Религиозные обряды и праздники. Их роль в жизни общества. В Исламе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 21:00, реферат

Описание работы

Ислам - одна из трёх величайших религий, возникших на суровых и безмолвных просторах ближневосточных пустынь. Она преобладает на Ближнем Востоке, В Северной Африке, в Центральной Азии, Индонезии и Малайзии. Сегодня около миллиарда людей во всём мире исповедуют Ислам. Название «Ислам» происходит от арабского слова «салам», что в буквальном переводе означает «мир», но имеет ещё дополнительное значение «подчинение». Таким образом, более полное название этой религии можно перевести как «абсолютный мир, который наступает, если жизнь человека подчинена Богу». Человек, исповедующий ислам, называется мусульманином.

Содержание работы

Введение
1 БРАК В ИСЛАМЕ
2 РАЗВОД В ИСЛАМЕ
3 СУННАТ
4 ПОХОРОНЫ
5 УРАЗА-БАЙРАМ И КУРБАН-БАЙРАМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КОНТР РЕЛИГИЯ НАРОДОВ МИРА.docx

— 38.06 Кб (Скачать файл)

Последствия развода. Поскольку  развод - это разрыв с женой, он регулируется многочисленными предписаниями, среди  которых укажем на следующие:

1. Необходимость соблюдения  периода, в течение которого  женщина после развода или  смерти мужа не имеет права  снова выходить замуж, если  муж имел с ней половую близость.

Если мужчина дает развод женщине или умирает до того, как  вступил с ней в половые  сношения, она не обязана соблюдать  срока, в течение которого она  не может вступать в новый брак. Это соответствует следующим  словам Всевышнего:

«О те, которые уверовали! Если вы женитесь на верующих женщинах, а потом разведетесь, с ними раньше, чем их коснетесь, то вам не следует  обязывать их к сроку, какой считаете вы»

Существуют следующие  сроки, в течение которых женщина  после развода не имеет права  выходить снова замуж: три менструальных  цикла, если у женщины бывают менструации; три месяца, если она не имеет  менструаций; время до рождения ребенка, если она беременна.

2. Запретность жены для  мужа в том случае, если он  до этого давал ей развод  дважды. Имеется в виду следующая  ситуация: муж дал жене развод, а затем вернул ее до окончания  срока, в течение которого она  не имеет права снова выйти замуж, или женился на ней по завершении этого срока, дал ей развод второй раз и вернул ее до истечения указанного срока, либо женился по окончании этого срока, а затем третий раз развелся с ней. В этом случае она становится запретной для своего мужа до тех пор, пока она не вступит в законный брак с другим мужчиной, который поживет с ней и даст развод. Только после этого прежний муж может взять ее снова в жены. Это соответствует следующим словам Всевышнего:

«Развод - двукратен: после  него - либо удержать, согласно обычаю, либо отпустить с благодеянием». (Сура Корова, аят 229).

«Если же он дал ей развод (в третий раз), то не разрешается  она ему, пока не выйдет она за другого  мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними (имеются  в виду первый муж и его жена), что они вернутся друг к другу, если они думают выполнять ограничения  Аллаха. Таковы границы Аллаха, которые разъясняет Он людям понимающим» (Сура «Корова», аят 230).

Таким образом, Аллах делает жену запретной для мужа, который  дал ей трижды развод до тех пор, пока она не побывает замужем за другим. Это вызвано тем, что в первые годы Ислама женам давали развод неограниченное число раз и снова их возвращали. Так, некто, осерчав однажды на свою жену, сказал: «Клянусь Аллахом, я не дам тебе приюта, но и не расстанусь с тобой». «Как это?» - спросила жена. «Я дам тебе развод, - ответил муж, - а когда приблизится завершение положенного срока, я возвращу тебя. Затем дам развод и снова возвращу до истечения срока». Женщина рассказала об этом Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Аллах Всевышний ниспослал следующее: «Развод - двукратен», ограничив число разводов до трех раз, что оградило женщин от произвола их мужей.

3 СУННАТ

Один из основных обрядов - суннат, т. е. обрезание. Мальчиков примерно в семилетнем возрасте, когда они считались уже выходящими из-под материнской опеки, подвергали этой операции, корни которой восходят, видимо, к обрядам инициации древних. Обрезание было известно семитским племенам с незапамятных времен и, как упоминалось, считалось важным обрядом у евреев, которые подвергали этой операции 8-дневных младенцев. В исламе обряд обрезания семилетних (реже более старших) мальчиков служит, как и у иудеев, своего рода символом религиозной принадлежности и считается обязательным. Этот обряд символизирует взросление ребенка, переход его в новое, «взрослое» состояние. Вытерпеть боль - дело чести мальчика, которого задолго готовят к операции, разъясняя ему всю ритуальную важность ее. После обрезания мальчик более уже не возвращается на женскую половину дома: его отделяют от сестер и приобщают к мужчинам семьи. Как и другие обряды, обрезание обычно сопровождается праздником (той), на который съезжается множество родственников с соответствующими подарками по случаю торжества.

