Влияние морали и религии на общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение воздействия Религии и Морали на общество в рамках исторического развития Права. Задачи исследования: 1) раскрыть содержание и сущность двух категорий – религии и морали; 2) Установить взаимосвязь между ними. 3) Оценить их воздействие на общественные явления, и степень эффективности этих явлений, в процессе их исторического развития.
Гипотеза
Религия, мораль и право являлись регуляторами общественных отношений, но в разное время степень их эффективности была различна.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты соотношений морали и религии с нормами права
1.1Мораль и нормы права ……………………………………………5
1.2Религия и нормы права……………………………………………10
2.Влияние морали и религии на общество
2.1 Мораль и религия как социальные регуляторы в разные
исторические периоды в России………….…………………………..16
2.2 Правовое регулирование религиозных отношений в современной
России….………………………………………………. .……………..19
Заключение……………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Религия и мораль в истории права.docx

— 69.74 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

1 Теоретические аспекты  соотношений морали и религии с нормами права

   1.1Мораль и нормы права ……………………………………………5

   1.2Религия и нормы права……………………………………………10

2.Влияние морали и религии  на общество

   2.1  Мораль и религия как социальные регуляторы в разные

   исторические периоды в России………….…………………………..16

   2.2 Правовое регулирование религиозных отношений в современной

   России….………………………………………………. .……………..19

Заключение……………………………………………………………….28

Список литературы………………………………………………………29

Приложение 1 «Сравнение эффективности религии как социального регулятора в СССР и в РФ»………………...…………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Проблема Религии и Морали сейчас особенно актуальна, в нашем обществе происходит определённая переоценка ценностей и вместо прежней системы социалистических ценностей утверждается новая система.

      Наряду  с ростом внимания части населения  к морали и религии, происходит  рост преступности, нигилизма. В  обществе получают распространения  различного рода учения, отстаивающие  культ силы, антиценности "сверхчеловека", мистику и аморализм. Поэтому очень важно иметь фундаментальные научные знания о морали и религии. И это особенно существенно для молодёжи, не имеющей должного жизненного опыта и нужных знаний, чтобы правильно оценить поступающую информацию.

Проблема соотношений  религии и морали является одной  из самых сложных философских  проблем.

      Объектом исследования в данной работе являются общественные взаимоотношения в сфере религии, а предметом степень воздействия права, религии и морали на общество в разные исторические периоды. 

    Характерная для нашего времени, как и для любого кризисного периода истории, реанимация религии и потеря моральных ориентиров делает вопрос соотношения морали и религии более чем актуальным. В этой связи интересно обращение к истории философии - к наследию тех мыслителей, которых так же, как сейчас - нас, волновал этот вопрос.

      Мораль и религия  имеют точки пересечения,  например, только  они поднимают  вопрос о смысле  жизни. Однако  вопрос в другом: является ли этика  производной в  своем происхождении,  зависима ли она  в своем существовании  от религии до  такой степени,  что вне религиозного  контекста деформируется  и теряет свою  подлинность?

      Целью исследования является изучение воздействия Религии и Морали на общество в рамках исторического развития Права. Задачи исследования: 1) раскрыть содержание и сущность двух категорий – религии и морали;  2) Установить взаимосвязь между ними. 3) Оценить их воздействие на общественные явления, и степень эффективности этих явлений, в процессе их исторического развития.

      Гипотеза

 Религия, мораль и право являлись регуляторами общественных отношений, но в разное время степень их эффективности была различна. 

     Научная новизна проблемы

Новизна проблемы заключается  в анализе и сравнении взаимодействии Религии Морали и Права и влиянии  их в разные исторические периоды  на общество.

     Методология и методы научного исследования

Основными методами исследования данной проблемы являются: сравнительный; философо-теоретический; формально-юридический; логический. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты религии и морали.
    1. Понятие морали

   Для правильного понимания сущности нравственных начал общественных отношений имеется необходимость проанализировать  понятие «мораль (нравственность)»

     Понятие  мораль произошло от латинского «mos» («mores») – нравы; нравственность – от русского «нрав» 1. С давних пор этот термин употреблялся для обозначения совокупности определенных принципов и норм поведения людей. Мораль - общественное явление, возникающее и развивающееся в ответ на социально-историческую необходимость регулировать взаимоотношения людей в обществе,  она сочетает индивидуальные интересы человека с групповыми интересами в обществе.            Моральные отношения пронизывают все сферы общественной

жизни, в том числе и  трудовую деятельность людей. В общей  форме мораль можно определить как систему регулирующих поведение людей по отношению к обществу, к другим людям принципов и норм, выполнение которых обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением, представлением о достойном и недостойном, добре и зле, справедливости и несправедливости.  Содержание провозглашаемых моральных принципов зависит от смены классов, политических режимов на исторической арене. Но это не отменяет сохранения определенных моральных требований, прежде всего, связанных с простейшими формами человеческого взаимодействия: не убивай, не воруй, говори правду и т.д. Людьми всегда поощрялись честность, смелость и другие благородные личные качества, порицались клевета, трусость, жестокость и т.д. Более сложные моральные представления типа гуманизма, справедливости и др. также выступают как общечеловеческие ценности, но прежде всего на уровне способа, посредством которого они пронизывают все сферы бытия человека.

Понятия «мораль» и «нравственность» имеют единое значение для юридической науки, общества и личности, следовательно,

можно считать, что мораль – это тоже самое, что и нравственность, а нормы морали – есть нормы нравственности.

     Мораль и право имеют много общего, т.к. выполняют общую социальную функцию – 1) регулируют поведение людей. Общность морали и права выражается в 2) относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих общие требования справедливости, гуманности. 3) Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, общеобязательны, охватывают все стороны общественных отношений.

