Религия. Ее роль в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 23:49, доклад

Описание работы

Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Помимо них продолжают существовать национальные религии (конфуцианство, иудаизм, синтоизм и др.).

Файлы: 1 файл

реферат к семинару фил.docx

— 22.20 Кб (Скачать файл)

Хасиев Арби Хусенович,

студент 1-го курса  РСЭИ.

История религии.

Религия существует много  веков, по-видимому, также долго, как  существует человечество. В настоящее  время широкое распространение  получили так называемые мировые  религии: буддизм, христианство и ислам. Помимо них продолжают существовать национальные религии (конфуцианство, иудаизм, синтоизм и др.). Продолжающиеся в течение длительного времени попытки объяснить, что же представляет собой религия, каковы ее сущностные характеристики, вылились в формирование специальной отрасли знания — религиоведение, которая изучает процесс возникновения, функционирования и развития религии, ее строение и различные компоненты, многочисленные проявления религии в истории общества и в современную эпоху, роль в жизни отдельного человека, конкретных обществ и общества в целом, взаимосвязь и взаимодействие с другими областями культуры.

Религия (от лат. relegio – благочестие, набожность, святыня)- форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной, естественный и потусторонний, сверхъестественный, небесный. При этом второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей.

И сегодня на Земле нет  обществ, в которых отсутствовала  бы религия. Современная действительность показала ошибочность воззрений  эпохи Просвещения (конец XVII-XVIII в.), что с ростом научных знаний произойдет отрицание религии как «реликта прошлого». Оказалось, что корни религии в жизни человека и его культуре гораздо глубже, чем представлялось просветителям прошлого.

Функции религии.

Под понятием «функции религии» в религиоведении подразумевается  характер и направление воздействия  религии на индивидов и общество или, выражаясь более просто, что  «дает» религия каждому конкретному  человеку, тому или иному сообществу и обществу в целом, каким образом  она влияет на жизнь людей.

Одной из важнейших функций  религии является мировоззренческая или, как ее еще называют, смыслополагающая. Целью этой функции является

мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в  результате которой вырабатывается определенная картина мира, ценности, идеалы, нормы — то, что в общем  составляет основные компоненты мировоззрения. (Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения).Функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни.

Наряду с мировоззренческой, важное значение придают регулирующей функции религии. С этой точки зрения, религия рассматривается как специфическая ценностно-ориентационная и нормативная система. Регулирующая функция религии обнаруживается уже на уровне религиозного сознания. Каждая религиозная система вырабатывает определенную систему ценностей, реализация которых осуществляется индивидом в процессе его деятельности и отношений. Непосредственно регулирующую функцию выполняет ценностная установка.

Ценностная установка — это своеобразная предваряющая программа деятельности и общения людей, связанная с возможностью выбора их вариантов. Она представляет собой социально — детерминированную предрасположенность человека к заранее определенному отношению к тому или иному объекту, человеку, событию и т. д. Ценностные установки верующих людей вырабатываются в религиозной организации в процессе общения между людьми и передаются из поколения в поколение.

Осознание индивидом содержания ценностных установок образует мотив его поведения и деятельности. Религия дает человеку возможность самоопределиться в общественной системе и тем самым объединиться с родственными по обычаям, взглядам, ценностям, верованиям людьми.

Религия также выступает  средством общения людей. Эта ее коммуникативная функция проявляется в рамках определенных религиозных организаций. Богослужение в храме, в молитвенном доме, участие в таинствах и т. д. сближает верующих и рассматривается ими как главное средство общения друг с другом и единения с Богом.

Религия способна также духовно  объединять отдельные группы граждан  и даже общество в целом, поддерживать в нем существующую систему социальных отношений. Этим она выполняет свою интегрирующую функцию. Кроме этого, религия как социальное явление касается своими средствами многих политических, культурно-просветительских, воспитательных и других общественных проблем. Указанные функции действуют не изолированно, а в комплексе, они могут выполняться на уровне общества в целом, различных социальных групп, личности, оказаться значимыми только в рамках религиозного объединения или же и во внерелигиозной сфере. Функции присущи религии как целому, в то же время они своеобразно реализуются каждым ее элементом.

Ценностная система.

Каждая религия вырабатывает свою ценностную систему, в соответствии с особенностями вероучения. В  этой системе образуется своеобразная шкала ценностей. Так, например, в  христианстве особым ценностным элементом  наделяется все то, что имеет отношение  к общению Бога и человека. Верующий человек, как правило, имеет установку  приблизиться к Богу, преодолеть тот  разрыв, который установился между  человеком и Богом в результате «первородного греха». Эта установка  образует мотив его поведения, который  реализуется как в системе  культовых действий (молитвах, постах и т. д.), так и в повседневном поведении. Конечной же целью всей этой деятельности и поведения для  христианина является «спасение» его  души, полное слияние с Богом, обретение  «Царства Божьего». «Царство Божье» —  это тот идеал, на реализацию которого нацелены все усилия как отдельного христианина, так и всех христиан через деятельность религиозных  организаций.

В религии ислам, Человеком, ставшим носителем базовой ценности — единственности и единства Аллаха, был Мухаммед ибн Абдаллах, и провозглашенная им формула веры звучала так: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». В этой формуле содержится и процедура возведения в абсолют самой базовой ценности (единственности и единства Аллаха), и утверждение единственно возможного пути его проявления (через пророка, да благословит его Аллах и приветствует).  
 
