Работа Святого Духа во времена Нового Завета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 00:19, реферат

Описание работы

Приступая к исследованию данной темы, следует сразу отметить, что проблема определения в богословии личности Святого Духа вращается вокруг прогрессирующего откровения и понимания, так же как и понимание, читателями природы самой Библии. Святой Дух, будучи членом Троицы, как это явлено в Новом Завете, не раскрывается в еврейской Библии [1].
Джордж Элдон Лэд утверждает, что Ветхом Завете понятие «Дух Яхве» (евр. Руах Яхве), или «Дух Господень», как оно переведено в русской Библии, не обозначает отдельной сущности; это - сила Бога, активная Божья воля, направленная на достижение моральных и религиозных идей. Божий Руах - это активный принцип, исходящий от Бога и дарующий жизнь миру природы (Быт. 2:7) [3].

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОЯВЛЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОСТИ ДУХА СВЯТОГО…………………4
2. ДУХ СВЯТОЙ В НОВОМ ЗАВЕТЕ 10
3. РАБОТА СВЯТОГО ДУХА…………………………………………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
БИБЛИОГРАФИЯ

Файлы: 1 файл

ре-т работа СвятогоДуха 2.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВИДЕНИЕ»

Филиал F00149ukr13

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ: «Работа  Святого Духа во времена Нового Завета»

ПО КУРСУ: «Систематическая теология II»

 

 

 

 

Студента 3 курса:

 

 

Преподаватель:

 

Проверяющий:

 

 

 

 

г. Донецк

сентябрь 2011


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПРОЯВЛЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОСТИ ДУХА СВЯТОГО…………………4

2. ДУХ СВЯТОЙ В НОВОМ ЗАВЕТЕ 10

3. РАБОТА СВЯТОГО  ДУХА…………………………………………………...12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

БИБЛИОГРАФИЯ 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

Мы нуждаемся  в жизни Божьей внутри нас. Это  не зависит от того, насколько велика церковь и как обширно ее служение. Количество людей в церкви, хорошая организация, наличие материального обеспечения церкви - это вторично. Главное же - жизнь нашего духа в Святом Духе.

Для нас бывает так, что наши знания, отношения с Духом Святым - это что-то туманное, что-то требующее истолкования, объяснения. Но когда мы читаем Деяния, никому ничего не надо было истолковывать. Написано: “Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их” (Деяния 13/2). Четкая инструкция, четкое указание от Святого Духа. Были такие отношения со Святым Духом, что все становилось ясным.

 

         1. ПРОЯВЛЕНИЕ БЖЕСТВЕННОСТИ СВЯТОГО ДУХА

Приступая к  исследованию данной темы, следует  сразу отметить, что проблема определения в богословии личности Святого Духа вращается вокруг прогрессирующего откровения и понимания, так же как и понимание, читателями природы самой Библии. Святой Дух, будучи членом Троицы, как это явлено в Новом Завете, не раскрывается в еврейской Библии [1].

Джордж Элдон  Лэд утверждает, что Ветхом Завете понятие «Дух Яхве» (евр. Руах Яхве), или «Дух Господень», как оно переведено в русской Библии, не обозначает отдельной сущности; это - сила Бога, активная Божья воля, направленная на достижение моральных и религиозных идей. Божий Руах - это активный принцип, исходящий от Бога и дарующий жизнь миру природы (Быт. 2:7) [3].

Однако тот  факт, что учение о Святом Духе не полностью раскрывается в еврейской  Библии, не влияет на реальность существования  и действия Святого Духа во времена Ветхого Завета.

В Новом Завете прослеживается взаимозаменяемость ссылок на Святого Духа и Бога. О Духе часто говорится как о Боге. Самый яркий пример находится  к книге Деяний 5 глава. Одна из супружеских  пар ранней Церкви Анания и Сапфира продали свою недвижимость. Часть выручки они принесли апостолам, заранее договорившись друг с другом выдать ее за полную полученную сумму. Через апостола Петра Дух Святой резко осудил их, и последствием их греха стала мгновенная смерть сперва мужа, а потом и его супруги. Отчитывая Aнанию, Петр задает вопрос: «Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?» (Деян. 5:3). В следующем стихе он говорит: «Ты солгал не человекам, а Богу». Из этого отрывка можно сделать вывод, что «солгать Духу Святому» и «солгать Богу» равнозначно. Петр фактически сказал: «Ты солгал Святому Духу и Богу». Но слова в Деян. 5:4 ясно указывают, что ложь была сказана не людям, не кому-то более низкому, чем Бог, но Самому Богу. Отсюда следует вывод, что второе заявление - продолжение первого, подчеркивающее, что Дух, Которому солгал Анания, был Богом. Это место Писания, как ни одно другое, по мнению автора работы, наводит на мысль о Божественности Святого Духа.

