Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:22, реферат
Образ Божий в человеке составляет сущность его души, а свойство природы его души отображается в её многоразличных силах и свойствах: в бессмертии человеческого духа, в разуме, способном познать истину и стремиться к Богу, к благу, в свободе воли, самовластии, в господстве над землёй и над всем, что на ней, в творческих силах, а также в тройственности главных душевных сил: ума, сердца и воли, служившей как бы некоторым отображением божественного триединства. Образ Божий мы получаем от Бога вместе с бытием. Подобие Божие в человеке – это способность человека направлять силы своей души к уподоблению Богу.
Институт
профессиональных инноваций
Факультет ДПО
Кафедра Психологии
«Православная психология и психотерапия»
Библеистика
контрольная работа на тему:
«Святоотеческое толкование понятий «образ» и «подобие Божие» в человеке»
Работа выполнена слушателем группы ППиП-4-13
Тришкиной Людмилой Леонидовной
Преподаватель:
Скляр Тимофей Алексеевич
Москва, 2013.
Образ Божий в человеке составляет сущность его души, а свойство природы его души отображается в её многоразличных силах и свойствах: в бессмертии человеческого духа, в разуме, способном познать истину и стремиться к Богу, к благу, в свободе воли, самовластии, в господстве над землёй и над всем, что на ней, в творческих силах, а также в тройственности главных душевных сил: ума, сердца и воли, служившей как бы некоторым отображением божественного триединства. Образ Божий мы получаем от Бога вместе с бытием.
Подобие Божие в человеке – это способность человека направлять силы своей души к уподоблению Богу. Это возможность, подаренная Богом, стать богоподобным через личные усилия. Богоподобие заключается в духовном совершенстве человека, добродетелях и святости, в стяжании даров Святого Духа. Подобие мы должны приобретать сами, реализуя дарованную Богом способность воли. «Бог даровал …способности воли – благость и премудрость, чтобы тварь по причастию стала тем, что Он Сам есть по существу (преп. Максим Исповедник)1.
Наибольшая часть Отцов и
учителей Церкви утверждали, что различие
между образом и подобием Божиим
в человеке существует, и говорили,
что образ Божий находится
в самой природе нашей души,
в ее разуме, в ее свободе; а подобие
— в надлежащем развитии и усовершенствовании
этих сил человеком, в частности
— в совершенстве его разума и
свободной воли, или того и другого
вместе, в добродетели и святости,
в стяжании даров Святого Духа.
Следовательно, образ Божий получаем
мы от Бога вместе с бытием, а подобие
должны приобретать сами, получив
к тому от Бога только возможность.
Это мнение о различии между образом
и подобием Божием в человеке имеет
основание и в Священном
«В русской богословской традиции такого мнения придерживался свт. Филарет Московский, который, ссылаясь на еврейский текст Библии, показывал, что понятия образа и подобия нередко являются в Свщ. Писании взаимозаменяемыми. Свт. Василий Великий следующим образом определяет различие между образом и подобием. Он анализирует 26 и 27 стихи первой главы книги Бытия. В 26-м стихе сказано: "И сказал Бог сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему". А в 27-м стихе говорится: "И сотворил Бог человека по образу Своему по образу Божию сотворил его", т. е. волеизъявление Божие содержит два элемента — образ и подобие, а сотворение лишь один — образ, о подобии 27-й стих умалчивает» (О. Давыденков).
Преподобный Иоанн Дамаскин так пишет об образе и подобии Божьем: «Бог из видимой и невидимой природы Своими руками творит человека по Своему образу и подобию. Из земли Он образовал тело человека, душу же разумную и мыслящую дал ему Своим вдуновением. Это мы и называем образом Божиим, ибо выражение: «по образу» — указывает на способность ума и свободы; тогда как выражение: «по подобию» — означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека.
«Итак, Бог сотворил человека непорочным, правым, любящим добро, свободным от печали и забот, украшенным всякою добродетелью, изобилующим всеми благами, как бы некоторый второй мир — малый в великом, — как нового ангела, поклоняющегося Богу, — сотворил его смешанным из двух природ, созерцателем видимого творения, проникающим в тайны творения мысленного, царствующим над тем, что на земле и подчиняющимся вышней власти, земным и небесным … сотворил его — что составляет предел тайне — в силу свойственного ему тяготения к Богу, превращающимся в Бога по причастию к божественному озарению, но не переходящим в божественную сущность» (Григорий Богослов, слово 38 и 45).
Таким образом, в понятии "образа Божия" в человеке, по мнению Восточных отцов, есть две стороны. «С одной стороны, образ Божий понимается, как способность человека участвовать в Божественной жизни, быть причастником Божественного блага. Это есть характеристика способа существования человеческого естества, который является личностным. В силу того, что человек причастен Божественной природе, он есть существо личностное. И наоборот, в силу того, что он есть личностное существо, он способен к общению с Богом, способен по благодати становится тем, чем Бог является по природе. С другой стороны, можно различать в человеке черты образа Божия, т. е. совокупность существенных свойств человеческой природы, благодаря которым человек может совершенствоваться, уподобляться Богу, отражая совершенства своего Творца. Черты образа Божия — это, например, разумность, дар слова и т. п. Соответствующим образом пользуясь этими способностями, человек может достигать богоподобия, например, приобретать мудрость, которая является чертой уже не образа, а подобия Божия» (О. Давыденков).
Итак, достижение богоподобия — цель человеческой жизни. Выполнение этой задачи зависит от свободной воли человека, так как Бог создал человека по природе безгрешным и по воле свободным.
ЛИТЕРАТУРА:
1 http://verapravoslavnaya.ru/?
2 Православно-догматическое Богословие. Макарий, митрополит Московский и Коломенский.
Информация о работе Святоотеческое толкование понятий «образ» и «подобие Божие» в человеке