Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 11:48, реферат
Цель данной работы – выявить значение слова «ходатай» и проанализировать основные функции ходатая.
Задачи:
Выявить значение слова ходатай;
Проанализировать роль Иисуса Христа как высшего ходатая;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….......3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "ХОДАТАЙ"………..………………………….4
2. ХРИСТОС КАК ВЫСШИЙ ХОДАТАЙ….……………...……………………5
3. МОЛИТВЕННЫЕ ХОДАТАИ……………...………………………………….8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "ХОДАТАЙ"………..………………………….4
2. ХРИСТОС КАК ВЫСШИЙ ХОДАТАЙ….……………...……………………5
3. МОЛИТВЕННЫЕ ХОДАТАИ……………...………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..14
Введение
В наше время понятие
«молитва» все больше
Объектом исследования является тема молитвы.
Предмет исследования – кто такой ходатай, и какова роль его деятельности.
Цель данной работы – выявить значение слова «ходатай» и проанализировать основные функции ходатая.
Задачи:
Тема данной
работы связана с такой
Теоретическое значение данной работы заключается в иссдедовании значения слова ходатай.
Практическое значение работы заключается в возможности применения результатов данной работы при изучении темы «Ходатайство».
При исследовании данной темы использовались книги Священного Писания, книги различных христианских деятелей, а также Интернет-статьи.
В наше время слово "ходатай" используется в разных случаях. В молитве христианин ходатайствует за определенную ситуацию или человека перед Богом. Подчиненный является ходатаем, когда просит повысить его в должности или смилостивиться над своим коллегой. Адвокат защищает своего клиента в суде. В всех этих случаях можно использовать слово ходатай. Так что же означает это слово?
В своем учебнике «Ходатайственная молитва» Датч Шитс приводит определение слову «ходатайствовать», которое он взял из «Полного энциклопедического словаря Вебстера». Согласно этому источнику, ходатайствовать - значит "идти или проходить посреди; действовать между сторонами с целью примирить тех, кто имеет отличия или спорит; вмешиваться; посредничать или подавать ходатайство; посредничество" [7, С.32-33]. В толковом словаре русского языка существует такое определение слову ходатай: человек, который ходатайствует за кого-нибудь, защищает кого-нибудь; поверенный, ведущий чьи-нибудь дела в суде.
Также Датч Шитс утверждает, что «понятие ходатайства можно обозначить как посредничество, вступление между, представление чьих-либо интересов, представление одной стороны другой в юридических ситуациях, хотя этим термин не ограничен. Ходатайство происходит за столами переговоров, когда юристы представляют одну сторону другой. Ходатайство ежедневно происходит в офисах и на деловых встречах, когда секретари и другие помощники представляют друг друга [7, С.33]».
Исходя из этих определений можно утверждать, что ходатай – это тот человек, который действует между сторонами, является посредником в каком-либо деле, защищает кого-либо.
Величайшим примером ходатая для каждого человека является Иисус Христос. В Библии он назван Ходатаем Нового Завета. Об этом мы можем прочитать в Послании Евреям 9:13:15: «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное...» (Евр. 9:13-15). Также существует множество других библейских доказательств того, что Иисус является нашим ходатаем перед Отцом. Например, в Послании Римлянам можно прочесть, что Иисус является одесную Отца и ходатайствует за нас (Рим.8:34). Каким же образом действует это ходатайство? В первом разделе упоминалось о том, что ходатай – это тот, кто является посредником между двумя сторонами, защищает кого-либо. В Ветхом Завете таким ходатайством являлась кровь животных, которая, однако, не могла быть полноценной уплатой за грех: «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих» (Евр.10:1). Притом сами священники приносили жертву не только за себя, но и за народ. Доступ к Святому Святых имели только первосвященники, и только раз в год. Перед входом в Святое Святых была завеса, которая словно символизировала, что обычному человеку закрыт доступ к Богу. Однако почему при смерти Иисуса завеса разорвалась? Дело в том, что это продемонстрировало, что благодаря смерти Иисуса человеку открылся доступ к Отцу. Кеннет Хейгин пишет в своей книге «Искусство молитвы»: «Иисус пришел, чтобы стать мостом над пропастью между Богом и грешным человеком. Человеку нужно было, чтобы кто-то “стал в расселине” и человек смог вернуться к Богу, нужен был Ходатай (Заступник). Принесение Иисусом себя в жертву утвердило Его как единственного полностью достойного доверия Ходатая за человечество. Он единственный Ходатай за людей на этой планете» [6].
