Африка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Африка занимает площадь 29,2 млн км². Протяженность с севера на юг —8 тыс. км, с запада на восток в северной части — 7,5 тыс. км. Особенностью ЭГП многих стран региона является отсутствие выхода к морю. В то же время в странах, выходящих к океану, береговая линия изрезана слабо, что неблагоприятно для строительства крупных портов. На территории Африки расположено 55 государств, из них три монархии, одна (Нигерия) — федеративная республика, остальные — республики. Все страны, за исключением ЮАР, развивающиеся, большинство из них беднейшие в мире (70% населения живёт за чертой бедности)

Содержание работы

.Введение…………………………………………………………………………2
2. Природные условия и ресурсы Африки………………………………………3
3. Экологическая ситуация Африки……………………………………………5
4. Экологические проблемы Африки……………………………………………6
5. Проблемы развивающихся стран …………………………………………11
6. Экологические проблемы великих озер……………………………………13
7. Возникновение экологической политики на континенте…………………15
8. Современные африканские экологические инициативы…………………17
9.Заключение……………………………………………………………………..30
10. Список литературы…………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЕЛЕНЫ готова.docx

— 646.80 Кб (Скачать файл)

Основным результатом международных  конференций и, особенно утверждения  на конференции ООН в Рио-де-Жанейро  программы "Повестка дня -21 век"(Agenda 21), явилось влияние на африканскую политику концепции "нового энвайронментализма" (new environmentalism), соединившей экологические, экономические и политические установки государства в неразрывное целое. В "Повестке дня -21 век" была впервые обоснована связь между состоянием экологической среды и развитием общества, основанная не только на угрозе здоровью населения и сохранении истощающихся природных ресурсов в пределах отдельных стран, но и на угрозе среде обитания всего человечества (глобального экологического кризиса).

Помимо политической подоплеки для Африки более чем актуальна и экономическая сторона этих конференций. В рамках почти всех международных соглашений по окружающей среде (МСОС) предусматривается финансирование программ исследований и проводиться профессиональная переподготовка исследователей.

Поскольку экологические проблемы развивающихся стран отличаются от проблем индустриально развитых государств, то и степень активности стран Африки зависит от тематики глобальных МСОС, инициированных в  большинстве случаев последними. Среди первых по степени важности для Африки в списке глобальных экологических проблем значится иссушение климата и недостаток водных ресурсов. Поэтому, такие соглашения как Рамочная конвенция ООН по изменению климата, Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием и Венская конвенция об охране озонового слоя были подписаны подавляющим большинством стран. Наибольшее количество африканских  инициатив наблюдается в области  борьбы с опустыниванием, причем основная их масса была учреждена еще до появления в 1996 году самой Конвенции по борьбе с опустыниванием.

Среди ярких примеров - национальная программа в Тунисе "Желтая рука", согласно которой проводятся работы по искусственному лесонасаждению и меры по стимулированию социально-экономического развития в сельских районах, чтобы в дальнейшем привлекать сельских предпринимателей к участию в проектах по борьбе с опустыниванием. Также в рамках этого проекта была проведена инвентаризация используемых земель, которые были разбиты на три группы. Для каждой группы был составлен ряд предписаний по использованию ресурсов и возможности изменений в методах ведения хозяйства.

Другая инициатива - "Край пустыни" в Зимбабве, вписываясь в политику государства по децентрализации  управления, имеет конечную цель - улучшить продовольственное снабжение сельского населения. Для этого в стране вводятся меры поощрения богарного земледелия культур и деревьев, а также развития скотоводства на экстрааридных территориях.

Многие экологические  проблемы провоцируются хозяйственной  деятельностью, в которой задействован тот или иной ресурс (флора и фауна, пресная вода и почва). Поэтому План действий для района Калахари-Намиб - это распространение Плана действий для всего бассейна реки Замбези и территорий сопредельных государств, без фокусирования на каком-то отдельном ресурсе. Первая фаза этого плана была завершена в 1995 году и заключалась в повышении благосостояния населения района Калахари-Намиб посредством устойчивого использования природных ресурсов. Именно в этих странах отмечается наибольший экономический рост в последнем десятилетии в Африке.

Все вышеуказанные африканские  инициативы указывают на то, что  в странах континента активно  проводятся работы в природоохранной  области. Что особенно важно, появляются национальные проекты по благоустройству отдельные территорий и даже трансграничных объектов (например бассейны рек).

