Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 14:09, доклад
Сложный рельеф дна и причудливый контур береговой линии предопределяют разнообразие гидрологических и гидрохимических условий моря, от почти пресноводных Ботнического и Финского заливов до высокосоленых проливов в западной части Балтики и от приемлемою состояния воды в центральной части моря у его поверхности до временамизаморного состояния (т.е. состояния отсутствия растворенного кислорода) в некоторых глубоководных впадинах
Сложный рельеф дна и причудливый контур береговой линии предопределяют разнообразие гидрологических и гидрохимических условий моря, от почти пресноводных Ботнического и Финского заливов до высокосоленых проливов в западной части Балтики и от приемлемою состояния воды в центральной части моря у его поверхности до временами заморного состояния (т.е. состояния отсутствия растворенного кислорода) в некоторых глубоководных впадинах.
Вследствие экономической деятельности как на побережье, так и в бассейне увеличивается загрязнение воды моря. Непосредственными причинами являются сбросы бытовых и промышленных стоков и рассеянного сельскохозяйственного загрязнения. Это приводит к эвтрофикации моря, снижению концентрации кислорода в воде, накоплению токсических веществ в пищевых цепях, снижению рыбных ресурсов и численности водоплавающей птицы и морских животных.
Главные экологические проблемы Балтики
Во-первых, избыточное поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий. Поскольку водообмен Балтики не очень активен, то концентрация азота, фосфора и других отходов в воде становится очень сильной. Из-за биогенных элементов в море органические вещества не полностью перерабатываются, а из-за недостатка кислорода они начинают разлагаться, выделяя губительный для морских обитателей сероводород. На дне Готландской, Гданьской, Борнхольмской впадин уже существуют мертвые сероводородные зоны.
Вторая значимая проблема Балтики – загрязнение воды нефтью. С различными стоками в акваторию ежегодно попадают тысячи тонн нефти. Пленка нефти, которая покрывает поверхность водного зеркала, не пропускает кислород вглубь. Так же на поверхности воды накапливаются токсичные вещества, вредные для живых организмов. Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря.
Был случай, когда туристов, отдыхающих на пляжах Балтийского моря, начали пугать необычные насекомые. Внешне они напоминали ядовитых скорпионов и отличались чрезмерной агрессивностью. Энтомологи констатировали, что эти насекомые не известны природе. Это мутанты. Причина - невероятная загрязненность этого водоема. Сегодня Балтийское море является одним из самых загруженных водных путей - на его долю приходится более 15% мировых морских грузовых перевозок. Ежегодно на Балтике перевозится порядка 170 миллионов тонн нефтепродуктов. По прогнозам специалистов, к 2015 году этот объем вырастет еще на 40%.
Каждый день в море курсирует около 2000 судов. Контролировать экологическую безопасность Балтийского региона становится все труднее. Среди огромного количества танкеров, сухогрузов, паромов и пассажирских судов бывает невозможно найти виновников очередного разлива нефтяного пятна или сброса нечистот. Пролить в море полторы тонны нефти и остаться незамеченным - это почти штатная ситуация на Балтике.
На морском нефтетерминале Бутинге, расположенном на территории Литвы рядом с Клайпедой, в январе прошлого года танкер Antarktica, который ходит под флагом Каймановых островов, пролил во время разгрузки около 400 кг нефти. Всего на литовском терминале в течение трех лет было обнаружено более четырех фактов несанкционированных утечек нефти. Специалистами были выявлены массовые нарушения эксплуатации терминала, и сегодня ситуация по-прежнему остается критической.
следует отметить высокую вероятность оседания в холодной воде активно испаряющихся тяжелых фракций, присутствующих в нефтепродуктах. В будущем они могут подниматься время от времени, причиняя вред экосистеме.
По данным специалистов, участвовавших в исследованиях трансграничного поступления загрязняющих веществ из устья Вислы в Польше, содержание нефтепродуктов в районе Калининградского морского канала в пробах воды увеличивается в десятки раз. Несмотря на это, в настоящее время Польша ведет подготовительные работы по строительству судоходного канала через польскую часть Вислинской (Балтийской) косы для организации нового пути судоходства из порта Эльблонг в Балтийское море. По оценкам экспертов, в случае реализации польского проекта будет полностью нарушен природный водный баланс в этом регионе Балтийского моря.
Третья проблема акватории Балтийского моря - накопление тяжелых металлов. Ртуть, свинец, медь, цинк, кобальт, никель попадают в основном в воды Балтики с атмосферными осадками, остальная часть попадает при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тысяч тонн, свинца – 3 тысячи тонн, кадмия – около 50 тонн, а ртути – 33 тонн, на 21 тысячу кубических километров водного объема акватории.
