Сходства и отличия католицизма и православия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 16:07, сочинение

Описание работы

Католицизм – западная разновидность христианства. Появился в результате церковного раскола, подготовленного разделением Римской империи на Западную и Восточную. Стержнем всей деятельности западной церкви стало стремление объединить христиан под властью римского епископа - папы. Католицизм окончательно оформился как вероучение и церковная организация в 1054 году.
Православие – одно из направлений христианства, сформировалось в IV – IIX веках, а самостоятельность обрело в XI веке в результате церковного раскола, подготовленного разделением Римской империи на Западную и Восточную (Византию).

Файлы: 1 файл

эссе.docx

— 31.12 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФГБОУ ВПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. КОЗЬМЫ МИНИНА»

 

 

Факультет естественных, математических и компьютерных наук

Кафедра философии и теологии

 

 

 

Эссе на тему:

 

«Сходства и отличия

католицизма и православия»

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка группы МИ-12-1

Гусева Вера

 

 

2015-2016г.


Католицизм – западная разновидность христианства. Появился в результате церковного раскола, подготовленного разделением Римской империи на Западную и Восточную. Стержнем всей деятельности западной церкви стало стремление объединить христиан под властью римского епископа - папы. Католицизм окончательно оформился как вероучение и церковная организация в 1054 году.

Православие – одно из направлений христианства, сформировалось в IV – IIX веках, а самостоятельность обрело в XI веке в результате церковного раскола, подготовленного разделением Римской империи на Западную и Восточную (Византию).

История развития католицизма – это долгий процесс, растянувшийся на века, где было место и высоким стремлениям (миссионерство, просвещение), и стремлениям светской и даже мировой власти, и место кровавой инквизиции.

В средневековье в религиозную жизнь западной церкви входят пышные и торжественные богослужения, поклонение многочисленным святым мощам и реликвиям. Папа Григорий I включил в каталитическое  богослужение музыку. Он так же пытался заменить культурные традиции древности «спасительным церковным просвещением».

Православие же не имело единого церковного центра, т.к. церковная власть была сосредоточена в руках 4 патриархов. По мере распада Византийской империи каждый из патриархов стал возглавлять самостоятельную (автокефальную) православную церковь.

Начало утверждения православия на Руси в качестве государственной религии было положено Киевским князем Владимиром Святославовичем. По его распоряжению в 988 году Византийское духовенство окрестило жителей столицы древнерусского государства Киева.

Православие, так же как и католицизм, оправдывало и освящало социальное неравенство, эксплуатацию человека, призывало народные массы к покорности и терпению, что было весьма удобно для светской власти.

Особенности вероучения, культа и структуры религиозной организации католицизма и православия имели свои сходства и различия, рассмотрим их.

Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр (Ватикан), единого главу – папу римского, который венчает многоступенчатую иерархию. Папа считается наместником Иисуса Христа на земле, непогрешимым в делах веры и нравственности.

Православие не имеет единого церковного центра, как католицизм, и представляет собой 15 автокефальных и 3 автономных поместных церквей. Православие отрицает догмат католиков о главенстве папы Римского  и его непогрешимости.

Источником вероучения католики признаю Священное писание (Библию) и святое предание, которое, в отличие от православия, включает в себя постановления вселенских сборов католической церкви и суждения пап.

Вероисповедную основу православия составляют Священное писание (Библия) и священное предание (решения первых 7 вселенских соборов и труды отцов церкви II – IIX в.в.)

Добавление к символу веры филиокве Святой Дух исходит от Бога-Отца. Добавление же заключалось в утверждении, что Святой Дух исходит от Бога-Отца и от Бога-Сына.

Символ веры православных обязывает веровать в единого бога, выступающего в трёх лицах (ипостасях): Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа (Святого). Святой Дух объявлен исходящим от Бога-Отца. Филиокве у католиков православие не переняло.

Особенностью католицизма является экзальтированное почитание богоматери, признание легенды о непорочном зачатии Марии её матерью Анной, и её телесном вознесении после смерти на небо.

