Шактизм как культ Дэви и другие его обличия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 20:31, реферат

Описание работы

Шактизм – (в буквальном переводе - «доктрина силы» или «доктрина Богини») - это одно из трех основных направлений в индуизме, наряду с вишнуизмом и шиваизмом, стержнем которого является культ Богини-Матери, женского начала, персонифицируемого в обликах разных индуистских богинь и, прежде всего, супруги Шивы, известной под именами Деви, Кали, Дурга, Парвати и др.

Содержание работы

1. Шактизм как направление в индуизме
2. Культ женского начала – культ Дэви в шактизме
3. Кали и Дурга как наиболее известные ипостаси Дэви

Файлы: 1 файл

реферат .docx

— 47.42 Кб (Скачать файл)

 

3. Кали и Дурга как наиболее известные ипостаси Дэви

Образ Дэви как добродетельной супруги и матери семейства представлен  несколькими значительными «персонами». Наиболее популярными, стали грозные проявления Дэви. К ним относится прежде всего Дурга.

Дурга (буквально — Недосягаемая) изображается в виде прекрасной десятирукой женщины, восседающей на льве. Ее основная цель — уничтожение воинства демона Махиши. Как гласит легенда, Дурга родилась из огня ярости, испущенного богами, которые не могли справиться с невидимым для них демоном. Боги дали ей оружие для борьбы с ним. Десять рук Дурги символизируют ее готовность защитить весь мир (десять сторон света).

В тантризме имя богини имеет свое значение, так слог «ду»  напоминает о четырёх асурах: бедность (даридра), страдание (духкха), голод (дурбхикша) и дурные привычки (дурвьясана). Звук «р» означает болезни (рогагхна), а слог «га» — грехи (папагхна), несправедливость, антирелигиозность, жестокость и прочие дурные привычки. Таким образом, богиня уничтожает все виды зла, символизируемые звуками «ду», «р», «га».

Почитание Дурги первоначально было свойственно неарийским племенам, позднее, она была включена в индуистский пантеон в процессе адаптации индуизмом народных верований, в частности культа Великой богини-матери, олицетворения созидательных и разрушительных сил природы.

В мифах Дурга выступает как богиня-воительница, сражающаяся с демонами, защитница богов и мирового порядка. Один из самых известных её подвигов, в состоянии гнева (которое почитается как отдельный образ Дурги — богиня Чанди) — уничтожение в поединке демона Махиши, низвергнувшего богов с небес на землю и который не мог быть побеждён ни мужем, ни животным.

Каждый из богов даровал  Дурге какое-либо оружие. Поэтому Дургу призывают как для защиты, так и для разрушения всего, что мешает дальнейшему развитию. Мантры, посвященные богине Дурге, не столько уничтожают отрицательные силы в прямом смысле, сколько преобразуют, трансформируют их. Дурга приносит победы над преградами, болями и страданиями.

Другой ипостасью Дэви является богиня Кали (санскр.  «чёрная»). Кали разрушает невежество, поддерживает мировой порядок, благословляет и освобождает тех, кто стремится познать Бога. В Ведах ее имя связано с Агни, богом огня.

«Калика-Пурана» гласит: «Кали — освободительница, защищающая тех, кто ее знает. Она ужасная разрушительница времени, темная Шакти Шивы. Она есть эфир, воздух, огонь, вода и земля. Через нее удовлетворяются все физические желания Шивы. Ей ведомы 64 искусства, она дарит радость Богу-Творцу. Она — чистая трансцендентальная Шакти, полная тьма».

Западные культы мистических и  сатанинских направлений ошибочно воспринимают и описывают Кали как богиню, равноценную египетскому божеству Сету, жестокую кровопийцу и убийцу, поедающую плоть своих жертв. Такая трактовка является в корне неверной, ибо сущность Кали — благость, а не жестокость или насилие.

Существует определённая связь  с богиней Дургой, вплоть до признания Кали ипостасью последней.