Другое место, где указывается на равенство Святого Духа и Бога - учение апостола Павла о теле христианина, направленное к Коринфской Церкви. В 1 Кор. 3:16-17 он пишет: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм - вы». А тремя главам далее в 1 Кор. 6:19-20 он использует сходную речевую конструкцию: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших». Вывод напрашивается сам собой: в глазах апостола присутствие в человеке Святого Духа равнозначно обитанию в нем Бога. Сравнивая выражения «храм Божий» и «храм Святого Духа», можно увидеть равенство между ними в контексте двух приведенных выше отрывков, а отсюда можно сделать вывод, что Святой Дух есть Бог.

Кроме этих двух основных мест Писания существует не мало подтверждений что Дух Святой обладает Божественными качествами и свойствами: всеведение, вездесущность, вечность, всемогущество.

В Первом послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «А нам Бог открыл это Духом  Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божий. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:10-11). Из этого места Писания можно сделать вывод, что сущность Бога открыта Святому Духу во всей полноте и Он обладает всеми знаниями и замыслами Бога. То, что Дух Святой обладает полнотой истинны можно узнать со слов нашего Господа Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16:13). Помимо знаний полноты истины, кто как не Бог может знать будущее?

В Новом Завете совершенно определенно говорится  также о всемогуществе Святого  Духа. В евангелии от Луки: «Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). В приведенном отрывке выражения «Дух Святый» и «сила Всевышнего» соединены в параллельной или синонимичной конструкции. Здесь речь там идет о непорочном зачатии, которое, безусловно, следует считать чудом первой величины, а Духа Святого активным участником этого процесса. Павел признавал, что его служение совершалось «силою знамений и чудес, силою Духа Божия» (Рим. 15:19). В жизни апостола было не мало величайших чудес исцелений и воскрешений умерших согласно только книге Деяний. Чей силой апостол совершал свое служение - силою Святого Духа.

Более того, Иисус  приписывал Святому Духу способность  изменять человеческие сердца и личности. Дух Святой обличает: «И Он, придя, обличит  мир о грехе и о правде и  о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден» (Ин. 16:8-11). Дух Святой производит возрождение: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:5-8). Господь Иисус не раз говорил о способности только Бога изменять человеческие сердца: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:26). Хотя всемогущество Духа в последнем стихе прямо не утверждается, тем не благодаря этим двум отрывкам напрашивается вывод, что Дух Божий обладает силой, которая принадлежит только Богу.

Другое свойство, объединяющее Духа Святого с Отцом  и Сыном, - Его совечность Троице. «То кольми паче Кровь Христа, Который  Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» (Евр. 9:14). Синодальном перевод не дает точность оригинального текста, где вместо Дух Святой стоит словосочетание pneu/matov ai'wni/ou («вечным Духом»). Таким образом, посредством участия Вечного Духа Иисус принес Себя в жертву.

В самом начале того же послания апостол Павел говорит: "В начале Ты, Господи, основал  землю, и небеса - дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и  все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся" (Евр. 1:10-12). Но вечен только Бог, все сотворенные создания конечны. В Библии нигде не упоминается о том, что Дух Святой был сотворен, Он не сопоставляется тварным существам, а наоборот предстает как Творец. Следовательно, Святой Дух совечный двум другим Лицам Троицы, является Богом.

Важный аргумент вездесущности Духа Святого находится  в Псалмах: "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя" (Пс.138:7-10). Согласно этому отрывку, Дух Святой присутствует везде, и не Земле не найдется места, где бы мог человек скрыться от Духа Божьего.

