Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:26, курсовая работа
Целью исследования является изучение воздействия Религии и Морали на общество в рамках исторического развития Права. Задачи исследования: 1) раскрыть содержание и сущность двух категорий – религии и морали; 2) Установить взаимосвязь между ними. 3) Оценить их воздействие на общественные явления, и степень эффективности этих явлений, в процессе их исторического развития.
Гипотеза
Религия, мораль и право являлись регуляторами общественных отношений, но в разное время степень их эффективности была различна.
Введение…………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты соотношений морали и религии с нормами права
1.1Мораль и нормы права ……………………………………………5
1.2Религия и нормы права……………………………………………10
2.Влияние морали и религии на общество
2.1 Мораль и религия как социальные регуляторы в разные
исторические периоды в России………….…………………………..16
2.2 Правовое регулирование религиозных отношений в современной
России….………………………………………………. .……………..19
Заключение……………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………29
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические аспекты соотношений морали и религии с нормами права
1.1Мораль и нормы права ……………………………………………5
1.2Религия и нормы права……………………………………………10
2.Влияние морали и религии на общество
2.1 Мораль и религия как социальные регуляторы в разные
исторические периоды в России………….…………………………..16
2.2 Правовое регулирование религиозных отношений в современной
России….………………………………………………. .……………..19
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение 1 «Сравнение эффективности религии как социального регулятора в СССР и в РФ»………………...…………………………30
Введение
Проблема Религии и Морали сейчас особенно актуальна, в нашем обществе происходит определённая переоценка ценностей и вместо прежней системы социалистических ценностей утверждается новая система.
Наряду
с ростом внимания части
Проблема соотношений религии и морали является одной из самых сложных философских проблем.
Объектом исследования в данной работе являются общественные взаимоотношения в сфере религии, а предметом степень воздействия права, религии и морали на общество в разные исторические периоды.
Характерная для нашего времени, как и для любого кризисного периода истории, реанимация религии и потеря моральных ориентиров делает вопрос соотношения морали и религии более чем актуальным. В этой связи интересно обращение к истории философии - к наследию тех мыслителей, которых так же, как сейчас - нас, волновал этот вопрос.
Мораль и религия имеют точки пересечения, например, только они поднимают вопрос о смысле жизни. Однако вопрос в другом: является ли этика производной в своем происхождении, зависима ли она в своем существовании от религии до такой степени, что вне религиозного контекста деформируется и теряет свою подлинность?
Целью исследования является изучение воздействия Религии и Морали на общество в рамках исторического развития Права. Задачи исследования: 1) раскрыть содержание и сущность двух категорий – религии и морали; 2) Установить взаимосвязь между ними. 3) Оценить их воздействие на общественные явления, и степень эффективности этих явлений, в процессе их исторического развития.
Гипотеза
Религия, мораль и право являлись регуляторами общественных отношений, но в разное время степень их эффективности была различна.
Научная новизна проблемы
Новизна проблемы заключается
в анализе и сравнении
Методология и методы научного исследования
Основными методами исследования данной проблемы являются: сравнительный; философо-теоретический; формально-юридический; логический.
Для правильного понимания сущности нравственных начал общественных отношений имеется необходимость проанализировать понятие «мораль (нравственность)»
Понятие мораль произошло от латинского «mos» («mores») – нравы; нравственность – от русского «нрав» 1. С давних пор этот термин употреблялся для обозначения совокупности определенных принципов и норм поведения людей. Мораль - общественное явление, возникающее и развивающееся в ответ на социально-историческую необходимость регулировать взаимоотношения людей в обществе, она сочетает индивидуальные интересы человека с групповыми интересами в обществе. Моральные отношения пронизывают все сферы общественной
жизни, в том числе и трудовую деятельность людей. В общей форме мораль можно определить как систему регулирующих поведение людей по отношению к обществу, к другим людям принципов и норм, выполнение которых обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением, представлением о достойном и недостойном, добре и зле, справедливости и несправедливости. Содержание провозглашаемых моральных принципов зависит от смены классов, политических режимов на исторической арене. Но это не отменяет сохранения определенных моральных требований, прежде всего, связанных с простейшими формами человеческого взаимодействия: не убивай, не воруй, говори правду и т.д. Людьми всегда поощрялись честность, смелость и другие благородные личные качества, порицались клевета, трусость, жестокость и т.д. Более сложные моральные представления типа гуманизма, справедливости и др. также выступают как общечеловеческие ценности, но прежде всего на уровне способа, посредством которого они пронизывают все сферы бытия человека.
Понятия «мораль» и «нравственность» имеют единое значение для юридической науки, общества и личности, следовательно,
можно считать, что мораль – это тоже самое, что и нравственность, а нормы морали – есть нормы нравственности.
Мораль и право имеют много общего, т.к. выполняют общую социальную функцию – 1) регулируют поведение людей. Общность морали и права выражается в 2) относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих общие требования справедливости, гуманности. 3) Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, общеобязательны, охватывают все стороны общественных отношений.
Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Правовые нормы согласовываются с господствующей в обществе моралью, отражают ее.
Необходимо дать понятие моральных норм: это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе представлений о справедливости и несправедливости, добре и зле, достоинстве и пороке, должном и осуждаемом, принятых в обществе.
