Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 19:37, реферат
Характерной чертой религии австралийцев является тотемизм, то есть
вера в родство членов каждого рода с определенным видом животных, плиц,
растений. Австралийские родовые группы носили названия: «Люди кенгуру»,
«Люди водяной лилии» и так далее. Тотем считался предком, родоначальником
группы, с ним был связан ряд запретов: тотем запрещалось убивать,
употреблять в пищу, наносить ему вред.
Тотемизм
Характерной чертой религии австралийцев является тотемизм, то есть
вера в родство членов каждого рода с определенным видом животных, плиц,
растений. Австралийские родовые группы носили названия: «Люди кенгуру»,
«Люди водяной лилии» и так далее. Тотем считался предком, родоначальником
группы, с ним был связан ряд запретов: тотем запрещалось убивать,
употреблять в пищу, наносить ему вред.
В роде, где тотемом была личинка, обряд поклонения совершался так: все
взрослые мужчины, тайком от женщин и детей покидали стойбище и направлялись
к отдаленной пещере. В ней лежала огромная глыба кварцита, а вокруг нее –
маленькие круглые камни. Большая глыба изображала насекомое, а маленькие
камешки вокруг нее – личинок. Все участники обряда пели песню, упрашивая
насекомое откладывать яйца. Затем старейший в группе брал один из маленьких
камней и, потирая им живот каждому участнику обряда говорил: «Ты ел много
пиши!». Всего таких пещер с камнями было около десяти. Мужчины обходили их
все по очереди и в каждой совершали одну и ту же церемонию. В течение всего
обряда никто из мужчин не имел права что – либо есть. Никто из участников
не брал с собой оружия и одежды.
Тотемизм является одной из ранних форм религии. В честь тотема
исполнялись религиозные пляски, во время которых участники одевали на себя
маски тотема и подражали ему в действиях. Цель таких плясок – укрепление
связи с тотемом. В роду буйволов умирающего заворачивали в шкуру буйвола,
лицо выкрашивали в знак тотема и говорили: «Ты идешь к буйволам! Ты идешь к
своим предкам! Будь крепок!»
Наряду с тотемизмом, значительное место в жизни человека занимала
магия. По целям воздействия, магия была: вредоносной, лечебной и
промысловой. Так, перед охотой на медведя или оленя совершались магические
репетиционные действия, в процессе которых охотники стреляли в чучело или
иное изображение этого зверя. И если они удачно стреляли в это изображение,
то верили, что в настоящей охоте у них будет положительный результат. Во
время этих репетиционных действий совершались ритуальные танцы и
выкрикивались особые заклинания. В магии таинственной силой наделялись
конкретные действия людей. Но первобытные люди также верили, что носителями
этой таинственной силы могут быть конкретные предметы – фетиши. Отсюда и
происходит такая форма первобытной религии, как фетишизм.
Фетишем
мог стать любой предмет,
человека: камень необыкновенной формы или расцветки, зуб животного или
кусок дерева. Неважно, какой это предмет – это может быть и обычный
булыжник. Важно, что за ним замечено действие какой-то силы. Например, шел
человек, споткнулся о булыжник, упал и нашел что-то ценное. Эту находку он
связал с действием булыжника и будет хранить и оберегать этот булыжник.
Одной из разновидностей фетишизма является идолопоклонничество. Идол – это
предмет, которому придана форма человека или животного. Этот предмет
наделяется таинственной силой воздействия.
В качестве другой ранней формы религиозных представлений и верований
следует назвать анимизм – веру в существование духов, одухотворение сил
природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающей им
разум и сверхъестественное могущество. Если тотемизм ориентирован на
внутренние потребности данной родовой группы, на ее отличия от других, то
анимистические
представления имеют более
понятны и доступны всем и каждому и воспринимаются вполне однозначно. Это
естественно, ибо первобытные люди обожествляли и одухотворяли небо и землю,
солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию, горы и реки, холмы и леса,
камни и ручьи. Все
они в представлении
могли чувствовать и действовать, причинять пользу или вред. Следовательно,
ко всем этим явлениям природы необходимо относиться с вниманием – приносить
определенные жертвы, совершать в их честь молитвенные обряды и культовые
церемонии.
Анимизм выражал тот факт, что первобытный человек был способен к
созданию абстрактных понятий, в том числе и понятия души, что в сознании
тогдашних людей
появилось представление о
мира и наряду с ним потустороннего мира.