Распространение ислама в России: исторический аспект вопроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 19:31, реферат

Описание работы

Хазарское государство с самого начала своего существования утвердило контроль над важнейшими торговыми путями из Восточной Европы в страны Передней Азии. Это показывает, какую роль для Хазарии играла транзитная торговля. В IX-X вв. в районах Хазарии, где имелись удобные условия для развития земледелия (в том числе и на основе орошения), значительная часть ранее кочевого населения перешла к оседлой жизни и занятию земледелием. Так коренное население Хазарии разводило виноград, например, в Самандаре было до четырех тысяч виноградных лоз.

Файлы: 1 файл

распространие ислама.docx

— 29.16 Кб (Скачать файл)

Успешно развивалась не только наука, но и литература. Наиболее известен поэт Дауд Саксин-Суари, который писал в начале ХII в. Он был выходцем из города Саксина и принадлежал к народности сувар. Широко известна книга поэта «Сад цветов, излечивающих болезни». Она состоит из 67 разделов. В начале каждого раздела автор дает описание жизнедеятельности какого-либо ученого или же иной знаменитой личности.

Широко известен выдающийся поэт ХIII в. Кол Гали. Его поэма «Легенда о Юсуфе» получила всемирное признание, его читали в Булгарии не одну сотню лет. В настоящее время в Татарстане учреждена премия имени Кол Гали.

Относительно быстрое распространение ислама в Булгарии объясняется тем, что общество в социально-экономическом, политическом и культурных отношениях было уже готово для принятия ислама, то есть новой монотеистической религии. Еще до прихода на Волгу булгары унаследовали от своих древнетюркских предков своеобразный языческий монотеизм. Булгары поклонялись Бер-Тенгри — единому богу Тенгри. Замена одного языческого бога Тенгре другим богом — мусульманским Аллахом было актом не слишком болезненным. Естественно, древнетюркский Тенгре и привнесенный из вне Аллах пришли в определенный конфликт в сознании людей, который в конечном итоге решился своеобразным компромиссом. Тенгре стал синонимом Аллаха. Его имя встречается на булгарских мусульманских памятниках — надгробных эпитафиях, а его символы в виде схематических изображений солнца украшают эти камни. Со времени принятия ислама начинается культурный расцвет Булгарского государства. Мусульманская религия настолько вошла в жизнь булгар, что они сами сделались ее активными распространителями.

Как свидетельствует летопись, в 986 г. к Великому киевскому князю Владимиру прибыли четыре посольства из разных стран, каждое из которых расхваливало религию своей страны и убеждало князя Владимира принять ее. Это были: волжские булгары — мусульмане, хазарские евреи, посланцы Рима и Византии.

О мусульманах в летописном рассказе говорится: «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь. Уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: «Какова же вера ваша?» Они же ответили: «Веруем богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Дает Магомет каждому по семидесяти красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех. Та и будет ему женой… Если кто беден на этом свете, то и на том». И другую всякую ложь говорили, о которой и писать стыдно. Владимир же слушал их, так как и сам любил жен и всякий блуд… Но вот что было ему не любо: обрезание, воздержание от свиного мяса и от питья и сказал он: «Руси есть веселие пить, не можем без того быть» [9]. Папских посланцев он отсылает со словами: «Идите опять яко отцы наши сего не приняли суть» [10]. Иудаизм князь Владимир отверг указывая на отсутствие у евреев своей земли: «Аще бы Бог любил вас и закон ваш то не бысте росточени по чужим землям еда и нам то же мыслите прияти» [11].

Представитель греков «философ» произносит речь, которая, очевидно, произвела сильное впечатление. Вслед за этим Владимир уже сам посылает послов в разные страны. Мусульманское богослужение показалось послам смешным и нелепым, западное христианство — недостаточно красивым, греческое, напротив, понравилось и князь Владимир совершает выбор.

Видный историк русской Церкви митрополит Макарий (1816-1882), считает, что в этой истории нет ничего странного и невероятного ни вообще, ни даже в подробностях, за исключением весьма немногого, и, следовательно, нет достойного основания считать все сказания вымыслом. Ничего странного в том, что к Владимиру приходили разные миссионеры, из которых каждый хвалил свой закон и порицал все прочие: история представляет не один подобного рода случай. Вспомним, что говорили послы хазарские, приходившие к греческому императору Михаилу просить себе христианского учителя. Они говорили: «Евреи убеждают нас принять их веру, а сарацины преклоняют к своей». И святой Кирилл Философ (ок. 827-869), отправившийся к ним по этому случаю, должен был состязаться в вере с мудрецами еврейскими, сарацинскими и хазарскими [12].

