- Внутри страны возникают новые политические отношения. "На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от бога не для внешней только для защиты, но и для установления и поддержания внутреннего порядка" (В. О. Ключевский).
- Вне страны русский становился на один уровень с христианскими государями Европы.
|
- Русская митрополия состояла из 9 епархий (15 к XIII веку). Появилось белое (с семьями) и черное (с обетом безбрачия) духовенство, монастыри.
- Церковная юрисдикция распространилась не только на священников, но и на все население по церковным (преступления против церкви) и семейным делам.
- Возникает церковная десятина как налог в пользу церкви со всего населения.
|
- Православие в отличие от католицизма внимательно относилось к местным языкам. Создание русской азбуки принадлежит болгарским проповедникам Кириллу и Мефодию, хотя славянская письменность существовала и до них.
- Монастыри (Киево-Печерский) становятся очагами культуры и образования. Переводятся с греческого канонические книги. Появляются русские писатели - митрополит Илларион и Кирилл Туровский
- Церковное строительство положило начало искусству храмовой архитектуры и храмовой живописи.
|
Самые первые известия о проникновении христианства на Руси относятся еще к первым векам н.э. В IX в. Русь дважды принимала христианство: первый
раз при Ольге - 957 г.; второй - при Владимире 988 г.
После крещения Ольге христианизация Руси пошла быстрее. Русь
поддерживала добрые отношения и с Византией, и с римской церковью; здесь были и мусульмане, и иудеи. Но
необходимо было принять христианство
по нескольким причинам:
1.Это нужно было в интересах развития государства,
v чтобы избежать изоляции от всего мира.
2.Единобожие соответствовало сущности
единого государства во главе с монархом.
3.Христианство укрепляло семью, вводило
новую мораль.
4.Способствовало развитию культуры - философия,
богословская литература.
5.Социальное расслоение требовало новой идеологии. (язычество - равноправие)
Видимо и сам Владимир задумался над своей
жизнью, где были и братоубийство, и разврат.
Христианство могло отпустить грехи и
очистить душу.
В летописях говорится о религиозных миссиях мусульманской Волжской Булгарии,
из иудаистской Хазарии. Мусульманство
не подошло, потому что запрещало употребление
вина. Католицизм не подходил, потому что
служба велась на латыни, а во главе церкви стоял Папа, а не светская власть.
В 987 г. Русь и Византия начали переговоры о
крещении. Владимир требовал себе в жены
сестру императора Василия II - принцессу Анну. Византии нужна была
помощь русских в борьбе с мятежниками.
Император дал согласие выдать свою сестру
Анну за Владимира, но взамен сам Владимир
должен принять крещение и подавить восстание. Русский отряд направлен в Византию, мятеж подавлен,
но греки не спешат выполнять условия договора
о браке. Владимир собрал рать и в 988 г.
двинулся на центр Византийских владений
в Крыму v Херсонес (Корсунь). Осада длилась
несколько месяцев. Однажды в стан Владимира
с осаждаемых стен была пущена стрела
с запиской, в которой говорилось, что
необходимо перекрыть водопровод. Ее писал
священнослужитель Анастас.
Херсонес был взят и Владимир послал в Константинополь гонцов
с требованием выдать за него Анну. В послании
он обещал принять крещение. Здесь он его
и принял, получив христианское имя - Василий. После этого он вернулся в Киев, взяв
с собой иконы, церковную утварь и священников.
Христианизация Руси.
Прошло много времени между крещением Владимира и христианизацией Руси. В 990г. предпринимаются первые
шаги по введению новой веры, которые встречают
огромное сопротивление со стороны язычников.
Сначала крещение принял Киев. Началось строительство церквей.
В Новгороде Владимир поручил эту миссию своему
дяде Добрыне. Горожане разгромили двор
Добрыни, убили его близких, но вскоре
мятеж был подавлен.
Византия помогала в этом Руси v переправлялись
книги. Составлялся их тщательный перевод.
Во главе церкви стоял не священник (как римский Папа), а светская власть.
Значение крещения Руси.
Понадобилось несколько веков для укрепления христианства, но влияние язычества
не ослабевало v возникало двоеверие: молились
в церкви, а продолжали праздновать языческие праздники. Так праздник Коляды слился с Рождеством,
а масленица с Великим Постом.
1.Церковь получила земли, на которых организовала свое хозяйство.
Прежде всего - монастыри: обет безбрачия,
уход от всего земного. Во главе - игумен.
Со временем монастыри стали центрами торговли, и даже ростовщичества.
2.Укрепившись в экономическом отношении, церковь стала играть большую роль и в политической жизни.
Некоторые епископы и митрополиты участвовали
в политических интригах,
но в целом, они выступали против междоусобиц
и за единство Руси.
3.При церквях создавались школы. Стало бурно развиваться церковное искусство - иконопись, составление летописей.
4.Церквям князья стали поручать судопроизводство по
семейным и религиозным делам.
5.Содействуя развитию культуры и грамотности,
церковь подавила культуру, основанную
на язычестве, преследуя веселые праздники
Коляды и Масленицы, как бесовские.
6.Помогая экономическому, культурному,
религиозному сближению с Византией и
другими православными государствами,
церковь выступает против ?латинства¦,
чем способствовала изоляции от стран Западной Европы и тех духовно-культурных
процессов, которые протекали там.
|