а также в рамках предпринимаемых мер в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом Организации Договора о коллективной безопасности.

Осуществляется практическое взаимодействие государств-участников СНГ, входящих в состав созданного по инициативе Президента Казахстана в 2000 году Антитеррористического центра. Определен порядок организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территории стран Содружества. Механизм его функционирования успешно апробирован в ходе крупномасштабного совместного учения специальных служб и органов безопасности стран Содружества «Каспий-Антитеррор-2005», состоявшегося в Казахстане в августе 2005 года.

Состоявшееся в период 25-28 января 2005 г. в г.Алматы при поддержке инициативы глав государств СНГ IV Специальное заседание Контртеррористического Комитета Совета Безопасности ООН, свидетельствует о признании международным сообществом важной роли, которую играют страны Содружества в борьбе против международного терроризма. Показательным выступает взаимодействие государств-членов Содружества в рамках Договора о сотрудничестве в борьбе с терроризмом от 1999 года.

Весомым компонентом обеспечения безопасности и стабильности, региональным и общемировым политическим фактором становится основанная 15 июня 2001 года «Шанхайская организация сотрудничества» (ШОС). В рамках регионального и субрегионального контртеррористического сотрудничества реализованы мероприятия по укреплению правовых основ противодействия терроризму в формате ШОС. Подписаны конвенция ШОС против терроризма, а также соглашения ШОС о подготовке кадров для антитеррористических формирований и о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Ратифицировано Положение о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования ШОС на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе. Утверждена Программа сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом на 2010-2012 годы.

В рамках ШОС с 1 января 2004 года действует Исполком Региональной антитеррористической структуры (РАТС) в г.Ташкент. С момента создания Региональной антитеррористической структурой ШОС налажено взаимодействие с региональным представительством Управления ООН по наркотикам и преступности в Центральной Азии.

Политическое решение проблем обеспечения безопасности на азиатском континенте также связывается с казахстанской инициативой по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Саммиты которого прошли в 2002 и 2006 годах в г. Алматы. Проведенные в рамках СВМДА за последние два года встречи высокого уровня уже стали важным шагом в создании действенного механизма безопасности в Азии. С принятием в 2002 году «Декларации об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями» и 2004 году «Каталога мер доверия» и сотрудничество в этой области приобретает все более системный и углубленный характер.

В формате Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ) подписано Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР), к задачам которых отнесена и борьба с терроризмом. Соответствующими нормативными правовыми актами регламентированы организационные аспекты создания КСОР. Принят Перечень организаций, признанных террористическими и экстремистскими на территориях государств-участников ОДКБ.

В целях укрепления в формате ОДКБ на территории Казахстана проведено стратегическое оперативно-тактическое учение «Взаимодействие-2009» (октябрь 2009г.) Коллективных сил оперативного реагирования, рассматриваемых в качестве компонента постоянной готовности сил и средств ОДКБ для адекватного реагирования на вызовы и угрозы, в том числе возможные террористические действия и чрезвычайные ситуации.

Страны центрально-азиатского региона открыты и активно сотрудничают в вопросах реализации организуемых международным сообществом мер в борьбе с международным терроризмом с Контртеррористическим Комитетом Совета Безопасности ООН, по соответствующим программам с НАТО/СЕАП, ОБСЕ.

Казахстан участвует в реализации контртеррористических мероприятий в рамках Индивидуального плана действий партнерства с НАТО. Расширяется сотрудничество с Советом Евро-Атлантического партнерства. Показателем доверия к Казахстану стало проведение в г.Астане 24-26 июня 2009 года 3-го Форума безопасности НАТО/СЕАП и межпарламентского семинара Роуза-Рота.

Принят Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма», в соответствии с которым создан соответствующий уполномоченный орган – Комитет финансового мониторинга Министерства финансов.

Информация о работе Проблемы религиозного экстремизма и терроризма в ЦА и Казахстане