Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:11, курсовая работа
Буддизм – самая древняя мировая религия, которая выступает общим религиозным компонентом различных цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Также, Буддизм играет немаловажную роль на западе, где численность иммигрантов из Азии постоянно растет, и поэтому роль религии, в частности Буддизма, растет. В России Буддизм играет особую роль, так как является одной из традиционных религий нашей страны. В этом заключается актуальность данного вопроса.
Введение.
Зарождение Буддизма.
Основные концепции Буддизма.
Распространение Буддизма в Азии.
Распространение Буддизма на западе.
Заключение.
Список Литературы.
План:
Введение.
Заключение.
Список Литературы.
Введение.
Буддизм – самая древняя мировая религия, которая выступает общим религиозным компонентом различных цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Также, Буддизм играет немаловажную роль на западе, где численность иммигрантов из Азии постоянно растет, и поэтому роль религии, в частности Буддизма, растет. В России Буддизм играет особую роль, так как является одной из традиционных религий нашей страны. В этом заключается актуальность данного вопроса.
Целью данной работы является освещение влияние буддийской религиозной практики на культуры разных народов, особенности взаимодействия между буддизмом и культурами народов Индии, Тибета, Китая, Японии, а также других стран. На западе, по ряду причин, Буддизм не оказал заметного влияния, но все же оставил след. А вот в некоторые азиатские страны, особенно юго-восточные, настолько впитали в себя идеи Буддизма, что он стал для них частью национальной культуры.
Буддийское религиозно-философское учение о духовном пробуждении возникло около VI века до н. э. в древней Индии. «В соответствии с религиозной традицией буддизм, как и другие мировые религии, возник в результате божественного откровения»1. Но если христианское вероучение, по утверждению церкви, возвестил миру сын божий — Христос, а ислам — пророк Мухаммед, то основателем Буддизма считается Сиддхартха Гаутама, позднее получивший имя Будда. Слово «будда» на древнеиндийском (санскритском) языке означает «просветленный», «достигший прозрения». Строго говоря, это прозвище, данное царевичу Гаутаме (Готама), или Шакьямуни (мудрецу, отшельнику из рода шакиев) после его «великого прозрения». Наиболее употребляемый в «священных» книгах буддизма эпитет легендарного основателя религии — Бхагават обычно переводится как «благословенный». Согласно традиции Сиддхартха Гаутама (546—324 до н. э.) родился в стране Магадха и принадлежал к клану Шакья касты кшатриев. После роскошной жизни в дворце своего отца, короля Капилавасту, Сиддхарта сталкивается с жестокостью реальности и приходит к выводу о том, что жизнь связана со страданиями и горем. Он ушел из дворца и стал вести аскетический образ жизни. Во время медитации под деревом Бодхи, Сиддхарта решил во что бы то ни стало найти истину. Впоследствии он сделал вывод, что аскетизм не приведет его к просветлению, и надо искать средний путь между самопотоканием и самоограничением. В возрасте 35 лет Сиддхарта достиг Просветления. Именно после этого он стал называться Буддой, или «пробужденный». Остальные 45 лет жизни он путешествовал по Центральной Индии в долине Ганга, обучая своих последователей и учеников.
По преданию, после нирваны Будды, его ученики провели первый буддийский «собор», на котором вспомнили все события жизни Учителя, утвердили дисциплинарные правила и составили свод высказываний Будды. Через более чем сто лет небольшие буддийские общины, существовавшие к этому времени на всей территории Индии, постоянно спорили о том, кто лучше понимает учение Будды. В этой связи был проведен второй буддийский собор, на котором произошел раскол учения на консервативную Тхераваду и более либералную интерпретацию учения, известную как Махасангхика. С момента возникновения буддизма и в последующие 400 лет сформировали много разных учений — школы раннего буддизма, из которых сохранилось учение Тхеравада и многочисленные ветви Махаяны.
Основой буддизма являются четыре благородные истины:
1) существует страдание (духкха);
2) у него есть причина;
3) оно может быть прекращено;
4) есть путь, ведущий к этому.
Итак, основой буддизма является истина о страдании. Страдание (духкха) понимается буддизмом не только как физическое, но и как страдание «души». «Рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страдание. Соединение с неприятным есть страдание, разъединение с приятным есть страдание, любое неудовлетворенное стремление есть страдание. Страдание – это постоянный атрибут человеческой жизни, более того, это форма существования индивида. Однако подобное существование не является истинным, поскольку страдание противоестественно. Поэтому необходимо избавление от данной формы существования, т.е. от страдания. Для того, чтобы избавиться от страдания, нужно понять причины его возникновения.
Главной причиной страдания в буддизме считается «неведение» (авидья), которое является началом цепи причинно-следственных связей приводящих к страданию. «Из неведения возникают санскары (очертания), из санскар возникает сознание, из сознания возникают имя и форма, из имени и формы возникают шесть органов чувств, из шести органов чувств возникает соприкосновение, из соприкосновения возникает ощущение, из ощущения возникает жажда (или желание), из жажды возникает привязанность, из привязанности возникает становление, из становления возникает рождение, из рождения возникают старость и смерть, скорбь, стенание, страдание, уныние и отчаяние. Таково происхождение всей это бездны страдания».
