Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:29, реферат
Я буду писать об одной грани шведского опыта: о том, как религия и церковь встроена в политическую и общественную систему Швеции, и, в частности, о том, как преподают религиоведение в шведских школах и гимназиях. Христианство пришло в Швецию сравнительно поздно1. Считается, что первую христианскую общину в Швеции основал немецкий миссионер, «апостол севера» Ансгар (или Ансгарий) в 19 веке. Но христианизация шла очень медленно, и викинги в период своих знаменитых походов, которые продолжались ещё и в начале XI века, не были христианами. Первым христианским королём Швеции был Олаф Шётконунг (980?-1021,1022?). Его дочь Ингегерда была выдана замуж на тот момент новгородского князя Ярослава (Мудрого) и родила ему семерых сыновей и трёх дочерей.
ШВЕЦИЯ
История церкви
Deniss Mirgorodski
„Rootsi“
Heigo Ritsbek
Я буду писать об одной грани шведского опыта: о том, как религия и церковь встроена в политическую и общественную систему Швеции, и, в частности, о том, как преподают религиоведение в шведских школах и гимназиях.
Христианство пришло в Швецию сравнительно поздно1. Считается, что первую христианскую общину в Швеции основал немецкий миссионер, «апостол севера» Ансгар (или Ансгарий) в 19 веке. Но христианизация шла очень медленно, и викинги в период своих знаменитых походов, которые продолжались ещё и в начале XI века, не были христианами. Первым христианским королём Швеции был Олаф Шётконунг (980?-1021,1022?). Его дочь Ингегерда была выдана замуж на тот момент новгородского князя Ярослава (Мудрого) и родила ему семерых сыновей и трёх дочерей.
В 1517 году братья Олаус (Олаф) и Лаурентиус (Ларс) Петри, сыновья кузнеца из Эребру, приехавшие в Германию для получения образования, стали свидетелями выступлений Мартина Лютера против злоупотреблений в Римско-католической церкви. В 1518 году Олаус вернулся в Швецию и стал диаконом и учителем Стренгнесской церковной школы. Первоначально к выступлениям Петри отрицательно отнеслись не только церковные иерархи, но и обычные прихожане, которые кидали в проповедника камнями и палками. Первоначально отрицательно к проповеди нового учения отнесся и новый король Швеции Густав Васа, которым в 1523 году был издан указ, запрещавший под угрозой лишения имущества и смертной казни изучать произведения Лютера. Однако сложная внутриполитическая ситуация заставила короля искать как новых союзников внутри страны, так и дополнительные источники финансирования своего правления. Вдобавок в 1524 году возник конфликт между королем и папой Климентом VII по поводу избрания нового архиепископа. В результате этого отношения с папством были прерваны и больше не возобновлялись.
Реформа Церкви в Швеции осуществлялась постепенно — с 1525 года началось проведение богослужений на шведском языке, в 1526 году на нём был издан Новый Завет, а в 1541 году — вся Библия, и король обязал все церкви купить новые книги.
В 1527 году на Вестеросском риксдаге главой Церкви был провозглашен король, а имущество монастырей было конфисковано в пользу короны. Делами Церкви стали управлять светские лица, назначенные королем.
В 1531 году архиепископом Швеции стал брат Олауса Лаурентиус. Под его руководством в 1536 году в Уппсале состоялся Церковный собор, на котором лютеранские церковные книги были признаны обязательными для всей Швеции. Целибат был отменен. В 1571 году Лаурентиусом Петри был разработан «Шведский церковный устав», в котором определялась организационная структура и характер самоуправляющейся Шведской Церкви. Пасторы и миряне получали возможность выбирать епископов, однако окончательное утверждение кандидатов стало прерогативой короля.
