Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:30, реферат
Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Белый цвет на Руси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой). Второй же обязательно был красного цвета и символизировал радость.
Кировский Технологический Колледж
Реферат не тему:
«Свадебный наряд на Руси»
Выполнила студентка
Третьего курса группы ИП-3
Вшивцева Наталия
2013 год
История свадебного наряда русских невест Россия, как известно, во многих вопросах имеет привычку идти своим путем. Не исключением стала и свадебная мода. Ретроспектива будет неполной без взгляда на историю подвенечного платья в России. Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Белый цвет на Руси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой). Второй же обязательно был красного цвета и символизировал радость. Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан. Впрочем, из этих же деталей состояли и повседневные, и праздничные костюмы. Но отличие свадебного было прежде всего в отделке.
Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой – орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. Птицы вообще были излюбленным мотивом вышивок в Древней Руси – поскольку птица считалась символом добра.
Во многих русских губерниях рубахи имели рукава длиной до двух метров и с отверстиями для рук. Это связано с существовавшим в те времена поверьем, будто жених и невеста не должны касаться друг друга голыми руками. Поверх рубахи надевался нарядный сарафан. Долгое время существовала традиция: невеста должна была шить себе сарафан сама, украшая его вышивкой и бисером. Позже это перестало быть обязанностью невесты. Но традиция богато украшать основную деталь свадебного наряда осталась. Сшитый из красного шелка, полупарчи или парчи сарафан отделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, тесьмой. Поверх сарафана могла одеваться еще и душегрея (нечто вроде жакета), тоже щедро украшенная.
Свадебные головные уборы русских невест происходили от цветочных венков (древнейшего украшения) и в XI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Волосы при этом оставались распущенными либо заплетались в две косы. Позже в свадебных нарядах появились кокошники.
В северных регионах России на голову невесты надевали корону, усеянную круглыми «шишечками» из золотых нитей. Новобрачной желали, чтобы у нее было столько детей, сколько шишечек на короне. В качестве аксессуара до XVI века использовались шейные гривны –обручи из золота, серебра, бронзы или железа, одевающиеся на шею. Позже невесты стали носить подвески, прикрепленные к головному убору, мониста, ожерелья из жемчуга и бирюзы (бирюзу также часто вставляли в обручальные кольца – этот камень считался символом супружеской верности). Если невеста происходила из княжеского рода, она должна была одевать плащ-мантию из тяжелой парчи с золотым шитьем.
В XV веке знатные невесты шли к алтарю в парчовых платьях, расшитых жемчугом и отороченных мехом. Весить такой наряд мог до 15 килограмм! В XVI-XVII веках традиция выходить замуж в сарафанах, платьях и кокошниках сохранялась, причем, цвет уже мог быть не только красным.
А в начале XVIII века Петр Первый приказал всей России следовать европейской моде. Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до XIX века, а кое-где даже до революции 1917 года. Собственно, с XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской. Русские императрицы венчались в платьях стиля рококо (некоторые из них можно увидеть в экспозициях Оружейной палаты и других музеев). Не обошел стороной Россию и стиль «ампир». В этом стиле шились бальные и свадебные платья до войны 1812 года (платье Наташи Ростовой – типичный пример). В середине XIX века в Петербурге и Москве появились французские свадебные наряды – с огромным количеством кружев, на кринолинах, с расшитыми жемчугом, золотом и серебром корсетами.
Богатые семьи даже покупали два наряда для невесты: один для церемонии венчания – более строгий, с закрытой шеей и руками, а второй – с глубоким декольте и открытыми плечами – для светского торжества.
Наряды русских невест начала ХХ века
|
Свадебная обувь
На свадьбу девушки надевали сапоги или туфли красного, реже белого цвета
Свадебный наряд жениха
Любопытной деталью
мужского свадебного костюма
являлся платок. Во время сватанья
невеста передавала своему
Свадебный мужской
наряд состоял из темно-синих,
в тонкую полоску, штанов из
домотканого сукна, рубахи, отделанной
вышивкой и тканого пояса.
Рубаха украшалась
широким узором вышивки
Макияж: Древняя Русь
Косметика русских женщин
основывалась только на натуральных
продуктах животного
К примеру, в качестве румян использовали свеклу, морковь или бодягу (речная губка), для придания цвета губам - плоды малины и вишни, отбеливали кожу лица рассолом капусты, мелом и мукой.
Для чернения глаз и бровей
древнерусские красавицы
Свадебный макияж русских невест был таким же.
Свадебные прически на Руси
Коса в прическах Древней Руси имела особое значение и символизм. Косу носили молодые незамужние девки, позволяя себе в праздники ее расплетать и ходить с распущенными волосами. После замужества кому срезали и платили выкуп. Чаще всего так происходило, когда невесту забирали из родительского дома силой - отрезали косу и обратно ее уже не вернешь, а коса - символ невинности. В такой ситуации родители просто смирялись. Да и в общем, отрезать косу или сорвать головной убор у женщины - означало бесчестие.
Таким образом, когда у девушки отрезали косу - это официально меняло ее статус на женщину. После этого, когда волосы отрастали - их заплетали в две косы и укладывали на голове под убором - или в виде валика надо лбом, или в виде "шиша" на макушке, или над висками. В зависимости от головного убора.
Если девка "прогуляла " свою невинность - она носила косынку, повязанную на распущенные волосы. Ни о каком замужестве тут уже речь не шла.
Позже практика срезания косы утратила свою актуальность.
На Руси прической невесты занимались тщательно и со смыслом.
Невесте плели косу, под сопровождение песни. Песни были обрядовые. Прическу молодой иногда украшали разноцветными лентами и бумажными цветами. Обязательным атрибутом на голове невесты был кокошник. У богатой невесты кокошник убирался жемчугом и драгоценными камнями. Под кокошник одевали белый шелковый платок. Края платка (по возможности) обрабатывали золотыми или серебряными нитями.
У современных невест также популярны прически с фатой. Фата к нашим невестам пришла из древнеримских времен. Древние римляне считали, что фата защищает новобрачную от злых духов, которые, из зависти к ее красоте и чистоте, могли навредить ей.
С помощью фаты европейские народы скрывали невесту от глаз завистников и недоброжелателей.
Также, как украшение свадебной прически, очень популярна диадема. Связь со свадьбой у диадемы началась в Древнем Риме. Там, в обряде бракосочетания, диадема являлась брачным венцом.
Обычай украшать свадебную прическу невесты венком появилась в 18 веке в Европе. Именно тогда венки, которые плели из полевых цветов, стали примерять на голову невесте и жениху.
Сейчас в свадебных
прическах популярно