Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 18:47, реферат
К ранних формам религии относятся: магия, фетишизм, возникших в период формирования и развития родового строя (от 100 до 40 000 лет назад).
С возникновением земледелия и скотоводства в неолите связано появление земледельческих культов, поклонения Солнцу, стихиям, возникновения определенной картины мира. В данной работе попытаюсь более подробно рассмотреть эти ранние формы религии.
Введение
К ранних формам
религии относятся: магия, фетишизм,
возникших в период формирования
и развития родового строя (от
100 до 40 000 лет назад).
С возникновением земледелия и
скотоводства в неолите связано появление
земледельческих культов, поклонения
Солнцу, стихиям, возникновения
определенной картины мира.
В данной работе попытаюсь более
подробно рассмотреть эти ранние
формы религии.
1. Тотемизм, фетишизм, магия
Тотемизм (на языке индейцев-оджибве (журавля)
тотем значит - его род) является вера в
сверхъестественную споридне-ность человеческих
коллективов с определенными видами животных.
тотем называют животных,
которых первобытные люди
.
Сначала как тотему поклонялись только животному и причем той, которая была объектом охоты. Позже (с увеличением человеческих коллективов) родственные отношения распространились на остальные животных, а в отдельных народов - также на растения и природные факторы. На-пример, у австралийцев тотемами были собака Динго, водяная лилия, сливовое дерево, большой камень, горячих-чей ветер, дождь, солнце.
При каких исторических условий возник тотемизм? У него было две специфические социальные предпосылки: возникновение родового строя и охоты как основной вид тру-шего деятельности. Вместе с возникновением родового строя появилась и зависимость каждого члена общества от коллектива родственников, поскольку только от них первобытный человек мог получать помощь и покровительство. А в условиях, когда охота была главным видом тру-шего деятельности, первобытный человек довольно сильно чувствовал свою зависимость от животных. Зависимость от родового коллектива и животных - вот те главные особлит ти раннего матриархата, которые будто видштампувалися в тотемизме.
Отметим две основные черты тотемизма.
Первая - выделение в
качестве главных объектов по-
Вторая черта - разрешение
убивать и съедать тотема
Тотемизм вошел как элемент во все современные религии. Особенно ощутимым является его влияние в индуизме, где много животных почитаются как священные. Почетное место среди всех уважаемых животных у индусов занимает корова. Следы тотемизма четко прослеживаются в хри-стиянстви. Святой дух изображается в виде голубя, а Христос часто называется агнцем, то есть ягненком. От обряда ритуального поедания тотема берет свое начало христианское таинство причащения, во время которого верующие под видом хлеба и вина "съедают тело и пьют кровь Бога".
Фетишизм (от португ. fetico - очарована вещь) - это вера в существование у материальных объектов надпры-ных свойств. Фетишами называют мате-риальный предметы, им верующие приписывают надпры-ные свойства.
сравнению с магией
фетишизм является более
К реальной пользы
материальных предметов
В современных религиях
фетишизм сохраняется в вы-
Магия (от греч. maheia - колдовство) - вера в существование сверхъестественных средств воздействия на природу. Например, некоторые из североамериканских индейцев еще в XIX в. перед началом охоты на бизонов выполняли особый охотничий танец: танца-лечебным движениям они приписывали сверхъестественные вла-стивости заманивать бизонов в стойбищ и обеспечивать-ти удачную охоту. Магия удваивала (в воображении людей) пути воздействия на природу: считали, что человек мог повлиять на природу не только своим трудом (при-родного движение), но и особыми символическими действиями - обрядами (сверхъестественный путь).
Магия делится (по цели, которая ставится перед колдовством) на следующие основные виды: производственную, лечебной, предупредительную, военную, метеорологическую (магия погоды) и др.. Самой распространенной была магия про-ча, которая, в свою очередь, имела ряд "ветвей»: мы-сливська, рыболовная, строительная т.д.. В ходе раз-развития общества появляются все новые разновидности вы-производственной магии; земледельческих, скотоводческое, гончарная, ко-вальська, учебная, спортивная.
Особой разновидностью меры магии были религиозные табу. Слово "табу" заимствовано из языков жителей Гавайских островов, что означает запрет что-либо делать, чтобы не навлечь на себя неприемнощи. Магия дошла до наших дней и как элемент современной ре-Лиги (вера в сверхъестественную силу обрядов), и в самостоятельная форме (в виде таких бытовых предрассудков, как гадание на картах) Еришев И. Религиоведение. - М., 1999 ..
