Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 14:55, доклад
Религия Древнего Египта представляет собой развивающееся, а не стабильное явление. Она существовала на протяжении приблизительно трех с половиной тысячелетий и все это время изменялась. В наше время наука располагает большим фактическим материалом в этой области, однако нельзя утверждать, что история египетской религии нам понятна до конца. Причин этого немало: отсутствуют источники, относящиеся к древнейшему периоду, а доступные ученым источники порой крайне противоречивы; окончательно не решена проблема хронологии египетской истории.
Религии Древнего Египта.
Религия Древнего Египта представляет собой развивающееся, а не стабильное явление. Она существовала на протяжении приблизительно трех с половиной тысячелетий и все это время изменялась. В наше время наука располагает большим фактическим материалом в этой области, однако нельзя утверждать, что история египетской религии нам понятна до конца. Причин этого немало: отсутствуют источники, относящиеся к древнейшему периоду, а доступные ученым источники порой крайне противоречивы; окончательно не решена проблема хронологии египетской истории.
В настоящее время в египтологии принята следующая периодизация.
Додинастический период - V-IV тыс. до н.э. Царь Верхнего Египта завоевывает все долину Нила вплоть до Средиземного моря, и происходит объединение двух царств под новым символом «белой короны» Юга, соединенной с «красной короной» Севера. Однако еше на протяжении длительного времени Египет официально именовали «Две Земли». В каждой земле существовали свои мифы, объясняющие устройство мира. В этих мифах главный бог имеет спутницу, которая одновременно является его матерью, женой и дочерью. Богами-творцами считались Атум-Ра и Птах. Один из древнейших богов - Гор (в виде сокола). Вместе с Гором почитался и Ур (бог неба и света). В дальнейшем понятие о Горе трансформируется, у него появляется брат (дядя) - Сет, позднее Гора начинают почитать как сына Осириса, отомстившего своему дяде Сету за отца. Постепенно начинают формироваться представления о главном боге и фараоне как воплощении бога. Одним из основных понятий, выражающих сущность власти царя, становится понятие Маат, воплощенное в богине Маат, означающей справедливость и порядок.
Раннее царство: 30-28 века до н.э. Происходит антропоморфизация бога. Царь все больше понимается как воплощение бога Гора. Ему приписывается магическая сила. Обычный человек не смел даже приближаться к царю, за это он мог поплатиться жизнью. Захоронения царей были величественны и производились сначала в могильных холмах, затем в величественных гробницах, называемых мастабами (араб. — «скамейка»), позднее в пирамидах.
Древнее царство: 28-23 века до н.э. Принимается теологическая система Гелиополя. Культ солнца совмещается с культом фараона, который теперь считается сыном бога Ра. Фараон Джосер совмещает культ солнца и культ фараона и завладевает властью жрецов. Начинается строительство пирамид в Гизе, сооружается сфинкс. В 1881 г. в пирамидах были найдены тексты, описывающие священные представления египтян и названные «Текстами пирамид». В текстах говорилось о бессмертии фараонов и вступлении их в общество богов после смерти. Это первые тексты на земле, в которых говорится о воскресении. Возникает учение о ка — рождающей и охраняющей силе. Ка — это душа тела человека. После смерти тела она возвращается к своему божественному первоначалу и сохраняет бессмертие только в том случае, если сохраняются останки тела. С этой целью в Древнем Египте развивается мумификация.
Политическая раздробленность: 23-21 века до н.э. — усиливается власть правителей отдельных номов. Зарождается идея о том, что каждый умерший попадает к Осирису в Царство мертвых, где происходит суд. Появляется учение о душе - ба, означающей духовную силу, первоначально относящуюся только к богам, а затем и ко всем людям. В это же время появляется и так называемый баангкх - бант жизни — иероглиф, обозначающий вечную жизнь (крест с петелькой наверху). Позднее этот знак был воспринят христианством.
Среднее царство: 21-18 века до н.э. Усиливается культ Ачона в Фивах. Возникают новые загробные тексты, в которых можно уловить скептицизм по отношению к официальному культу. Построен знаменитый храм мертвых Аменхотепа III, известный как «Лабиринт».