Четвёртая проблема - Балтийское море сильно загрязнено в результате активной деятельности проживающих на его берегах людей. Главная экологическая проблема Балтики заключается в эвтрофикации — избыточном поступлении органических веществ, в первую очередь соединений азота и фосфора, способствующих размножению сине–зеленых водорослей, зарастанию залива, отмиранию глубинных слоев и разрушению экосистемы в целом
Азот и фосфор являются питательной средой для водорослей, способствуют зарастанию, заилению и "цветению" водоемов. Поскольку водообмен Балтики не очень активен, то концентрация азота и фосфора в воде становится очень сильной, при этом уменьшается количество кислорода и нарушается естественный баланс. Чем выше температура, тем выше процесс зарастания моря
проекта PRESTO – решение вопросов эвтрофикации, которая является главной проблемой Балтийского моря. Эвтрофикация – это поступление биогенных элементов (азот и фосфор) в природные водные объекты, что ведет к нарушению экологического равновесия водных объектов, вредит рыбоводству и отрицательно влияет на использование вод в питьевых, хозяйственно – бытовых целях.
Проекты «Чистое балтийское море» (с 2005г.) Фонда Джона Нурминена направлены уменьшение эвтрофикации за счет повышения эффективности удаления фосфора на городских очистных сооружениях. Целью является достичь уровня содержания фосфора до 0,5 мг на литр в очищенных сточных водах, что является нормативом, рекомендованным Хельсинской комиссией по защите морской среды Балтики (Helcom). Задачей проектов является сокращение в общей сложности выбросов на 2500 тонн фосфора в регионе Балтийского моря.
Балтийское море благодаря географическому положению всегда находилось на перекрестке исторических событий. На дне Балтики находится не одно кладбище кораблей. Многие затонувшие суда имеют опасные грузы. Контейнеры, в которых находятся грузы, со временем разрушаются.
Десятилетиями в Балтике практиковалось затопление и захоронение устаревших бомб, снарядов, химических боеприпасов. После окончания Второй мировой войны по совместному решению стран антигитлеровской коалиции (СССР, Великобритания и США) и в соответствии с решением Потсдамской конференции 1951 года в различных районах Балтики, а также в проливах, соединяющих Балтийское море с Северным морем, было затоплено свыше 300 тысяч тонн немецкого химического оружия и боеприпасов.
Больше полувека боеприпасы лежат на дне Балтики, создавая потенциальную смертельную угрозу. Металл в морской воде разъедает ржавчина, и отравляющие вещества в любое время могут попасть в воду.
Радиационный фон Балтийского моря
Если сравнивать Балтийское море с другими морями и океанами, то Балтика - несомненный чемпион по самому высокому содержанию искусственных радиоактивных веществ.
Атомные электростанции, которыми напичкано побережье, перерабатывающие заводы систематически сбрасывают в воду радиоактивные вещества. Если к этому добавить выпадения от испытания ядерного оружия, последствия Чернобыльской катастрофы, то нетрудно представить, что море постепенно может умереть и превратиться в громадную грязную лужу, на берегах которой никому не придет в голову жить.
Стратегия регулирования состояния Балтийского моря заключается в развитии сотрудничества между всеми странами бассейна моря. Первое соглашение о сотрудничестве было принято в 1974 г. в Хельсинки. Была создана Комиссия по защите морской среды Балтийского моря, разрабатывающая и координирующая осуществление совместных программ. Центральной задачей текущей экологической программы является сокращение нагрузки от точечных источников загрязнения. На 1996 г. идентифицированы 132 «горячих точки» особенно значительных источнике» загрязнения в пределах бассейна и ведется работа по сокращению сбросов из них. Есть основания полагать, что состояние моря может быть сохранено и даже улучшено, но это требует дальнейших согласованных усилий всех стран бассейна.
Американские и шведские ученые установили, что 405 регионов моря на Земле испытывают такую сильную нехватку кислорода, что там могут исчезнуть признаки жизни. Из 10 самых больших вымерших районов 7 находятся в Балтийском море. Площадь мертвых зон на Балтике составляет в общей сложности 40 000 кв. км, что примерно равно территории Эстонии.
Балтийское море является хрупкой и закрытой экосистемой в силу своей географии и гидрографии. Это внутреннее море, состав воды которого обновляется только каждые 30 лет. Однако, несмотря на это, многочисленные экологические проблемы намеренно замалчиваются властями стран региона, так как оглашение реального уровня его загрязнения может препятствовать развитию туристической отрасли и реализации балтийской рыбы на внешних рынках, а осуществление новых энергетических проектов никак не сможет ухудшить экологическую ситуацию в море.
http://biofile.ru/geo/50.html
Места локализации токсически-опасных отходов на Балтике.
Рассматривая Балтийское море в качестве внутреннего моря можно выделить следующие проблемы, которые относятся и к остальным внутренним морям:
- закрытая экосистема
- эфтрофикация из-за повышенной антропогенной нагрузки