Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 06:55, контрольная работа
В Западной Европе на протяжении первого тысячелетия нашей эры христианство превратилось из сообщества гонимых единомышленников, сторонников учения Иисуса Христа, в мощную наднациональную и надгосударственную силу, оформилось в теокра-тическое государство во главе с папой. В католическом мире папой (от греч. отец) на-зывают епископа Рима, великого понтифика, главу церкви. Первым епископом римской христианской общины в I в. нашей эры был апостол Петр, ученик Иисуса Христа. В IV–V вв. римские епископы занимают ведущее место среди других епископов. Их основ-ными конкурентами выступают византийские иерархи.
ФОРТУНАТОВ В.В. «Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока»
В духовно-культурной сфере раннее
средневековье стало временем усиления
роли религий, духовенства. Вырабатывалась
система отношений между
В Западной Европе на протяжении первого
тысячелетия нашей эры
В 800 году папа римский произвел коронацию сына Пипина Короткого Карла Великого императором Священной Римской империи, что вызвало резкий протест со стороны Византии, которая сама считала себя наследницей Рима. В 962 году та же процедура была проведена в отношении Оттона I, германского короля, ставшего императором Священной Римской империи. От него папа получил гарантию неприкосновенности своего престола.
Папа Григорий VII в «Диктате папы» (1075) изложил свою церковно-политическую программу. Обосновывал религиозное и политическое верховенство пап над светскими государями, идею папской теократии. Активно участвовал в Клюнийской реформе, направленной на укрепление католической церкви. Запретил симонию – приобретение церковных должностей за деньги. Ввел целибат – обязательное безбрачие всего духовенства. Боролся с императором Генрихом IV за инвеституру – право назначения на церковные должности. Был канонизирован в 1606 году.
Христианская церковь
Уже Августин Блаженный (354-430), христианский теолог и церковный деятель в своём основном сочинении «Град божий» («Civitas Dei») представил философию истории как мировую эволюцию, объединяющую личности и племена в великое целое человеческого рода. История в представлении Августина Блаженного развертывается, как грандиозный процесс воспитания человеческого рода к спасению, очищению достойных, предопределенных от греха, раздробления, муки к праведности, единству, блаженству. Таков закон истории и таков в ней прогресс. Данная концепция полностью господствовала около тысячелетия. И в наши дни имеет важное значение для христиан.
В Византии церковь уже в первые века своего официального признания (с импера-тора Константина в 325 году) приобрела огромное влияние и объективно превратилась в конкурента верховной светской власти. Императоры в обстановке начавшейся борьбы с арабами остро нуждались в материальных и финансовых ресурсах, но одна треть земель-ных площадей империи к середине VII в. находилось в руках монастырей со 100 тыс. мо-нахов. Монастырские земли пользовались иммунитетом, были освобождены от налогов. Поэтому императоры из династии Исавров (717–843) повели упорную борьбу за под-чинение церкви государственным нуждам. Этот процесс получил название иконоборче-ства, так как внешне гонения на церковь выразились в уничтожении икон, других церковных реликвий. Исавры считали (скорее всего, по примеру мусульман), что изо-бражение ликов святых, Богов является проявлением чрезмерных амбиций, гордыни цер-ковников, «превышением полномочий». По существу же «кампания против икон» слу-жила идеологическим прикрытием осуществлявшейся секуляризации церковного иму-щества, которое переходило в руки государства. Земли, отобранные у монастырей, отда-вались воинам. Во многом за счет монастырских богатств Византии удалось выстоять против арабов. При императоре Михаиле III (842–867 годах) гонения прекратились, но фактически восточная христианская церковь была огосударствлена, подчинена государ-ству. Государство устанавливало размеры материального обеспечения церкви, распоря-жалось церковными должностями и церковным имуществом, держало под контролем формирование духовного сословия и всю его жизнь . Византийская система отношений между светской и церковной властями официально именовалась «симфонией». Это понятие должно было означать гармоничное, заинтересованное взаимодействие и взаимопонимание. В научной литературе утвердилось определение цезарепапизм в отли-чие от папизма в западном христианстве. Церковь, патриархи сохраняли значительное влияние на дела общества, но при столкновении со светской властью духовная власть терпела поражения или отступала.
В арабском мире VII–X вв., ислам, напротив,
определял и направлял все
стороны государственной и
В Индии буддизм не вполне удовлетворял
интересам правящих кругов. В его
лоне возникали разнообразные
В Китае в период раннего феодализма господствующие позиции занимает конфуци-анство, ставшее фактически идеологией патриархальной монархии. Конфуцианство оп-равдывало иерархические и патриархальные «пять отношений»: между государем и чи-новниками, родителями и детьми, мужем и женою, старшими и младшими братьями, ме-жду друзьями. Специального конфуцианского жречества в Китае не было. Правилам ис-полнения обрядов обычно сына учил отец. Иногда обряды отправляли особые должност-ные лица – «профессора церемоний», которые состояли на государственной службе, но не образовывали особого сословия. Конфуцианство поддерживало культ императора, его предков, но считало, что император должен управлять страной через конфуциански об-разованных чиновников. Для них был предусмотрен трудный государственный экзамен. Только после его сдачи можно было получить государственную должность.
В Японии древнейшую религию (синтоизм или «путь местных богов») в середине VI в. стал теснить буддизм. Императоры (тенно) стали поддерживать буддизм («религию Бутсу», как называли японцы), который превратился в строго централизованную государ-ственную религию. Буддистские монастыри превратились в крупных феодальных земле-владельцев. Монахи, жрецы буддизма, назывались бозу, что трансформировалось в слово «бонза». Под влиянием буддизма синтоисты стали строить храмы, стали делать изображе-ния богов. Обе религии постепенно сближались, стремясь приноровиться к менявшимся социально–экономическим условиям и быть полезными власть предержащим.
В феодальную эпоху вступали огромные регионы. Происходили существенные изменения в политических, социально-экономических и духовно-идеологических основах жизни народов Европы, Северной Африки и Азии. Складывался новый баланс сил при явно наметившемся обострении отношений между Западом и Востоком. Постепенно менялась цивилизационная картина мира. Мировое цивилизационное пространство к рубежу первого и второго тысячелетий нашей эры было совсем не похоже на то, что представлял собой мир в первом году нашей эры. В этом новом цивилизационном пространстве появилась и русская (российская) цивилизация, которой предстояло обрести свое лицо и найти свое место в мировом историческом развитии.
Информация о работе Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока