Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 23:49, доклад
Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Помимо них продолжают существовать национальные религии (конфуцианство, иудаизм, синтоизм и др.).
Хасиев Арби Хусенович,
студент 1-го курса РСЭИ.
История религии.
Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Помимо них продолжают существовать национальные религии (конфуцианство, иудаизм, синтоизм и др.). Продолжающиеся в течение длительного времени попытки объяснить, что же представляет собой религия, каковы ее сущностные характеристики, вылились в формирование специальной отрасли знания — религиоведение, которая изучает процесс возникновения, функционирования и развития религии, ее строение и различные компоненты, многочисленные проявления религии в истории общества и в современную эпоху, роль в жизни отдельного человека, конкретных обществ и общества в целом, взаимосвязь и взаимодействие с другими областями культуры.
Религия (от лат. relegio – благочестие, набожность, святыня)- форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной, естественный и потусторонний, сверхъестественный, небесный. При этом второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей.
И сегодня на Земле нет обществ, в которых отсутствовала бы религия. Современная действительность показала ошибочность воззрений эпохи Просвещения (конец XVII-XVIII в.), что с ростом научных знаний произойдет отрицание религии как «реликта прошлого». Оказалось, что корни религии в жизни человека и его культуре гораздо глубже, чем представлялось просветителям прошлого.
Функции религии.
Под понятием «функции религии» в религиоведении подразумевается характер и направление воздействия религии на индивидов и общество или, выражаясь более просто, что «дает» религия каждому конкретному человеку, тому или иному сообществу и обществу в целом, каким образом она влияет на жизнь людей.
Одной из важнейших функций религии является мировоззренческая или, как ее еще называют, смыслополагающая. Целью этой функции является
мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в результате которой вырабатывается определенная картина мира, ценности, идеалы, нормы — то, что в общем составляет основные компоненты мировоззрения. (Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения).Функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни.
Наряду с мировоззренческой, важное значение придают регулирующей функции религии. С этой точки зрения, религия рассматривается как специфическая ценностно-ориентационная и нормативная система. Регулирующая функция религии обнаруживается уже на уровне религиозного сознания. Каждая религиозная система вырабатывает определенную систему ценностей, реализация которых осуществляется индивидом в процессе его деятельности и отношений. Непосредственно регулирующую функцию выполняет ценностная установка.
Ценностная установка — это своеобразная предваряющая программа деятельности и общения людей, связанная с возможностью выбора их вариантов. Она представляет собой социально — детерминированную предрасположенность человека к заранее определенному отношению к тому или иному объекту, человеку, событию и т. д. Ценностные установки верующих людей вырабатываются в религиозной организации в процессе общения между людьми и передаются из поколения в поколение.
Осознание индивидом содержания ценностных установок образует мотив его поведения и деятельности. Религия дает человеку возможность самоопределиться в общественной системе и тем самым объединиться с родственными по обычаям, взглядам, ценностям, верованиям людьми.
Религия также выступает средством общения людей. Эта ее коммуникативная функция проявляется в рамках определенных религиозных организаций. Богослужение в храме, в молитвенном доме, участие в таинствах и т. д. сближает верующих и рассматривается ими как главное средство общения друг с другом и единения с Богом.
Религия способна также духовно объединять отдельные группы граждан и даже общество в целом, поддерживать в нем существующую систему социальных отношений. Этим она выполняет свою интегрирующую функцию. Кроме этого, религия как социальное явление касается своими средствами многих политических, культурно-просветительских, воспитательных и других общественных проблем. Указанные функции действуют не изолированно, а в комплексе, они могут выполняться на уровне общества в целом, различных социальных групп, личности, оказаться значимыми только в рамках религиозного объединения или же и во внерелигиозной сфере. Функции присущи религии как целому, в то же время они своеобразно реализуются каждым ее элементом.
Ценностная система.
Каждая религия вырабатывает свою ценностную систему, в соответствии с особенностями вероучения. В этой системе образуется своеобразная шкала ценностей. Так, например, в христианстве особым ценностным элементом наделяется все то, что имеет отношение к общению Бога и человека. Верующий человек, как правило, имеет установку приблизиться к Богу, преодолеть тот разрыв, который установился между человеком и Богом в результате «первородного греха». Эта установка образует мотив его поведения, который реализуется как в системе культовых действий (молитвах, постах и т. д.), так и в повседневном поведении. Конечной же целью всей этой деятельности и поведения для христианина является «спасение» его души, полное слияние с Богом, обретение «Царства Божьего». «Царство Божье» — это тот идеал, на реализацию которого нацелены все усилия как отдельного христианина, так и всех христиан через деятельность религиозных организаций.
