Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 06:55, контрольная работа

Описание работы

В Западной Европе на протяжении первого тысячелетия нашей эры христианство превратилось из сообщества гонимых единомышленников, сторонников учения Иисуса Христа, в мощную наднациональную и надгосударственную силу, оформилось в теокра-тическое государство во главе с папой. В католическом мире папой (от греч. отец) на-зывают епископа Рима, великого понтифика, главу церкви. Первым епископом римской христианской общины в I в. нашей эры был апостол Петр, ученик Иисуса Христа. В IV–V вв. римские епископы занимают ведущее место среди других епископов. Их основ-ными конкурентами выступают византийские иерархи.

Файлы: 1 файл

роль религии и духовенства в средневековыхобществах запода и востока.docx

— 20.62 Кб (Скачать файл)

ФОРТУНАТОВ В.В.  «Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока»

В духовно-культурной сфере раннее средневековье стало временем усиления роли религий, духовенства. Вырабатывалась система отношений между светской и церковной властями.

В Западной Европе на протяжении первого  тысячелетия нашей эры христианство превратилось из сообщества гонимых  единомышленников, сторонников учения Иисуса Христа, в мощную наднациональную  и надгосударственную силу, оформилось в теокра-тическое государство во главе с папой. В католическом мире папой (от греч. отец) на-зывают епископа Рима, великого понтифика, главу церкви. Первым епископом римской христианской общины в I в. нашей эры был апостол Петр, ученик Иисуса Христа. В IV–V вв. римские епископы занимают ведущее место среди других епископов. Их основ-ными конкурентами выступают византийские иерархи. В 756 году при военной и политической поддержке французского короля Пипина Короткого возникает папское государство (Вотчина Святого Петра, Папская область, Равеннский экзархат). Папа же в 754 году вновь помазал Пипина и его сыновей на королевство и, опираясь на авторитет церкви, освятил, узаконил власть семьи. Таким образом, остальные ветви Каролингов были лишены права наследования. Папа помог укрепить центральную королевскую власть, противостоящую франкской феодальной аристократии. Одновременно папа присвоил франкскому королю титул «патриций Рима» (который ранее давался лишь наместнику византийского императора в Равенне) .

В 800 году папа римский произвел коронацию  сына Пипина Короткого Карла Великого императором Священной Римской империи, что вызвало резкий протест со стороны Византии, которая сама считала себя наследницей Рима. В 962 году та же процедура была проведена в отношении Оттона I, германского короля, ставшего императором Священной Римской империи. От него папа получил гарантию неприкосновенности своего престола.

Папа Григорий VII в «Диктате папы» (1075) изложил свою церковно-политическую программу. Обосновывал религиозное  и политическое верховенство пап  над светскими государями, идею папской  теократии. Активно участвовал в  Клюнийской реформе, направленной на укрепление католической церкви. Запретил симонию – приобретение церковных должностей за деньги. Ввел целибат – обязательное безбрачие всего духовенства. Боролся с императором Генрихом IV за инвеституру – право назначения на церковные должности. Был канонизирован в 1606 году.

Христианская церковь изначально претендовала на абсолютный контроль в отношении духовной жизни общества, включая и объяснение сути исторического  процесса.

Уже Августин Блаженный (354-430), христианский теолог и церковный деятель в  своём основном сочинении «Град  божий» («Civitas Dei») представил философию истории как мировую эволюцию, объединяющую личности и племена в великое целое человеческого рода. История в представлении Августина Блаженного развертывается, как грандиозный процесс воспитания человеческого рода к спасению, очищению достойных, предопределенных от греха, раздробления, муки к праведности, единству, блаженству. Таков закон истории и таков в ней прогресс. Данная концепция полностью господствовала около тысячелетия. И в наши дни имеет важное значение для христиан.