Единство функционального назначения права и морали как регуляторов общественных отношений, единство категорий – справедливость, свобода, ответственность – в этом проявляется общность существенных признаков права и морали.
Поскольку при всей специфичности моральных и правовых оценок их объединяет категория справедливости, необходимо дать ей понятие.
Справедливость – понятие морального и правового сознания, характеризующее такое положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его прав. Справедливость всегда отражает соотношение нескольких явлений с точки зрения распределения добра и зла между людьми.
Общими для права и морали выступают и такие категории, как свобода и ответственность. Однако право – определитель свободы. Оно очерчивает границы свободы внешнего поведения человека, оставаясь справедливым по отношению к его субъективным правам. В морали под свободой понимается определение границ внешнего поведения человека, и, в первую очередь, его возможность и способность быть самостоятельной и творческой личностью.
Говоря о сопоставлении правовой и моральной ответственности, важно сказать, что общим в понимании правовой и моральной ответственности является то, что состояние ответственности в обоих случаях возникает вместе с возложением человеком на себя определенной обязанности. Если моральная ответственность определяется уверенностью в правильности проведения, основанного на нравственных нормах, то в основе юридической ответственности могут быть не только такое убеждение, но и страх перед
возможными неблагоприятными последствиями.
Правовые санкции зафиксированы в законе. Моральные санкции формально не фиксируются. В случае правонарушений правовые санкции применяются государством в лице его органов. Субъектами применения санкций в случае моральных проступков могут быть определенные
объединения людей, общественные организации, отдельные личности. В основе применения правовых санкций лежат содержащиеся в нормах пра-
ва оценки с общих позиций правомерности или противоправности, основой моральных санкций выступают оценки с позиций добра и зла, чести и
бесчестия, стыда и бесстыдства и т.д..
Основное, что отличает мораль от права, – способ регулирования общественных отношений, поведения и поступков людей.2
Нормы права учреждаются государством и закрепляются в правовых актах. 3Их выполнение обеспечивается властью и авторитетом государства. Нарушение правовых норм влечет за собой соответствующие санкции, правовую ответственность (дисциплинарную, административную,
гражданско-правовую, уголовную). Соблюдение установленных государством законов, иных правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, уполномоченным на применение принуждения в установленных случаях. Правовые нормы, регулируя практически
все сферы общественных отношений, тем не менее не затрагивают ряд областей человеческой деятельности (например, личная жизнь граждан
Российской Федерации охраняется законом и многие стороны личной жизни находятся вне сферы правового регулирования).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что между нормами морали и нормами права есть как сходства, так и качественные различия.
Наряду со справедливостью нравственную основу уголовного процесса, деятельности суда, составляет принцип гуманизма. Гуманизм (от латинского humanus – человечный) – это уважение, любовь к людям. В основе гуманизма лежат вера в человека, в его возможности и способность к совершенствованию, требование свободы человека и защиты его чести и достоинства, идея о праве человека на счастье, на удовлетворение его потребностей и интересов. Гуманизм выступает и в качестве нравственного, и в качестве общеправового принципа.
Так же не возможно не упомянуть такой термин как «долг» – это объективная необходимость определенного поведения, т.е. объективные обязанности личности или людской деятельности. Это и отражение обязанностей в общественном сознании в виде требований долга, которые становятся элементом отношения долга, направленного прежде всего от общества к личности. Требования долга, осознаваясь личностью, воплощаются в сознании и чувстве долга.
Подлинный моральный долг – это сознательное, добровольное и добросовестное следование социально-необходимым требованиям,
предъявляемым обществом или отдельным его институтом к поведению людей, это исполнение общественных обязанностей и личных обязанностей по велению совести.
1.2 Религия и нормы права.
На всех этапах развития человека его жизнь зависела от устойчивой связи с себе подобными, нуждалась в создании устойчивого сообщества. Неравенство, заложенное самой природой, требовало выработки
определенных ценностей, ставших впоследствии нормами морали, нормами общежития, религиозные учения закрепляли эти нормы, известные десять заповедей начинались с провозглашения «не убий», а с появлением института государства большинство этих норм совпало и с нормами права.
Нормы права и религиозные нормы содержат дозволение, запрет, обязывание – как способы регулирования общественных отношений.
Нормы религиозной жизни могут рассматриваться как установки для исповедующих одну и ту же разновидность религии и правила, регулирующие отношения внутри церкви – основы религиозной организации. В церкви всегда существовала строгая иерархия служителей культа, имевших определенные властные полномочия в регулировании конфессиональной деятельности, поведение их строго регламентировалось, и нарушение норм религиозной жизни могло повлечь отлучение от церкви.
С понятием нормы права мы связываем такие ее признаки, как общий характер, формальная определенность, общеобязательность, системность, неоднократность действия, неперсонифицированность адресата.
Теократия – политическое господство церкви, при котором служители религиозного культа помимо духовной власти обладают и светской властью, имела широкое распространение в древности и отчасти в средние века. С победой буржуазных революций теократические принципы власти были отвергнуты. В собственном смысле элементы теократии существуют в исламских государствах, и теократическим государством является Ватикан.
Cоответственно при обладании светской властью церковь возводила религиозную норму в общеобязательное правило поведения, охраняемое мерами государственного принуждения. Церковное право от Древнерусского государства до октября 1917 года регулировало внутреннюю организацию православной христианской церкви и других христианских церквей.