В православии же важнейший догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь богом, родился от девы Марии. Католический культ почитания Марии в православии не признаётся.

В католицизме духовенство даёт обет безбрачия – целибат, который был утвержден в XIII веке, чтобы не допустить раздела земель между наследниками священнослужителя. Целибат – одна из причин отказа многих католических священников в наши дни от сана.

В православии же духовенство делится на белое (женатые приходские священники) и чёрное (монашествующие, дающие обет безбрачия). У католиков, в свою очередь, обет безбрачия даёт всё духовенство.

Догмат о чистилище. У католиков это промежуточное место между раем и адом, где души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами, прежде чем получить доступ в рай, горят в очищающем огне. Это испытание католики понимают по-разному. Одни трактуют огонь как символ, другие признают его реальность. Судьба души в чистилище может быть облегчена, а срок пребывания её там сокращён «добрыми  делами», совершаемыми в память умершего оставшимися на земле родными и близкими. «Добрые дела» - молитвы, мессы и материальные пожертвования в пользу церкви. А православная церковь отвергает учение о чистилище.

Католицизму присущи пышный театрализованный культ, широкое почитание реликвий (останки «одежды Христа», кусочки «креста, на котором Он был распят», гвозди, «которыми Его прибивали к кресту» и т.п.), культ мучеников, святых и блаженных.

В православии значение придаётся обрядности, культу святых, почитаются останки святых – мощи, иконы, т.е. то же, что и у католиков, однако в православии отсутствуют реликвии.

Индульгенция – папская грамота, свидетельство об отпущении как совершённых, так и не совершённых ещё грехов, выдаваемая за деньги или за особые заслуги перед католической церковью. Индульгенция обосновывается богословами тем, что католическая церковь якобы обладает неким запасом добрых дел, совершённых Христом, Девой Марией и святыми, которыми можно покрывать грехи людей.

В православии существует понятие отпущения грехов после исповеди и покаяния. Индульгенцию католиков православие не признаёт.

Церковная иерархия основана на божественном авторитете: от Христа берёт начало мистическая жизнь и через папу и всю структуру церкви нисходит до рядовых её членов. Православие же отрицает церковную иерархию католиков, их божественность, преемственность от апостолов.

Как и католицизм, православие признаёт все семь христианских таинств – крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, соборование. Так же у православия и католицизма общие нормы церковной жизни (каноны) и важнейшие компоненты обрядности: количество и характер совершения таинств, содержание и последовательность богослужений, компоновка и интерьер храма, структура клира и его внешний вид, наличие монашества. Богослужение ведётся на национальных языках, используются и мёртвые языки (латынь).

Среди различий между православием и католицизмом часто упоминают обрядовые различия между наиболее распространённым в православии византийским литургическим обрядом и наиболее распространённым в Католической церкви латинским обрядом. Однако обрядовые различия, в отличие от догматических, не носят принципиального характера — существуют католические церкви, использующие византийскую литургию в богослужении и православные общины латинского обряда. Различные обрядовые традиции влекут за собой различные канонические практики, например католические священники западного обряда соблюдают целибат, а католические священники восточного обряда из числа белого духовенства вступают в брак, как и православные священники.

Среди главных обрядовых и канонических различий между западной и восточной традициями:

В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, а в восточном перед принятием священства человек имеет право либо вступить в церковный брак, либо принять монашеские обеты.

Существуют заметные обрядовые различия в общественном богослужении — главным из которых является Евхаристическая Литургия и практике совершения Таинств:

в латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения, а миропомазание совершается после достижения сознательного возраста (в византийском обряде сразу же после таинства крещения).

В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном только после дня первого причастия (примерно с 7-8 лет).

Так же веское отличие католицизма от православия является осенение крестом, у православных - производится справа налево, а у католиков слева направо.

 


Информация о работе Сходства и отличия католицизма и православия