Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 14:16, реферат
Актуальность темы исследования обусловлено возрастанием роли религии в современном мире и влиянием многочисленных религиозных объединений (мусульманских и христианских) на национальную безопасность и религиозную ситуацию в Республике Казахстан.
Со дня получения независимости Казахстан установил со многими государствами дипломатические отношения.
Проблемы религиозного экстремизма и терроризма в ЦА и Казахстане
Актуальность темы исследования обусловлено возрастанием роли религии в современном мире и влиянием многочисленных религиозных объединений (мусульманских и христианских) на национальную безопасность и религиозную ситуацию в Республике Казахстан.
Со дня получения независимости Казахстан установил со многими государствами дипломатические отношения. В республике открыто более 50 посольств и представительств международных организаций, а дипломатические миссии Казахстана работают в 30 странах мира. Кроме того, Казахстан принят в ООН, ОБСЕ, ОИКО, Совет Сотрудничества НАТО, Всемирный банк, МВФ, Европейский банк реконструкции и развития, ОЭС и другие международные организации. Однако, на наш взгляд, установление национальной государственности ещё не означает отсутствие угрозы её безопасности, как извне, так и внутри. Неслучайно подчёркивается в стратегическом документе "Казахстан 2030" то, что "изначальным из всех необходимых условий, в рамках которых осуществляется поступательный и устойчивый рост государства, является безопасность его нации и сохранения государственности".
Угрозы мирной жизни и безопасности различных стран, ещё сохраняются. Продолжается распространения оружия массового поражения. Во многих регионах мира наблюдается возрождение воинствующего национализма, а также возникновение конфликтов на этнической и религиозной основе.
События показывают, что в регионе Центральной Азии главными источниками угроз, определяющими необходимость военно-политической интеграции Центральной Евразии стали национальный сепаратизм, экстремизм и международный терроризм, представляющие собой угрозу конституционному строю и территориальной целостности государств
В региональной плоскости дестабилизирующим фактором стала социально-политическая и социально-экономическая ситуация, а также осознание частью населения и деструктивными силами того факта, что с помощью оружия можно добиться определенных целей, как это было в Таджикистане, где оппозиционерам удалось добиться права участвовать в управлении страной [1, с. 87]. Это, вероятно, и вдохновило лидеров Исламского движения Узбекистана (ИДУ) на аналогичные действия против официальных узбекских властей, результатом которых стало вторжение незаконных вооруженных формирований в 1999 и 2000 гг. на территорию Киргизии и Узбекистана. Обнищание основной массы населения явилось одной из основных причин активизации деятельности экстремистских и террористических организаций.
Партия «Хизб ут-Тахрир», выступающая за воссоздание халифата, распространила ее на всю территорию Киргизии и активно «осваивает» Казахстан. По имеющимся сведениям под крышей партии нашли прибежище представители радикальных религиозных организаций, ставящих во главу угла насильственные методы завоевания власти. Попытки властей противодействовать распространению экстремистских идей запретительными и силовыми мерами только умножает число их сторонников. Происходит усиленное накопление «критической» массы, о чем свидетельствуют андижанские события в мае 2005 г.
Угрозу военного характера региональной безопасности может представлять и уйгурский сепаратизм. Получение независимости государствами Центральной Евразии способствовало усилению борьбы за восстановление независимого уйгурского государства на территории СУАР Китая.
Религиозные экстремисты и уйгурские сепаратисты для достижения своих целей широко используют террор, который воспринимается как способ борьбы с противником, обладающим подавляющим превосходством.
Терроризм - сложное, многогранное явление, и однобокость трактовки мешает осмыслить его суть. При том, если раньше под террором подразумевались действия против отдельных личностей или групп, то теперь наблюдается терроризм против целых народов, государств, осуществляемый хорошо организованными и технически оснащенными корпорациями государственного и даже межгосударственного масштаба.
Времена, когда Казахстан называли оазисом
спокойствия и стабильности канули в лета.
Знакомясь с передаваемыми по СМИ материалами
об очередных громких преступлениях, невольно
содрогаешься. Население устало постоянно
бояться сексуальных маньяков, разбойников
и рэкетиров.
