Религия и наука Дагестана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 18:26, реферат

Описание работы

Определений религии множество. Маркс считал, что «религия - специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил». По Фрейду религия - это тезисы, высказывания о фактах и обстоятельствах внешней или внутренней реальности, сообщающие нечто такое, чего мы сами не обнаруживаем и что требует веры.

Содержание работы

Введение
1. Понятие религии
2.Понятие науки
3.Соотношение религии и науки от древнейших времен до нашего времени, их влияние на культуру
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Религия и Наука.docx

— 33.31 Кб (Скачать файл)

- период Возрождения (XIV - XVI вв.): уменьшение влияния религии на  культуру, рассвет европейских светских  культур и науки. Этот период  знаменуется истинным рождением  классической науки, развитие  которой, сосредоточенно на микромире  - элементарных частицах, формировании  частно-научных картин мира, и  активном развитии диалектики;

- период Нового Времени (XVII - XIX вв.): религия уступает место  науке, благодаря которой осуществляется  комплексное исследование мега-, макро-, и микромиров, на основании рационального и эмпирического познания, формирование общенаучной картины мира, пришедшей на смену религиозной;

- период Новейшего Времени (XХ - XХI вв.): дальнейшее развитие постнеклассической науки, переход от антропоцентризму к биосфероцентризму, то есть целостному изучению Земли, появление постиндустриального и информационного общества с новой техно-культурой, открытие диалога между религией и культурой и формирование синтетической картины мира. Юлдашбаева З.Б. Культурология. - М.: Высшая школа, 2008. - 296 с.

То есть, анализируя данную периодизацию истории культуры, мы можем прийти к выводу, что соотношение религии  и науки в истории культуры на первых этапах развития культуры находилось, в пользу религии, а, начиная с XVII в. н э. наметился перевес науки. При этом преобладание этих компонентов  в культуре отражалось на мировоззрении  общества, а затем уже на его  устройстве, искусстве и технологиях. В результате общество последовательно  прошло стадию мифологической, религиозной, философской, научной и смешанной  картин мира.

С развитием более сложных религий, постепенно формируется религиозно-мифологическая и непосредственно религиозная  картины мира. Религиозная картина мира включает обязательно Бога-Творца, акт творения мира и человека, разделение мира на естественный и сверхъестественный, потусторонний, наличие тайных мистических сил, оказывающих влияние на природу и жизнь человека. Культура также продолжает отражать религиозные взгляды, а научное познание мира ограничивается прикладными бытовыми наблюдениями.

В отличие от религиозной философская  картина мира пытается объяснять  мир рационально, не на основе чувственного познания, а на основе мышления - логики и анализа. Она является спутницей или предтечей научной картины мира. При этом философская картина мира развивалась нелинейно, например, она имело место уже в Древней Греции, но затем отошла на второй план в Средневековой теоцентристской культуре.

Под научной картиной мира понимается систематизированная совокупность научных представлений о строении Вселенной, процессах, которые в  ней происходят, основных ее закономерностях. В основе каждой научной картины  мира лежат основополагающие принципы, способы объяснения мира, которые  называют парадигмами (от греч. paradeіgma - «пример», «образец», «доказательство»), т.е. это определенный признанный учеными  на данное время образец научного мышления, принципиальный подход к  решению научных проблем.

В своем развитии научная картина  мира прошла пять периодов:

- античная физическая картина  мира;

- Ньютоновская механистическая  картина мира;

- электромагнитная картина мира  от М. Фарадея то А. Эйнштейна;

- квантово-полевая картина мира  М. Планка, Н, Бора;

- современная научная картина  мира, как сочетание разработки  единой теории поля, диалектического  подхода к естественным наукам, дифференциации и интеграции  естественных наук.

Для современной картины мира свойственно  сочетание естественнонаучной и  философской картин. Первая является упорядоченной целостностью систематизированных  знаний о Вселенной, Земле и человеке на базе фундаментальных открытий и  научного опыта, а вторая - упорядоченной  целостностью систематизированных  знаний об теориях и концепциях, отражающих представление о мире.