Период междуцарствия: 18-17 века до н.э. — был вызван нашествием гиксосов, выходцев из Сирии и Палестины. С их приходом усиливается влияние сирийских богов. Построена последняя гробница в форме пирамиды.
Новое царство: 16-11 века до н.э. Попытка реформирования религии, заключающаяся в преодолении политеизма и введении культа единого бога Атона фараоном Аменхотепом IV. По всей вероятности, причины реформы были политические: стремление фараона ограничить власть жрецов, сконцентрировав мистические устремления на божественном фараоне, объединить при помощи религии различные народы Египта. Фараон провозгласил в качестве единственного бога — бога солнца Атона, создал новую столицу, названную Ахетатон — горизонт Атона, взял себе другое имя — Эхнатон, что означало — любезный Атону. После смерти Эхнатона жрецы сделали все, чтобы его реформа была стерта из памяти египтян. О реформе и ее авторе — фараоне Эхнатоне стало широко известно после того, как в результате раскопок в районе города Тель-эль-Амарна была открыта гробница фараона и его жены Нефертити. Однако идея единого бога не умерла вместе с фараоном. Именно отсюда, из Египта, ее уносят с собой евреи, предводительствуемые Моисеем в своем долгом странствовании по пустыне. Этот период отмечен в истории религии Египта еще и тем, что в гробницах появляется воспроизведение текста «Книги мертвых».
Поздний период: 11-6 века до н.э. Усиливается власть жречества, которая к концу периода становится всецелой. Устанавливаются самостоятельные культы животных: кошки, коровы, быка и крокодила.
Завоевание Египта Ассирией: 671 г. до н.э. Распространяются народные мистические культы, выросшие из магических представлений и магической практики. Распространяется влияние религий других народов.
Покорение Египта Александром Македонским: 332 г. до н.э. Появляются элементы греческой религии.
Завоевание Египта римлянами: 30 г. до н.э. Египет становится провинцией Римской империи. Распространяется культ Изиды. Вместе с христианизацией Римской империи происходит и христианизация Египта. Однако в VIII в. н.э. Египет был завоеван арабами. С тех пор там утверждается ислам, который сохраняет свое влияние по настоящее время.
2 вопрос.
«Древний Восток».
Термин "Древний Восток" состоит из двух слов, одно из которых
является исторической характеристикой, второе — географической. Исторически
термин "древний" относится в данном случае к самым первым известным
человечеству цивилизациям (начиная с IV тысячелетия до н.э.). Термин
"Восток" в данном случае восходит к античной традиции: так называют бывшие
восточные провинции Римской империи и прилегающие к ним территории, то есть
то, что было на востоке от Рима. То, что мы называем Востоком сегодня:
Центральная и Южная Азия, Дальний Восток и т.п. в понятие "Древний Восток"
не входит. В целом под восточными понимаются культуры народов, имеющих
неантичные культурные корни.
В древности на территории Ближнего Востока расцвели могучие
цивилизации: Шумер, Египет, Вавилон, Финикия, Палестина. В социально-
политическом плане общей отличительной чертой всех этих цивилизаций была их
принадлежность к восточным деспотиям, которым в той или иной степени
присущи монополизация и централизация власти (черты тоталитаризма),
персонификация власти в фигуре деспота (царя, фараона), сакрализация, то
есть абсолютное подчинение религиозным нормам всей жизни общества, наличие
систем перманентного физического и психологического террора, жестокого
угнетения масс. Огромную роль играло здесь государство. Эта роль выражалась
в осуществлении ирригации, престижного строительства (пирамиды, дворцы и
т.п.), в контроле над всеми сторонами жизни подданных, проведении внешних
войн.
«Месопотамия» – значит «Земля между реками» (между Евфратом и
Тигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем
течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к
западу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией современного
Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном и
Турцией.
Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация,
просуществовавшая около 25 веков, начиная со времени создания письменности
и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 г. до н.э.
2.1. Древний Шумер.
На восток от Египта, в междуречье Тигра и Евфрата начиная с IV
тысячелетия до н.э. возникают, сменяя друг друга, целый ряд государственных
образований. Это Шумер, который считается ныне самой древней из известных
человечеству цивилизаций, Аккад, Вавилон, Ассирия. В отличие от египетской
культуры, в Двуречье стремительно сменяли друг друга, воевали, смешивались
и исчезали многочисленные народы, поэтому общая картина культуры предстает
чрезвычайно динамичной и сложной.
