Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:57, реферат
В статье исследуются важные и актуальные вопросы, связанные с рождением и воспитанием ребенка в мусульманской семье, которые сопровождаются различными ритуалами и обрядами в соответствии с нормами и правилами религии и морали. Источниками для данной статьи послужили: Священный Коран, сборники хадисов и систематизированный свод мусульманских законов — Шариат.
РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В МУСУЛЬМАНСКОЙ СЕМЬЕ
В статье исследуются важные и актуальные вопросы, связанные с рождением и воспитанием ребенка в мусульманской семье, которые сопровождаются различными ритуалами и обрядами в соответствии с нормами и правилами религии и морали. Источниками для данной статьи послужили: Священный Коран, сборники хадисов и систематизированный свод мусульманских законов — Шариат.
В Коране Аллах Всевышний говорит: «Мы уже создали человека из эссенции глины, потом поместили Мы его каплей в надежном месте, потом создали из капли сгусток крови, и создали из сгустка крови кусок мяса, создали из этого куска кости и облекли кости мясом, потом мы вырастили его в другом творении, — благословен же Аллах, лучший из творцов!» (Коран 23: 12-14) [2, c. 287].
Пророк Мухаммед так разъяснил этот аят: «Каждый из вас находится 40 дней в утробе матери. Затем такое же время (сперма) превращается в клейкий сгусток. Затем столько же времени необходимо для превращения (сгустка крови) в кусочек мяса. Уже после этого посылается ангел для передачи души». Удивительно, в книге Всевышнего четко и по стадиям расписан процесс развития эмбриона. Наряду с основами веры, религиозными канонами и предписаниями, историей Пророков и судеб человечества, Аллах, как Свое великое знамение, открывает человеку тайны его создания. Еще в VII веке врачи-мусульмане владели информацией, которая стала известна мировой медицине только с изобретением ультразвукогого исследования. Это помога ло им применять правильные способы лечения беременных и новорожденных [4, c. 127].
Весть о предстоящем ребенке всегда воспринималась с радостью. Ритуальные запреты по отношению к одежде, пище, речи беременной женщины, сохранившиеся и сегодня, подчеркивают ее особый статус в обществе, имеют как религиозно-мировоззренческую, так и этическую основу. В конечном итоге они направлены на охрану физического и духовного благополучия как женщины, будущей матери, так и ребенка, продолжателя рода [5, c. 190].
Беременной рекомендовался душевный покой, чтобы психические травмы, отрицательные эмоции не отразились на развивающемся плоде. Обращалось внимание на полноценность питания, запрещалось употребление алкоголя. Для предупреждения явлений токсикоза беременности (рвота, тошнота и т.д.), а также рождения детей с патологиями советовали исполнять любую прихоть в питании. Беременной запрещалось поднимать тяжести, подвергать себя большой физической нагрузке. В последние месяцы беременности рекомендовалось воздерживаться от половой жизни.
Женщина во время беременности должна думать о тех, кого любит и уважает, часто вспоминать их. Это может способствовать формированию некоторых качеств ребенка и обретению им схожести с этими людьми, что подтверждено как народным опытом, так и медициной.
Необходимо, чтобы те, кто принимает роды, были мусульманами, или, в крайнем случае, произнесли «Бисмиллахир рахманир-рахим» при рождении ребенка. Они же должны пожелать роженице скорейшего выздоровления и поздравить с тем, что она произвела на свет ребенка. Ведь в религии считается похвальным поздравлять того, у кого родился ребенок [7, c. 25].
На седьмой день от рождения выполняется еще ряд необходимых обрядов. Днем голову ребенка обривают. Затем раздают милостыню деньгами в количестве, равном весу сбритых волос.
Ритуалы, сопровождающие рождение ребенка, представляют собой сложнейший комплекс, предписывающий самые различные модели поведения и действий матери, отцу, родственникам, другим членам общества по отношению к новорожденному [5, c. 189].
Однако новорожденный обладает лишь физической (телесной) сущностью: он только появился на свет, еще не признан семьей и не принят в общество. Общественный статус «своего», «живущего» ему придают ритуалы, совершаемые сразу же после рождения, и только благодаря этим церемониям он становится членом сообщества живущих, приобщенным к культуре и традиции [5, c. 192].
В честь рождения нового человека устраивается праздник — чаепитие. В первые дни после родов женщину навещают родственники, соседки, односельчане, приносят угощения. Навестить родившую женщину является обязательным и благим делом.
Первые сорок дней после рождения младенца считаются наиболее опасными как для ребенка, так и для матери. Мать и дитя тщательно оберегали от простуды, неправильного питания, душевных расстройств, от «дурного глаза» и влияния злых чар, способных оказать на их здоровье негативное воздействие [5, c. 193].
