Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:44, курсовая работа
Язычество и неоязычество, являясь полисемантическими терминами, заключают в себе глубокое культурно-символическое содержание. Дохристианское язычество, в отличие от космополитического христианства основывается на «голосе крови», представляя собой совокупностью этнических религий определённых народов. Языческие боги подчинены своим функциям и неотделимы от мира и человека, личность которого сливалась с обожествленной природой и родом, отсюда - присущий язычеству циклизм и вера в устойчивость мироздания. Христианство, напротив, дает установку на апокалиптичность, телеологичность, трансцендентализм Бога и рассматривает человека как «венец творения», стоящий над «бездуховными тварями»
Введение
1.Язычество древних славян
1.1периодизация славянского язычества
1.2 Языческая мифология славян
2. Неоязычество
2.1 Неоязычество в культуре : история и современность
Заключение
Список литературы
Забегая вперед, можно
сказать, что единственным
Чем больше достоинств
находим мы в «Слове об идолах»
1.2 Языческая мифология славян
Слово «мифология» если буквально
перевести с греческого , означает
«изложение преданий». И действительно
, многие считают , что мифы-это древние
сказки, занимательные истории о
богах и героях , созданные в
античную эпоху. При таком понимании
мифология предстает как совокупность
древних сказочных
Исходя из
того, что мифологическое сознание
являлось определенным этапом
в развитии человеческого
На наличие
у славян собственной
Пришедшие
на смену родо-племенным и
национальном религиям мировые
религии стремились вытеснить
народные религиозно-
Собственно
славянские мифологические
Не зная славянской
мифологии, трудно разобраться
в культурных явлениях славян
средневековья. Следует
Языческие праздники
Мы уже отмечали, что
мифологические представления имеют
тесную связь с обрядами, воспроизводятся
и передаются в ритуальных действиях
.Большая часть материалов по славянской
мифологии дошла до нас именно
в контексте ритуальной культуры
, элементы которой описывались
Народная праздничная
обрядность сохранила многие
элементы язычества , несмотря
на гонения со стороны церкви
. Народный календарь очень
Весной отмечались-комоедицы-
В начале
лета совершались обряды
20 июля в
языческой Руси отмечался
2.Неоязычество
2.1 Неоязычество в культуре: история и современность
Религиовед Алексей Гайдуков определяет неоязычество как «совокупность религиозных, парарелигиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений и движений, которые в своей деятельности обращаются к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практикам, занимаются их возрождением и реконструкцией»
Религиовед Александр Гурко определяет неоязычество как «новые религии, сконструированные на основе политеистических верований в целях поиска новой этнической идентичности и/или для разработки новой идеологической системы»
Понятие "неоязычество" вошло в научный обиход и стало разрабатываться в отечественных исследованиях, как мы отмечали выше, только со второй половины XX века (А. Гайдуков, В.Н. Шнирельман, А. Кураев, И. Кузьменко, М. Назаров и др.). Существенное значения для исследования причин возникновения неоязычества имеют работы В.А. Шнирельмана, С.М. Червонной, А. Гайдукова, М. Эпштейна, Е.Г. Балагушкина, С. Филатов, Д.И. Дубровского, Т.А. Кузьминой, А. Кураева И. Кузьменко, А. Суворова, М. Назарова и др. Среди зарубежных авторов, занимающихся этой проблемой, следует выделить работы Р. Тарнаса, Э.И. Монена, П. Слотердайка, Ж. Бержье и Л.Повелья и др. В работах указанных выше авторов рассматриваются философско-религиозные и социально-культурные причины возникновения феномена неоязычества, его оформление в организации, движения и общины.
Серебряный век, являясь первой "неоязыческой волной" в русской культуре, нашел отражение в образе жизни и творчестве Д. С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, Д.В. Философова, В.В. Розанова, А.А Бенуа и др. Для исследования сущности Серебряного века в неоязыческом контексте в диссертационном исследовании были использованы работы Н.О. Лосского, П.П. Гайденко, Эдит Юпос, М. Эпштейна, С. Половинкина, В. Аверьянова, А.В. Арапова, О.У. Иванова, А.Я. Кожурина и др.
Основные идеи теософии Е. Блаватской, А. Безант, Е.П. Рерих, Н.К. Рерих позволили в нашем исследовании установить неоязыческие мотивы в теософской доктрине. Для выявления неоязыческого аспекта теософской доктрины использовались работы С.Н. Булгакова, А.Ф. Лосева, О. Мандельштама, Н.А. Бердяева, Иг. Брянчанинова, А. Кураева, У. Лоуренца, Ж. Бержье и Л. Повель, П. Слотердайка, К.С. Льюиса, Л.А. Мирской, В.К. Шохина и др.
