Административно-территориальное деление соседних с Республикой Беларусь стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 13:04, доклад

Описание работы

Административное строение Польши таково: страна делится на воеводства, воеводства - на повяты, повяты - на гмины.
В 1999 году введено новое административное деление. Теперь в Польше 16 воеводств, ~300 повятов, и 2489 гмин. (Предыдущая административная реформа была проведена 1 июня 1975, тогда страна делилась на воеводства (49) и гмины.)

Файлы: 1 файл

АТД.docx

— 2.09 Мб (Скачать файл)

АТД Польши

Административное строение Польши таково: страна делится на воеводства, воеводства - на повяты, повяты - на гмины. 

В 1999 году введено новое  административное деление. Теперь в  Польше 16 воеводств, ~300 повятов, и 2489 гмин.    (Предыдущая административная реформа была проведена 1 июня 1975, тогда страна делилась на воеводства (49) и гмины.) 

     
   

Нижнесилезское (Дольнощлёнское) – Вроцлав

Подкарпатское – Ржешув

Куявско-Поморское – Быдгош

Подлаское – Бялосток

Любельское – Люблин

Поморское – Гданьск

Любуськое - Гозжув Велкопольски

Сизезское (Шлёнское) – Катовице

Лодзинсоке (Лодзьское) – Лодзь

Свентокшишское – Кельце

Малопольское – Краков

Велкопольское – Познань

Мазовецкое – Варшава

Варминско-Мазурское – Ольштын

Опольское – Ополе

Западнопоморское (Заходнопоморское) – Щецин


     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Гмина

Это начальная и важнейшая единица  административной власти. 
Руководство гмины составляют: совет гмины, избираемый во всеобщих выборах местного самоуправления, а также правление, избираемое советом гмины и осуществляющее исполнительную власть в гмине.     В сельских гминах председатель называется вуйт (wo'jt), в небольших городках - бурмистр (burmistrz), а в крупных - президент (prezydent). 

В вопросы гмины входят, в частности: начальные школы, детские сады, библиотеки, дома культуры, местный транспорт, гминные дороги, управление рынками, здравоохранение.

Гмина отвечает порядок и безопасность на своей территории, в её ведении находятся дороги местного значения, организация коммунального хозяйства, и т.д. В результате последней реформы теперь в компетенцию гмины входят также финансовые средства. 

Повят

В сферу обязанностей повятов включены все локальные вопросы, выходящие за границы гмины. В частности: охрана общественного порядка и общая безопасность, противопожарная безопасность и защита от наводнений, предупреждение стихийных бедствий и устранение их последствий, содержание общих больниц, борьба с безработицей, строительство и содержание междугминных дорог. 

Повятам могут делегироваться права воеводств в тех вопросах, которые могут решаться на месте. 

Гмина и повят решают все административные вопросы их жителей. Таким образом граждане избавляются от необходимости ездить в воеводский центр для решения административных проблем. 

Повят имеет отдельный бюджет, а его доходы не зависят от доходов гмин. 

Повят не осуществляет надзор за деятельностью гмин, не может отбирать их права и вмешиваться в их финансовое управление. Финансово автономный повят может проводить собственную бюджетную политику. 

Совет повята избирается на выборах самоуправления. 

Повяты делаются на столько малыми, что бы вся их деятельность могла находится под контролем избирателей. Начальником совета управления является староста.   
Воеводство

Воеводское  самоуправление определяет политику региона. Т.е. занимается вопросами, которые  не могут быть решены на уровне повята. Это, прежде всего: равномерное развитие экономики (хозяйства), использование нововведений региональных рынков, рациональная образовательная политика до уровня университета, создание привлекательных условий для инвесторов (особенно учитывая вступление в перспективе в Европейский Союз). 

Главным показателем деятельности воеводства является эффективность управления, наилучшее использование регионального  потенциала. Новые воеводства должны быть как можно больше (минимум - несколько миллионов жителей), обладать большим экономическим и организационным  потенциалом, а также научным  потенциалом, особенно в вопросах инноваций (высшие школы и научно-прикладные институты), обладать культурным и творческим потенциалом.

Для справки: Изначально предлагалось разбить  страну на 12 воеводств, но впоследствии за основу был принят план 1975 года (17 воеводств). И в результате реформы 1999 года из 49 воеводств в Польше осталось 16; многие крупные города потеряли статус воеводских столиц. 

Во  главе воеводского сейма, избираемого  на выборах самоуправления, стоит  маршал. Представителем государственной  власти в воеводстве является воевода, находящийся на страже государственных  интересов.

