Тотемизм и магия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 19:37, реферат

Описание работы

Характерной чертой религии австралийцев является тотемизм, то есть
вера в родство членов каждого рода с определенным видом животных, плиц,
растений. Австралийские родовые группы носили названия: «Люди кенгуру»,
«Люди водяной лилии» и так далее. Тотем считался предком, родоначальником
группы, с ним был связан ряд запретов: тотем запрещалось убивать,
употреблять в пищу, наносить ему вред.

Файлы: 1 файл

Totemizm.docx

— 16.80 Кб (Скачать файл)

Тотемизм

 

      Характерной  чертой религии австралийцев  является тотемизм, то есть

вера в родство  членов каждого рода с определенным видом животных, плиц,

растений. Австралийские  родовые группы носили названия: «Люди  кенгуру»,

«Люди водяной лилии» и так далее. Тотем считался предком, родоначальником

группы, с ним  был связан ряд запретов: тотем  запрещалось убивать,

употреблять в пищу, наносить ему вред.

      В  роде, где тотемом была личинка,  обряд поклонения совершался  так: все

взрослые мужчины, тайком от женщин и детей покидали стойбище и направлялись

к отдаленной пещере. В ней лежала огромная глыба кварцита, а вокруг нее –

маленькие круглые  камни. Большая глыба изображала насекомое, а маленькие

камешки вокруг нее  – личинок. Все участники обряда пели песню, упрашивая

насекомое откладывать  яйца. Затем старейший в группе брал один из маленьких

камней и, потирая  им живот каждому участнику обряда говорил: «Ты ел много

пиши!». Всего таких  пещер с камнями было около  десяти. Мужчины обходили их

все по очереди и  в каждой совершали одну и ту же церемонию. В течение всего

обряда никто  из мужчин не имел права что –  либо есть. Никто из участников

не брал с собой  оружия и одежды.

      Тотемизм  является одной из ранних форм  религии. В честь тотема

исполнялись религиозные  пляски, во время которых участники  одевали на себя

маски тотема и подражали  ему в действиях. Цель таких плясок – укрепление

связи с тотемом. В роду буйволов умирающего заворачивали в шкуру буйвола,

лицо выкрашивали  в знак тотема и говорили: «Ты  идешь к буйволам! Ты идешь к

своим предкам! Будь крепок!»

                                    Магия

 

      Наряду  с тотемизмом, значительное место  в жизни человека занимала

магия. По целям воздействия, магия была: вредоносной, лечебной и

промысловой. Так, перед  охотой на медведя или оленя совершались  магические

репетиционные действия, в процессе которых охотники стреляли в чучело или

иное изображение  этого зверя. И если они удачно стреляли в это изображение,

то верили, что  в настоящей охоте у них  будет положительный результат. Во

время этих репетиционных  действий совершались ритуальные танцы  и

выкрикивались особые заклинания. В магии таинственной силой наделялись

конкретные действия людей. Но первобытные люди также  верили, что носителями

этой таинственной силы могут быть конкретные предметы – фетиши. Отсюда и

происходит такая  форма первобытной религии, как  фетишизм.

 

 

 

                                  Фетишизм

 

      Фетишем  мог стать любой предмет, почему-то  поразивший воображение

человека: камень необыкновенной формы или расцветки, зуб животного  или

кусок дерева. Неважно, какой это предмет – это  может быть и обычный

булыжник. Важно, что  за ним замечено действие какой-то силы. Например, шел

человек, споткнулся о булыжник, упал и нашел что-то ценное. Эту находку он

связал с действием  булыжника и будет хранить и оберегать этот булыжник.

Одной из разновидностей фетишизма является идолопоклонничество. Идол – это

предмет, которому придана  форма человека или животного. Этот предмет

наделяется таинственной силой воздействия.

 

                                   Анимизм

 

      В  качестве другой ранней формы  религиозных представлений и  верований

следует назвать  анимизм – веру в существование  духов, одухотворение сил

природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающей им

разум и сверхъестественное могущество. Если тотемизм ориентирован на

внутренние потребности  данной родовой группы, на ее отличия  от других, то

анимистические  представления имеют более широкий  и всеобщий характер,

понятны и доступны всем и каждому и воспринимаются вполне однозначно. Это

естественно, ибо  первобытные люди обожествляли и  одухотворяли небо и землю,

солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию, горы и реки, холмы и леса,

камни и ручьи. Все  они в представлении первобытных  людей имели душу, разум,

могли чувствовать  и действовать, причинять пользу или вред. Следовательно,

ко всем этим явлениям природы необходимо относиться с вниманием – приносить

определенные жертвы, совершать в их честь молитвенные  обряды и культовые

церемонии.

      Анимизм  выражал тот факт, что первобытный  человек был способен к

созданию абстрактных  понятий, в том числе и понятия души, что в сознании

тогдашних людей  появилось представление о существовании  реального, земного

мира и наряду с ним потустороннего мира.


Информация о работе Тотемизм и магия