Проповедь пророка Мухаммеда в самом своем начале преследует одну важнейшую цель — указать единственную причину и источник жизни и мира. Постижение этой истины не только самоценно, оно позволяет через Бога понять жизнь и мир, связать и гармонизировать все то, что известно о нем, иначе говоря, преобразовать непонятный и неорганизованный мир в понятный и организованный, основанный на целостной системе причинно-следственных отношений, так как всегда наличествует и предшествует первопричина — Аллах. 

Еще большим регулятивным потенциалом обладает нормативная система религии. Религиозные нормы — это разновидность социальных норм. Религиозные нормы — это система требований и правил, направленных на реализацию религиозных ценностей. По сравнению с ценностями в социальных нормах в большей мере выражен момент обязательности, принудительности.

Социальная роль религии.

 Религия воздействует на индивида и общество в нескольких взаимосвязанных направлениях. В обширной проблематике религии важнейшее место принадлежит ее социальной роли, положению в обществе и государстве, ее соотношению с политикой, моралью, правом, экономикой и другими сферами жизни.

Исторический опыт показывает, что религия может содействовать  развитию и самосовершенствованию  человеческого духа, способна стабилизировать  общественные отношения и нравственно  их укрепить. Религия не только гармонизировала сознание первобытного человека,  но и постоянно поддерживает индивидов в их повседневной жизни. Человек становится слабым, беспомощным, пребывает в растерянности, если он ощущает пустоту, утрачивает понимание смысла в том, что с ним происходит. Напротив, знание человека зачем он живет, каков смысл происходящих событий, делает его сильным, помогает преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже достойно воспринимать смерть. Так как эти страдания, смерть исполнены для религиозного человека определенным смыслом.

 М.Вебер считается основоположником  социологии, внесшим существенный  вклад в разработку теоретических  проблем социологии религии, высоко оценивает социальную и политическую роль религии как самостоятельной силы, независимой от политической структуры общества. Общество, утверждал Вебер, нуждается в религии, ибо последняя - социальный факт и строительный материал любого общества.

По определению Д.М.Угриновича «социальная  роль религии — это система  социальных функций религии, присущих ей в определенных исторических условиях». Из этого определения следует, что  степень влияния религии связана  с ее местом в обществе, но это  место не является раз и навсегда данным.В средневековом феодальном обществе, например, религия пронизывала  все сферы жизнедеятельности  человека, регулировала и санкционировала  систему общественных отношений. В  некоторых странах Азии (Иране, Саудовской Аравии) религия по-прежнему занимает доминирующее место в жизни людей, оказывает определяющее воздействие  на поведение людей и общественные институты.

Степень воздействия религии на общество зависит от конкретно-исторических, социально-экономических, политических, культурно-национальных и других условий развития каждого социума. Рассмотрим некоторые подходы к социальной роли религии и ее социальным функциям.

По утверждению американского  философа Э.Фромма, религия представляет собой необходимый элемент культуры, выполняющий наряду с другими  формами духовно-практического освоения человеком природной и социальной реальности — моралью, искусством, — важные общественные функции. Противоречивость социальной роли, по его мнению, обусловлена присутствием в религии двух тенденций: авторитарной и гуманистической. Авторитарную тенденцию Фромм определяет как признание человеком Бога высшей силой, управляющей его судьбой и требующей послушания, почитания и поклонения. Главная добродетель этого типа религии — послушание и повиновение. Бог - символ власти и силы; Человек, напротив, символ.

Гуманистическая тенденция в религии, по Фромму, центром избирает человека и его реальные возможности. Человек должен развить свой разум, чтобы понять себя и мир, способность любви к другим, почувствовать единство всех живых существ. Цель человека — достижение величайшей силы, а не величайшего бессилия; добродетель — в самореализации, а не в послушании. Бог не является символом власти над человеком, из каждого человека Бог создает творца, субъекта деятельности, общения и познания падения, нищеты, бессилия.

Заключение

Таким образом, подводя итог всему изложенному выше, можно сказать что  религия- это необходимый элемент человеческой культуры, который несет в себе глубокие гуманистические потенции. Религия представляет собой необходимый элемент культуры, выполняющий наряду с другими формами духовно-практического освоения человеком природной и социальной реальности — моралью, искусством, — важные общественные функции. Особенность же действия религиозных регуляторов определяется тем историческим контекстом, в котором происходило становление религиозной культовой системы. Закончить же свою речь ,я бы хотел одной притчей:

есть такая  притча, в животе беременной женщины  разговаривают двое младенцев, один верующий, другой нет. Один спрашивает другого:

а ты веришь в жизнь после родов?

конечно же, всем понятно, что жизнь после  родов  существует, а здесь мы для того чтобы стать сильными и готовыми к тому что нас ждет потом...

это все глупость, никакой жизни после родов нет говорит неверующий, разве ты можешь представить как такая жизнь могла бы выглядеть?

верующий, ну, я  не знаю всех деталей, но там будет  больше света, радости, и мы будем  например есть своим ртом....

да это смешно, у нас есть своя пуповина, она  нас кормит. А от туда еще никто, некогда не возвращался, жизнь просто заканчивается родами.

верующий, нет...я  точно не знаю, как будет выглядеть  наша жизнь после родов, но в любом  случаи, мы увидим свою маму, она о  нас позаботится.

Маму? спросил  неверующий, ты веришь в маму? и где  же она находится?

да она везде, она вокруг нас, благодаря ей мы живем, а без нее, мы не что...

неверующий младенец, полная чушь, я не видел никакой  мамы, поэтому очевидно что ее просто нет.

нет, я не согласен, ведь иногда, когда все вокруг затихает, можно услышать как она поет, и, почувствовать как она гладить  наш мир. Я верю что наша настоящая  жизнь начнется только после родов ..А ВЫ, ВЕРИТЕ?


Информация о работе Религия. Ее роль в современном обществе