Вместе с тем необходимо отметить, что ввиду отсутствия ожесточенного противостояния между римскими католиками и приверженцами Реформации, которое имело место в странах Центральной Европы, изменения во внешнем характере богослужений не имели сильных отличий от таковых в Римско-католической церкви. Поэтому шведский обряд принято считать образцом высокоцерковной традиции в лютеранстве. Также формально считается, что Церковь Швеции имеет Апостольскую преемственность, так Лаурентий Петри был ординирован в епископы Петром Магнуссоном, епископом Вестеросским, посвященным в свой сан в Риме.
Реформация была проведена и в Финляндии, в то время являвшейся частью королевства Швеции. Первым лютеранским епископом в Финляндии (в г. Або) стал Микаэль Агрикола, который составил первый букварь финского языка и перевел на финский Новый Завет и части Ветхого Завета.
В 1718 была попытка объединения Шведской и Англиканской церкви, которая провалилась из-за сопротивления консервативного шведского епископата, обвинявшего англикан в чрезмерном кальвинизме2.
Шведская реформация характерна тем, что никакого жёсткого противостояния ей со стороны католиков не было. Лютеранство стало государственной религией, и иных направлений христианства вплоть до XIX века в Швеции не было. Характерно само официальное название: «Шведская церковь», в котором нет указаний на форму христианства, а есть указание на глубочайшую связь в Швеции церкви и государства. Все граждане Швеции автоматически считались принадлежащими к Шведской церкви. Отделение Шведской церкви от государства, и это может показаться невероятным, произошло только в 2000 г. До 1992 г. регистрацией актов гражданского состояния, то есть рождений, браков, смертей и т.д. занималась исключительно Шведская церковь. Право юридически регистрировать брак у неё сохранилось до сих пор, но, разумеется, у граждан есть выбор, и они могут регистрировать брак в муниципалитете. Все члены церкви автоматически платят церковный налог (примерно 1% от дохода; его собирает государственная налоговая служба). До сих пор церковь ведает кладбищами и получает средства на их поддержание от государства. Рождество и Пасха являются нерабочими днями.
Крещение не являлось обязательным условием принадлежности к Шведской церкви: достаточно одному из родителей быть членом церкви и ребёнок автоматически считался принадлежащим к ней. Чтобы выйти из церкви, необходимо было писать заявление. И, понятное дело, это мало кто делал раньше, и мало кто делает сейчас. Поэтому неудивительна та цифра членов Шведской церкви, которую можно найти на её официальном сайте – 72,9% населения3. При этом по одному из американских исследований4 Швеция входит в первую десятку самых атеистических стран мира: атеистов здесь от 45 до 85% населения. И я подозреваю, что многие сознательные атеисты вполне могут считать себя членами церкви, принимая участие в церковных выборах и не испытывая при этом никакого дискомфорта. В церкви довольно редко можно услышать о Боге, рае и аде, о воскресении Христа и т.д., но гораздо чаще - о толерантности, равноправии, помощи бедным, инвалидам и т.д. Сайт Шведской церкви также сообщает, что на сегодняшний день в ней проходят обряд крещения 59% всех родившихся, 34% всех пятнадцатилетних подростков проходит обряд конфирмации, венчаются 44% всех заключающих брак, происходит 83% всех похорон. Там же написано, что еженедельно Шведскую церковь посещают 2% населения. Чтобы сегодня быть членом Шведской церкви, необходимо креститься, но если человек уже крещён в какой-то другой христианской церкви, то достаточно беседы с пастором.
С середины XIX века в Швеции начали появляться разнообразные течения, которые организационно оформлялись в отдельные, существующие и поныне, так называемые «свободные церкви». Но они, как правило, с государственной Шведской церковью окончательно не порывают.
