Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 22:38, реферат
Марксисты утверждают, что религия, как форма общественного сознания, производна от общественного бытия. Религия, по словам Маркса, есть «всеобщее основание утешения и оправдания» «превратного мира», «опиум народа». «...Упразднение религии как иллюзорного счастья народа есть требование его действительного счастья». Оно будет выполнено, когда в бытии исчезнет источник отчуждения, т. е. когда придет конец господству частной собственности на основные средства производства.
1. Основные точки зрения на происхождение религий
1. Основные позиции
По весьма спорному вопросу
о происхождении религии
1) Согласно первой, теистической,
утверждается прамонотеизм, т. е.
изначальное существование
2) Сторонники второй, атеистической,
позиции полагают, что в человеческой
истории был длительный
2. Данные науки
В свете современных научных данных представляется наиболее вероятным, что религия возникает вместе с человеком и на первых порах существует в виде первобытных верований. Их главные формы:
– магия (представления и практика, исходящие из веры в таинственные силы, которые можно использовать в целях воздействия на людей и явления);
– фетишизм (основан на представлении о способности определенных предметов, после обращения к ним, положительно или отрицательно влиять на человека);
– анимизм (вера в существование
душ и духов); тотемизм (предполагает
наличие родственной связи
Из первоначальных верований
образуются племенные религии, потом
возникают национально-
К традиционным мировым религиям относятся буддизм, христианство и ислам.
2. Частные теории происхождения религии
1. Пра-откровение
Есть другая теория – праоткровения – когда‑то в самом начале своего существования люди приобрели религиозное знание, а затем это знание было забыто, теперь остались предрасположенности к религиозным знаниям. Это похоже на библейскую точку зрения, поэтому в Европе в XVIII‑XIX вв. она отвергалась. Но неожиданно в XIX веке эта точка зрения получила подтверждение в науке, конкретно, в этнографии. Оказалось, что представления "диких" людей /индейцев и других аборигенов/ о Боге очень высоки: "Бог – Единый Дух" /большего и сказать‑то нельзя/, наряду, конечно, с языческими и даже фетишистскими представлениями. Оказалось, что почти каждое дикое племя имеет такое высокое представление о "Самом Главном Боге". Это поразительно! Ведь, дикари, по‑видимому, есть хранители древних религиозных понятий. Это открытие этнографии было доказательством точки зрения Первооткровения: религиозное знание привнесено извне, и отсюда, естественно, надо сделать заключение о бытии Бога, – не деревья же, не звери дали человеку это религиозное знание. [Об том же говорит и ап. Павел, что люди знали Единого, но осуетились в мудрствованиях своих. (о.Ил)] Итак, Бог Сам инспирировал религиозное знание, другого источника религиозного знания, а значит и самой религии, нет!
2. Декарт
Согласно Декарту – нам врождены идеи о Боге, а до врожденности эта идея попала к человеку от Самого Бога. Опровержение точки зрения Первооткровения приводит к полному отсутствию других объяснений источника религии.
3. Дюркгейм
Согласно же Дюркгейму, религия – это идеологический механизм, обеспечивающий солидаризацию людей и целостность общества через сакрализацию базовых общественных связей.
4. Малиновский
По Малиновскому, «обычному индивиду религия прагматически необходима для того, чтобы преодолеть ошеломляющее, парализующее предчувствие смерти, несчастье и судьбу».
5. Марксизм
Марксисты утверждают, что религия, как форма общественного сознания, производна от общественного бытия. Религия, по словам Маркса, есть «всеобщее основание утешения и оправдания» «превратного мира», «опиум народа». «...Упразднение религии как иллюзорного счастья народа есть требование его действительного счастья». Оно будет выполнено, когда в бытии исчезнет источник отчуждения, т. е. когда придет конец господству частной собственности на основные средства производства.
6. Фейербах: религия – творчество людей
Обычно говорили: религия – это творчество людей. Но не осознанный обман, а самообман: людям казалось, что это именно так. Другие говорили: раз говорили о сущности религии, то нечего говорить о её происхождении. Но все-таки, откуда взялись в душе человека вышеуказанные врожденные понятия? Дело в том, что объективно существует четыре пункта /см. выше/ из области религиозного знания. Откуда они? Итак, чтобы объяснить происхождение религии, надо объяснить происхождение религиозного знания.
Атеистические взгляды на происхождение религий
Теорий происхождения религий много, в основном они появлялись в 18-19 вв., после эпохи Возрождения.
Натуралистическая теория (Лукреций, римский поэт 1 в. до н.э.). Объясняет возникновение религии - из страха людей перед грозными явлениями природы. Но от страха человек хочет бежать, а не делать это объектом поклонения.
Анимистическая теория (19 в): анимэ (лат.) – душа, теория создана английским этнографом Тейлором, суть ее: первобытный человек не понимал таких состояний, как сон, обморок, смерть… Человек понял, что у него есть душа, и душой во сне он мог ходить на охоту. Но если один человек мог до этого додуматься, то почему это охватило всех? И человек, кстати, хорошо понимает, что сон – это не явь.
Гипотеза Фейербаха. Бог – плод человеческой фантазии, ее свойство, олицетворяет человеческое незнание. Человек сотворил Бога.
Социальная гипотеза – Бог обусловлен социальными условиями: первобытнообщинный строй – природа, иные строи – власть. Но нерелигиозных обществ нет. Религия не появляется в результате социального развития общества.
Положительный взгляд на происхождение религии - его дает христианство. Человек был создан Богом по любви, без внешней причины, для любви, для Бога. Разрыв связи с Богом и попытка ее восстановить, принести Богу жертвы. Человек тянулся наладить связь, но деградация от греха зашла слишком далеко. Остался один народ, который Бог тянул. Остальные народы разбрелись, их религии – отзвуки, отголоски. Таким образом, первобытнообщинные взгляды – это не начало, а деградация религиозных взглядов человечества.