С другой стороны  вездесущность Духа Святого можно  объяснить простым логическим заключением, основываясь на стихе из послания к Римлянам: "Но вы не по плоти  живете, а по духу, если только Дух  Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его". Дух Святой обитает и действует в сердцах детей Божиих (Вселенская Церковь), которые рассеяны по всему миру, образуя Вселенскую Церковь, следовательно, Дух Святой вездесущ. Это качество относится только к Богу, а поскольку Дух Святой обладает им, то это еще один аргумент в пользу Божественности Святого Духа. Да и как может быть явлена вездесущность Христа в сердцах Божьих детей, как не вездесущностью Духа Святого?

Святой Дух  не только обладает божественными свойствами, Он совершает также дела, которые обычно приписывают Богу. Он находился и продолжает находиться в определенных отношениях с творением - как при его создании, так и в его поддержании - то есть в провидении. В Быт. 1:2 читаем, что Дух Божий носился над водою. В Иова 26:13 отмечается, что великолепие неба - от Духа Его. Псалмопевец пишет: «Пошлешь дух Твой - созидаются [все части творения, перечисленные в предыдущих стихах], и Ты обновляешь лицо земли» (Пс. 103:30) [4].

Наибольшее  число библейских свидетельств относятся к роли Святого Духа в Его работе с людьми. Уже упоминалось о том, что второе рождение Иисус связывает со Святым Духом (Ин. 3:5-8). Это подтверждается словами Павла в Тит. 3:5: «Он [Бог Спаситель] спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом». Таким образом Дух Святой является источником освящения в жизни верующего в Христа. Кроме Того Дух Божий обладает силой возвращать к жизни умершее. «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11). Из данного отрывка прослеживается великая роль Духа Святого в возвращении к жизни погребенного Господа. Также в этом отрывке содержится великое обетование, что в случае окончания нашего земного пути, именно Дух Святой поднимет наши тела из праха и вдохнет в них жизнь при возвращении нашего Господа.

Еще одно божественное дело Святого Духа - предоставление Писания. Во 2 Тим. 3:16 Павел пишет: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Петр тоже отмечает роль Духа в предоставлении нам Писания, но при этом подчеркивает воздействие на самого автора, а не на конечный продукт: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). Таким образом, точные и достоверный откровения Божьи Дух Святой доносил через освященных от Бога людей и является автором всего Писания.

Миллард Эриксон  приводит еще один аргумент в пользу Божественности Святого Духа, отражающий равенство в Его отношениях с  Отцом и Сыном: «Одно из наиболее очевидных доказательств тому - формула  крещения в Великом Поручении: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Еще одно подтверждение - благословение Павла во 2 Кор. 13:13: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми нами». А в 1 Кор. 12:4-6 Павел, рассуждая о духовных дарах, соединяет их в трех Лицах Троицы: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех». Петр тоже в приветственной части своего первого послания составляет эти понятия воедино, отмечая их роль в процессе спасения: «[Рассеянным и избранным] по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» (1 Пет. 1:2)» [4].

 

 

                                     2. СВЯТОЙ ДУХ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Раскрыв качества Божественности Святого Духа, возникает  необходимо рассмотреть также Его  личные качества. Для начала определимся  с понятием личности. Рисел Бурум  определяет личность следующим образом: «Личность - это бытие, обладающее интеллектом, волей, индивидуальным существованием, которое может сказать я, ты, он, мне, моя» [2]. Г.К. Тиссен говорит, что личность определяют три существенных элемента: интеллект, чувства и воля [2]. Говоря о Духе Святом, мы имеем дело не с безликой силой, а самим Богом. Библия ясно и разными способами показывает, что Святой Дух - личность и обладает всеми вытекающими из этого качествами [4]. Единственный путь, с помощью которого можно познать любую личность, включая Бога, -- это знание того, что та личность сказала или сделала.