Как и Швеция в целом, Шведская церковь имеет давние демократические традиции. Уже в XVI веке пасторы и миряне получили возможность выбирать епископов, которых утверждал король. Пастор в протестантских церквях тем более выбирается общиной. С 1862 г. после парламентской реформы в Швеции начали созываться Генеральные ассамблеи5. Но Генеральная ассамблея имела право только утверждать церковные правила и законы, а принимал их риксдаг. На данный момент высшим церковным органом является Генеральная ассамблея, состоящая из 251 депутата (как священников, так и мирян), который избирается раз в четыре года6. Голосование проходит по партийным спискам. Проходного барьера нет. Все парламентские партии традиционно имеют партийные списки на церковных выборах и свои фракции на Генеральной ассамблее. Епископы с мирянами избираются на общих основаниях. Голосуя за список, избиратель отмечает в списке предпочтительного кандидата. То есть окончательное расположение кандидатов в списке и, соответственно, возможность получения ими депутатского мандата, определяют не партийные бюрократы, а сами избиратели. На последних церковных выборах 2009 года7 было 14 партийных списков и победу одержали, как всегда, социал-демократы – 28,32%, 71 депутат. Второе место у умеренной коалиционной партии, находящейся сейчас у власти – 16,18%. Удивительно мало депутатских мандатов у христианских демократов – 6,99%. Шведские коммунисты, «Левые в Шведской церкви» набрали 1,25% и получили 3 депутатских мандата. Хоть формально они независимы от Левой партии (бывшей коммунистической), но, как сказано на их сайте, «многие наши активисты являются членами Левой партии». В голосовании приняло участие 671.712 из 5.658.143 имеющих право голоса, что составляет 11,9%.
Одновременно с выборами в Генеральную Ассамблею (Kyrkomotet) проходят выборы в Совет епархий (Stift), и церковных уполномоченных приходов (Forsamling). Тоже по партийным спискам. Разумеется, все 14 партий и партийных списков в каждом приходе не представлены, но выбирать есть из кого. Епископы выбираются на альтернативной основе (когда в этом возникнет необходимость) коллегией выборщиков (несколько сотен человек), куда включаются члены Совета епархии, пасторы епархии и определённым образом отобранные миряне.
Церковь Швеции имеет большие заслуги в антивоенном и миротворческом движении. В начале XX века большую известность и влияние приобрёл шведский архиепископ, основатель экуменического движения Натан Сёдерблюм (1866-1931). В ноябре 1914 г. по его инициативе было составлено обращение «За мир и христианское единство», которое было отправлено правительствам воюющих стран. Благодаря его усилиям в 1925 г. в Стокгольме была проведена Всеобщая христианская конференция, на которой присутствовало 600 делегатов из 37 стран. На конференции обсуждалось единое экуменическое учение и проблема достижения всеобщего мира. В 1930 г. Натану Сёдерблюму была присвоена Нобелевская премия мира. В Нобелевской лекции он сформулировал три задачи, которые, по его мнению, должна решить церковь во имя мира: довести до сознания христиан, что религия требует как от людей, так и от государств придерживаться норм, закона и справедливости; проповедовать важность «сверхнациональной юридической системы» как средства решения споров между народами; превратить вооружённые силы в защитников мира8.
В руководстве старейшей в мире миротворческой организации «Шведский союз за мир и арбитраж», основанной ещё в 1883 г. 80 депутатами шведского парламента, большую роль играли клирики Шведской церкви. В 30-40-х гг. её председателем был пастор Пер Гиберг. Антифашистская деятельность этой организации была замечена в Германии, и по представлению немецкого посла министр иностранных дел Швеции весной 1941 г. обращался к Гибергу с рекомендацией прекратить эту деятельность9.
Еще
в 1958 г., когда законы, касающиеся церкви,
принимал риксдаг, был принят закон,
разрешающий рукоположение
В 2007 г. Шведская церковь начала благословлять однополые союзы, не называя их браком. Обряд благословления таких пар отличался от обряда венчания. Хотя в Библии такого рода отношения считаются грехом, объяснялось это так, что благословляется не грех, а клятва этих людей во взаимной верности и преданности, которые являются христианскими добродетелями. Ещё в 2004 г. много шума наделала история пастора-пятидесятника Оке Грина10. Он с Библией в руках клеймил гомосексуализм, называл его раковой опухолью общества и был приговорён судом Кальмара к месячному тюремному заключению по закону о разжигании ненависти. Правда, Верховный суд Швеции оправдал его.