Однако ученый Д.Е. Фурман считает историю выбора веры князем Владимиром, помещенную в летопись, наполовину легендой, наполовину — чисто литературным произведением [13]. Большую долю вымышленного видит и видный историк Русской Церкви А.В. Карташев, при этом, соглашаясь, что материал сказки, хотя и в преломлении, все-таки отражает историческую быль [14]. По мнению Д.Е. Фурмана как бы не соотносился рассказ с реальными историческими событиями, в нем содержится одна очень важная истина — Владимир и его окружение совершили жизненный выбор, выбор сложного целого (религии), основывавшимся на неполном знании этого целого [15].

Принятие населением Древней Руси христианства оказалось возможным, благодаря достигнутому еще до этого высокому уровню культуры, в особенности уровню религиозного сознания, которому соответствовал и характер языка с достаточно развитой терминологией. Русская летопись отражает облегченный вариант спора, как бы ориентированный не на специалистов-богословов, а на более широкую аудиторию.

Летописное свидетельство о выборе веры князем Владимиром пусть и не лишенная неточностей и фольклорных элементов, определенно подтверждает факт знакомства Киевской Руси с началами мусульманской веры. Хотя князь Владимир и отклонил ислам, но в дальнейшем характер российской государственности определялся тесным взаимодействием ислама и христианства на протяжении многих столетий.

Принятие ислама помогло булгарской аристократии объединить разрозненные племена, укрепить мощь и государственность булгар, личную власть хана. Таким образом, Булгарское ханство, приняв в IX-X вв. ислам, стало частью мусульманского мира, булгары, став мусульманами, становились вассалами арабских халифов.

Важным следствием превращения ислама в государственную религию Булгарии, отмечает Г.Б. Фаизов, явилось то, что вместе с ним почти во все слои населения проникают письменность и элементы арабской культуры, алфавит. Все это способствовало формированию качественно нового мировоззрения и дальнейшему расширению экономических и культурных связей народов Поволжья и Приуралья с арабо-персидскими мусульманскими государствами [16].

Усиление государственности Булгар позволяло им строить свои отношения с другими государствами, в том числе с Древней Русью, на более высоком уровне, то есть волжские булгары, непосредственно соседствующие с древнерусскими княжествами, сотрудничали с ними на договорной основе.

Источники по внешнеполитической истории Волжской Булгарии X-XI вв., главным образом по ее связям с Киевской Русью, показывают, что эти связи были в основном добрососедскими, если исключить несколько инцидентов, вызванных чисто экономическими причинами (сбор дани, ограбление купцов). В этот период еще не ставятся широкие политические цели, нет стремления к расширению границ.

Булгария стремилась поддерживать дружественные отношения с русскими княжествами. В 985 г. был заключен договор между Булгарией и Киевом. Стороны договорились о вечном мире: «Тогда не будет между нами мира, когда камень начнет плавать, а хмель — тонуть» [17]. В 1016 г. был заключен торговый договор с киевским княжеством: булгарские купцы получили право торговать на русских землях. В 1024 г. в Суздальском княжестве разразился страшный голод. Жителей от голодной смерти спасли булгары.

С образованием Северо-Восточной Руси с политическим центром во Владимиро-Суздальской земле изменяется характер русско-булгарских взаимоотношений. Обострение отношений выразилось в двусторонних походах.

Взаимоотношение московских князей с правителями Волжской Булгарии складывались не скоро и довольно трудно, периоды мирного сосуществования перемежались разорительными набегами и разрушениями. Во многих источниках о Древней Руси, дошедших до наших дней, больше внимания уделяется военным эпизодам, нежели истории заключений мирных соглашений. С принятием Волжской Булгарией ислама, а Русью — православия во взаимоотношениях государств появляется новый элемент — религиозный, две мировые религии (опираясь на мощь халифата и Византии) начали соперничать в регионе.

Известно, что с первых веков существования Русь тесно соприкасалась с мусульманским миром. Ростово-Суздальское княжество граничило и поддерживало дипломатические и торговые связи с Волжско-Камской Булгарией, население которой исповедовало ислам. Были завязаны торговые отношения Руси с Багдадским халифатом, до которого русские купцы добирались через Волгу и Каспий.

Волжская Булгария развивалась в условиях, когда ислам являлся государственной религией и, несмотря на исторические катаклизмы, включая исчезновение самого государства, тогда были заложены основы для закрепления ислама в этом регионе. Следует отметить, что в Поволжье и Приуралье развивалось и укреплялось наиболее «гибкая» форма ислама — ислам ханифитской школы, характеризующийся терпимостью к другим конфессиям. Ислам в Булгарии и в ордынское время оставался в лоне суннизма ханифитского мазхаба, был ориентирован на Среднюю Азию и прежде всего на Хорезм.