Отец всегда хотел помиловать человечество, однако Его справедливость и святость не могла допустить этого, потому что грех должен был быть наказан. В тоже время Его любовь и милость требовали прощения. Через жертву Христа были воплощены и суд над грехом и Божья любовь и милость. В своей статье «Молитвенная парадигма Нового Завета» Фаат Янбулат замечательно описывает этот момент: «Иисус выражает Милость, а Отец – судейскую Справедливость. Справедливость не может быть обойдена или проигнорирована, и не в компетенции Милости уговорить Справедливость сделать то, что нарушит ее границы. Зато в возможности Милости апеллировать к вечной сатисфакции креста, что и границ не нарушит и ходатайству даст ход. Вот почему Иисус – Ходатай, и более того – эффективный Ходатай, ведь Справедливость удовлетворена Его личной жертвой» [9]. Иисус, являясь одновременно и Богом и человеком, примирил обе стороны через крест: «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие…» (Евр. 9:24). Но смерть на кресте была лишь первой частью его ходатайства. Иисус не только стал совершенной жертвой за наши грехи, принеся свою кровь в небесное святилище (Евр. 9: 11-14), но и является ходатаем за людей и сегодня. Вот что пишет Датч Шитс об этом процессе: «Он посредничает, вступает между нами, не для того, чтобы освободить нас от обвинений, выдвинутых против нас, как это было когда Он искупил нас от греха, но чтобы представить каждого из нас Отцу в качестве праведных детей…Иисус не молится за нас. Он ходатайствует за нас, чтобы мы могли молиться» [7, C.35-36]. Таким образом, когда христианин молится, он приступает к престолу Отца не сам от себя, поскольку человек грешен. Он может приходить туда только благодаря жертве Иисуса, в связи с тем, что Отец смотрит на человека через призму крови Христа.
Кроме того, даже будучи христианином, человек все равно иногда грешит. В таком случае после искреннего раскаяния, люди получают прощение благодаря крови Христа и Его ходатайству за нас: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника» (1Иоан.2:1). В своей книге «Искусство молитвы» Кеннет Хейгин пишет об этом: «Когда человек (Христианин) совершает грех, Иисус приносит ходатайство, а потом дает утешение тем, что грех прощен и как грех, так и его пятно смыты Его Кровью, а человек остался чист. Однако воля Божья в том, чтобы человек перестал грешить.… Первое послание Иоанна, 2:1 написано не для того, чтобы поощрять нас грешить. Бог хочет, чтобы мы перестали грешить. Но, благодарение Богу, Он не остановился на словах: “Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали...” Если бы Он так поступил, то, потерпев неудачу, мы бы думали: “Теперь с нами все кончено”. Нет, это только половина стиха. Он продолжает: “...А если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника”. Слава Богу! У нас есть Ходатай! У нас есть Утешитель!» [6].
Таким образом, ходатайственная работа Иисуса Христа заключается в следующем: через Свою жертву на кресте Он примирил Отца человечеством, представляя обе стороны одновременно; Он ходатайствует за нас перед Отцом, чтобы мы могли просить у Него. Кроме того, благодаря крови Иисуса мы можем иметь прощение, даже если согрешили в чем-либо.
Джойс Майер в своей книге «Виды молитвы» пишет, что «Ходатайство – это молитва о другом человеке. Это обращенная к Богу просьба о том, чтобы Он позаботился об этом человеке и восполнил Его нужды. Ходатайство – один из важнейших видов молитвы, потому что не все люди молятся за себя сами и не все знают как это делать». Почему же для Бога так важно, чтобы кто-либо ходатайствовал перед Ним за другого человека? Потому что мы являемся Божьми соработниками, его представителями здесь, на Земле. Вот один из поразительных примеров важности ходатайства: «Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел. Итак изолью на них негодование Мое, огнем ярости Моей истреблю их, поведение их обращу им на голову, говорит Господь Бог» (Иез.22:30-31). Над этим стоит задуматься. Благодаря ходатайству одного человека мог быть спасен целый народ. Но, увы, такого человека не нашлось и Божий гнев должен был излиться.
Библия приводит также пример, как благодаря одному человек мог быть спасен целый город. В книге Бытие, 18:23-32 приводится диалог Авраама и Бога, в котором патриарх ходатайствует за Содом. В результате этого ходатайства, если бы в Содоме нашлось хот бы десять праведников, то Господь пощадил бы этот город.