В религии ислам, Человеком, ставшим
носителем базовой ценности — единственности
и единства Аллаха, был Мухаммед ибн Абдаллах,
и провозглашенная им формула веры звучала
так: «Свидетельствую, что нет божества,
кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его».
В этой формуле содержится и процедура
возведения в абсолют самой базовой ценности
(единственности и единства Аллаха), и
утверждение единственно возможного пути
его проявления (через пророка, да благословит
его Аллах и приветствует).
Проповедь пророка
Мухаммеда в самом своем начале преследует
одну важнейшую цель — указать единственную
причину и источник жизни и мира. Постижение
этой истины не только самоценно, оно позволяет
через Бога понять жизнь и мир, связать
и гармонизировать все то, что известно
о нем, иначе говоря, преобразовать непонятный
и неорганизованный мир в понятный и организованный,
основанный на целостной системе причинно-следственных
отношений, так как всегда наличествует
и предшествует первопричина — Аллах.
Еще большим регулятивным потенциалом обладает нормативная система религии. Религиозные нормы — это разновидность социальных норм. Религиозные нормы — это система требований и правил, направленных на реализацию религиозных ценностей. По сравнению с ценностями в социальных нормах в большей мере выражен момент обязательности, принудительности.
Социальная роль религии.
Религия воздействует на индивида и общество в нескольких взаимосвязанных направлениях. В обширной проблематике религии важнейшее место принадлежит ее социальной роли, положению в обществе и государстве, ее соотношению с политикой, моралью, правом, экономикой и другими сферами жизни.
Исторический опыт показывает,
что религия может
М.Вебер считается
По определению Д.М.Угриновича «социальная
роль религии — это система
социальных функций религии, присущих
ей в определенных исторических условиях».
Из этого определения следует, что
степень влияния религии
Степень воздействия религии на общество зависит от конкретно-исторических, социально-экономических, политических, культурно-национальных и других условий развития каждого социума. Рассмотрим некоторые подходы к социальной роли религии и ее социальным функциям.
По утверждению американского
философа Э.Фромма, религия представляет
собой необходимый элемент
Гуманистическая тенденция в религии, по Фромму, центром избирает человека и его реальные возможности. Человек должен развить свой разум, чтобы понять себя и мир, способность любви к другим, почувствовать единство всех живых существ. Цель человека — достижение величайшей силы, а не величайшего бессилия; добродетель — в самореализации, а не в послушании. Бог не является символом власти над человеком, из каждого человека Бог создает творца, субъекта деятельности, общения и познания падения, нищеты, бессилия.
Заключение
Таким образом, подводя итог всему изложенному выше, можно сказать что религия- это необходимый элемент человеческой культуры, который несет в себе глубокие гуманистические потенции. Религия представляет собой необходимый элемент культуры, выполняющий наряду с другими формами духовно-практического освоения человеком природной и социальной реальности — моралью, искусством, — важные общественные функции. Особенность же действия религиозных регуляторов определяется тем историческим контекстом, в котором происходило становление религиозной культовой системы. Закончить же свою речь ,я бы хотел одной притчей:
есть такая притча, в животе беременной женщины разговаривают двое младенцев, один верующий, другой нет. Один спрашивает другого:
а ты веришь в жизнь после родов?
конечно же, всем понятно, что жизнь после родов существует, а здесь мы для того чтобы стать сильными и готовыми к тому что нас ждет потом...
это все глупость, никакой жизни после родов нет говорит неверующий, разве ты можешь представить как такая жизнь могла бы выглядеть?
верующий, ну, я не знаю всех деталей, но там будет больше света, радости, и мы будем например есть своим ртом....
да это смешно, у нас есть своя пуповина, она нас кормит. А от туда еще никто, некогда не возвращался, жизнь просто заканчивается родами.
верующий, нет...я точно не знаю, как будет выглядеть наша жизнь после родов, но в любом случаи, мы увидим свою маму, она о нас позаботится.
Маму? спросил неверующий, ты веришь в маму? и где же она находится?
да она везде, она вокруг нас, благодаря ей мы живем, а без нее, мы не что...
неверующий младенец, полная чушь, я не видел никакой мамы, поэтому очевидно что ее просто нет.
нет, я не согласен, ведь иногда, когда все вокруг затихает, можно услышать как она поет, и, почувствовать как она гладить наш мир. Я верю что наша настоящая жизнь начнется только после родов ..А ВЫ, ВЕРИТЕ?