Религия майя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 09:41, реферат

Описание работы

Знания о прошлом майя мы получаем в основном из архитектуры и предметов материальной культур
Цивилизация майя существовала несколько тысячелетий (III—II тысячелетия до н. э. — X в. н. э.). Она охватывала своим влиянием полуостров Юкатан, территории таких современных государств, как Гватемала, Белиз, часть Гондураса, Сальвадора и некоторые штаты Мексики. Обширные границы этой цивилизации (325 тыс. км2) являлись местом обитания нескольких десятков, а может, и сотен племён. Самые многочисленные из них — майя, киче, какчикело, тсентало, дакандоне, ица.

Содержание работы

Ввидение.
Глава 1Космология и представление о смерти.
1.1.Земля, Небо, Подземелье.
1.2. Создание и разрушение мира.
1.3.Представление о смерти.
Глава 2 Боги, духи и ритуалы народа майя.
2.1. Пантеон богов у майя.
2.1.1. Связь божеств и предсказаний с календарем.
2.1.2. Божество смерти.
2.1 3. Божества-покровители профессий.
2.2. Привидения, призраки и демоны.
2.2.1. Культ предков.
2.3. Ритуалы.
2.3.1 Жертвоприношение.
2.3.1.1 Животные жертвоприношения.
2.3.2. Человеческие жертвоприношения.
2.3.2.1. Добровольная жертва.
2.3.2.2. Ритуальная пытка.
2.3.3.1. Посты и воздержания.
2.3.4.1 Ритуальный танец.
2.3.5.1. Молитвы.
2.3.5.2. Храмы.
Глава 3. Жречество.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 44.27 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Привидения, призраки и демоны.

Власть божества легитимна, и эта  легитимность оправдывает приношения и пожертвования. В отличие от богов болезней и смерти, привидения и демоны не имеют такой легитимности. В то время как призраки — как  привидения мёртвых — только пугают, демоны являются поглотителями. На самом  деле, однако, граница между ними может быть весьма тонкой. Один из наиболее известных призраков — это  привлекательная женщина, сводящая с ума мужчин, поддавшихся её соблазну (известная как штабай). Призраки Тцотцилей включают такие как 'хрустящий углём' и 'роняющий свою же плоть'. Главным демоном Тцотциль является 'чёрный человек', похититель и насильник. Древний месоамериканский демон-птица, называемый в Пополь-Вух Вукуб Какиш, отрывал конечности своих жертв, и был уже известен в доклассической Изапе. Чтобы запугивать своих врагов, короли иногда принимали форму призраков и демонов.

2.2.1. Культ предков.

Одной из важной составляющей религии майя был культ предков. В представлениях индейцев после смерти человек отправлялся в мир предков и там сам становился магическим существом. Предки имели сильное влияние на мир живых, поэтому их часто изображали летающими вокруг правителя или над ним. Культ предков был распространен во всех слоях общества майя.

 

2.3. Ритуалы.

Мы можем до некоторой степени восстановить ритуал, через который проявлялись религиозные верования майя. Известно, что больше всего майя были озабочены добыванием пищи и продлением жизни. Они считали, что в этом им могут помочь различные обряды, индивидуальные или коллективные. К их числу относились:

  1. приношения, возлагаемые перед изображениями божеств и состоявшие из цветов, плодов, пищи растительного или животного происхождения, живых или только что принесенных в жертву животных;
  2. человеческие жертвоприношения;
  3. посты и воздержания;
  4. ритуальный танец;
  5. молитвы;

2.3.1 Жертвоприношение.

Жертвоприношения были частью религиозной  деятельности в культуре майя. Он рассматривается как самое лучшее средство для того, чтобы оплатить свой долг великим силам природы, блага от которых люди получили, но так же и как приношение им для того, чтобы заслужить блага в будущем. Это накладывает ответственность на людей и главным образом на тех, кто занимал высокое положение в обществе.

Как и во всех известных теократических обществах вероятно политическая и религиозная элита взаимно поддерживали друг друга, для них было важным обеспечение социальной стабильности, ритуалы жертвоприношения функционировали как центральная часть общественной интеграции

2.3.1.1 Животные жертвоприношения.

Нет никаких сомнений в том, что  майя часто приносили в жертву животных, намного чаще, чем людей, хотя это жертвоприношение было менее  зрелищным; но большая часть этих приношений оставила совсем немного  следов и таким образом ускользнула  от ока археологов.

На самом деле, можно идентифицировать только те жертвоприношения животных, которые выполнялись в подземных  хранилищах или при погребении. В  качестве жертвы обычно приносились  символически важные животные. В Тикале такими животными чаще всего оказывались рыбы, затем змеи и птицы. Жертвоприношение пары: представитель семейства кошачьих/птица имело особое значение, потому что эти животные символизируют оба аспекта солнца — дневной и ночной.

У майя было большое число праздников и ритуалов по определённым датам года, многие из которых включали жертвоприношения животных. Ритуальное кровопускание обычно выполнялось публично религиозными или политическими лидерами, проколом мягких частей тела (главным образом языка, уха или крайней плоти) и сбором крови для обмазывания идола или на бумагу, которая потом сжигалась.

В Месоамерике имел место недостаток домашних животных годных в пищу, таких как овцы, коровы и свиньи, поэтому животный белок и побочные продукты могли добываться только благодаря охоте. Например белохвостый олень считался наиболее священным и праздничным животным. Таким образом возможности провести чёткую черту между использованием животных в мирских и религиозных целях.

Следующим наиболее часто используемым священным животным после оленя были собаки и различные птицы а также широкий ряд более экзотичных животных, начиная от ягуаров и до крокодилов. Жертвоприношение животных по-видимому проводилось во всеобщих масштабах перед началом любой выполнения важной задачи или предприятия.

2.3.2. Человеческие жертвоприношения.

Традиционный взгляд состоит в  том что майя намного реже приносили людей в жертву по сравнению со своими соседями.

Поскольку общество майя представляло собой независимые города-государства  местные политические и религиозные лидеры могли независимо друг от друга инициировать человеческие жертвоприношения по собственному усмотрению. Враги, захваченные на поле битвы, разумеется, составляли большую часть жертв.

Учёные-майянисты полагают, что майя как и ацтеки приносили детей в жертву в особых случаях, главным образом как посвящение при основании храмов и других сооружений.

Иногда общей причиной жертвоприношений в храмах многих городов были случаи «эпидемий, распрей, засухи или подобных бед». В этих случаях обычно приобретались рабы и, после различных ритуалов, они помазывались синей краской, каждая жертва умертвлялась стрелой в сердце или на алтаре, где жрец быстро извлекал из жертвы сердце, используя церемониальный нож. В каждом случае сердце жертвы приносилось храмовому идолу, который также помазывался кровью.

Маловероятно, что сердце доставали  путем рассекания ребер. Использование  алтаря, на котором растягивали жертву, на спине с запрокинутой головой, позволяло выполнить разрез под грудной клеткой, через который жрец мог просунуть руку

Зачастую совершался ритуал обезглавливания. Жрец убивал жертву ударом топора по затылку, а затем отрезал голову ножом из кремня или обсидиана. Топор был инструментом жертвоприношения и не использовался в качестве военного оружия; его нет в изображениях сцен сражений. Обезглавливание редко изображалось на вазах или на памятниках.

2.3.2.1. Добровольная жертва.

Человеческая жертва не может быть отделена от добровольной жертвы, определенной как кровопролитие, осуществленное добровольно на самом себе, более  или менее болезненным образом. Кровопролитие может быть выполнено  различными средствами и на различных  частях тела и с очень разной степенью боли.

Некоторые ученые утверждают, что  цель добровольной жертвы состояла в  том, чтобы болью, испытанной во время  экзекуции, провоцировать видения, материализованные в образе «змеи  видений». На самом деле «змея видений» присутствует не в сцене экзекуции, когда человек страдает, но в сцене демонстрации чаши с кровью.

2.3.2.2. Ритуальная пытка

Сцены пыток и терзаний столь же редки, как и сцены жертвоприношений и добровольной жертвы. Майя более охотно упоминают о них путем изображения инструментов казни: «необычные ножи» и их персонификации, использование в жертвоприношениях трезубцев и колец.

2.3.3.1. Посты и воздержания.

Подготовка и проведение любой  религиозной церемонии включали в себя по меньшей мере шесть элементов: предварительный пост и воздержание; выбор жрецом, находящимся в состоянии божественного озарения, наилучшего дня для проведения празднества; изгнание злых духов с места проведения праздника; окуривание идолов; молитвы.

Почти все церемонии майя требовали  тщательных приготовлений. К ним  помимо прочего относились пост и  сексуальное воздержание. Невинность высоко ценилась, и этим, как полагают, объясняется большое количество принесенных в жертву детей, считавшихся  «чистыми» жертвами.

«Девственная» вода, то есть вода, набранная  в подземных источниках или собранная  по каплям внутри пещер, являлась одним  из неотъемлемых атрибутов жертвоприношения. Когда требовался огонь, он должен был  быть «девственным» огнем – жрецу  полагалось заново разжечь его путем  трения.

По другому ритуалу выбранную  жертву — невинного юношу (для  жрецов была важна чистота «души-крови», к тому же необходимо было исключить  постороннее влияние) — привязывали  к столбу на площади и неторопливо  расстреливали либо копьями, либо из луков, как мишень.

2.3.4.1 Ритуальный танец.

Важной составной частью религиозного ритуала являлись танцы, цель которых, по всей видимости, состояла в том, чтобы  оказать гипнотический эффект на их участников, а также на зрителей. Танцы исполнялись под музыку. У майя были духовые и ударные  музыкальные инструменты, но не было струнных. Духовые инструменты, такие как флейты или трубы, вели мелодию, а ударные отбивали ритм.

Трубачи возглавляли процессию, за ними следовали барабанщики и музыканты с трещотками. Музыканта, допустившего ошибку в ритме, ждало наказание.