В Византии церковь уже в первые века своего официального признания (с  импера-тора Константина в 325 году) приобрела огромное влияние и объективно превратилась в конкурента верховной светской власти. Императоры в обстановке начавшейся борьбы с арабами остро нуждались в материальных и финансовых ресурсах, но одна треть земель-ных площадей империи к середине VII в. находилось в руках монастырей со 100 тыс. мо-нахов. Монастырские земли пользовались иммунитетом, были освобождены от налогов. Поэтому императоры из династии Исавров (717–843) повели упорную борьбу за под-чинение церкви государственным нуждам. Этот процесс получил название иконоборче-ства, так как внешне гонения на церковь выразились в уничтожении икон, других церковных реликвий. Исавры считали (скорее всего, по примеру мусульман), что изо-бражение ликов святых, Богов является проявлением чрезмерных амбиций, гордыни цер-ковников, «превышением полномочий». По существу же «кампания против икон» слу-жила идеологическим прикрытием осуществлявшейся секуляризации церковного иму-щества, которое переходило в руки государства. Земли, отобранные у монастырей, отда-вались воинам. Во многом за счет монастырских богатств Византии удалось выстоять против арабов. При императоре Михаиле III (842–867 годах) гонения прекратились, но фактически восточная христианская церковь была огосударствлена, подчинена государ-ству. Государство устанавливало размеры материального обеспечения церкви, распоря-жалось церковными должностями и церковным имуществом, держало под контролем формирование духовного сословия и всю его жизнь . Византийская система отношений между светской и церковной властями официально именовалась «симфонией». Это понятие должно было означать гармоничное, заинтересованное взаимодействие и взаимопонимание. В научной литературе утвердилось определение цезарепапизм в отли-чие от папизма в западном христианстве. Церковь, патриархи сохраняли значительное влияние на дела общества, но при столкновении со светской властью духовная власть терпела поражения или отступала.

В арабском мире VII–X вв., ислам, напротив, определял и направлял все  стороны государственной и общественной жизни (см. выше).

В Индии буддизм не вполне удовлетворял интересам правящих кругов. В его  лоне возникали разнообразные религиозные  секты, которые продолжали выступать  против кастовых привилегий, проповедовали  идеи религиозного и отчасти экономического ра-венства. В противовес буддизму происходит постепенное реформирование и восстанов-ление древней брахманистской религии, на основе которой возникает индуизм. В инду-изме отсутствовала церковная иерархия и церковный аппарат. Каждый брахман по праву рождения становился духовным наставником верующих, которым под страхом гнева бо-гов предписывалось ему повиноваться. Индуизм постепенно вытеснил буддизм, который получил распространение в основном за пределами Индии.

В Китае в период раннего феодализма господствующие позиции занимает конфуци-анство, ставшее фактически идеологией патриархальной монархии. Конфуцианство оп-равдывало иерархические и патриархальные «пять отношений»: между государем и чи-новниками, родителями и детьми, мужем и женою, старшими и младшими братьями, ме-жду друзьями. Специального конфуцианского жречества в Китае не было. Правилам ис-полнения обрядов обычно сына учил отец. Иногда обряды отправляли особые должност-ные лица – «профессора церемоний», которые состояли на государственной службе, но не образовывали особого сословия. Конфуцианство поддерживало культ императора, его предков, но считало, что император должен управлять страной через конфуциански об-разованных чиновников. Для них был предусмотрен трудный государственный экзамен. Только после его сдачи можно было получить государственную должность.

В Японии древнейшую религию (синтоизм или «путь местных богов») в  середине VI в. стал теснить буддизм. Императоры (тенно) стали поддерживать буддизм («религию Бутсу», как называли японцы), который превратился в строго централизованную государ-ственную религию. Буддистские монастыри превратились в крупных феодальных земле-владельцев. Монахи, жрецы буддизма, назывались бозу, что трансформировалось в слово «бонза». Под влиянием буддизма синтоисты стали строить храмы, стали делать изображе-ния богов. Обе религии постепенно сближались, стремясь приноровиться к менявшимся социально–экономическим условиям и быть полезными власть предержащим.

В феодальную эпоху вступали огромные регионы. Происходили существенные изменения в политических, социально-экономических  и духовно-идеологических основах  жизни народов Европы, Северной Африки и Азии. Складывался новый баланс сил при явно наметившемся обострении отношений между Западом и  Востоком. Постепенно менялась цивилизационная  картина мира. Мировое цивилизационное  пространство к рубежу первого и  второго тысячелетий нашей эры  было совсем не похоже на то, что представлял  собой мир в первом году нашей  эры. В этом новом цивилизационном  пространстве появилась и русская (российская) цивилизация, которой предстояло обрести свое лицо и найти свое место в мировом историческом развитии.


Информация о работе Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока