Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 15:29, реферат
Целью написания работы является предложение оптимальных путей развития религии для раскрытия ее социального созидательного потенциала в современных условиях.
Исходя из цели написания работы, перед нами стоят следующие задачи:
охарактеризовать понятие религии, ее структуру и социальные функции;
проанализировать ведущие процессы современной религиозной жизни в мире;
исследовать проблемы религии в современном обществе и связанные с ними понятия веротерпимости, свободы совести и религии.
Введение
1.Понятие религии, ее структура и социальные функции
1.1Сакрализация и секуляризация - ведущие процессы современной религиозной жизни
1.2Проблемы религии в современном мире. Веротерпимость, свобода совести и религии
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южный федеральный университет»
Институт по переподготовке и повышению квалификации
Преподавателей гуманитарных и социальных наук
Отделение «Регионоведение»
ДОКЛАД
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«Основы социологии, религии и духовной жизни»
на тему:
«Социальная роль религии в современном обществе».
Выполнила:
студентка 3 курса 1 группы
Ивлева Наталья
Ростов-на-Дону
2014
Содержание
Введение
1.Понятие религии, ее структура и социальные функции
1.1Сакрализация и
1.2Проблемы религии в современном мире. Веротерпимость, свобода совести и религии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Данная реферативная работа посвящена теме: «Социальная роль религии в современном обществе».
Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что в истории человечества религия выступает значимым средством приобщения индивида к разным сферам общественной жизни. Поэтому анализ социальной роли религии в современном мире представляет собой довольно перспективную социологическую проблему. Это объясняется также трансформациями, которые происходят в религии под влиянием изменений в самом обществе. В результате радикальных социально-экономических преобразований, вызванных процессом глобализации мира, в религиозном комплексе объективно происходит переориентация из присущих для него отношений «Бог - человек» в новые отношения - «человек - человек».
Вместе с тем актуализация проблемы изучения социальных функций религии делает ее теоретический анализ важным вопросом, поскольку ее решение имеет очевидное прикладное значение в деле достижения межконфессионального, гражданского и международного покоя, социально-экономического и культурного прогресса.
Целью написания работы является предложение оптимальных путей развития религии для раскрытия ее социального созидательного потенциала в современных условиях.
Исходя из цели написания работы, перед нами стоят следующие задачи:
охарактеризовать понятие религии, ее структуру и социальные функции;
проанализировать ведущие процессы современной религиозной жизни в мире;
исследовать проблемы религии в современном обществе и связанные с ними понятия веротерпимости, свободы совести и религии.
Понятие религии, ее структура и социальные функции
Понятие религии изучается одновременно богословами, философами, историками, религиоведами, психологами, социологами и пр. учёными. Но в социологии всегда возникали сложности в связи с определением термина «религия». Это отмечал еще известный социолог М. Вебер. Мы в этой работе под религией понимаем комплекс верований и практических действий, с помощью которых люди общаются, или пытаются общаться с реальностью, которая находиться за пределами повседневного опыта. Она строго отделена от пр. этического, эстетического или политического опыта, своей духовной природой, особой верой в сверхъестественное. Отличается религия и также особой структурой, в которую входят догматы, культ, эмоциональные переживания (вера), моральные правила и религиозные объединения (церкви, деноминации, секты, мистерии и пр.).
Определенный интерес представляет схема структурирования религии, предложенная учёным Р. Джонстоуном. Она состоит из определённого количества основных элементов, которые помогают понять, является ли религией та или иная вера.
Во-первых, религия всегда массовое явление, хотя и может быть связанна с глубоко личным переживанием.
Во-вторых, религия имеет дело с понятиями святости, божественности и всегда проводит границу между святым и мирским, божественным, чудесным и повседневным.
В-третьих, религия не возможна без вероисповедания - системы взглядов, учения, установок относительно смысла жизни и поведения.
В-четвертых, религиозная деятельность отражается в обрядах и ритуалах - образцах поведения относительно священных и сверхъестественных сил.
Заслуживает внимания мнение социологов о том, что в случае изучения религии как социальной подсистемы, указанные элементы можно считать максимальной границей ее членения. При дифференцированном рассмотрении каждого элемента оказывается его определённая степень сложности. Структурно-функциональный анализ в таком случае становится средством изучения структуры и функций выделенных элементов.
В отечественной литературе сложились два подхода к пониманию функций религии. Первый из них заключается в том, что исследователи стараются определить, выделить «специфично религиозную» функцию - функцию «фиктивного регулирования», связанную с ошибочным толкованием и иллюзорным представлением действительности. Более убедительным выглядит второй подход, согласно которому религия специфична по своей сути, но ее функции - это функции типичного социального института. С этой точки зрения можно выделить шесть социальных функций религии: мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, регулятивную, идеологическую, легитимизующую и интегративную.
Мировоззренческая функция проявляется в том, что религия содержит в себе осознанное отношение человека к своей личности, другим людям, окружающей среде и всему разнообразию явлений в ней с точки зрения его религиозной веры, знаний. То есть религиозная теория и практика формирует соответствующее религиозное или синтетическое мировоззрение.
Создание картины мира - одна из главных составляющих мировоззренческой функции, которая, однако, не исчерпывает эту функцию полностью. Не менее важно, чтобы благодаря этой картине человек может найти и определить смысл своего бытия. Именно поэтому данную функцию еще называют смыслопологающей или функцией значения.
Религия также выполняет социальную функцию компенсатора, реализуемую в религиозном заполнении действительности, а также в религиозном утешении.
Коммуникативная функция проявляется в форме культовой деятельности, когда верующие общаются друг с другими, позиционируя это и как часть общения с Богом.
Догматы, нормы и правила поведения, а также традиционная религиозная мораль являются регуляторами поведения людей, что говорит о наличии регулятивной функции. Будучи сообразной нормативно-правовой системой, религия преимущественно упорядочивает мысли, устремления и действия людей. В некоторых странах мира, религия и право до сих пор слиты воедино.
Как один из важных социальных институтов общества религия берет на себя и часть такой важной социальной функции общества, как узаконивание определенных норм и правил поведения, которые поддерживали бы стабильный порядок в обществе, обосновывали и узаконивали бы ценностно-правовую составляющую этого порядка. Поэтому социологи назвали данную функцию легитимизующей.
Идеологическая функция имеет место, когда религия в обществе, отражает точку зрения определенных групп, прослоек, классов, при определенных обстоятельствах отстаивает классовые или групповые интересы, формирует классово-религиозную идеологию. Это позволяет обрести определенный баланс и стабильность в обществе, например, сплотить людей вокруг патриотически-религиозной идеи.
С сохранением и обеспечением стабильности общества непосредственно связанна еще одна функция религии - интегративная. Религия может быть фактором интеграции общества, социальных групп. Подводя итог социально значимой и полезной деятельности среди разных слоёв общества, религия оказывает содействие стабильности всего социума. Что, например, особенно важно в новых экономических условиях при развитии рыночной экономики
Таким образом, мы можем видеть, что религия и раньше и теперь играла важную социальную роль. И эта роль не ограничивалась одной функцией. Однако, с течением времени трансформировалась, как сама религия, так и ее социальные функции. Одни религии ушли в небытие, иные - укрепились. В одних странах религиозная жизнь остается на первом месте, внедряясь во все общественные сферы, в других церковь давно отделилась от государства, и большая часть населения живут по светским законам и правилам. В одних обществах более выражена компенсаторная функция религия, в иных интегративная и т.д. Поэтому нам необходимо рассмотреть роль религии в современном обществе с учетом тенденций глобализации и развития информационного общества.
Сакрализация и секуляризация - ведущие процессы современной религиозной жизни
В современно мире роль религии все также значительна, хотя нужно принимать во внимание, что многое зависит от умения той или иной религии адаптироваться к современным реалиям в быстротечном технократическом мире. Сегодня новшества появляются не на протяжении жизни нескольких поколений, но на протяжении 2-5 лет. Люди могут связаться друг с другом через сеть Интернет, находясь на разных концах Планеты, а большинство жителей мира обладают минимальными научными познаниями о физическом строении мира, и также пережили ряд социально-мировоззренческих революций, например, сексуальную и т.д.
