Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:24, курсовая работа
Причиной возникновения религии является, как известно, бессилие первобытного человека перед грозными для него силами природы. Человек тогда был совершенно подавлен трудностями борьбы с природой за свое существование, и поэтому понятно, что при крайне неразвитом производстве эпохи господства первобытно - общинного строя существовала почти полная зависимость человека от сил природы, которых он не понимал и пытался объяснять их себе фантастическим образом, что и привело к сложению наивных религиозных представлений.
Возникновение религии.
Религия Древнего Египта как идеологическая надстройка.
В Библии нашли отражение и египетские воззрения на загробную жизнь, в частности представления о психостасии. Библейские книги неоднократно упоминают о взвешивании как о методе (книга Иова, 31, 6; книга Притчей Соломоновых, 16, 2: "Господь взвешивает души", 21, 2: "Господь взвешивает сердца").
Наконец, следует отметить, что иудеи, жившие в Египте, вовсе не гнушались погребальных обрядов египтян, о чем прямо говорится в Библии. Изложение истории Иосифа в книге Бытия заканчивается описанием его смерти: "И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египет" (50, 26). Таким образом, одно из положительных лиц библейской истории, Иосиф, был погребен в Египте и по египетскому обычаю. Сто десять лет, по представлениям египтян, идеальная продолжительность человеческой жизни.
В 1932 г. английский
ассиролог Сейс опубликовал очень
интересную заметку, в которой тонко
подметил общие моменты между
библейской космогонией и одним
из вариантов египетской. Систематизировав
приведенные и разобранные К.
Зете египетские тексты, Сейс составил
схему гермопольской
1) водная бездна,
водный хаос;
2) витающий над ней дух;
3) сотворение света;
4) появление из бездны "первозданной
суши". На основании библейского текста
Сейс составил аналогичную схему библейской
космогонии;
1) водная бездна, водный хаос;
2) витающий над ней дух;
3) сотворение света;
4) появление из бездны суши.
Сейс вполне резонно отмечает, что тождество словесных моделей космогонии двух народов не может быть случайным. Далее Сейс подчеркивает, что религиозная реформа Эхнатона в конце XVIII династии успешно, хотя и временно, утвердила монотеистический культ Атона в стране, и культы других богов были либо преданы забвению, либо оттеснены. Гимн богу Атону, как известно, одно из лучших произведений египетской литературы, а 103-й псалом Библии, несомненно, эхо этого гимна. Ученый совершенно справедливо подчеркнул близость христианских сказаний к древнеегипетским, т. е. Египет он рассматривает как один из ареалов, и притом очень важных, в недрах религии которого зародились элементы, предвосхитившие религию христианства (эбониты, кумраниты, гностики, манихеи и т. д.). [5, 7, 12, 13, 14]
Доктор Г. Бругш
выбрал из текстов всех периодов большое
количество эпитетов, которыми египтяне
наделяют богов. Они явно показывают,
что идеи и верования египтян,
касающиеся Бога, были почти идентичны
еврейским и мусульманским
"Бог Один и Единственный, и никто другой с Ним не существует; Бог Единственный, Который все сотворил".
"Бог есть
дух, скрытый дух, дух духов,
великий дух египтян,
"Бог изначален,
и Он существовал сначала,
"Ни один человек не знает, как познать Его. Имя Его остается сокровенным; Имя Его - тайна для детей Его. Имена Его бесчисленны, они различны, и никто не знает число их".
"Бог есть истина; Он живет истиной, и Он питается ею. Он - Царь истины, Он опирается на истину, Он создал истину, и Он вершит ее во всем мире".
"Бог есть жизнь, и лишь через Него человек живет. Бог дает жизнь человеку, и Он вдыхает дыхание жизни в ноздри его".
"Бог есть
отец и мать, отец отцов и
мать матерей. Он рождает, но
не был рожден; Он творит, но
не был сотворен; Он родил Себя
и сотворил Себя. Он создает,
но не был создан; Он - создатель
Своего образа и ваятель
"Бог Сам есть существование, Он живет во всем и живет надо всем. Он пребывает, не увеличиваясь и не уменьшаясь. Он умножает Себя миллионы раз, и Он имеет множество образов и множества членов".
"Бог сотворил
вселенную и все сущее в
ней; Он творец всего сущего
в мире, того, что было, того, что
есть, и того, что будет. Он - Творец
мира, и Он - Тот, кто придал
ему форму руками Своими
"Бог есть
отец богов и отец отцов
всех божеств; Он заставил
"Небеса покоятся
на голове Его, и земля служит
опорой Его ногам, небо
"Бог милостив
к тем, кто Его почитает, и
слышит того, кто призывает Его.
Он защищает слабого от
Обращает на себя внимание сходство православной трактовки христианской Троицы и солнечной триады Эхнатона (или Нефертити?). Отец и Сын равноипостасны. Святой Дух, в своем качестве силы, которая одушевляет мир, сближается с образом Феникс - творящей солнечной души. Феникс - "ба" отеческого солнца, Ра или Атона, - и в православии Дух исходит только от Отца, а не от Отца и Сына, как в католичестве.
А двенадцать безмолвных молитв, произносимых священником в православной литургии? Не напоминают ли они о двенадцати часах ночного пути солнечной барки в сокровенных книгах Египта, о двенадцати ризах, в которые облачали посвященного в мистерии Изиды, как их описывает Апулей?
Философы Древней Руси для разъяснения сущности Троицы подчас привлекали примеры из окружающей жизни. Удивительный образ встречаем у Максима Грека: "Якоже глаголем дискос, свет, луча - едино солнце три сия, а не три солнца, сице и таинство святыя Троицы: аще бо глаголем Бог Отец, Бог Сын и Слово Его, Бог Всесвятый Дух, но не три Бози". Так раскрывается образ "тресветлого солнца". "Дискос", диск сопоставляется с Отцом, но ведь "дискос" - это буквальный перевод имени египетского солнца-отца, Атона! Богу-сыну у Максима Грека соответствует "свет", а Духу - "луча". В современном значении свет и лучи - одно и то же, но, видимо, четыре века назад это были разные понятия. Примечательно, что "луча" слово женского рода. [9, 15]
Переворот Эхнатона значительно повлиял на основы христианской религии что было, так или иначе отражённых в Библии. Не будет преувеличением сказать, что не случись такого « переворота » (не случись на Санторине взрыв), наш сегодняшний мир был бы существенно иным...