Вообще, рождение малыша воспринимается в каждой семье как особо радостное и счастливое событие и по традиции облекается в определенный ритуал. Ребенку, родившемуся на свет, читают на правое ухо азан, а на левое — камат. Так ему дают знать о религии ислам и приобщают к ней. Его маленькое сердечко запечатлевает волнующую благозвучность азана.
Важным является наречение ребенка хорошим, благоприятным именем. Многие имена, даваемые в мусульманском мире, имеют арабские корни.
Ритуал наречения имени («праздник имени») является центральным в цикле ритуальных действий, связанных с рождением ребенка. Это торжество обычно проводят на третий, седьмой или сороковой день после рождения младенца. По поверьям, жизнь ребенка и его судьба во многом обусловлены именем, якобы способным влиять на благополучие и духовно-душевный мир индивида. Отсюда люди старались назвать ребенка таким именем, которое обеспечило бы ему в последующем удачу и счастье, гарантировало благополучие и долгую благородную жизнь [5, c. 194].
Когда рождается мальчик, необходимо совершить обряд обрезания его крайней плоти, операцию по удалению конечной части кожи на половом органе мальчиков. Обрезание — одна из санитарно-гигиенических норм. Современная медицина указывает на многочисленные полезные стороны обрезания. Медицинские исследования показали, что у жен мусульман намного реже встречаются женские болезни.
Раньше обряд обрезания совершал определенный человек, который приходился один на десятки, а то и на сотни сел и деревень. Этот ритуал был также широко распространён у арабов (как и у других семитских и кочевых народов, а также у древних египтян) как часть обряда инициации, т.е. вступления юноши во взрослую жизнь, задолго до принятия ислама. Коран не упоминает о необходимости совершения этого обряда. Из этого следует, что он был настолько общепринятым обычаем, что о нем не нужно было особо и говорить. После распространения ислама, в период массового перехода язычников в мусульманство, обрезание стало рассматриваться как символ введения нового человека в мусульманскую общину.
Шариат устанавливает, что ответственность за совершение обряда обрезания у мальчиков, до того как они станут совершеннолетними, лежит на родителях, родственниках, близких и опекунах. Если же мальчик не обрезан вплоть до совершеннолетия, обязанность совершения этой процедуры лежит на нем самом.
Интересен и тот факт, что церемония обряда происходит по-разному. Не определен также точный возраст мальчиков для привлечения к этому обряду: обрезание производится в возрасте от 7 дней до 15 лет [1, c. 125].
Несколько лет тому назад Ассоциация американских врачей провела специальное исследование в Индонезии. Оказалось, что при довольно низком уровне медицинского обслуживания в стране почти отсутствуют венерические заболевания. Конечно, это утверждение не лишено преувеличения, однако нельзя отрицать тот факт, что свою положительную роль сыграл в этом обряд обрезания. В настоящее время в США обрезанию подвергаются и христианские дети [1, c. 127].
В доисламский период у арабов был распространен обычай хоронить заживо своих новорожденных дочерей. К счастью, позднее ислам покончил с этим диким обычаем. Священный Коран строго-настрого запретил убиение девочек: «…Не убивайте ваших детей от бедности — Мы прокормим их и вас; не приближайтесь к мерзостям, к явным из них и тайным; не убивайте душу, которую запретил Аллах…» (Коран 6:152) [2, c. 121].
В хадисах Посланник Аллаха говорил:
«Поистине, Всевышний Аллах любит такого отца, который терпелив к своим дочерям и знает о награде за это».
«Не испытывайте по отношению к дочерям ненависть, ведь они дорогие и милосердные».
«Однажды один человек сидел рядом с Пророком, и когда к нему подошел его сын, он поцеловал его и посадил к себе на колени. А когда к нему подошла его дочь, он посадил ее перед собой и не поцеловал. На что Посланник Аллаха заметил: «Почему ты поступаешь по отношению к ним несправедливо?».
Посланник Аллаха, который уделял большое внимание тому, чтобы люди одинаково относились к своим дочерям и сыновьям, сказал: «Будьте одинаково снисходительны и благодетельны как к сыновьям вашим, так и дочерям» [3, c. 23], чем полностью свел на нет неверное представление о том, что во всем следует отдавать предпочтение сыновьям.
Все книги по ахляку (исламской нравственности) советуют уделять большее внимание девочкам, ибо по натуре они более чувствительны и ранимы, чем мальчики. Например, рекомендуется, раздавая гостинцы и подарки, начинать с девочек.
В то же время воспитание и тех, и других, и девочек и мальчиков, не должно идти вразрез с общечеловеческими принципами добра, любви и справедливости.