В 2009 г. в Швеции был принят гендерно нейтральный закон о браке, где пол вступающих в брак не обозначается. Шведская церковь, имеющая право государственной регистрации брака, была поставлена перед дилеммой: либо выполнять государственный закон, либо отказаться от права регистрировать брак. 1 ноября 2009 г. Генеральной ассамблеей Шведской церкви было принято решение выполнять государственный закон. И не только регистрировать, но и венчать однополые пары. Обряд венчания для однополых пар немного изменён: например вместо слов «муж и жена» пастор произносит «супруги»11. Пастор, если это противоречит его убеждениям, может отказать однополой паре в венчании и тогда они должны искать другого пастора. Но в каждом приходе такой пастор обязан быть.
8 ноября
2009 г. в сан епископа Стокгольма
была возведена открытая
Шведская
церковь проводит большую социальную
работу среди бездомных и беженцев,
имеет миссии в некоторых странах
Африки, участвует в экологических
акциях, предлагает психологическую
помощь по телефону и т.д. Её ни в
коей мере нельзя назвать собранием
ретроградов и противников
В 1958 г. шведским риксдагом был принят закон об отделении школы от церкви. Большинство школ сегодня государственные, и в них проводится последовательная нерелигиозная политика. В средней школе имеется курс «Ориентация в обществе», который включает себя такие предметы, как история, религия (именно так называется), обществоведение и география. Все эти предметы преподаёт один учитель, и он имеет некоторую свободу располагать эти предметы блоками в течение нескольких лет по своему усмотрению. Цель изучения любого предмета указана в специальном документе, который выпускает Образовательная служба. Про религиоведение сказано следующее: «Религиоведение содействует развитию способностей понимать и размышлять о самом себе, своей жизни и своём окружении, и развивает готовность действовать ответственно. Цель религиоведения – способствовать открытой дискуссии о вопросах веры и мировоззрения, а также возбудить интерес и любопытство к религии. Предмет содействует пониманию традиций и культур и, тем самым, даёт основание отвергать чувство враждебности к чужому и развивать у учеников чувство толерантности…».
Я смотрел учебник «Религия» для старших классов школы12. Хорошая печать, много цветных иллюстраций – это понятное дело. Протестантизму, католичеству, православию, исламу, буддизму и индуизму там уделяется примерно одинаковое внимание. Все описывается нейтрально и очень кратко – возникновение, основные положения, обряды и т.д. В конце каждой главы – интервью с ребёнком: я – буддист (католик и т.д.) и что это для меня значит. Как я понимаю – это для воспитания толерантности. Отдельная глава посвящена гуманизму. Приведены портреты гуманистов эпохи Возрождения. Согласно авторам учебника, главная идея гуманизма состоит в том, что «все люди имеют одинаковую ценность: мужчины, женщины, дети, взрослые, чёрные, белые, бедные, богатые, больные, здоровые». Далее сказано, что идеи гуманизма выражены в американской Декларации независимости, Всеобщей декларации прав человека ООН и особенно в её первой статье «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах».
Кроме государственных школ в Швеции имеются и негосударственные, так называемые свободные школы. В подавляющем большинстве они бесплатны для учеников так же, как и государственные. Многие из них – это религиозные школы и частично финансируются религиозными общинами. Некоторые из них имеют давнюю историю и связаны с Свободными церквями, обычно не входящими в Шведскую церковь. В последние годы в массовом порядке начали возникать мусульманские школы. Формально все эти школы должны выполнять шведские законы об образовании, выполнять учебный план, утверждённый Государственной образовательной службой (skolverket). Но в реальности возникает множество проблем, когда, например, религиозно настроенные учителя не хотят рассказывать ученикам о теории эволюции. Общественность последние десять лет бьёт тревогу. Вскрываются различные нелицеприятные факты, газеты печатают статьи с призывами закрыть все религиозные школы.