Имя Кали впервые встречается  в Ригведе. Также известна как Каликамата («черная земная мать»), Каларати («черная ночь»), среди тамилов — как Коттавей.  Изображается в виде худой четырёхрукой длинноволосой женщины с голубой кожей. Обычно обнажена или одета в шкуру пантеры. В верхней левой руке она держит окровавленный меч, разрушающий сомнения и двойственность, в нижней левой — голову демона, символизирующую отсечение эго. Верхней правой рукой она делает защитный жест, прогоняющий страх, в то время как нижней правой рукой благословляет к исполнению всех желаний. Четыре руки символизируют 4 стороны света и 4 основных чакры.

Три глаза богини управляют тремя  силами: творением, сохранением и  разрушением. Она также соответствует  трем временам: прошлому, настоящему и  будущему, и являются символами Солнца, Луны и молнии. На ней пояс из человеческих рук, которые обозначают неумолимое действие кармы.

Её темно-синий цвет — цвет бесконечного космического, вечного времени, а также смерти. Эта символика обращает внимание на превосходство Кали над царством смертных. В «Маханирване-Тантре» сказано: «Черный цвет заключает в себе белый, желтый и все остальные цвета. Так же и Кали заключает в себе все остальные существа». Черный цвет символизирует незамутненное состояние чистого сознания.

Гирлянда черепов, которой она украшена, означает череду человеческих воплощений. Черепов ровно 50 — по числу букв санскритского алфавита. Голова, которую несёт Кали, представляет собой эго, идею «я есть тело», которую она уничтожает. Черепа также показывают её способность освобождать ум от идентификации себя с телом. Эта гирлянда символизирует мудрость и силу. Взъерошенные волосы богини Кали (элокеши) образуют таинственный занавес смерти, который окутывает всю жизнь. Труп, на котором она стоит, указывает на преходящий и нижепоставленный характер физического тела.

Кроваво-красный язык символизирует гуну раджас, кинетическую энергию вселенной, символом которых является красный цвет.

Кали пребывает в анахате. Она взаимодействует с физическим сердцем; в этой форме она называется Ракти-Кали (красная Кали), пульсация сердца. Но красота — не только очарование, это также ужас и даже смерть. Кали — недосягаемая красота, невознагражденная любовь. Красота непостижима, потому что не имеет формы.

Кали символизирует вечную жизнь. Вечная жизнь имеет цену. Только то, что является бессмертным, может быть бесконечным, поскольку ничто не может изменить его природы. Смертный и переходный процесс рано или поздно закончится. Чтобы извлечь пользу из вечности, которой является Кали, нужно принести в жертву нашу смертную природу. Поэтому Кали обычному глазу кажется пугающей и разрушительной.

Кали — многоликая Богиня, которая руководит жизнью с момента зачатия до смерти. Она символизирует Космическую силу вечного времени. Кали есть восприятие молнии правды, отрицающая все иллюзии. Она воплощает в себе творение, сохранение и уничтожение, вызывает одновременно любовь и ужас.

В человеческом теле Кали существует в форме дыхания или силы жизни (праны). Символом Кали считался полумесяц. Богиня Кали по своей природе может позволить достойному иметь жизнь вечную, а также и даровать ему смерть без особых страданий и мук для оного, по его же прошению в форме письма или по устной молитве.

Подводя итоги,  ещё раз отметим главное: шактизм  — это одно из направлений индуизма, основанное на поклонении Шакти, или Деви — Богини-Матери как абсолютной и изначальной форме Бога. Корни шактизма уходят в глубокую древность, как культ Богини-Матери он является, по видимому пережитком матриархата. Одним из центральных священных текстов шактизма является Деви-махатмья. Написал этот текст на санскрите риши Маркандеей и он является составной частью Маркандея Пураны. Этот текст описывает высшую реальность Бога в виде женского начала бытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.  А. А. Игнатьев. Генезис и эволюция шактизма.

2. В. А. Косарев. Издатель: АСТ. Год издания:2007. – С. 54-57

3. П. Д. Сахаров.  Мифологическое повествование в санскритских пуранах. – М.: Наука, 1991. – С. 98 -99

4. Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой. – Пер. с англ. – Киев: София, 1997. – 320 с.

5. Шри Свами Шивананда. Господь Шива и его почитание. – Пер. с англ. – М.: Золотое сечение, 1999. – С. 114- 118

 


Информация о работе Шактизм как культ Дэви и другие его обличия