В то же время влияние религии все также реализуется через ее функции в обществе, которые уже были рассмотрены выше. Действительно, выполнение этих функций (особенно регулятивной) убедительно демонстрирует, что религия небезосновательно претендует на регламентацию жизни человека (начиная от бытовых указаний и кончая моралью) и общества в целом. Можно привести примеры влияния религии на культуру (например, запрет на все виды изобразительного искусства в исламе), на науку (например, инквизиция в средневековой Европе и ее гонение на учёных), на политику (например, политическая деятельность римско-католической церкви в духе концепций Августина Блаженного и Фомы Аквинского, современная политика Ватикана, а также теократические исламские режимы в современном Иране, некоторых других странах Востока и т.п.). Но современные люди не во всем и не всегда согласны с правилами религиозной регламентации.
Современные исследователи ставят ударение на том, что поступательное движение религии в XXI в. сводится и уравновешивается двумя противоположными явлениями - сакрализацией и секуляризацией.
Сакрализация (от лат. «священный») - это явление, при котором все действия, поведение людей, социальные отношения институты подпадают контролю и управлению со стороны религиозных организаций и авторитетов. На ранних стадиях развития цивилизации сакрализация осуществлялась в рамках неопосредствованной деятельности людей и их общения. Позднее, с возникновением религиозных организаций наметился процесс клерикализации (от лат. «церковный»). Это тоже сакрализация, но не стихийная, а идеологическая, подкреплённая официальной богословской доктриной. Основными ее этапами являются: кодификация, догматизация и канонизация вероучения, при чётко выраженном желании включить в мышлении человека богословские основы, через призму кторых будет происходить дальнейший процесс мышления и принятия решений.
В каждом отдельном государстве процессы сакрализации и клерикализации развивались неповторимо. Так в исламских государствах они осуществлялись путем формирования теократических государств без наличия мощных единых религиозных центров. Главными для мусульман стали задачи воплощения в жизнь идей религиозной общины, реализации симбиоза духовного и светского начал. В исламе политические лидеры были одновременно и религиозными вождями (халифы, эмиры и др. были, а подчас и есть, непререкаемыми духовными авторитетами).
В христианских европейских государствах сакрализация достигла своего апогея в Средневековье. Каждый человеческий поступок, каждое социальное явление подчинялось церкви. Культура и ремесла, в т.ч. живопись, архитектура, скульптура, музыка содержали только христианско-библейские мотивы и рефлексии на их темы. Наука, в частности, философия, рассматривалась как подспорье для религии и теологии. Политическая система также отражала теократический подход.
После эпохи Возрождения, особенно в период Просвещения наметился обратный процесс - зародилась секуляризация (от лат. «светский»), как выход поведения людей и социальной деятельности из-под контроля религии. Изначально секуляризация коснулась лишь процессов реформации католической церкви, когда ее имущество отчуждалось в пользу государства, но затем стала более широким явлением.
С конца XVIII вв. в большинстве стран Европы не религиозная вера, а логика и знания стали рассматриваться как источник и основной импульс любой деятельности человека. Утвердилось право на свободомыслие.
По мнению западных социологов, процесс секуляризации имел, как позитивные, так и негативные последствия (например, падение нравственности и связанное с ней увеличение числа преступлений). Но он приводит не к ликвидации религии, а лишь к изменениям в ее структуре и роли в жизни общества. Процессы сакрализации и секуляризации диалектически взаимосвязаны. Модернизация вероучений и культов в современных религиях дает все основания считать, что религия в тех или иных формах продолжает влиять на все сферы общественной жизни, процесс социализации индивида, науку, культуру и т.п. История цивилизации учит, что в большинстве религий содержится значительный адаптивный потенциал, т.е. способность приспосабливаться к изменчивым условиям нашего мира, реагировать на изменения в разных сферах общественной жизни - экономике, социальной сфере, политике, культуре.
Относительно значения секуляризации нужно подчеркнуть, что этот процесс не совпадает с «атеизацией», т.е. утверждением атеизма. Секуляризация - предпосылка свободомыслия, являющаяся элементом как общественного, так и индивидуального сознания, представляет собой мировоззренческую позицию, которая отстаивает независимость человека от религии и церкви в решении личных и общественных проблем. Религиоведение выделяют такие разновидности свободомыслия: богоборчество, скептицизм, антиклерикализм, индифферентизм, нигилизм, атеизм.
Крайняя форма свободомыслия - атеизм, который не ограничивается возражением религиозного мировоззрения, критикой разных сторон религии и религиозных организаций, но и утверждает сугубо материалистическое мировоззрение.
Информация о работе Социальная роль религии в современном обществе