Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 11:10, доклад
Славянское язычество – часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для многих последующих миpовых pелигий. Язычество охватывало всю сферу духовной культуры и значительную часть культуры материальной, поскольку общество было проникнуто убеждённостью в постоянном присутствии и участии сверхъестественной силы во всех трудовых и бытовых процессах. После принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям, но не так просто оказалось вытравить из души народа верования, которые складывались веками. Многие христианские праздники и обычаи уходят своими корнями именно в славянское язычество.
Язычество славян.
Славянское язычество – часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для многих последующих миpовых pелигий. Язычество охватывало всю сферу духовной культуры и значительную часть культуры материальной, поскольку общество было проникнуто убеждённостью в постоянном присутствии и участии сверхъестественной силы во всех трудовых и бытовых процессах. После принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям, но не так просто оказалось вытравить из души народа верования, которые складывались веками. Многие христианские праздники и обычаи уходят своими корнями именно в славянское язычество.
С течением веков славянское
язычество все более
Видя в природе много могущественных
явлений и предметов, и в то же время, не
умея привести это к единству, человек
создал себе много богов. Прежде всего,
человека поражало далёкое небо с прекрасным,
лучезарным светилом - солнцем, подателем
тепла, света и радости; не менее подавляла
человека смена явлений природы, особенно
же грозовая туча с таинственным громом
и разящей молнией.
Ветер, вода, растения, животные - всё это живёт какой-то особенной таинственной, отличной от человека жизнью. Человек признавал превосходство природы и отождествлял её с богами.
Вечно стремящийся человек не мог допустить, чтобы со смертью всё оканчивалось. Сновидения, в которых он видел своих умерших родственников и знакомых, а главное - наблюдения за природой, ежегодно умирающей под действием мертвящего холода и вновь оживающей по весне, вселяли в него мысль, что и умершие могут возвращаться к жизни, по аналогии с оживающей природой, а следовательно, они не совсем погибают. Фактически, древнеславянское язычество состояло из культа природы и культа умерших. Оба эти культа в большинстве случаев соприкасались между собою. Образы природы всегда, когда изображается необычное явление, теряют определённость. Мир природы оставался неизменным, но на протяжении веков менялась степень его познания, осмысления природных явлений. В связи с этим видоизменялось, в известной мере, отражение картины реального мира в умах людей, и эволюционировала разработка самими людьми своего второго мира - мира невидимых сил.
Наши предки не выделяли
себя из окружающего мира, они были
неразрывно связаны и с тем
коллективом, в котором жили, и
с окружающей природой. Такое единство
человека с природой с одной стороны,
и слитность логического
Весь быт крестьянина был опоэтизирован и осмыслен. Мифологическое значение имела и изба крестьянина: украшения на воротах, узоры ставен, конек на крыше, красный угол в избе, рисунки на полотенцах и рубахах, обрядовые кушанья (печенье в виде жаворонков, блины, писаные яйца). Эта культура, прочно вошедшая в народный быт, не смогла полностью исчезнуть после принятия христианства.
Главная и наиважнейшая особенность славяно-русской веры состояла в том, что в мире все едино - боги, природа, люди. Все, рожденное Родом, по сей день несет его имя. Самое важное заключается в том, что все боги и произошедшие от них люди являются родичами, родственниками. Все они - проявления первых богов, их уменьшенная копия. Славяне называли себя потомками, а не рабами богов, как это принято в некоторых современных культах, в том числе и в христианстве. "Дажьбожьи внуки" - русские, так говорится в "Слове о полку Игореве". Славяне - потомки богов и им нечего было их молить, они славили богов, считая, что состоят с ними в родстве, единосущном и единокровном.
Народная культура сохранила
и донесла до нас богатое фольклорное
наследие наших предков в виде песен, сказок,
заговоров, а традиционный крестьянский
быт сохранил символику вышивок и резьбы
по дереву, также заключающую в себе древний
языческий смысл. Даже христианство на
Руси настолько впитало в себя языческую
символику и обрядность наших предков,
что еврейская и греческая составляющие
постепенно отошли в нём на второй план.
Это указывает на то, что изучение истории
русского народа, познание его культуры
и всех видов народного творчества невозможно
без выявления их архаичной языческой
подосновы. Изучение древнерусского язычества
- это не только углубление в первобытность,
но и путь к пониманию культуры народа.
Языческая вера наших предков - это традиционная народная культура, родовая система верований, комплекс мировоззрений, направленных на гармоничное развитие человека в природе, приобретение им необходимых способностей, используемых на благо своего рода-племени. Возможно, именно этого не хватает современному обществу, отравленному своим же разрушительным отношением к организму планеты и собственному на ней существованию.