Таким образом, современная культура - это сложное явление, сочетающие в себе духовные и материальные результаты чувственного и эмпирического освоения мира. Основной ей приметой является многообразие форм искусства, духовных практик, научных  дисциплин и занятий, стремительное  развитие технологий. Эта фаза истории  культуры стала закономерным итогом изменения соотношения религии  и науки.

Заключение

После написания данной реферативной работы мы можем прийти к выводу, что религия и наука являются равноценными, но разными компонентами культуры, как совокупности материальных и духовных достижений человечества.

Религия сочетает в себе духовные практики, включающие веру в Бога и  сверхъестественные силы, в чудеса и творение мира из хаоса, а наука  выступает как познавательная деятельность человека, как способ сбора, анализа  и накопления объективных знаний об окружающем мире.

Начиная со времен первобытно-общинного строя с 10 тыс. л. до н.э. и вплоть до XVI в. религия существовала единолично или превалировала над наукой, формируя у живущих людей мифологическую и религиозную картины мира. Частичным исключением из правил было ранее возникновение науки в Древней Греции и зарождение философского мировоззрения. Подобная тенденция оставляла неизгладимый след в культуре: формировались духовные ценности веры, развивались первые ремесла и искусства, как примитивные технологии. Человек ощущал себя малой частицей Вселенной, в которой он управлялся чуждыми силами. С этими силами он общался благодаря культу, свой «маленький» мир познавал через непосредственное наблюдение, а мега-мир через абстрактные модели воображения.

В период Средневековья начала проводится первые практические научные исследования, например в области механики и  постепенно складывались частно-научные картины мира, подчиненные теологии. С приходом Нового Времени, подготовленного эпохой Возрождения, в XVII - XIX вв. наука занимает главенствующее место, вытесняя религию и объявляя превосходство рациональной научной истины над чувственным иррациональным познанием духовной жизни.

Эволюция культуры и соотношения  в ней науки и религии имели  не всегда последовательный, а скачкообразный характер, что приводило к спорам и конфликтам, замедляющим порой  культурное развитие социума.

Казалось, что после научной  революции ХХ в. наука навсегда вытеснила религию и доказала ее архаичность и ненужность в современно мире. Однако на самом деле наука не смогла решить многие вопросы, а ее бурное развитие и новые открытия требовали морально-этической оценки, которую способна дать только религия. Поэтому актуальным стало примирение религии и науки, открытие диалога между ними, что сформировало смешанную картину мира.

Среди способов и тезисов, на которые  опираются сторонники подобного  диалога, упоминаются многие актуальные онтологические вопросы - «как появилась  Вселенная, Земля и жизнь на ней?», «что такое бытие, в чем его  ценность?» и многие др. Они подкрепляются  утверждением необходимости моральной  поддержки научной деятельности.

Поэтому можно сказать, что для  религии и науки желательно равное сбалансированное соотношение, с размежеванием  объектов исследования и государственной  поддержкой наиболее слабой стороны. Это  позволит достичь гармоничного развития и прогресса культуры в современном  постиндустриальном информационном обществе, где человек ежедневно сталкивается с различными дискурсами, языками, социальными  явлениями и ощущает острое одиночество  на фоне деградации традиционных духовных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Бессонов Б.Н. История и философия  науки. - М.: Юрайт, 2010. - 400 с.

2. Брук Д.Х. Наука и религия. - М.: ББИ, 2004. - 352 с.

3. Бутру Э. Наука и религия в современной философии. - М.: Красанд, 2010. - 360 с.

4. Ершова Г.Г., Черносвитов П.Ю. Наука и религия: новый симбиоз?. - М.: Алетейя, 2007. - 368 с.

5. Маркова Л.А. Наука и религия.  Проблемы границы. - М.: Алетейя, 2000. - 256 с.

6. Рушенбах Б.В. На пути к целостному рационально-образному мировосприятию // О человеческом человеке. - М., 1991. С. 26.

7. Философия. - М.: Норма, 2009. - 928 с.

8. Швечиков А.Н. Религия, философия и наука в западной цивилизации (опыт историко-методологического исследования). - М.: ИПЦ СПГУТД, 2006. - 192 с.

9. Швырев В.С. Рациональность // Общественные науки и современность. - 1997. №6. - С. 105-116.

10. Юлдашбаева З.Б. Культурология. - М.: Высшая школа, 2008. - 296 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Религия и наука Дагестана