Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 18:26, реферат
Определений религии множество. Маркс считал, что «религия - специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил». По Фрейду религия - это тезисы, высказывания о фактах и обстоятельствах внешней или внутренней реальности, сообщающие нечто такое, чего мы сами не обнаруживаем и что требует веры.
Введение
1. Понятие религии
2.Понятие науки
3.Соотношение религии и науки от древнейших времен до нашего времени, их влияние на культуру
Заключение
Список использованной литературы
- период Возрождения (XIV - XVI вв.):
уменьшение влияния религии на
культуру, рассвет европейских светских
культур и науки. Этот период
знаменуется истинным
- период Нового Времени (XVII -
XIX вв.): религия уступает место
науке, благодаря которой
- период Новейшего Времени (XХ - XХI вв.): дальнейшее развитие постнеклассической науки, переход от антропоцентризму к биосфероцентризму, то есть целостному изучению Земли, появление постиндустриального и информационного общества с новой техно-культурой, открытие диалога между религией и культурой и формирование синтетической картины мира. Юлдашбаева З.Б. Культурология. - М.: Высшая школа, 2008. - 296 с.
То есть, анализируя данную периодизацию истории культуры, мы можем прийти к выводу, что соотношение религии и науки в истории культуры на первых этапах развития культуры находилось, в пользу религии, а, начиная с XVII в. н э. наметился перевес науки. При этом преобладание этих компонентов в культуре отражалось на мировоззрении общества, а затем уже на его устройстве, искусстве и технологиях. В результате общество последовательно прошло стадию мифологической, религиозной, философской, научной и смешанной картин мира.
С развитием более сложных
В отличие от религиозной философская картина мира пытается объяснять мир рационально, не на основе чувственного познания, а на основе мышления - логики и анализа. Она является спутницей или предтечей научной картины мира. При этом философская картина мира развивалась нелинейно, например, она имело место уже в Древней Греции, но затем отошла на второй план в Средневековой теоцентристской культуре.
Под научной картиной мира понимается
систематизированная
В своем развитии научная картина мира прошла пять периодов:
- античная физическая картина мира;
- Ньютоновская механистическая картина мира;
- электромагнитная картина мира от М. Фарадея то А. Эйнштейна;
- квантово-полевая картина мира М. Планка, Н, Бора;
- современная научная картина мира, как сочетание разработки единой теории поля, диалектического подхода к естественным наукам, дифференциации и интеграции естественных наук.
Для современной картины мира свойственно сочетание естественнонаучной и философской картин. Первая является упорядоченной целостностью систематизированных знаний о Вселенной, Земле и человеке на базе фундаментальных открытий и научного опыта, а вторая - упорядоченной целостностью систематизированных знаний об теориях и концепциях, отражающих представление о мире.
Таким образом, современная культура - это сложное явление, сочетающие в себе духовные и материальные результаты чувственного и эмпирического освоения мира. Основной ей приметой является многообразие форм искусства, духовных практик, научных дисциплин и занятий, стремительное развитие технологий. Эта фаза истории культуры стала закономерным итогом изменения соотношения религии и науки.
Заключение
После написания данной реферативной работы мы можем прийти к выводу, что религия и наука являются равноценными, но разными компонентами культуры, как совокупности материальных и духовных достижений человечества.
Религия сочетает в себе духовные практики, включающие веру в Бога и сверхъестественные силы, в чудеса и творение мира из хаоса, а наука выступает как познавательная деятельность человека, как способ сбора, анализа и накопления объективных знаний об окружающем мире.
Начиная со времен первобытно-общинного строя с 10 тыс. л. до н.э. и вплоть до XVI в. религия существовала единолично или превалировала над наукой, формируя у живущих людей мифологическую и религиозную картины мира. Частичным исключением из правил было ранее возникновение науки в Древней Греции и зарождение философского мировоззрения. Подобная тенденция оставляла неизгладимый след в культуре: формировались духовные ценности веры, развивались первые ремесла и искусства, как примитивные технологии. Человек ощущал себя малой частицей Вселенной, в которой он управлялся чуждыми силами. С этими силами он общался благодаря культу, свой «маленький» мир познавал через непосредственное наблюдение, а мега-мир через абстрактные модели воображения.
В период Средневековья начала проводится первые практические научные исследования, например в области механики и постепенно складывались частно-научные картины мира, подчиненные теологии. С приходом Нового Времени, подготовленного эпохой Возрождения, в XVII - XIX вв. наука занимает главенствующее место, вытесняя религию и объявляя превосходство рациональной научной истины над чувственным иррациональным познанием духовной жизни.
Эволюция культуры и соотношения в ней науки и религии имели не всегда последовательный, а скачкообразный характер, что приводило к спорам и конфликтам, замедляющим порой культурное развитие социума.
Казалось, что после научной революции ХХ в. наука навсегда вытеснила религию и доказала ее архаичность и ненужность в современно мире. Однако на самом деле наука не смогла решить многие вопросы, а ее бурное развитие и новые открытия требовали морально-этической оценки, которую способна дать только религия. Поэтому актуальным стало примирение религии и науки, открытие диалога между ними, что сформировало смешанную картину мира.
Среди способов и тезисов, на которые
опираются сторонники подобного
диалога, упоминаются многие актуальные
онтологические вопросы - «как появилась
Вселенная, Земля и жизнь на ней?»,
«что такое бытие, в чем его
ценность?» и многие др. Они подкрепляются
утверждением необходимости моральной
поддержки научной
Поэтому можно сказать, что для
религии и науки желательно равное
сбалансированное соотношение, с размежеванием
объектов исследования и государственной
поддержкой наиболее слабой стороны. Это
позволит достичь гармоничного развития
и прогресса культуры в современном
постиндустриальном информационном обществе,
где человек ежедневно
Список использованной литературы
1. Бессонов Б.Н. История и
2. Брук Д.Х. Наука и религия. - М.: ББИ, 2004. - 352 с.
3. Бутру Э. Наука и религия в современной философии. - М.: Красанд, 2010. - 360 с.
4. Ершова Г.Г., Черносвитов П.Ю. Наука и религия: новый симбиоз?. - М.: Алетейя, 2007. - 368 с.
5. Маркова Л.А. Наука и религия. Проблемы границы. - М.: Алетейя, 2000. - 256 с.
6. Рушенбах Б.В. На пути к целостному рационально-образному мировосприятию // О человеческом человеке. - М., 1991. С. 26.
7. Философия. - М.: Норма, 2009. - 928 с.
8. Швечиков А.Н. Религия, философия и наука в западной цивилизации (опыт историко-методологического исследования). - М.: ИПЦ СПГУТД, 2006. - 192 с.
9. Швырев В.С. Рациональность // Общественные науки и современность. - 1997. №6. - С. 105-116.
10. Юлдашбаева З.Б. Культурология. - М.: Высшая школа, 2008. - 296 с.