Большое значение для  жизнеобеспечения африканцев имеет - проблема сохранения биоразнообразия. Многие африканские  страны в подписали Конвенцию по биологическому разнообразию(КБР), Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения и Рамсарскую конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц и резервуаров по задержанию влаги и питательных веществ выносимых с соседних вышележащих территорий (участвовало соответственно - 50, 48 и 28 стран Африки).

МСОС в области сохранения биоразнообразия получили наибольшее распространения в странах сильно затронутых процессом обезлесения, что сопряжено с исчезновением не только многих видов флоры, но и лишением местообитания многих видов животных. В данной случае "лес" следует принять за обобщенное понятие здоровой среды обитания со множеством экологических ниш проживания видов флоры и фауны. Поэтому в странах пояса влажных лесов, например в Камеруне и Гане, побудительным следствием присоединения к КБР было принятие стратегии и плана рационального лесопользования. В региональных конвенциях по охране окружающей среды еще сильнее просматривается африканская специфика (см.табл.).Впоследнее время необходимость четкого разграниченияресурсопользования в  африканском регионе, особенно в  Западной Африке, принимаются законы по трансграничным природным объектам и явлениям, таким как речные и озёрные бассейны (реки Сенегал, Нигер, Гамбия, озеро Чад с притоком р.Логоне) и сохранению биоразнообразия.

 Меньшее значение имеют проблемы  использования прибрежных вод, поэтому  в подписанных двух МСОС (по  Средиземному и Красному морям) африканские страны являются  оппонентами стран соседних регионов  Южной Европы и Западной Азии. Новой, но стремительно набирающей силу, экологической проблемой для  Африки является попытка массового  захоронения токсичных отходов на континенте. Благодаря подписанному Соглашению по Раннему Оповещению между странами Запада и государствами Центральной Африки при участии других природоохранных организаций уже был предотвращен ряд попыток разместить токсичные отходы на территории Ганы, ДРК, Нигерии и Кот-д'Ивуара.

Реализуемые Планы Действий по Окружающей среде (НПДО) отражают содержание многих МСОС. Кратко НПДО можно определить как государственную стратегию,позволяющую определить и классифицировать экологические приоритеты, основать базу для эффективной системы ресурсопользования с перспективой устойчивого развития. НПДО это одновременно продукт и процесс. Как процесс он учитывает экологический аспект при планировании социально-экономического развития с одной стороны, а с другой стороны сенсибилизирует ответственных чиновников к важности экологических проблем во всех областях жизни.

Среди африканских стран, где экологическая политика имеет  наиболее продуманную стратегию  выделяется ЮАР, которая уже обладает относительно оформленной системой защиты природы, отработанной особенно хорошо в области управления охраняемыми территориями. С отменой апартеида и началом проведения административной реформы, призванной одновременно упростить и улучшить управление территориями, три провинции из семи уже подготовили свои региональные экологические планы, которые могут быть скорректированы единой координационной комиссией.

По опыту ЮАР выстраивают  свою экологическую политику Намибия  и Зимбабве, где уже действуют  системы защиты природы и управления охраняемыми территориями. Эти страны адаптировали стратегию, сфокусированную на оценке биоразнообразия и природного богатства с целью туристического развития своих территорий.

Не смотря на частое копирование  европейских инициатив развития в области экологии, важным следствием этого явилось осознание многими странами Черного континента самой политической идеи защиты и охраны окружающей среды. Благодаря Экологическому саммиту в Рио-де-Жанейро в 1992 года некоторые страны, например Уганда, Эфиопия, Мали, Мозамбик, Малави, Бенин и другие включили в права и обязанности граждан в сфере окружающей среды в свои конституции. Дробление и дублирование властных полномочий происходит на фоне распыления ответственности за реализацию экологических мер. Например, в Зимбабве за примерно 20 природоохранными законами следят около 10 министерств. Схожее положение с исполнением законов в Ботсване, а в ЮАР происходит наложение полномочий центральных и провинциальных органов власти.

Наделение полномочиями природоохранного государственного института власти имеет субрегиональный окрас. Так, в странах Северной и Южной Африки их удостоили статуса министерства, а в Восточной Африке предпочли образовать самостоятельный координационный центр (Национальный секретариат или управление по проблемам окружающей среды). В Центральной и Западной Африке бытуют оба этих подхода.

Часто природоохранное  подразделение вписывают в существовавшее ранее отраслевое министерство, например Министерство Лесного хозяйства  в Камеруне, в Министерство Водных ресурсов в Буркина-Фасо или Министерство Туризма в Зимбабве. Такой поход в экологической политике указывает на узкое видение проблем развития в первую очередь сельских территорий.