Рождая и воспитывая детей, семейная пара увеличивает и укрепляет мусульманскую умму. Ребенок, растущий в семье, которая исповедует ислам, развивается в соответствии с установлениями этой религии, подкрепляется ею. Воспитание, полученное в семье, остается с человеком навсегда. Поэтому на протяжении всей истории люди придавали большое значение семейному воспитанию.
Ведь еще французский мыслитель Ж.-Ж. Руссо повторял, что хорошее воспитание должно быть предупреждающим. Помешайте порокам зародить ся, вы тем самым достаточно сделаете для воспитания добродетели. Средство достижения этого при соответствующем общественном воспитании крайне просто: оно состоит в том, чтобы всегда держать детей в напряжении не при помощи скучных занятий, в которых они ничего не понимают и которые делаются для них ненавистными только потому, что они должны сидеть неподвижно; но упражнениями, которые им нравятся, потому что они удовлетворяют естественную потребность их растущих организмов в движении; и не только в этом будет для них привлекательность таких занятий [6, c. 467].
Ребенок получает свое первое воспитание в семейном окружении, от своей матери. Ведь именно она проводит большую часть времени дома, занимаясь воспитанием и уходом за детьми. Матери должны быть очень внимательны к здоровью ребёнка и к его питанию, избегая всего запретного (харам) и сомнительного, так как оно используется организмом для формирования тельца ребенка. Причина этого лежит в том, какой пищей был вскормлен человек, ведь только благая и чистая пища может дать такой благотворный результат.
Все, что ребенок слышит и видит в своем доме, оставляет отпечаток в его памяти. Сначала он внимательно наблюдает за тем, что происходит вокруг, потом хочет воспроизвести это в своем поведении и словах. И поэтому родители должны быть для своих детей примером для подражания во всем. Вера и убеждения ребенка складываются и укрепляются именно в кругу семьи, начиная с малых лет. И, как утверждает основной принцип образования, он взрослеет, перенимая вероубеждение своих родителей.
Отец и мать ребенка должны помогать ему в выборе хороших друзей и оберегать его от дурного влияния плохих детей. Ведь плохой друг — это источник плохих деяний.
Еще одной обязанностью отца и матери является воспитание своих детей чистоплотными, опрятными и дисциплинированными, и еще важно с малых лет знакомить их с религией, обучать благонравию и правильному поведению с людьми. Дети подобны плодородной почве: что посеешь, то и пожнешь.
По исламу недозволительным является разделять родительскую любовь между детьми, девочками и мальчиками, считая одних лучше других. Мусульманин не должен хвастаться тем, что у него родился сын, как и не должен горевать о том, что у него дочь. Ведь на самом деле важным является не пол ребенка, а то, чтобы он вырос благим.
Ислам учит детей почтительности к родителям. Любовь, уважение и забота об отце и матери — главное, чему наставляет детей Коран: «И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям — благодеяние. Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им — тьфу! И не кричи на них, а говори им слово благородное» (Коран 24:23); «И преклоняй пред ними обоими крыло смирения из милосердия и говори: Господи! Помилуй их, как они воспитали меня маленьким» (Коран 25:24) [2,c. 234]. Почитание родителей и старших — непреложный религиозный и нравственный долг мусульманина.
Пророк Мухаммед и его проницательные, мудрые и богобоязненные последователи оставили множество ярких примеров того, каким должно быть уважение к родителям, и, прежде всего, к матери. Пророк с уважением и почтением относился к Халиме Садие, которая была его кормилицей в младенчестве. Он расстилал перед ней свою накидку и приглашал присесть. Также с уважением он относился и к другим кормилицам, вставая, когда они входили и выходили [7, c. 7]. Передается, что однажды к Пророку пришел один человек и спросил: «Кто из людей достоин того, чтобы я уважал и слушал его больше остальных?» «Твоя мать», — ответил ему Пророк. «Кто после нее?» — спросил тот. «Твоя мать», — повторил Пророк. «Кто же после нее?» — продолжал спрашивать человек. «Твоя мать!» — вновь повторил Пророк. «Кто же после матери?» — спросил человек. «Твой отец!» — ответил тогда Посланник Аллаха [3, c. 11]. Из хадиса ясно видно, что мать в воспитании детей имеет втрое большее превосходство, чем отец.
Величайший богослов и правовед Имам Аль-Азам Абу Ханифа отказался от должности судьи в Багдаде, дабы не стать пособником несправедливости. За это халиф Абу Джафар Мансур приговорил его к наказанию и заключению под стражу. Когда его стегали плетью в темнице Багдада, он говорил своим товарищам: «Позаботьтесь о том, чтобы мать моя не узнала, что меня стегали плетьми! Она не вынесет этого, я же не смогу стерпеть скорби ее!..», что является свидетельством трепетной любви к матери и уважения к ее чувствам [7, c. 7].
Информация о работе Рождение и воспитание ребенка в мусульманской семье