Майя использовали также флейты, свирели и колокольчики, последние обычно привязывали на запястья, лодыжки и пояса танцоров. Флейты изготовляли из камыша, глины и костей (иногда человеческих).

В другом танце, носящем название «Коломче» или «Танец тростника», принимал участие хоровод из 150 танцоров. В центре круга два танцора изображали охотника и оленя. По всей вероятности, это был воинственный танец.

Большинство танцев майя были вполне пристойными, и, как правило, мужчины  и женщины вместе не принимали  участия в танцах.

Очень важен был обрядовый танец  огненного очищения, обязательно  совершавшийся в годы, которые  считались по майяскому календарю  самыми несчастливыми и опасными. Церемония происходила глубокой ночью, что придавало ей торжественность  и создавало неповторимый эффект. Когда от большого костра оставались только одни пылающие угли, их выравнивали  и разбрасывали вокруг. Процессию  босых индейцев, идущих по углям, возглавлял главный жрец: некоторые обжигались, другие сильно обгорали, а иные оставались невредимыми!

2.3.5.1. Молитвы.

Молитвы Майя практически неизменно  сопровождают процессы пожертвования  и жертвоприношения. Часто они  принимают вид длительных литаний, в которых особо выделяются имена  персонифицированных дней, святых, элементов ландшафта связанных  с историческими или мифическими  событиями и гор. Эти молитвы, с их гипнотическим ритмом, часто  имеют структуру двустишья, которая также характерна для текстов классического периода.

 

2.3.5.2. Храмы.

В жизни майя значительную роль играли городские центры и храмы. В Копане, например, проживало около 200 тыс. человек. Между 756 и 771 гг. там были воздвигнуты три храма высотой до 30 м каждый. Кроме того, центр города украшали террасы, стелы и статуи богов.

Подобного рода религиозно-светские центры были и в других городах. Они  характерны и для Мезоамерики в целом. Многие памятники (пирамиды-усыпальницы, Пирамида Надписей и Храм Солнца в Паленке, Храм Воинов, Храм Ягуаров и Пирамида Кукулькана в Чичен-Ице, Пирамиды Солнца и Луны в «городе богов» Теотиуакане) сохранились до наших дней.

 

Глава 3. Жречество.

Жречество являлось многочисленным слоем  общества майя.

Как и в большинстве цивилизаций, у майя существовала строгая церковная иерархия, во главе которой стояли верховные жрецы, или ах кины.

В зависимости от выполняемых функций жрецы занимали те или иные должности. Кроме того, в духовной и гражданской иерархии существовали разные уровни, зависевшие от степени важности того или иного центра.

Жречество выполняло многочисленные функции. Хранителями накопленных майя знаний являлись жрецы, им одним был известен ключ к научным знаниям: астрономии, математике, истории.

Жрецы не только руководили церемониями  жертвоприношений, главной целью  которых было задобрить богов, но и толковали связанные с жертвоприношениями предзнаменования. Необходимость составлять гороскопы сделала из них прекрасных астрономов. Но возможно, важнее всего  было то, что они разработали замечательный  и очень подробный календарь, на основании которого они сообщали мирянам сведения о религиозных торжествах, благоприятных днях для сева, неизбежности солнечных затмений и многое другое.

Священничество часто переходило по наследству. Многие жрецы были сыновьями  жрецов. Но пополнение рядов духовенства  шло и за счет сыновей из семей  знати.

Верховный правитель совмещал выполнение ряда религиозных и священнических функций со светской властью. Поэтому, хотя государства майя и находились под двойной властью жречества и знати, между теми и другими не было существенных противоречий: все они являлись родственниками. Жречество и знать представляли собой тесно сплоченное сообщество людей, живущих в домах вокруг храмов-пирамид.

Соблюдением религиозных обрядов  в поселениях занимались местные  жрецы, в чьи обязанности главным  образом входило делать предсказания, хотя помимо этого они должны были определять благоприятные дни для  свадеб и требования богов в отношении  жертвоприношений, а также заниматься диагностикой болезней и снятием  порчи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Изучая  майя и их культуру, становится  понятным   и   видимым  богатство  их  традиций и накопленного ими опыта за период своего существования.

Недостаточность  реальных   свидетельств   и объяснений  тех или иных явлений  древней  культуры сама собой порождает все новые и новые исследовательские поиски в сторону предмета изучения,  ведь иначе и быть  не может.  Постепенно  начинаешь  познавать истоки возникновения этой культуры  и ее  исторической  трансформации.   

Древняя цивилизация  майя   остается   кладовой   знаний   для  всех областей научного мира. Этнографы находят для себя массу мало изученных или не  изученных  вообще  племен  и народов. Историки и археологи   посредством археологических  находок  и  других  свидетельств открывают для себя  и  для мира неизвестные эпизоды  истории  древней цивилизации. Свидетельством этого может  служить   факт  расшифровки календаря майя. Ученные повествовали о феномене широко распространённых эсхатологических убеждений, согласно которым 21 (или 23) декабря 2012 года должен был случиться глобальный катаклизм или произойти фундаментальная трансформация мира.

Информация о работе Религия майя