4 ПОХОРОНЫ

И, наконец, последний из серии обрядов, сопутствующих мусульманину на протяжении всей его жизни, - похороны. Этот обряд совершается обычно в день смерти и исполняется с участием духовных лиц, читающих заупокойные молитвы из Корана. Стоит он обычно - как и везде - недешево. Это, в частности, объясняется тем, что место в раю следует оплатить. Деньги и подарки безутешных родственников идут и присутствующим на обряде муллам, имамам, и сопровождающим похоронную процессию нищим и дервишам, и, наконец, принимающим участие в обильных поминках родственникам и гостям. В процессе похоронения на кладбище участвуют только мужчины.

Кроме этих важных обрядов, существует и много других, в том  числе вызванных к жизни нормами  адата. Все они практикуются достаточно широко, как, например, обычай выплаты  калыма за невесту - деньгами или отработкой в хозяйстве будущего тестя, что  также уходит корнями в древние  традиции семитских племен (так отрабатывал  за свою невесту еще библейский Иаков).

Как правило, все семейные обряды мусульман сопровождаются праздниками. Однако кроме семейных праздников в исламе существуют и общие, касающиеся всех и продолжающиеся подчас по нескольку дней.

5 УРАЗА-БАЙРАМ И КУРБАН-БАЙРАМ

В мусульманском календаре существуют лишь два канонических праздника - ид аль-адха (праздник жертвоприношения, известный в тюркских языках как курбан-байрам) и ид аль-фитр (праздник разговенья или ураза-байрам).

Один из таких всеобщих религиозных праздников - это Ураза-байрам, праздник разговенья, приходящийся на первый день месяца шавваль после месячного поста в рамазане. Этот праздник длится три дня, на протяжении которых каждый из правоверных отчитывается за месяц поста - насколько тщательно он соблюдал предписания, изучал текст Корана, умиротворял свою душу и укрощал страсти, раздавал милостыню и т. д. Если он допустил нарушение поста, то обязан в возмещение уплатить штраф, чаще всего в виде жертвы барана, верблюда или в денежной форме - все это сверх тех обязательных выплат (закят), которые обычно также приходятся на конец поста. Считается, что имущие дают больше - именно они, прежде всего, платят закят, тогда как неимущие могут приобщиться к празднеству и к заколотым в честь его баранам без выплаты милостыни. Практически, свою лепту в праздник, хотя бы и небольшую, обычно вносят все его участники.

Подготовка к празднику  начинается в последние дни рамадана. Считается необходимым все чисто  убрать, чтобы нигде не было никакой  грязи Поэтому везде идет большая уборка и стирка. Дома и улицы приводятся в порядок, заново красятся и украшаются.

Положено сшить или  купить новую одежду и обувь для  всех членов семьи, запастись подарками  и приобрести все необходимое  для праздничного угощения.

Особенно много нужно купить сладостей, конфет, рахат-лукума, засахаренных фруктов, орехов, халвы и т.п. В Турции этот праздник так и называется - "шекер-байрам", т.е "сахарный праздник". Во всех домах пекут сладкое печенье, пироги, пирожные. Чем больше вкусной еды на столе - тем лучше.

Как и в дни курбан-байрама, люди целыми семьями ходят в гости  и принимают гостей в своем  доме Принято дарить друг другу подарки

Традиционно считается необходимым посетить могилы близких. Люди, в основном пожилые и женщины, проводят на кладбище много времени, часто остаются на ночь в специальных палатках. Они украшают могилы, раздают милостыню нищим и пищу бедным, читают молитвы

В дни праздника разговенья некоторые мусульмане нанимают специальных  людей, которые прочитывают над  могилами их предков и близких  весь Коран или хотя бы его

большую часть.

Другой большой мусульманский  праздник приходится на 70-й день после  окончания поста. Это - курбан-байрам - великий праздник жертвоприношения. Снова режут скот в честь Аллаха и во имя райского будущего, причем на сей раз праздник жертвоприношения увязывается с заимствованной исламом из Библии легендой о жертвоприношении Авраама, только в исламской версии этой легенды приносимым в жертву и чудесно спасенным божественным вмешательством оказывается не Исаак, а Исмаил. Совершающие хадж обычно прибывают в Мекку именно в дни этого праздника, когда они и приносят свои жертвы Аллаху в священном городе мусульман.

В дни курбан-байрама принято  навещать могилы близких. Люди проводят на кладбище несколько часов, иногда даже целую ночь, читая молитвы и поминая усопших.