Эти потрясающие примеры из Писания являются ярким свидетельством того, что Бог может делать в результате молитвенных ходатайств. Однако часто сам по себе ходатай не знает как молиться за того или иного человека или за какую нужду необходимо молиться. В таком случае нам на помощь приходит Дух Святой: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим.8:26,27). Что же означает выражение «по воле Божией». Дух Святой знает о чем необходимо молиться и как нужно молиться, чтобы эта молитва подействовала. Вот как этот процесс описывает Фаат Янбулат: «Папа вкладывает в нас прошения, в которых Сам же и заинтересован. Чтобы эти прошения не были замусорены плотью Божьих сосудов, задействован Святой Дух, который и осуществляет через нас ходатайство. Мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными... Он ходатайствует за святых по воле Божией» [9]. А вот что пишет об этом Вочман Ни в своей книге «Будем молиться»: «У Бога много работы на земле во многих областях. Как же тогда мы смеем молиться согласно наших собственных чувств и мыслей? Нам следует приближаться к Богу, позволяя Ему впечатлить нас тем, что Он намерен делать, с тем чтобы и мы могли ходатайствовать с воздыханиями и стонами. В том случае, если Бог возложит на нас бремя распространения Евангелия, тогда мы почувствуем, что как бы каждый наш вздох провозглашает волю Бога. Господь может возложить на нас или воспроизвести в нас различные бремена. Какой бы ни была эта особая воля или бремя, если она воспроизведена в человеческом сердце, человек способен сделать ее своей собственной волей и соответственно молиться. Когда, в случае с Даниилом, он предстал перед Богом и коснулся определенного предмета, то мы видим, что он молился об этом с глубокими воздыханиями. Как существенна и драгоценна такая молитва! Она способна святить Божье имя, привести Божье Царство и позволить преобладать воле Бога на земле так же, как и на небе» [4]. Также Дух Святой не только ходатайствует за нас, но и «подкрепляет нас в немощах наших», то есть дает нам силы молиться, помогает нам бать постоянными в молитве. Ведь часто очень тяжело просить за другого человека, особенно если не знаешь его хорошо или у самого ходатая существуют определенные проблемы. Вот что пишет об этом Жанна Гийон в своей книге «Метод молитвы»: «Вы, возможно, обнаружите, что молитвы, содержащие просьбы, становятся более трудными. Конечно, в прошлом вам было очень легко возносить к Господу прошения и просьбы. И раньше это никогда не представляло никакой трудности. Но в этом новом взаимоотношении с Господом уже молится Дух! И когда Он молится, Он помогает вам в вашей немощи. Он ходатайствует за вас. И Он молится по воле Божьей. Таким образом, если вы с готовностью позволяете Духу молиться и ходатайствовать и не молитесь своими собственными молитвами, то молитвы, которыми Он молится изнутри вас, будут услышаны всегда» [2].
В послании Колоссянам апостола Павла также можно проследить, что ходатайственная молитва способствует духовному росту другого человека: «Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать» (Кол 4:3-4); «Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, 10 чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Кол 1:9-10). В первом случае апостол Павел просит церковь молиться за него и его команду, во втором случае он рассказывает, как он и его команда молятся за этих людей. Однако, почему он не один молился за колоссян, а просил присоединиться и других христиан. Дело в том, что когда несколько человек объединяются вместе, чтобы просить об одном и том же, сила их молитвы также объединяется. Вот что пишет об этом Базилея Шлинк в книге «С молитвой по жизни»: «Влияние ходатайственной молитвы еще более усиливается, когда несколько человек собираются вместе, чтобы в песнях и молитвословиях провозглашать имя Иисуса над человеком или группой людей. Нам могут помочь особые победные молитвы, хвалящие имя Иисуса и Его раны, которые признает даже ад как знак искупительной цены, заплаченной за наше искупление. Имя человека или группы людей, о которых молятся, можно произносить после каждого моления. Когда люди посвящают себя такому ходатайству, то их молитвы всегда завершаются освобождением связанной души» [8].
Особым видом ходатайственной молитвы является молитва о неспасенном человеке. Во втором послании Коринфянам написано: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Кор. 4:3-4). Как утверждает Датч Шитс, «на умах неверующих лежит покрывало, не позволяющее им ясно увидеть свет евангелия. Важно знать, что они не видят евангелие, потому что не могут его увидеть, они не понимают его, потому что не могут его понять» [7, C.156-157]. Таким образом, в молитве за неспасенных людей очень важно ходатайствовать за то, чтобы Бог снял «покрывало» их разума для того, чтобы они увидели истинный свет Евангелия. Также нужно молиться, чтобы Господь разрушил силу дьявола в их жизни и всякую твердыню, восстающую «против познания Божия» (2 Кор. 10:4).
Филипп Янси в своей книге «Молитва» пишет: «С изменением взгляда на мир меняются и мои молитвы о других людях. Раньше, молясь о человеке, я сначала перечислял его нужды — так, словно они не были известны Богу, а потом пытался уговорить Его эти нужды восполнить. Теперь я рассматриваю молитвенное ходатайство, прежде всего, как возможность лучше понять положение дел. Молясь о ком-то, я прошу Бога открыть мне глаза, чтобы я смог увидеть этого человека так, как видит его Сам Господь. Я прошу о даровании мне способности стать частью потока любви, который Бог направляет к тому, о ком я молюсь. Когда я молюсь так, во мне происходят благоприятные перемены. Если я вхожу в Божье присутствие вместе с другим человеком, меняется мое отношение к нему. А вследствие моих перемен меняются наши взаимоотношения. Я молюсь о соседе, который все время пытается отвертеться от уплаты взносов в кооператив, и начинаю видеть в нем не хитроумного пройдоху, а человека, у которого нет друзей, но зато имеется множество финансовых проблем. Я молюсь о родственнике-наркомане, и за его безответственным поведением мне открывается израненная, отчаявшаяся душа» [10]. То есть, молясь за определенного человека, ходатай начинает его видеть так, как видит его Бог.