Неведение состоит в ложном представлении о «самости» – ложном чувстве «я». Одним из важнейших положений буддизма является теория несуществования индивидуального «я» (души).
Распространение буддизма на большей
части территории Азии было мирным и происходило
несколькими путями. Пример показал Будда
Шакьямуни. Будучи в первую очередь учителем,
он путешествовал в соседние царства,
чтобы делиться своими озарениями с теми,
кто был восприимчив и заинтересован.
Более того, он наставлял своих монахов
идти по миру и разъяснять его учения.
Он не просил других осуждать или отказываться
от их собственной религии и переходить
в новую, поскольку не стремился основать
свою собственную религию. Он лишь пытался
помочь другим преодолеть несчастье и
страдание, созданные ими самими из-за
их недостатка понимания. Позже поколения
последователей были вдохновлены примером
Будды и делились с другими теми его методами,
которые они сами считали полезными в
своей жизни. Таким вот образом повсюду
распространилось то, что сейчас называют
«буддизмом».
Иногда этот процесс развивался естественно.
Например, когда буддийские торговцы оседали
в новых местах или просто поcещали их,
некоторые из местных жителей проявляли
естественный интерес к верованиям иноземцев,
как это произошло с проникновением ислама
в Индонезию и Малайзию. Такой процесс
распространения буддизма происходил
на протяжении двух столетий до и после
нашей эры в странах, расположенных вдоль
Шелкового пути. Узнавая больше об этой
индийской религии, местные правители
и население начинали приглашать монахов
в качестве советников и учителей из тех
регионов, откуда прибыли торговцы, и таким
образом в конечном счете перенимали буддийскую
веру. Другой естественный способ состоял
в медленном культурном поглощении покоренного
народа, как в случае с греками, ассимиляция
которых в буддийском сообществе Гандхары,
располагавшейся на территории современного
центрального Пакистана, происходила
на протяжении столетий после II века до
н. э.
Тем не менее, чаще всего распространение
происходило главным образом благодаря
влиянию могущественного правителя, лично
принявшего и поддерживающего буддизм.
В середине III века до н. э., к примеру, буддизм
распространился по всей северной Индии
благодаря личной поддержке царя Ашоки.
Этот великий основатель империи не заставлял
своих подданных перенимать буддийскую
веру. Но его указы, высеченные на железных
колоннах, устанавливавшихся по всей стране,
побуждали его подданных вести этический
образ жизни. Царь сам следовал этим принципам
и тем самым вдохновлял других перенимать
учения Будды.
В III веке до н. э. традиция тхеравада проникла из Индии в Шри-Ланку и Бирму, а оттуда – в провинцию Юньнань в Юго-Западном Китае, Таиланд, Лаос, Камбоджу, Южный Вьетнам и Индонезию. Вскоре можно было обнаружить группы практикующих буддизм индийских торговцев на берегах Аравийского полуострова и даже в египетской Александрии. Другие формы хинаяны проникли с тех пор на территорию современных Пакистана, Кашмира, Афганистана, восточного и прибрежного Ирана, Узбекистана, Туркменистана и Таджикистана. В те времена это была территория древних государств Гандхара, Бактрия, Парфия и Согдиана. Отсюда во II веке н. э. эти формы буддизма распространились в Восточный Туркестан (Синьцзян) и далее в Китай, а в конце XVII века – в Киргизию и Казахстан. Позже эти формы хинаяны были объединены с некоторыми из учений махаяны, также пришедшими из Индии. Таким образом, махаяна в конечном счете стала преобладающей формой буддизма на большей части территории Центральной Азии.
К востоку от Индии на территории Мьянмы индийская культура оказала сильное влияние на народ Мон. Мон, как утверждается, обратились в буддизм примерно в 200 до н. э. в результате миссии царя Ашоки, ещё до разделения буддизма на Махаяну и Хинаяну. Ранние храмы в государствах Мон, такие как Пейтхано в центральной Бирме, были основаны в период I—V веков. Буддийское искусство Мон претерпело сильное влияние индийского искусства времён династии Гупта и последующих династий, и этот стиль распространился далее по Юго-Восточной Азии в результате экспансий государства Мон в V—VIII века. Под влиянием Мон учение Тхеравады широко распространилось, пока не было заменено буддизмом Махаяны в VI веке. Шри-Ланка была обращена в буддизм сыном Ашоки Махиндой и его шестью сподвижниками в II веке до н. э.. Буддизм принял король Деванампива Тисса и многие аристократы. В это время был основан монастырь Махавихара, превратившийся в центр традиции сингальцев. Во время правления короля Виттагамани в Шри-Ланка был написан палийский канон (29—17 до н. э.), традиция Тхеравады достигла расцвета, появились такие знаменитые комментаторы, как Буддхагхоса IV—V века. Хотя Махаяна тоже имела хождение, Тхеравада превалировала, и Шри-Ланка осталась последним оплотом Тхеравады, откуда это учение в XI веке снова распространилось по Юго-Восточной Азии. По легендам, царь Ашока посылал миссионеров через Гималаи в районы Хотана, в бассейн Тарима, и в страну индоевропейцев Тохаристан.