Сегодня, такие привычные слова как «бандит»,
«убийца» и «преступник» потеснили новые,
более современные термины - «шахиды»,
«моджахеды», «террористы» и «экстремисты».
По официальным данным, в Казахстане функционируют
около 3,5 тыс. религиозных объединений,
представляющих более 46 конфессий и течений.
По стране зарегистрировано 2182 культовых
сооружения. При этом реальный показатель
намного превышает сведения властей.
На сегодняшний день в стране официально
запрещена деятельность таких экстремистских
и террористических организаций как «Аль-Каида»,
«Исламское движение Узбекистана», «Исламская
партия Восточного Туркестана», «Курдский
народный конгресс», «Асбат-аль-Ансар»,
«Братья мусульмане», движения «Талибан»,
«Боз Гурд», «Джамаат моджахедов Центральной
Азии», «Лашкар-е Тайиба», «Общество социальных
реформ», «Организация освобождения Восточного
Туркестана», «АУМ Синрикё» и «Хизбут-Тахрир».
Однако, в стремлении любыми средствами
придать существующему режиму некий «демократический
оттенок» руководство государства ограничивается
половинчатыми мерами в этом направлении,
а если точнее оставляет все на самотек.
А тем временем на сегодняшний день в Казахстане
наиболее активно действующей экстремистской
организацией (РЭО) является «Хизбут-Тахрир».
При этом, если до 2004 года зоной ее основного
влияния были преимущественно южные регионы,
то с 2005 года наблюдается интенсивное
распространение экстремистской идеологии
по всей республике. Сторонники религиозно-экстремистской
партии все больше вовлекают граждан нашей
страны в свои ряды. Участились факты распространения
литературы экстремистского содержания.
Наблюдаются попытки проведения «даватов»
(проповедей) лидерами религиозно-экстремистской
партии, в среде лиц, отбывающих наказание
в пенитенциарных учреждениях страны,
которые после выхода на свободу пополняют
ряды сторонников этих организаций.
К числу распространенных в стране РЭО
можно причислить также «Таблиг-е Джамаат».
В последнее время как следствие равнодушия
со стороны властей наблюдается стремительный
рост численности адептов данной организации.
В работе по расширению своих рядов главари
этой структуры делают ставку на мигрантов,
прибывающих в Казахстан. Указанной категории
лиц даются обещания о более выгодных
условиях трудоустройства, защита от произвола
местных оргпреступных группировок и
коррумпированных сотрудников правоохранительных
органов.
Одновременно «таблиговские» агитаторы
при выборе «объектов влияния» уделяют
повышенное внимание госструктурам с
большим количеством работников, в т.ч.
образовательным учреждениям, заводам
и фабрикам, в которые целенаправленно
внедряются их наиболее опытные идеологи.
Так, в мечетях или иных временно арендуемых
помещениях г.Актау на периодической основе
организуются месячные курсы обучения
догмам РЭО «Таблиг», по окончанию которых
«выпускники» направляются в города и
населенные пункты Мангистауской области
для последующего распространения «таблиговской»
идеологии.
Тревожно то, что экстремисты от религии
вовлекают под зеленое знамя ислама представителей
власти. К примеру, в последнее время заметно
активизировалась деятельность медресе
«Убай ибн Кааб» в н.п. Ынтымак Сарыагашского
района Южно-Казахстанской области страны.
Специалисты, исходя из того, что весь
процесс обучения воспитанников осуществляется
бесплатно, не исключают осуществление
финансирования деятельности медресе
со стороны реакционных сил КСА, АРЕ и
других арабских стран.
Примечательно то, что в данном медресе
наравне с теологическими предметами
особое внимание уделяется обучению воспитанников
боевым и восточным единоборствам. На
регулярной основе проводятся состязания
по боевому самбо и вольной борьбе.
Проверить же свои сомнения правоохранительные
органы не могут, в силу того, что руководителям
медресе братьям Исматовым свое покровительство
оказывает Кайрат Назарбаев, близкий родственник
президента страны. Несмотря на то, что
в прошлом он занимал одну из ключевых
должностей в системе КНБ Казахстана,
сегодня К.Назарбаев, как не странно, прослыл
среди местного населения как человек
с резкими религиозными взглядами, в силу
чего неоднократно подвергался критике
СМИ за распространение религиозных идей
на территории страны.