Огромное значение для  устойчивого природопользования в  сельских районах имеет решение проблемы владения землей, так как главной экологической проблемой продолжает оставаться деградация земель, особенно из-за обезлесения, снижения плодородия почв и утраты биоразнообразия. Выработанные ранее традиционной общиной законы землепользования в корне изменены государственной властью.

Земельная политика и  земельное законодательство современной  Черной Африки часто базируется на общинных формах землепользования. Закреплённое в европейской  правовой практике понятие частной  собственности, в африканских странах, не является универсальным. Это касается, в первую очередь, земледельческих обществ, где от наличия земельных ресурсов зависят множество пользователей. Отдав абсолютный приоритет в землевладении, например, одному крестьянину найдется много соседей, которые предъявят свои права на тоже участок, который они рассматривали как резервный. В праве на владение землей африканские общины опираются, прежде всего, на семейные связи, к которым примешиваются экономические, политические и социальные связи. В месте с тем, при отсутствии индивидуальной собственности, в условиях "племенного" землепользования (с доколониальных времён) каждая территориальная или родственная община твердо знает свои права и обязанности относительно земельных участков.

С момента появления европейцев в землевладении произошли большие изменения, особенно между кочевниками и земледельцами, в пользу последних. В 50-70-е года, колониальные, а позднее и суверенные власти особенно активно проводили политику седиментации кочевников. Поэтому произошло резкое увеличение в некоторых буферных районах скотоводческого населения, которое потеснило оседлые народы. Были нарушены исторически сложившиеся взаимоотношения между этими противоборствующими группами населения. Причем позиция властей перенесла, доминировавших ранее кочевников в подчиненное положение.

Сегодня уже можно  говорить о том, что земельная  политика во всех странах пояса тропических  лесов составляет основной законодательный  рычаг, который ограничивает деградацию лесных и водных ресурсов на континенте. Исключительными примерами здесь являются Гана и Кот-д'Ивуар, где ставка в природоохранном деле была сделана на реформу определенного сектора экономики (сельского хозяйства), который является основных ресурсопользователем (в их случае земель и лесов), а не на проведение комплексных природоохранных мероприятий.

В результате неравномерного распределения земли по социальным слоям населения в Восточной  Африке обедневшие крестьяне мигрируют  в маргинальные районы, где широко распространены уязвимые перед эрозией залесенные склоны гор. Там они выживают за счет использования ресурсов, что часто приводит к деградации земель и сведению лесов.

В вопросе землепользования можно привести четкое разграничение  между странами, входящими в Британское содружество и бывшими французскими колониями. В первых институт частной собственности на землю был введён в колониальный период, поэтому отношение к земле и лесам там более бережливое. Об этом свидетельствуют показатели ежегодного обезлесения, рассчитанные на миллион жителей страны, хотя в обеих группах стран общие темпы обезлесения велики. В ряде стран Западной Африки до сих пор сохранилось государственное владение землёй. В условиях общинно-кланового пользования государственными землями крестьянство не представляет заинтересованную сторону в благоустройстве территорий и охране лесов и земель.

К сожалению, пестрый  этнический состав стран Африки, где  среди народов есть группы абсолютно  разного уровня социального развития с различными традициями и восприятием институтов внешней власти, делает невозможным одномоментный и полный переход к современным понятиям собственности на землю.

Проводимые экономические  меры стимулирования природоохранной  деятельности ориентированы, в первую очередь, на ту экономически активную часть населения, что проживает в городах и сельских центрах с развитой инфраструктурой. Основополагающее понятие этих мер - оценка вероятных экологических и социально-экономических последствий деятельности (Оценка Воздействия на Окружающую Среду/ОВОС). В реальности подобная оценка конечно же увеличивает варианты решений по проектам строительства, освоения целинных земель, мелиоративных работах, горных разработках и вырубке лесов. Тем не менее, эта сложная комплексная предпроектная процедура значительно повышает шансы принятия более правильного решения.

Экономические меры и  стимулы включают в себя налоговые  послабления, где допускаются налоговые  вычеты на ускоренную амортизацию, списание налоговой задолженности, а в  ряде случаев, например, в Замбии, снижение или полную отмену ввозных пошлин на экологические технологии и оборудование для контроля за выбросами. На Маврикии подобные льготы были удачно введены в практику вместе со штрафами за выбросы вредных веществ для компенсации издержек на очищение загрязненных экосистем в соответствии с принципом "загрязнитель платит".

Информация о работе Африка