Первая мысль  что Параклет - другая личность, больше чем божественная сила Ветхого Завета находится у Иоанна в Евангелии. Апостол указывает на индивидуальность Духа Божьего, используя в Его  отношении местоимения мужского рода. «Слово, обозначающее дух, pneu_ma, среднего рода, и нас следовало бы ожидать, что местоимения и прилагательные, согласно правилам грамматики, будут тоже среднего рода (Ин. 14:17,26;15:26). Это не является свидетельством ни в пользу одушевленности Святого Духа, ни против нее. Но когда местоимения, непосредственным антецедентом (слово, к которому местоимение относится) которых является, имеют форму мужского рода, мы можем только прийти к выводу, что Дух воспринимается как личность. «Утешитель же [para/klhtov], Дух Святый, Которого [o%v] Отец во Мое, [тот, e'kei_nov] научит вас всему» (Ин.14:26). Такие же выражения мы встречаем в Ин. 15:26: «Дух истины, Который [oj] от Отца исходит, Он [e'kei_nov] будет свидетельствовать о Мне». Еще выразительнее Ин. 16:13: «Когда же приидет Он [e'kei_nov], Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам». Здесь существительное среднего рода pneu_ma сопровождается местоимением мужского рода» [3]. Миллард Эриксон объясняет это следующим образом: «Либо Иоанн, передавая речь Иисуса, допустил здесь грамматическую ошибку (а это маловероятно, поскольку такой ошибки мы не встречаем больше в Евангелии), либо он сознательно использовал мужской род, подчеркивая факт, что Иисус говорит о личности, а не о вещи. Аналогичный случай видим в Еф. 1:14, где в придаточном предложении определением Святого Духа служит o%v: «Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его»» [4]. Отсюда мы можем сделать вывод, что Дух воспринимается как личность.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОТА СВЯТОГО  ДУХА

Вторую серию  указаний на индивидуальность Святого  Духа представляют собой места, где  Он и Его деятельность, так или  иначе, отождествляются с различными личностями и их делами. В Ин. 14:26; 15:26 и 16:7 в отношении Святого Духа используется термин para/klhtov. Это греческое слово, кроме значения «утешитель», имеет еще несколько значений. Оно может означать учителя, адвоката, но чаще всего употребляется как синоним слова «утешитель» [5]. В каждом из этих случаев из контекста явствует, что в виду имеется не какое-то абстрактное влияние. Слово para/klhtov используется и применительно к Иисусу: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая [para/klhton] пред Отцем, Иисуса Христа, праведника» (1 Ин. 2:1). Показательны Его слова в Ин. 14:16, где Он говорит, что умолит Отца дать ученикам другого para/klhtov. «Другой» - перевод слова a#llov, означающего «такой же другой». В свете заявлений Иисуса, связывающих пришествие Духа с Его уходом (например, в Ин. 16:7), становится ясно, что Дух заменит Иисуса и будет играть ту же роль. Сходство их функций служит указанием на то, что Святой Дух - Личность, как и Иисус.

Джоржд Элдон  Лэд говорит об этом так: «Если  Парактлет - это Дух Истины, то Иисус - сама Истина (Ин. 14:16). Если Параклет - Святой Дух, то Иисус - Святый Божий (Ин. 6:69). «Другой  Параклет» - это, по сути, другой Иисус. Иисус недолго был с учениками; Параклет придет к ним навсегда (Ин. 14:16)» [3].

Еще одна общая  для Иисуса и Святого Духа функция, указывающая на индивидуальность Духа, - прославление другого Лица Троицы. В Ин. 16:14 Иисус говорит, что Дух  «прославит Меня, потому что от Моего  возьмет и возвестит вам». Аналогию видим в Ин. 17:14, где Иисус в Своей первосвященнической молитве заявляет, что во время земного служения Он прославлял Отца [4]. Отсюда напрашивается вопрос, а кому выпала роль прославить Святого Духа? Ответ очевиден - Церкви, своими молитвами и служением Ему.

Наиболее интересные примеры личностного соединения Святого Духа с двумя другими  Лицами Троицы. Самые известные среди  них - формула крещения, заповеданная Господом перед вознесением: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф.28:19) и благословение во 2 Кор. 13:13: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь». Но есть и другие случаи. Иуда увещевает: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (Иуд. 20-21). Петр обращается к читателям как к «избранным по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» (1 Пет. 1:2). Ранее, в проповеди на Пятидесятницу, Петр заявил: «Итак, Он [Иисус], быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что ныне видите и слышите... Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:33, 38). Павел тоже связывает дела всех Троих, например, в Гал. 4:6: «А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"» Сходная мысль высказана во 2 Кор. 1:21-22: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши». Другие примеры видим в Рим. 15:16: «быть служителем Иисуса Христа у язычников и [совершать] священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно [Богу]»; 1 Кор. 12:4-6: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех»; Еф. 3:14-17: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши»; 2 Фес. 2:13-14: «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа» [4].

Информация о работе Работа Святого Духа во времена Нового Завета