Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:27, реферат
Что такое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысл и сущность? Каковы причины живучести этого социального феномена? Отвечать на такие вопросы нелегко. На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение причин возникновения столь специфической, иллюзорно-мистической, иррациональной формы мышления. За это время сложилась, оформилась специальная отрасль знания — религиоведение, не имеющая ничего общего с тематически близкой ей, но принципиально чуждой теологией, т. е. апологетикой религии как богооткровения.
1. Религиоведение как отрасль знания.
2. Предыстория религиоведения.
3. Теория религиоведения:
а) мифологическая школа;
б) антропологическая школа;
в) концепция прамонотеизма;
г) теория психоанализа З.Фрейда.
4. Вывод
5. Список использованной литературы.
Донецкий государственный
университет информатики и
РЕФЕРАТ
Дисциплина: “РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ”
Тема: ”Религиоведение: возникновение и история развития”
Выполнила:
Студентка группы ИС-08 б
Попова Е.С.
Проверила:
Полищук Т.И.
Донецк, 2003
ПЛАН
1. Религиоведение как отрасль знания.
2. Предыстория религиоведения.
3. Теория религиоведения:
а) мифологическая школа;
б) антропологическая школа;
в) концепция прамонотеизма;
г) теория психоанализа З.Фрейда.
4. Вывод
5. Список использованной литературы.
1.РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК ОТРАСЛЬ ПОЗНАНИЯ
Что такое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысл и сущность? Каковы причины живучести этого социального феномена? Отвечать на такие вопросы нелегко. На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение причин возникновения столь специфической, иллюзорно-мистической, иррациональной формы мышления. За это время сложилась, оформилась специальная отрасль знания — религиоведение, не имеющая ничего общего с тематически близкой ей, но принципиально чуждой теологией, т. е. апологетикой религии как богооткровения. Следует отличать религиоведение и от атеизма. Цель религиоведения — серьезный анализ всей совокупности проблем происхождения, сущности и функций религии, ее места в обществе, истории, культуре, ее объективной роли на протяжении тысячелетий и в современном мире. Иными словами, цель религиоведения — познать и понять религию как форму общественного сознания, как социальный феномен.
2.ПРЕДЫСТОРИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Первые попытки понять
Наивные,
но не лишенные смысла
Одним из первых потряс слепую веру в церковные догмы на рубеже XVII в. Ф. Бэкон, сравнивший ум человека с кривым зеркалом, искажающим реальность, и тем давший толчок к прямой критике религии. Соотечественник Бэкона англичанин Т. Гоббс в своем знаменитом сочинении «Левиафан» заявил, что именно страх перед невидимой силой, воображаемой на основании выдумок, допущенных государством, называется религией. Невежество и страх, по Гоббсу, породили религию, а власти сознательно использовали это в своих интересах. Так родилась теория религии как сознательного обмана.
Еще резче
обрушился на религию
Идеи XVII в. подготовили почву для расцвета в XVIII в., веке знаменитых философов, просветителей и энциклопедистов, еще более разоблачительной критики религии. П. Гольбах считал религию вымыслом, созданным человеческим воображением. В какой-то степени близок к этой идее был и Вольтер с его классическим тезисом: «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать». П. С. Марешаль сравнил религию с наркотиком, с опиумом, обратив при этом внимание на силу религиозной традиции.
Резкие, язвительные, саркастические нападки французских философов XVIII в. на религию и бог, а не только возродили традиции античного свободомыслии, но и явились фундаментом для развития в XIX в научного религиоведения со всеми его школами, направлениямн, концепциями.
3.ТЕОРИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
а) МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
На рубеже XVIII — XIX вв. стали появляться обстоятельные исследования, ставившие своей целью комплексно изучить проблему сущности и происхождения религии. Так. Ш. Дюпюн стремился показать, что все древние боги и герои были олицетворением небесных явлений, причем к числу астрально-мифологических образов он отнес и Христа. В начале XIX в. на основе этих идей сложилась мифологическая школа, наиболее известные представители которой (братья Я. и В. Гримм, М Мюллер) связывали мифологию и религию различных народов, стремясь доказать, что религиозные верования суть отголоски древнего астрально-мифологического культа. Изучив огромный материал по истории древних мифов и тем самым дав толчок развитию ряда наук (этнографии, фольклористики и т. п.), сторонники этого направления, однако, оказались не в состоянии дать убедительным анализ сложных и развитых религиозных систем, в чем и проявилась слабость их школы.
б) АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Значительным шагом вперед в познании вышеназванных систем стала антропологическая школа. Предтечей ее можно считать учение Л. Фейербаха, который писал о том, что богов создает сила фантазии, воображения человека, что религия — это в конечном счете продукт деятельности, мышления и эмоций людей. Фейербах свел « религиозный мир к его земной основе», а «...религиозную сущность к человеческой сущности». Однако сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, как это фактически вытекает из построений Фейербаха, ибо на самом деле эта сущность «...есть совокупность всех общественных отношений». Сторонники антропологической школы, и прежде всего виднейший ее представитель английский этнограф Э.Тэйлор, опирались на ту же основу, что и Фейербах, т. е. на мыслящего индивида, силой сознания и эмоций создающего религиозные представления. Первоначальная форма этих представлений — вера в духов, т. е. анимизм. Одухотворивший мир первобытный человек, дикарь-философ, создает этих духов силой своего воображения. Хотя опиравшаяся на капитальные этнографические исследования теория Тэйлора была существенным шагом вперед в науке о первобытном обществе, чисто религиоведческая слабость ее очевидна.
Антропологи-эволюционисты
в) КОНЦЕПЦИЯ ПРАМОНОТЕИЗМА
В XX в. в противовес антропологической школе с ее попытками видеть в религии результат ложных ассоциаций, нелогичности мышления, абстракции невежественного дикаря, были выдвинуты новые, более обстоятельные концепции. Одна из них — концепция прамо-нотеизма, автор которой католический священник В. Шмидт в своей 12-томной работе «Происхождение идеи бога» стремился доказать существование своего рода первобытного «божественного откровения». В. Шмидт исследовал громадный фактический материал и проявил огромную эрудицию. Однако его априорно принятая идея доказать сущность божию и наличие в той или иной форме представлений о едином боге чуть ли не у всех народов мира практической пользы науке принести не могла.
г) ТЕОРИЯ ПСИХОАНАЛИЗА З. ФРЕЙДА
Иная судьба у теории
Итак, религия - следствие сублимации навязчивых желаний. Но только ли это очевидная нелепость, как считают иногда противники Фрейда? Следует понять, что Фрейд смог многое увидеть и понять в подспудном, иррациональном внутреннем “я” индивида. Некоторые выводы в его анализе явно относятся к неврозам, даже патологии. Но религия отнюдь не была достоянием только здоровых людей. Невротические недуги подчас даже способствовали религиозно-активным деятелям (монахам, шаманам, пророкам и т.п.) совершать “чудеса”, приходить в состояние экстаза, иметь ”видения”, слышать ”голос бога” и в итоге вести за собой здоровых, что нередко превращало этих деятелей в основателей новой религии. Теория Фрейда, таким образом, внесла весомый вклад в уяснение ряда аспектов, имеющих прямое отношение к религиоведению, например в анализ причин так называемой “потребности в религии”.
4.ВЫВОД
Религиоведение
включает в себя два
*историческое - изучает
историю возникновения и
*теоретическое - синтез
философии религии (она дает
свое объяснение религии,
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе Религиоведение: возникновение и история развития