Теории возникновения религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 22:38, реферат

Описание работы

Марксисты утверждают, что религия, как форма общественного сознания, производна от общественного бытия. Религия, по словам Маркса, есть «всеобщее основание утешения и оправдания» «превратного мира», «опиум народа». «...Упразднение религии как иллюзорного счастья народа есть требование его действительного счастья». Оно будет выполнено, когда в бытии исчезнет источник отчуждения, т. е. когда придет конец господству частной собственности на основные средства производства.

Файлы: 1 файл

Теории возникновения религии.docx

— 14.90 Кб (Скачать файл)

1. Основные точки зрения  на происхождение религий

1. Основные позиции

По весьма спорному вопросу  о происхождении религии имеется 2 крайние противоположные позиции.

1) Согласно первой, теистической, утверждается прамонотеизм, т. е.  изначальное существование веры  в единого Бога-творца.

2) Сторонники второй, атеистической,  позиции полагают, что в человеческой  истории был длительный дорелигиозный период.

2. Данные науки

В свете современных научных  данных представляется наиболее вероятным, что религия возникает вместе с человеком и на первых порах  существует в виде первобытных верований. Их главные формы:

– магия (представления и  практика, исходящие из веры в таинственные силы, которые можно использовать в целях воздействия на людей  и явления);

– фетишизм (основан на представлении  о способности определенных предметов, после обращения к ним, положительно или отрицательно влиять на человека);

– анимизм (вера в существование  душ и духов); тотемизм (предполагает наличие родственной связи между  общностью людей и определенным животным и растением).

Из первоначальных верований  образуются племенные религии, потом  возникают национально-государственные  и мировые.

К традиционным мировым религиям относятся буддизм, христианство и  ислам.

2. Частные теории происхождения  религии

1. Пра-откровение

Есть другая теория – праоткровения – когда‑то в самом начале своего существования люди приобрели религиозное знание, а затем это знание было забыто, теперь остались предрасположенности к религиозным знаниям. Это похоже на библейскую точку зрения, поэтому в Европе в XVIII‑XIX вв. она отвергалась. Но неожиданно в XIX веке эта точка зрения получила подтверждение в науке, конкретно, в этнографии. Оказалось, что представления "диких" людей /индейцев и других аборигенов/ о Боге очень высоки: "Бог – Единый Дух" /большего и сказать‑то нельзя/, наряду, конечно, с языческими и даже фетишистскими представлениями. Оказалось, что почти каждое дикое племя имеет такое высокое представление о "Самом Главном Боге". Это поразительно! Ведь, дикари, по‑видимому, есть хранители древних религиозных понятий. Это открытие этнографии было доказательством точки зрения Первооткровения: религиозное знание привнесено извне, и отсюда, естественно, надо сделать заключение о бытии Бога, – не деревья же, не звери дали человеку это религиозное знание. [Об том же говорит и ап. Павел, что люди знали Единого, но осуетились в мудрствованиях своих. (о.Ил)] Итак, Бог Сам инспирировал религиозное знание, другого источника религиозного знания, а значит и самой религии, нет!

2. Декарт

Согласно Декарту –  нам врождены идеи о Боге, а до врожденности эта идея попала к человеку от Самого Бога. Опровержение точки зрения Первооткровения приводит к полному отсутствию других объяснений источника религии.

3. Дюркгейм

Согласно же Дюркгейму, религия  – это идеологический механизм, обеспечивающий солидаризацию людей  и целостность общества через  сакрализацию базовых общественных связей.

4. Малиновский

По Малиновскому, «обычному  индивиду религия прагматически  необходима для того, чтобы преодолеть ошеломляющее, парализующее предчувствие смерти, несчастье и судьбу».

5. Марксизм

Марксисты утверждают, что  религия, как форма общественного  сознания, производна от общественного  бытия. Религия, по словам Маркса, есть «всеобщее основание утешения и  оправдания» «превратного мира», «опиум народа». «...Упразднение религии  как иллюзорного счастья народа есть требование его действительного  счастья». Оно будет выполнено, когда  в бытии исчезнет источник отчуждения, т. е. когда придет конец господству частной собственности на основные средства производства.

6. Фейербах: религия –  творчество людей

Обычно говорили: религия  – это творчество людей. Но не осознанный обман, а самообман: людям казалось, что это именно так. Другие говорили: раз говорили о сущности религии, то нечего говорить о её происхождении. Но все-таки, откуда взялись в душе человека вышеуказанные врожденные понятия? Дело в том, что объективно существует четыре пункта /см. выше/ из области религиозного знания. Откуда они? Итак, чтобы объяснить происхождение религии, надо объяснить происхождение религиозного знания.

 

Атеистические взгляды  на происхождение религий

Теорий происхождения  религий много, в основном они  появлялись в 18-19 вв., после эпохи  Возрождения.

Натуралистическая теория (Лукреций, римский поэт 1 в. до н.э.). Объясняет возникновение религии - из страха людей перед грозными явлениями природы. Но от страха человек хочет бежать, а не делать это объектом поклонения.

Анимистическая теория (19 в): анимэ (лат.) – душа, теория создана английским этнографом Тейлором, суть ее: первобытный человек не понимал таких состояний, как сон, обморок, смерть… Человек понял, что у него есть душа, и душой во сне он мог ходить на охоту. Но если один человек мог до этого додуматься, то почему это охватило всех? И человек, кстати, хорошо понимает, что сон – это не явь.

Гипотеза Фейербаха. Бог  – плод человеческой фантазии, ее свойство, олицетворяет человеческое незнание. Человек сотворил Бога.

Социальная гипотеза –  Бог обусловлен социальными условиями: первобытнообщинный строй – природа, иные строи – власть. Но нерелигиозных  обществ нет. Религия не появляется в результате социального развития общества.

Положительный взгляд на происхождение  религии - его дает христианство. Человек  был создан Богом по любви, без  внешней причины, для любви, для  Бога. Разрыв связи с Богом и  попытка ее восстановить, принести Богу жертвы. Человек тянулся наладить связь, но деградация от греха зашла  слишком далеко. Остался один народ, который Бог тянул. Остальные  народы разбрелись, их религии –  отзвуки, отголоски. Таким образом, первобытнообщинные взгляды – это  не начало, а деградация религиозных  взглядов человечества.


Информация о работе Теории возникновения религии