Днем сегодняшним Казахстан представился
эдакой тихой гаванью, где экстремисты
без каких-либо стеснений развернули свою
деятельность. К примеру, на территории
Жамбылской области экстремизм помимо
«Хизбут-Тахрира» проявляется в деятельности
таких религиозных течений, как ваххабиты,
Свидетели Иеговы, Совет церквей евангельских
христиан-баптистов (ЕХБ), пятидесятники,
саентологи.
На юге страны образованы группы последователей
религиозного течения «Тарих-атышлар»,
проповедующего идеи построения исламского
государства, отличающегося нетерпимостью
к иноверцам. Вольготно чувствуют себя
и другие сторонники радикального ислама.
Аналогичная ситуация наблюдается и в
Атырауской области – экстремисты от
религии открыто призывают правоверных
встать под зеленое знамя ислама и принять
участие в джихаде.
Среди факторов возникновения религиозного
экстремизма можно отметить повсеместное
нарушение социальной справедливости,
коррупцию, низкий жизненный уровень и
бедность населения страны.
В качестве причин, способствующих возникновению
религиозного экстремизма, указывается
деятельность зарубежных миссионеров,
отсутствие правовых аспектов урегулирования
межрелигиозных конфликтов в Казахстане,
полное бездействие действующих властей.
Немаловажным фактором приобщения граждан
к экстремистским формам вероучения является
религиозная безграмотность населения.
Противодействие терроризму является одним из приоритетных направлений в обеспечении национальной безопасности страны.
Казахстан решительно осуждает терроризм во всех его формах и проявлениях и выступает за принятие коллективных усилий мирового сообщества по борьбе с этим явлением.
Казахстан неукоснительно выполняет требования Резолюции СБ ООН и ежегодно представляет Национальный доклад о проделанной работе в Контртеррористический Комитет ООН. Поддержано создание и принято активное участие в деятельности Международной контртеррористической коалиции.
Казахстан присоединился ко всем тринадцати международным универсальным конвенциям о борьбе с терроризмом. В настоящее время Казахстаном проводятся внутригосударственные процедуры по ратификации 3-х протоколов и поправок к ним (Протокол к Протоколу о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 2005 года; Поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала, 2005 года; Протокол к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 2005 года).
Казахстан считает, что международное сотрудничество в борьбе с терроризмом должно осуществляться в полном соответствии с нормами международного права, а также поддерживает дальнейшее совершенствование антитеррористических договорных механизмов, в том числе в отношении принятия Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом.
Казахстаном укрепляется международное сотрудничество по линии борьбы с терроризмом и экстремизмом. Казахстан является членом ряда региональных антитеррористических структур, таких как АТЦ СНГ, РАТС ШОС, ОДКБ. конвенция борьба терроризм экстремизм
В соответствии с решениями Совета безопасности ООН в стране налажена система противодействия отмыванию денег и финансированию террористических организаций.
В декабре 2003 года распоряжением Президента РК создан Антитеррористический центр для более эффективной работы всех силовых структур в борьбе с проявлениями терроризма и религиозного экстремизма.
На АТЦ возложена координация деятельности всех специальных, правоохранительных и иных ведомств по борьбе с терроризмом.
На территории Казахстана запрещены организации, деятельность которых носит террористический характер. Организации признаются террористическими, если их уставные цели и деятельность противоречат Конституции и Законам Республики Казахстан и международным договорам, участником которых является Республика Казахстан; в случае, если существует потенциальная опасность активизации функционирования этих организаций по дестабилизации обстановки в государствах центрально-азиатского региона.
В 2004 году Верховный суд запретил в Казахстане 4 организации, чья причастность к террористическим актам доказана. В 2005 году этот список пополнился ещё 9 организациями («Аль-Каеда», «Асбат аль-Ансар», «Братья-мусульмане», «Боз гурд», «Жамаат моджахедов Центральной Азии», «Исламское движение Узбекистана», «Исламская партия Восточного Туркестана», «Курдский народный конгресс», «Талибан», «Лашкар-и-Тайба», «Хизб-ут-Тахрир», «Таблиги джамаат», и «Общество социальных реформ»).