На юге Месопотамии, где широко проводилось сельское хозяйство,
развились древние города-государства: Ур, Урук (Эрех), Киш, Эриду, Ларса,
Ниппур, Умма, Лагаш, Сиппар, Аккад и др. Расцвет этих городов называют
золотым веком древнего государства шумеров.
Шумеры - первый из обитавших на территории Древней Месопотамии
народов, достигший уровня цивилизации. Вероятно, еще около 4000 лет до н.э.
шумеры пришли на болотистую равнину (Древний Шумер) в верховьях Персидского
залива с востока или спустились с гор Элама. Они осушили болота, научились
регулировать разливы рек и освоили земледелие. С развитием торговли
шумерские поселения превратились в процветающие города-государства, которые
к 3500 до н.э. создали зрелую цивилизацию урбанистического типа с развитыми
металлообработкой, текстильным ремеслом, монументальной архитектурой и
системой письма.
Шумерские государства были теократиями, каждое из них
рассматривалось как достояние местного божества, представителем которого на
земле являлся верховный жрец (patesi), наделенный религиозной и
административной властью.
Города постоянно воевали между собой, и если какому-то городу
удавалось захватить несколько соседних, то на короткий срок возникало
государство, имевшее характер небольшой империи. Однако примерно в середине
III тысячелетия до н.э. семитские племена с Аравийского полуострова,
заселившие северные области Вавилонии и воспринявшие шумерскую культуру,
настолько усилились, что начали составлять угрозу для независимости
шумеров. Около 2550 до н.э. Саргон Аккадский завоевал их и создал державу,
простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря. Приблизительно
после 2500 до н.э. аккадская держава пришла в упадок, и для шумеров
наступил новый период независимости и процветания, это эпоха третьей
династии Ура и возвышения Лагаша. Она закончилась около 2000 до н.э. с
усилением Аморейского царства – нового семитского государства со столицей в
Вавилоне; шумеры навсегда утратили независимость, а территория прежних
Шумера и Аккада была поглощена державой правителя Хаммурапи.
Хотя народ шумеров исчез с исторической сцены, и в Вавилонии
перестали говорить на шумерском языке, шумерская система письма (клинопись)
и многие элементы религии составили неотъемлемую часть вавилонской, а позже
ассирийской культуры. Шумеры заложили основы цивилизации значительной части
Ближнего Востока, унаследованные от них способы организации хозяйства,
технические навыки и научные сведения сыграли исключительно важную роль в
жизни их преемников.
В конце ІІ тыс. до н. э. шумеры ассимилировались с вавилонянами.
Расцветало древнее рабовладельческое государство Вавилон, которое
просуществовало до VI в. до н. э. Вавилонская, халдейская и ассирийская
цивилизации очень много взяли от культуры шумеров.
2. Вавилон.
Вавилон на древнем семитском языке называли «Баб-илю», что означало
«Врата бога», на древнееврейском это название трансформировалось в
«Бабель», на греческом и латинском – в «Бабилон». Первоначальное
наименование города пережило века, и до сих пор самый северный из холмов на
месте древнего Вавилона называется Бабиль.
Древневавилонское царство
культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь
Хаммурапи (правил в 1792-1750 гг.) сделал его столицей своего царства.
Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов, откуда до нас
дошли, например, выражение "око за око, зуб за зуб".
Государственный строй Вавилона отличался от древнеегипетского
меньшим значением жречества как аппарата управления государственным
орошением и сельским хозяйством в целом. Вавилонский политический режим
представлял собой образец теократии — единства светской и религиозной
власти, сосредоточенной в руках деспота. Эта иерархическая структура
общества находит отражение в вавилонских представлениях об устройстве мира.
Ассиро-вавилонская культура стала наследницей культуры Древней
Вавилонии. Вавилон, входивший в состав могучей Ассирийской державы, был
огромным (около одного миллиона жителей) восточным городом, горделиво
именовавшим себя "пупом земли".
Именно в Месопотамии
государственности.
3. Религия Древней Месопотамии.
Религия Месопотамии во всех ее главных моментах была создана
шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять
шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам.
Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это