Элементы неоязычества отразились в символике советской культуры. Эта тема отражена в работах С.Г. Кара-Мурза, Ю. Бялого, А.С. Панарина, О. Николаевой, Г. Шнейдера, Г.М. Торунова, М. Чегодаевой, М. Эппггейна, А. Бартова, Н.Б. Маньковской, М. Веллера, В. Валькова и др.
Анализ произведений современных художников, занятых реконструкцией и конструированием "новоязыческих" ритуалов, мистерий, обрядов, проводился такими исследователями, как А. Генис, П. Слотердайк, В. Курицин, Г.Л. Тульчинский, М.С. Уваров, В. Турчин, Н. Абалакова и др.
Несмотря на обилие работ по язычеству и неоязычеству, на сегодняшний день отсутствуют специальные монографии и диссертации, посвященные анализу неоязыческого феномена в современной культуре. Термин "неоязычество" используется культурологами, философами, социологами, этнологами без его концептуального определения, что препятствует целостному и адекватному осмыслению данного феномена. Кроме того, термины "язычество" и "неоязычество" употребляются в историческом, религиозно-философском и богословском аспектах, но в культурологическом анализе они не определены с достаточной полнотой, что является дополнительным аргументом в пользу актуализации нашего исследования.
Со второй половины XIX века нарастают, а в XX веке приобретают совершенно новое измерение для культуры Запада разительные контрасты и тяжелейшие потрясения: борьба идеологий, кризисные явления в западных демократиях, появление фашизма, утрата доверия к традиционным ценностям, поиск новых путей духовного самосовершенствования человека перед угрозой тотального наступления техники. Неудовлетворенность культурой в ее прежних формах все чаще приводит к возрождению, казалось бы, отживших, забытых религиозно-мировоззренческих взглядов и появлению новых.
Глубокие изменения в христианской религиозности людей XIX века в присущей ему афористичной манере выразил Ф. Ницше словами «Бог мертв», которые оказались пророческими. Изменения в духовной ситуации привели к восстановлению в своих правах, неомифологии. Неразрушимость мифа, невозможность его разоблачения логическими доводами и его значение впервые осознал Ж. Сорель в начале XX века. Уникальность сегодняшней ситуации состоит в том, что уже не только мировые религии, как в прежней политической истории Европы, но и неоязыческие воззрения становятся основой коллективной идентификации. Это явление не осталось без внимания политических технологов, возможности которых с развитием средств массовой информации существенно возросли. Религиозный фактор, являющийся сильнейшим стимулом и средством объединения и управления людьми, используется различными политическими идеологиями и режимами.
Европейская цивилизация столкнулась со сложнейшими проблемами, от решения которых будет зависеть ее дальнейшая судьба. Развитие науки обернулось вызовом многим традиционным ценностям. Манипуляция сознанием, виртуальная реальность компьютерных миров, споры о клонировании человека, проблема эвтаназии и т. п. поставили под сомнение многие устоявшиеся представления. Прогресс в области медицины, призванный обеспечить комфорт здоровью, расшатал биологические основы человечества (возможность изменения пола, пластическая хирургия). Этнические проблемы все чаще вызывают интерес к идеологиям и теориям, объясняющим причины и сущность различий между людьми. Причем, теории расовой наследственности снова берут реванш над теориями воспитания и перевоспитания.1
В начале третьего тысячелетия
на качественно ином уровне «ожили»
расовые теории. Проблемы, обозначенные
расовыми теоретиками XIX и XX вв., стали
рассматриваться в свете
Заключение
Язычество и неоязычество являются полисемантическими терминами. Несмотря на это, они заключают в себе глубокое культурно-символическое содержание. Европейская культура сохранила элементы дохристианского, языческого мировоззрения, что видно из существования неоязыческих теорий.
Расовые теории являются одним из специфических проявлений неоязычества. В них нет ярко выраженных языческих культов, пантеонов богов и ритуалов, но присутствуют идеи, свойственные языческому мировоззрению. Расовые теории, выступающие против христианства, восстанавливают языческое мировоззрение в рамках светской идеологии.
Расовые теории прошли в своем развитии ряд этапов и направлений: историко-культурное, естественнонаучное, расово-психологическое. Современный интерес к расовым теориям во многом вызван этническими противоречиями, происходящими на фоне кризиса прежних христианских ценностей. Этнические проблемы все чаще вызывают интерес к идеологиям и теориям, объясняющим причины и сущность различий между людьми. Причем, теории расовой наследственности снова берут реванш над теориями воспитания и перевоспитания.453
В работах расовых теоретиков объясняются многие проблемы современного европейского общества. Расовые теории, претендующие на осмысление и разрешение проблем европейских народов, оказали влияние на развитие культуры европейской цивилизации в XX веке. Расовый подход к объяснению различий между людьми был и остается популярным во многих странах мира.