В праздничные дни положено надевать новую или, по крайней мере, лучшую одежду. Люди ходят в гости  друг к другу, дарят подарки. Во многих городах и деревнях столы с  обильным угощением для всех проходящих мимо устанавливаются прямо на улицах

 

Праздник курбан-байрам - наиболее длительный, он тянется не менее четырех дней. Остальные  исламские праздники короче.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очень хочется, чтоб в нашем  современном мире, люди разных религий  придерживались обрядов и праздников, жизнь наша скоротечна в вечной суете  и работе, многая молодежь забывает о самых важных моментах жизни  -это верование в Аллаха, Бога, почитания  того, что складывалось веками, чему придерживались наши бабушки и дедушки, папы и мамы.

Главное отличие Ислама от других религий есть то, что в  нем полностью слилась духовная и светская власть и не существует сплоченной религиозной организации, как в христианстве или буддизме. Став составной частью жизни человека, он направлял его действия, не давал  опуститься. Но никакая религия не может существовать такой же, как  и была создана. Начал трансформироваться и Ислам. Начали появляться новые  пророки, говорившие, что они заново пришедшие Мухаммады. В некоторых регионах такие «пророки» получали поддержку (бабисты, бехаисты). Эти движения помогли осознать необходимость модернизации Ислама. Многие мыслители призывали к объединению всех исламских государств и сохранению закрытости от стран Европы, другие призывали к сотрудничеству с европейскими странами.

Наиболее ярким примером реформы исламского государства  служит Кемалистская реформа в Турции. После падения колониализма на политической карте появилось много новых исламских государств. В основном это страны Северной Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, и, хотя, эти страны часто враждуют между собой (Ирак - Кувейт). Ислам по-прежнему является знамением этих стран. За последние десятилетия Ислам очень изменился: стал образованнее, цивилизованнее. Но по-прежнему большое влияние имеют духовные наставники, Ислам продолжает давить на поступательное движение общества. Словом, из всех религиозных систем современного мира ислам остается одной из наиболее значительных сил. Сила ислама не в количестве его адептов (число христиан или буддистов в мире вполне сопоставимо с числом мусульман), но, прежде всего в той идейно-институциональной структурной слитности вселенской мусульманской общины (уммы), основы которой были заложены еще Мухаммадом.

Для ислама в наибольшей степени характерна интегрирующая  функция религии, которая предстает  здесь в своей наиболее наглядной  и действенной форме. Ислам сегодня - в условиях изменившейся политической картины мира с нередко ведущей ролью исламских стран в определении политики и тактики всех развивающихся стран имеет объективные условия не только для сохранения в качестве одной из ведущих религиозных систем мира, но и для некоторого усиления своего значения в качестве идейного знамени национальных движений в значительной части земного шара.

Ислам открывает путь нравственного  возвышения личности, перспективы духовного роста и самосовершенствования.

Первый шаг на этом пути - истинная вера (иман), т.е. убежденность в том, что нет божества, кроме Аллаха. При этом главная цель всех усилий и деятельности человека сводится к снисканию Его благосклонности. Повеления и запреты Аллаха становятся непреложным законом Жизни.

Второй этап этого пути заключается в повиновении. Во всех своих делах и начинаниях человек повинуется Аллаху. Это повиновение называется Исламом.

Третьим этапом этого пути является богобоязненность (таква), которая выражается в осознании своего долга и чувства ответственности. Смысл богобоязненности заключается в том, что, делая что-либо в любой области материальной жизни, человек глубоко уверен в том, что Господь строго спросит с него за его убеждения, слова и дела Он обязан также не совершать ничего запрещенного Аллахом и трудиться, не покладая рук, во имя того, что Бог повелел ему. Всю свою жизнь человек обязан провести, четко различая дозволенное и запрещенное, правильное и ошибочное, добро и зло Все это должно делаться сознательно и на основе выбора самого человека

Четвертым и важнейшим  этапом этого пути является ихсан (искренность при всех богоугодных делах). Она заключается в том, что желания и устремления верующего должны совпадать с желанием Всевышнего. Человек должен любить только то, что угодно Аллаху, и ненавидеть то, что ненавистно Аллаху. Искренне верующий обязан не жалеть сил и делать все возможное для полного искоренения на земле всего греховного и недозволенного. Ихсан - это идеал, к которому стремится каждый верующий во имя духовного возвышения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1.http://www.persia.ru/main/?

2. Шейх Юсуф Кардави «Дозволенное и Запретное в Исламе».

3. «История религий востока»  Васильев Л.С.

4. religiityumeni.ru.

Размещено на Allbest.ru

5.Аванесов, С.С. Духовные  ценности ислама и образования:  историко-культурная традиция и  современность/ С.С. Аванесов. –  Т., 2008.

6.Керимов, Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы  Шариата на проблемы современнности./ Г.М. Керимов. - М.: Диля, 2009.

7.Левкович, В.П. Обычаи  и обряды и их роль в совершенствовании  семейных отношений. Социальные  исследования./ В.П. Левкович. - М.: Наука, 1970

 


Информация о работе Религиозные обряды и праздники. Их роль в жизни общества. В Исламе