Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 21:23, творческая работа
И правда, Беларусь невозможно представить без многочисленных рек и озер, именно они делают нашу страну такой «чистой» и неповторимой. Не зря ее называют «голубоглазой», ведь если посмотреть на физическую карту Беларуси можно увидеть множество озер и густую речную сеть. Нет ни одного населенного пункта Беларуси в котором не было бы водоема.
Белорусский водный путь начинается с Августовского канала — это судоходный канал в Польше и в Гродненской области Белоруссии, соединяет реки Вислу и Неман (через реки Бебжу, Нетту и Чёрную Ганьчу), он является памятником гидротехнического зодчества, расположен в особо охраняемой зоне ЮНЕСКО. В свое время канал был технологическим чудом, так как имеет большое количество шлюзов, добавляющих к прекрасным природным ландшафтам некоторую техногенную изюминку. Он является первым искусственным водным путем в Европе и обеспечивал связь с Чёрным морем на юге через Огинский канал, Днепр, Березинскую водную систему и Двину.
В 1821-1825 гг. были введены высокие таможенные пошлины на транзит товаров Российской империи через Прусские земли, что и привело к идее постройки данного сооружения. 15 февраля 1825г. Император Александр I утвердил смету. Стоимость строительства оценивалась в то время в четырнадцать миллионов злотых польских или в полтора миллиона рублей серебром российскими деньгами. Полностью строительство канала было завершено в 1839 г. Было построено 18 шлюзов, 29 водоподъемных плотин, 14 мостов и 24 помещения по обслуживанию канала. Первым руководителем строительства был полковник Игнатий Прондзинский (1792—1850).Рабочую силу составляли свободные крестьяне, представители различных национальностей: поляки, белорусы, русские, литовцы, евреи и т.д. После отмены Пруссией пошлины канал потерял свою первоначальную функцию и использовался локально для сплава леса.
Канал построен по постледниковым геологическим опусканиям и нескольким долинам. Он прошёл по цепочке Августовских озёр и соединяющих их рек. Тип ландшафта позволил отлично вписать Канал в прилегающий пейзаж по всей его длине — более ста км. Объём водосборного бассейна на польской стороне 74,25 км² и на белорусской — 8,42 км², всего 82,67 км². Канал соединяет 7 естественных озёр: Нецко, Белое, Студеное, Орле, Панево, Крживе и Микажево и 11 рек: Биебжа, Нетта, Цзарна Ханжа, Клоновница, Пласка(она же Сучья Речка, она же Чернавка), Микажевка, Перкучья, Сжамица, Волкужанка, Остажанка и Неман.
В межвоенный период канал был популярным туристическим объектом, по которому курсировал специальный пароход «Эмилия Плятор». Канал сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, некоторые шлюзы были взорваны, плотины разрушены, здания сожжены. После войны канал в Беларуси практически не эксплуатировался. Сегодня реконструированный канал живет своей второй жизнью. Не только сам канал, но и прилегающая территория привлекательна и создает благоприятные условия для отдыха и туризма.
Канал играет очень важную роль для Гродненской экосистемы. В здешних лесах на побережье канала водятся такие редкие в наше время животные как рысь, лось, дикий кабан, волк, лисица, бурые медведи и такие редкие в нашей стране чёрный аист и красный коршун. Возраст некоторых деревьев превышает три сотни лет. Кроме животных здесь обитает огромное количество рыб среди которых выделяются такие разновидности как хариус и редкая для нашей страны форель.
Неман — судоходная река. Регулярная навигация связывает Гродно с литовским городом Друскининкай, а во время высокой воды речные суда с лесом, стройматериалами и другими грузами поднимаются выше места впадения в Неман реки Березины. Растительность представлена смешанным лесом с преобладанием хвойных пород. Основные лесные массивы расположены в бассейнах рек Березины (Налибокская Пуща), Котры (Гродненская Пуща), Уши и Щары. Общая лесистость водосбора около 25%, из которых 5% составляет заболоченный лес. В Немане водятся: щука, жерех, лещ, усач, плотва, язь, подуст, сырть, голавль, густера, окунь, карась, елец, красноперка, ерш, уклейка. Реже встречаются: форель, налим, сом и еще реже - судак, лосось, хариус, угорь.
С первого июня, когда заканчивается нерест, на водное шоссе выходят и любители активного отдыха. Самый распространенный среди туристов транспорт – байдарка. Сложная в сборе, она легка в обслуживании. Ее устойчивость на воде позволяет плавать даже детям – чтобы ее перевернуть, нужно очень постараться. Готовые маршруты по реке Неман предлагает лидская туристическая фирма «Святовит». По желанию клиента поход может длиться от двух до десяти дней, а пройденное расстояние исчисляться от 25 до 150 километров. От Лиды до начальной точки маршрута на Немане туристам предлагают трансфер. В стоимость похода включены питание, прокат снаряжения, экскурсионная программа, услуги инструктора. Любители самостоятельного плавания, не имеющие собственного снаряжения, могут воспользоваться услугой проката непосредственно в фирме или в одной из сельских усадеб, стоящих на берегу Немана. Неманом хорошо плыть, ехать и даже идти. Так, по зеленому маршруту «Нёманскі шлях» можно отправиться пешком, на байдарках, лодках, велосипедах, повозках и лошадях.
Огинский канал- Днепровско - Неманский канал, в Брестской области; соединяет р. Ясельда (левый приток Припяти, бассейн Днепра) с р. Щара (левый приток Немана). Длина Огинского канала 55,5 км (в т. ч. 5 км по оз. Выгонощанское), а всей водной системы от устья Ясельды до устья Щары 324 км. Озеро Выгонощанское соединено с р. Щара коротким (4 км) прокопом.
Канал назван в честь Михаила Казимира Огинского, инициатора строительства. Строительство обошлось в 12 миллионов злотых, большую часть которых выделил Матей Бутримович, пинскому мечнику и городскому судье. Пилы, топоры, лопаты — основные инструменты строителей. В качестве транспорта использовались подводы, запряжённые лошадьми и волами.В 1783 году канал был сдан в эксплуатацию.
Ежедневно курсировали пароходы: Пинск — Телеханы, Пи