С I по X века Махаяна стала процветать и распространяться на восток из Индии в юго-восточную Азию, на север в Среднюю Азию, а также в Китай, Корею и наконец в Японию в 538.
Индия.
После распада Кушанского царства буддизм расцвёл в Индии при династии Гупта (IV—VI век). Были созданы многочисленные центры по изучению Махаяна, в первую очередь — университет Наланда в северо-восточной Индии, который многие сотни лет был наиболее влиятельным из буддийских университетов, где преподавал в частности Нагарджуна. Буддийское искусство стилей династии Гупта распространилось по юго-восточной Азии и попало в Китай. Индийский буддизм ослаб в VII веке по причине вторжения белых гуннов и нашествия ислама. Однако у буддизма был ещё период подъёма в империи Пала, в которой буддизм Махаяны процветал с VIII по XII века, они строили немало храмов в различных стилях буддийского искусства. Большой удар по буддизму был в 1193, когда тюрки во главе с Мухаммадом Кхилджи разрушили Наланду. В конце XII века, когда мусульмане заняли ключевые буддийские места в Бихаре, значение буддистов в Индии стало несущественным. В это же время набрали силу индуистские движения, в первую очередь Адвайта и бхакти. Хотя буддизм родился в Индии, в XX веке остались лишь небольшие островки буддизма на окраине Индии.
Северная и центральная Азия.
Буддизм проник в Среднюю Азию вероятно со времён самого Будды. Согласно палийским легендам, два брата-торговца из Бактрии Тапассу и Бхалика посетили Будду и стали его учениками. Потом они вернулись в Бактрию и построили буддийские храмы (Foltz). Средняя Азия играла важную роль как место встречи Китая, Индии и Персии. Во II веке до н. э. экспансия Китая (династии Хань) на запад привела к контакту Китая с эллинистической цивилизацией, и в частности с Греко-Бактрийским Царством. Таким образом распространение буддизма на север привело к формированию буддийских общин и государств в среднеазиатских оазисах. В ряде городов Великого Шёлкового Пути имеется множество буддийских ступ и монастырей, которые видимо использовались для обслуживания путников.
Различные школы раннего буддизма существовали в Средней Азии и Китае вплоть до VII века. Потом стала доминировать Махаяна, но в монастырях сохранялись ещё порядки Винаи, как в школах Сарвастивада и Дхармагуптака. Буддизм в Средней Азии стал приходить в упадок с приходом ислама начиная с VII века. Здесь мусульмане не были толерантны, так как буддисты не принадлежали к народам «Книги». Они считали буддистов идолопоклонниками и преследовали.
Таримский бассейн.
Восточная часть Средней азии (Китайский Туркестан, Таримский бассейн, Синьцзян) знаменит богатством буддийского искусства (настенная роспись, рельефы в пещерах, картины на холсте, скульптуры, ритуальные предметы), заметно при этом влияние как индийской, так и эллинистической культур. Историки отмечают, что Средняя Азия могла играть ключевую роль в распространении буддизма на восток. Первые переводы буддийских сочинений на китайский язык могли быть как парфянскими (Аньси) как Ань Шигао (148 н. э.) или кушанскими (Ань Сюань) народа Юэчжи как Локаксема (178 н. э.), а также согдийскими (Канцзю) типа Кан Сенкай. Большинство из тридцати семи ранних переводчиков буддийских текстов могут быть идентифицированы как выходцы из Средней Азии.
Китай.
«Проникновение буддизма в Китай и формирование собственно китайской буддийской традиции является самым ярким в истории китайской культуры примером межкультурного взаимодействия до наступления Нового времени и начала интенсивных контактов Китая и Запада»2.
В середине II в. н.э. через Центральную Азию и Шелковый путь начались контакты Китая с буддизмом. Монахи из купеческих семей Индии, Кашмира, Согдианы, Парфии, Хотана и Кучи, многие из которых были уроженцами Китая, начали переводить буддийские тексты с санскрита на китайский язык. Сначала это были тексты Хинаяны, однако вскоре были переведены также священные тексты Махаяны. В III-IV вв. Китай был раздроблен на различные княжества делившиеся на северные и южные. В южном Китае, где продолжала существовать более традиционная китайская культура, интерес к буддизму был чисто философским, сопровождавшимся множеством рассуждений, часто путающих учения Махаяны о пустоте или отсутствии воображаемых способов существования с местными идеями небытия. На севере, где правили по большей части династии, представлявшие народы некитайского происхождения, являвшиеся дальними предками тюрков, тибетцев, монголов и маньчжуров, основное внимание уделялось медитации, а также развитию и использованию экстрасенсорных и экстрафизических сил.