2. Земледельческие культуры
С возникновением земледелия
и скотоводства в неолите
Земледельческие культы
- это преимущественно
Типичный пример - религиозные взгляды индейцев-ирокезов. Они жили раньше на территории, на которой теперь расположены канадские города Квебек и Монреаль. Еще в XIX в. ирокезы уважали четырех главных духов: духа земли, духа бобов, духа кукурузы и духа тыквы. Все эти четыре духи, по их представлений-ниями, были женщинами. Духов кукурузы, бобов и тыквы мифология ирокезов изображала в виде трех сестер, одетых в листья соответствующих растений. Наряду с духа-ми-жигасамы почитались также, но на второстепенных ролях, духи-мужчины - дух солнца, дух дождя и дух ветра. При каких исторических условий возник земледельческий культ
На ступени развития
матриархата (возник около 8 тыс. лет
назад) основным видом
Можно выделить следующие
основные черты данной
У многих народов почитались и двойники таких природных фак-торов, которые лишь в воображении людей влияли на урожай. Например, многие народы (вавилоняне, египтяне и др.). Думали, что на урожай влияют месяц и плане-ты, и поэтому поклонялись также духам этих объектов.
Вторая - руководящая роль женщины в религии. Землеробсь-кий культ - это своеобразная женская религия. Это проявляется-лось в Двух главных процессах. Во-первых, найго-ловниши духи изображались в виде духов женского рода. Во-вторых, важнейшие религиозные обряды в это время выполняли женщины. У некоторых народов разрешалось важные обрядывыполнять и мужчинам, но при одном обязательном условии: они должны были выдавать себя за женщин (говорить громко, что они женщины, пере-одеваться в женскую одежду).
Третья черта - человеческое жертвоприношение как сис-тема. Не понимая сущности земледельческих процессов, лю-ди думали, что урожай есть обратная благодарность духов за жертвоприношения. Поэтому первоначальные земледельцы стараются-лись дары духам сделать более дорогими, более ценными. Так возникла идея необходимости человеческого жертвоприношения.
Четвертая - идея смерти
и воскресения некоторых духов.
Наблюдая за зерном, люди заметили,
что после "похорон" оно воскресает
вновь. Отсюда зародилось
И наконец, пятая черта - переселение в "страны мертвых" - с земли на небо. Много благ и не-приятностей земледельцам "посылало" небо: свет и тепло, дождь и ветер, снег и град. Отсюда родилось пред-ления о том, будто духи живут на небе. По ана-логии и "страну мертвых" переселили с земли на не-бо. Именно тогда впервые возникла идея "о жизни" душ мертвых в царстве небесном.
Земледельческий культ
широко представлен в су-
С земледельческого культа, приходился на определенные времена года, пришли к христианству праздника Рождества Христо-го (в прошлом праздник рождения духа солнца - зимой) и Пасхи (в прошлом праздник воскресения духа зерна - весной).
Вывод
Магия, фетишизм отразили и выражения-ли бессилие первобытного примитивного человека. Во всех случаях, когда люди, не имея достаточных знаний, были или хотя чувствовали себя бессильными, они искали "помощи" в магии, фетишах или сверхъестественных двойников. Ранние формы религии, возникнув еще в период формирования родового строя, сохранились и на-Далее как в родоплеменного общества, так и в классе-ном. Однако они были здесь отодвинуты на второстепенные позиции теми религиями, которые полнее отражали конкретные особенности общественного развития.
родоплеменных (или родовой)
строй сложился при-
Список литературы
1. Калинин Ю., Харьковщенко Е. Религиоведение: Учебник. - К.: Наукова думка, 1995.
2. Лубський В.И. Религиоведение: Учебник. - М.: Вилбор, 1997.
3. Религиоведение /Под ред. Рыбачука. - М.: Просвещение, 1997.
4. Религиоведение /Под ред. Бублика. - СПб, 1998.
5. Основы религиоведения /Под ред. А. Яблокова. - М., 1994.
6. Угринович А. Введение в теоретическое религиоведение. - М., 1991, 1996.
7. Еришев И. Религиоведение. - К., 1999.
8. Крывелёв И. История религий: В 2-х т. - М.: Мысль, 1983-1986.