 

 

АТД Украины

В настоящий момент в системе  административно-территориального устройства Украины представлены:

Первый уровень:

— автономная республика Автономная Республика Крым)

— области (24):

Винницкая

Кировоградская

Запорожская

Ровенская

Волынская

Луганская

Ивано-Франковская

Сумская

Днепропетровская

Львовская

Киевская

Тернопольская

Донецкая

Николаевская

Черкасская

Харьковская

Житомирская

Одесская

Черниговская

Херсонская

Закарпатская

Полтавская

Черновицкая

Хмельницкая


— города со специальным  статусом (Киев, Севастополь)

Второй (базовый) уровень:

— районы - 490

— города областного подчинения и города республиканского подчинения - 459

Третий (первичный) уровень:

— города районного значения, многие из которых подчинены городским  советам  городов областного значения - 118

— посёлки городского типа - 885

— посёлки - 1266

— сёла - 27188

Районы в городах являются территориальными единицами, не формирующими собственных органов управления.

 

 

 

АТД Литвы

Территория Литвы в  настоящее время разделена на 10 уездов (лит. apskritis). Уезды образуют территории самоуправлений (лит. savivaldybė): 6 городов, 2 курорта и 43 района, а также 9 новообразованных самоуправлений. Самоуправления делятся на староства (лит. seniūnija), которые в свою очередь подразделяются (с 2009 года) на сянюнайтии.[1]Самоуправления крупных городов Алитус, Вильнюс, Каунас, Клайпеда, Паневежис, Шяуляй) охватывают территорию одного города (в некоторых случаях с предместьями).

Самоуправления курортов (Паланга и Неринга) включают расположенные рядом с ними населённые пункты.

Таким образом уезд включает в себя различные административные единицы. Например, Вильнюсский уезд охватывает самоуправление города Вильнюса, самоуправление Вильнюсского района, Электренское самоуправление, а также самоуправления Тракайского, Укмергского, Шальчининского, Швенчёнского и Ширвинтского районов; в свою очередь, например, Вильнюсский район включает в себя город Неменчине, местечки Бяздонис, Майшягалу, Мицкунай, Шумскас, деревни и поделён на 23 староства.

Каждый уезд возглавляет  начальник уезда, назначаемый правительством Литовской Республики. Его основная задача — гарантировать соблюдение на территории уезда Конституции Литовской Республики и законов.

Список уездов

  • Алитусский уезд
  • Вильнюсский уезд
  • Каунасский уезд
  • Клайпедский уезд
  • Мариямпольский уезд
  • Паневежский уезд
  • Таурагский уезд
  • Тельшяйский уезд
  • Утенский уезд
  • Шяуляйский уезд

 

 

АТД Латвии

19 декабря 2008 года правительство Латвии постановило: в Латвии вместо прежних 553 самоуправлений (районов, волостей и т.д.) будут созданы 109краёв (но́вадов) (латыш. novads, мн.ч.: novadi), которые делятся на краевые волости и города и девять республиканских городов[2].

Новая карта составлена по следующим  принципам. Краем (новадом) считается территория, на которой постоянно проживают по меньшей мере 4 тыс. человек, а в краеобразующем городе или поселке — не меньше 2 тысяч. Расстояние от администрации края до любого населенного пункта в нем не должно превышать 50 километров. Правда, в каждом правиле есть свои исключения. Так, самыми маленькими краями Латвии станут Балтинавский(1420 жителей) и Алсунгский (1730). Самыми же большими — Огрский (38 тыс. человек) и Талсинский (35 тыс.) края.

Эта реформа, несмотря на своё официальное  завершение к 1 июля 2009, критикуется  как незавершённая. Считается, что  такое неравномерное разделение территорий позволяет обеспечить выборность нужного количества депутатов в Сейм Латвии от «стратегических» местностей, где поддержка правящих партий сильнее. И наоборот, уменьшить количество депутатов из регионов, известных своей оппозиционностью[3].

С 1 июля 2009 года к числу городов  республиканского подчинения прибавились Екабпилс и Валмиера.

В конце 2010 года добавился Мерсрагский край, ставший новым, 110 латвийским краем.

Современный список республиканских  городов выглядит следующим образом: Даугавпилс, Лиепая, Елгава, Юрмала, Вентспилс, Резекне, Валмиера, Екабпилс, Рига.

Россия

Республика

  • охарактеризована в Конституции России как «государство
  • статус определяется Конституцией России и своей конституцией;
  • вправе устанавливать свои государственные языки 

Край, область, город федерального значения

  • статус определяется Конституцией России и своим уставом,

Автономная  область

  • статус определяется Конституцией России и своим уставом;
  • может быть принят федеральный закон об автономной области

Автономный  округ

  • статус определяется Конституцией России и своим уставом;
  • может быть принят федеральный закон об автономном округе
  • отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью

21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального  значения (Москва, СП), 1 автономная область (Еврейская), 4 автономных округа (Ненецкий, Ханты-Мансийский,  Чукотский, Ямало-Ненецкий)

 


Информация о работе Административно-территориальное деление соседних с Республикой Беларусь стран