После победы на реке Калке (1223) монголы повернули к Булгарии. В 1235 г. состоялся курултай монголов, на котором обсуждалась военная стратегия. В наступательной операции было задействовано 200 — 250 тысяч человек, это без учета вспомогательных войск. Противостоять таким силам Булгары не смогли, хотя оборонялись до последнего. Монголы разгромили южно-булгарские города, взяли они и город Булгар. Осенью того же года монголы подступили к столице Булгарии — городу Биляру. Оборону столицы возглавил сам хан Габдулла ибн Ильгам. Город пал, после чего монголы его жестоко разрушили. После этого монгольское войско прошло всю страну: все города и крепости были разрушены. После этого они беспрепятственно пошли на русскую землю.

В заключение можно констатировать, что какие бы ни существовали мнения по поводу возникновения и жизни Булгарского государства, его границ, внутренней структуры, роли в нем мусульманской религии, важно одно: с периода Хазарского каганата и Волжской Булгарии начинается не просто распространение ислама на территории, находящихся в составе России, но выявление и наращивание потенциала мусульманской культуры в приложении к местной специфике.

Таким образом, в X в. произошел важный духовный и цивилизационный рывок у двух мощных государств: Киевской Руси и Волжской Булгарии. С тех пор, несмотря на некоторый драматизм в отношениях русского народа и его восточных и южных соседей, реальностью Киевской Руси, а далее Российской империи является не только христианский, но и мусульманский вектор.

Уже в первые века существования единого централизованного государства — Киевской Руси происходили самые тесные контакты между этим государством и мусульманским миром. Они были вызваны широкой практикой налаженных торговых связей и спорадических дипломатических сношений между северными окраинами Халифата (Хорезм, Дербент, Мавераннахр), а также географически близкой Волжской Булгарией, с одной стороны, и Русью, с другой. Позднее, включение Владимирского и других русских княжеств в середине XIII в. в орбиту политического, идеологического и культурного влияния Золотой Орды, в которой за исламским вероучением были закреплены прерогативы государственной религии, положило начало еще более тесным контактам мусульман и христиан.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Новосельцев А.П. Хазарское  государство и его роль в  истории Восточной Европы и  Кавказа. С. 153.

[2] Плетнева С.А. Хазары. 2-е  изд. — М.: Наука, 1986. С. 63.

[3] Муртазин М.Ф. Мусульманин  в России // Ислам и мусульмане  в России. Под общ. Ред. М.Ф. Муртазина, А.А. Нуруллаева. М., 1999. С. 5; Ланда Р.Г. Ислам в истории России. С. 28, 33.

[4] Саидбаев Т.С. Ислам и  общество. Опыт историко-социологического  исследования. — М.: Наука, 1984. С.19.

[5] Асадуллин Ф.А. Ислам  в Москве. — М.: Логос, 2007. С. 10.

[6] Закиев М.З. Татарстан  как исламо-христианское пограничье // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. Казань, 1994. С. 7.

[7] Давлетшин Г.М. Волжская  Булгария: духовная культура. Домонгольский  период X-нач XIII вв. / АН СССРКазан. науч. центр. Инст-т Яз., лит. и истории  им. Г. Ибрагимова. — Казань.: Тат. кн. изд-во, 1990.С. 77.

[8] Усманов М.А. Исторические  предпосылки и последствия принятия  ислама Волжской Булгарией // Ислам  в Поволжье: история и проблемы  изучения. С. 16.

[9] Цит. по: Художественная  проза Киевской Руси XI-XIII вв. / перевод  с древнерусского Д.С. Лихачева. М., 1957. С.43-44 / Лаврентьевская летопись. Повесть временных лет // Полное  собрание русских летописей. Т.1. — 2-е изд. — М.: Языки славянской  культуры, 2001. С. 84-85.

[10] Лаврентьевская летопись. Повесть временных лет // Полное  собрание русских летописей. Т.1. — 2-е изд. — М.: Языки славянской  культуры, 2001. С. 85.

[11] Лаврентьевская летопись. Повесть временных лет // Полное  собрание русских летописей. Т.1. С. 85.

[12] Макарий (Булгаков) митрополит. История Русской Церкви. Кн. 1. История  христианства в России до равноапостольного  князя Владимира как введение  в историю Русской Церкви. —  М.: Изд-во Спасо-Преображенского  Валаамского монастыря, 1994. С. 228-229.

[13] Фурман Д.Е. Выбор князя  Владимира // Вопросы философии 1998. № 6. С. 90.

[14] Карташев А.В. Очерки  по истории Русской Церкви. В 2т. — М.: ТЕРРА, 1992. — Т.1. — С. 117.

[15] Фурман Д.Е. Выбор князя  Владимира // Вопросы философии. 1998. № 6. С. 91.

[16] Фаизов Г.Б. Государственно-исламские  отношения в Поволжье и Приуралье. — Уфа, 1995. С. 27.

[17] Цит по: Мизун Ю.В., Мизун  Ю.Г. Ислам в России. — М.: Вече, 2004. С. 189.

 


Информация о работе Распространение ислама в России: исторический аспект вопроса