Понимая, что борьба с международным терроризмом и экстремизмом требует взаимодействия государств на всех уровнях (глобальном, региональном и двустороннем), республикой подписан ряд международных и межгосударственных договоров и соглашений в данной сфере.
Большое значение придается развитию регионального сотрудничества, представленного в настоящее время деятельностью Антитеррористического центра Содружества Независимых Государств, Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества, а также в рамках предпринимаемых мер в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом Организации Договора о коллективной безопасности.
Осуществляется практическое взаимодействие государств-участников СНГ, входящих в состав созданного по инициативе Президента Казахстана в 2000 году Антитеррористического центра. Определен порядок организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территории стран Содружества. Механизм его функционирования успешно апробирован в ходе крупномасштабного совместного учения специальных служб и органов безопасности стран Содружества «Каспий-Антитеррор-2005», состоявшегося в Казахстане в августе 2005 года.
Состоявшееся в период 25-28 января 2005 г. в г.Алматы при поддержке инициативы глав государств СНГ IV Специальное заседание Контртеррористического Комитета Совета Безопасности ООН, свидетельствует о признании международным сообществом важной роли, которую играют страны Содружества в борьбе против международного терроризма. Показательным выступает взаимодействие государств-членов Содружества в рамках Договора о сотрудничестве в борьбе с терроризмом от 1999 года.
Весомым компонентом обеспечения безопасности и стабильности, региональным и общемировым политическим фактором становится основанная 15 июня 2001 года «Шанхайская организация сотрудничества» (ШОС). В рамках регионального и субрегионального контртеррористического сотрудничества реализованы мероприятия по укреплению правовых основ противодействия терроризму в формате ШОС. Подписаны конвенция ШОС против терроризма, а также соглашения ШОС о подготовке кадров для антитеррористических формирований и о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Ратифицировано Положение о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования ШОС на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе. Утверждена Программа сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом на 2010-2012 годы.
В рамках ШОС с 1 января 2004 года действует Исполком Региональной антитеррористической структуры (РАТС) в г.Ташкент. С момента создания Региональной антитеррористической структурой ШОС налажено взаимодействие с региональным представительством Управления ООН по наркотикам и преступности в Центральной Азии.
Политическое решение проблем обеспечения безопасности на азиатском континенте также связывается с казахстанской инициативой по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Саммиты которого прошли в 2002 и 2006 годах в г. Алматы. Проведенные в рамках СВМДА за последние два года встречи высокого уровня уже стали важным шагом в создании действенного механизма безопасности в Азии. С принятием в 2002 году «Декларации об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями» и 2004 году «Каталога мер доверия» и сотрудничество в этой области приобретает все более системный и углубленный характер.
В формате Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ) подписано Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР), к задачам которых отнесена и борьба с терроризмом. Соответствующими нормативными правовыми актами регламентированы организационные аспекты создания КСОР. Принят Перечень организаций, признанных террористическими и экстремистскими на территориях государств-участников ОДКБ.
В целях укрепления в формате ОДКБ на территории Казахстана проведено стратегическое оперативно-тактическое учение «Взаимодействие-2009» (октябрь 2009г.) Коллективных сил оперативного реагирования, рассматриваемых в качестве компонента постоянной готовности сил и средств ОДКБ для адекватного реагирования на вызовы и угрозы, в том числе возможные террористические действия и чрезвычайные ситуации.
Страны центрально-азиатского региона открыты и активно сотрудничают в вопросах реализации организуемых международным сообществом мер в борьбе с международным терроризмом с Контртеррористическим Комитетом Совета Безопасности ООН, по соответствующим программам с НАТО/СЕАП, ОБСЕ.
Казахстан участвует в реализации контртеррористических мероприятий в рамках Индивидуального плана действий партнерства с НАТО. Расширяется сотрудничество с Советом Евро-Атлантического партнерства. Показателем доверия к Казахстану стало проведение в г.Астане 24-26 июня 2009 года 3-го Форума безопасности НАТО/СЕАП и межпарламентского семинара Роуза-Рота.
Принят Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма», в соответствии с которым создан соответствующий уполномоченный орган – Комитет финансового мониторинга Министерства финансов.
Информация о работе Проблемы религиозного экстремизма и терроризма в ЦА и Казахстане