Многие правовые нормы  закрепляют не что иное, как нравственные требования. Правовые нормы согласовываются с господствующей в обществе моралью, отражают ее.

      Необходимо дать понятие моральных норм: это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе представлений о справедливости и несправедливости, добре и зле, достоинстве и пороке, должном и осуждаемом, принятых в обществе.

      Единство функционального назначения права и морали как регуляторов общественных отношений, единство категорий – справедливость, свобода, ответственность – в этом проявляется общность существенных признаков права и морали.

     Поскольку при всей специфичности моральных и правовых оценок их объединяет категория справедливости, необходимо дать ей понятие.

Справедливость – понятие морального и правового сознания, характеризующее такое положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его прав. Справедливость всегда отражает соотношение нескольких явлений с точки зрения распределения добра и зла между людьми.

    Общими для права и морали выступают и такие категории, как свобода и ответственность. Однако право – определитель свободы. Оно очерчивает границы свободы внешнего поведения человека, оставаясь справедливым по отношению к его субъективным правам. В морали под свободой понимается определение границ внешнего поведения человека, и, в первую очередь, его возможность и способность быть самостоятельной и творческой личностью.

Говоря о сопоставлении правовой и моральной ответственности, важно сказать, что общим в понимании правовой и моральной ответственности является то, что состояние ответственности в обоих случаях возникает вместе с возложением человеком на себя определенной обязанности. Если моральная ответственность определяется уверенностью в правильности проведения, основанного на нравственных нормах, то в основе юридической ответственности могут быть не только такое убеждение, но и страх перед

возможными неблагоприятными последствиями.

   Правовые санкции зафиксированы в законе. Моральные санкции формально не фиксируются. В случае правонарушений правовые санкции применяются государством в лице его органов. Субъектами применения санкций в случае моральных проступков могут быть определенные

объединения людей, общественные организации, отдельные личности. В основе применения правовых санкций лежат содержащиеся в нормах пра-

ва оценки с общих позиций правомерности или противоправности, основой моральных санкций выступают оценки с позиций добра и зла, чести и

бесчестия, стыда и бесстыдства  и т.д..

      Основное, что отличает мораль от права, – способ регулирования общественных отношений, поведения и поступков людей.2

Нормы права учреждаются  государством и закрепляются в правовых актах. 3Их выполнение обеспечивается властью и авторитетом государства. Нарушение правовых норм влечет за собой соответствующие санкции, правовую ответственность (дисциплинарную, административную,

гражданско-правовую, уголовную). Соблюдение установленных государством законов, иных правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, уполномоченным на применение принуждения в установленных случаях. Правовые нормы, регулируя практически

все сферы общественных отношений, тем не менее не затрагивают ряд областей человеческой деятельности (например, личная жизнь граждан

Российской Федерации  охраняется законом и многие стороны личной жизни находятся вне сферы правового регулирования).

     На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что между нормами морали и нормами права есть как сходства, так и качественные различия.

    Наряду со справедливостью нравственную основу уголовного процесса, деятельности суда, составляет принцип гуманизма. Гуманизм (от латинского humanus – человечный) – это уважение, любовь к людям. В основе гуманизма лежат вера в человека, в его возможности и способность к совершенствованию, требование свободы человека и защиты его чести и достоинства, идея о праве человека на счастье, на удовлетворение его потребностей и интересов. Гуманизм выступает и в качестве нравственного, и в качестве общеправового принципа.

     Так же не возможно не упомянуть такой термин как «долг» – это объективная необходимость определенного поведения, т.е. объективные обязанности личности или людской деятельности. Это и отражение обязанностей в общественном сознании в виде требований долга, которые становятся элементом отношения долга, направленного прежде всего от общества к личности. Требования долга, осознаваясь личностью, воплощаются в сознании и чувстве долга.

      Подлинный моральный долг – это сознательное, добровольное и добросовестное следование социально-необходимым требованиям,

предъявляемым обществом  или отдельным его институтом к поведению людей, это исполнение общественных обязанностей и личных обязанностей по велению совести.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Религия и нормы права.

 

    На всех этапах развития человека его жизнь зависела от устойчивой связи с себе подобными, нуждалась в создании устойчивого сообщества. Неравенство, заложенное самой природой, требовало выработки

определенных ценностей, ставших впоследствии нормами морали, нормами общежития, религиозные учения закрепляли эти нормы, известные десять заповедей начинались с провозглашения «не убий», а с появлением института государства большинство этих норм совпало и с нормами права.

Нормы права и  религиозные нормы содержат дозволение, запрет, обязывание – как способы регулирования общественных отношений.

Нормы религиозной  жизни могут рассматриваться  как установки для исповедующих одну и ту же разновидность религии и правила, регулирующие отношения внутри церкви – основы религиозной организации. В церкви всегда существовала строгая иерархия служителей культа, имевших определенные властные полномочия в регулировании конфессиональной деятельности, поведение их строго регламентировалось, и нарушение норм религиозной жизни могло повлечь отлучение от церкви.

     С понятием нормы права мы связываем такие ее признаки, как общий характер, формальная определенность, общеобязательность, системность, неоднократность действия, неперсонифицированность адресата.

     Теократия – политическое господство церкви, при котором служители религиозного культа помимо духовной власти обладают и светской властью, имела широкое распространение в древности и отчасти в средние века. С победой буржуазных революций теократические принципы власти были отвергнуты. В собственном смысле элементы теократии существуют в исламских государствах, и теократическим государством является Ватикан.

        Cоответственно при обладании светской властью церковь возводила религиозную норму в общеобязательное правило поведения, охраняемое мерами государственного принуждения. Церковное право от Древнерусского государства до октября 1917 года регулировало внутреннюю организацию православной христианской церкви и других христианских церквей.

Информация о работе Влияние морали и религии на общество